Круг русского боевого обычая.




Эта статья является, в определенной степени, продолжением статьи «Русская боевая традиция. Где она?» (ее можно посмотреть на https://www.donbassrus.org/?p=122). И, одновременно, ее развитием.

 

Правильнее, конечно, говорить не русская боевая традиция, а русский боевой обычай. Понятие «традиция» генетически восходит к лат. traditio, к глаголу tradere, означающему «передавать». Оно равнозначно нашему слову «обычай», но… В свое время введенное научными кругами, оно постепенно подменило народное понятие. Однако для некоторых представителей русских школ с их бережным отношением к народной культуре это малоприемлимо, поэтому я буду пользоваться именно словом «обычай».

 

Итак, русский боевой обычай. Много лет я преподаю его и практически все время, к большому сожалению, встречаюсь с нападками и противоречиями одних русских школ и направлений с другими. Происходит это, большей частью, из-за того, что не все понимают те цели или задачи, из которых исходит та или иная школа. А свои цели выдвигая как приоритетные и единственно правильные. Вдобавок к этому, часто эти цели просто отсутствуют, или же настолько запутанны, что в них не могут разобраться и сами занимающиеся, сваливая в одну кучу и прикладную, и традиционную, и другую работу.

И это несмотря на то, что практически все школы базируются на одинаковых или же очень схожих принципах работы. Поэтому я попытаюсь дать свое видение современного состояния русского боевого обычая. Как я писал в предыдущей статье под русской традицией стоит понимать единую традицию в той или иной степени присущей всем восточнославянским народам – русским, украинцам и белорусам.

Современный «русский боевой обычай» можно разделить на три больших направления.

Каждое из которых, в свою очередь, может подразделяться. Но в зависимости от направления, эти разделения являются различными.

 

Первое и, наверное, самое большое направление есть традиционное. Здесь я буду применять это понятие, чтобы отделить его от общего понятия «обычай». Тем более, что оно более привычно современному человеку. Иногда его еще называют фольклорным. Основными целями этого направления являются две:

1.Это система воспитания подрастающего поколения (детей, подростков и молодежи) в духе русских национальных идеалов, неотъемлемой частью которых всегда являлась и боевая подготовка защитников Отечества.

2.Сохранение русской культурной народной традиции и приобщение к ней в среде взрослого населения.

Соответственно целям, разделение внутри этого направления происходит по возрастному признаку, как всегда и было в русских общинах. С разным подходом к каждому возрасту. И с разной подготовкой в разном возрасте.

 

Второе, наименее развитое, направление – спортивное. Именно из-за редкого участия бойцов русских школ в соревнованиях по спортивным дисциплинам, как-то борьба, бокс, спортивный рукопашный бой и т.д., и, соответственно, отсутствия побед в них, многие люди мало воспринимают этих бойцов как серьезных противников представителям современных спортивных видов. И в этом есть своя доля правды. Тем более, что русские школы вообще усиленно открещиваются от понятия спорт, а многие даже избегают и простого участия в спаррингах. Чем-то, конечно, это оправдано. Потому что современный спорт имеет свои четкие законы, первым из которых является его узкоспециализированная направленность. Это систематичность и регулярность тренинга. Постоянное повышение нагрузок. Участие в соревнованиях. Пот, боль и возможный травматизм. Гораздо проще говорить – «мы крутые», причем ничем это не подтверждая. Или же – «мы такие крутые, что просто покалечим всех». К сожалению, как бы этого не хотелось, это не совсем так. Чтобы побеждать спортсменов на соревновательном уровне, надо тренироваться как спортсмен – раз, и постоянно тренироваться в рамках правил предложенной дисциплины – два. И тут я вижу только один путь. Развитие национальных видов спорта в рамках русского боевого обычая с разделением их на борьбу, кулачный или вольный бой, безоружную рукопашь и фехтование. И с конкретной специализацией в отдельных видах. Такие попытки уже существуют в рамках отдельных направлений, школ или федераций. Как, например, борьба «Слада» или спортивный украинский «Спас», или ножевое и палочное фехтование костромского клуба «Буян». Но это пока еще первые попытки, не имеющие всеобщего характера.

Должен заметить, что в традиционном направлении также существует состязательная база. Во многом о ней, я и писал в предыдущей статье. Это та же борьба, бой, рукопашь и фехтование. Но в ней, естественно, меньше вероятность травмы, чем в спортивном направлении, потому что это культурная традиция. И в тоже время, она гораздо шире, чем чисто спортивная, потому что включает в себя различные виды всего этого, в т.ч. и групповые. Такие как «стеношный бой», «свалка-сцеплялка» и т.д.

 

Третьим направлением является прикладное. Оно разделяется по целям и задачам подготовки того или иного контингента тренирующихся. Который может быть гражданским, полицейским (милицейским) или военным. Соответственно этому изменяется и подготовка. Мало того, она подразделяется еще и внутри по профессиональному признаку. Потому что подготовка, например, простого сотрудника милиции, бойца ОМОН и бойца СОБР – это разные виды подготовки, хотя и пересекающиеся в определенном смысле. В нем также существует своя состязательная традиция, хотя, в основном, в закрытом варианте.

 

Можно выделить также еще одно, четвертое, направление, которое стоит несколько особняком, хотя в той или иной степени присутствует везде. Это школы оздоровительного, психологического и иных планов. Эти направления часто присутствуют внутри школ боевого обычая. Например, школа «Здоровье» в системе «РОСС», или оздоровительные наработки питерской школы А.Грунтовского. Или существуют отдельно, как «Любки».

 

Но, как я уже писал выше, система подготовки во всех этих школах и направлениях, по сути, базируются на очень похожих принципах и пластике движения, но ставят перед собой разные задачи, определяющие конечную цель. Но похожие принципы позволяют переходить от одного к другому, или же сочетать их при изменении жизненных ценностей или потребностей. И это мы видим в современных школах, которые сочетают в своих тренировках, к примеру, систему А.А.Кадочникова и М.В.Рябко, или славяно-горицкую борьбу с системой Кадочникова.

В свое время, именно раздробленность Руси помогла монголам ее завоевать. И удерживать ее в таком состоянии более двух веков. Много крови и слез было пролито, пока Русь не объединилась в единое государство. То же самое мы видим в современных школах русского боевого обычая, ЕДИНОГО ОБЫЧАЯ!

Так что давно уже назрел вопрос об объединении различных русских школ в единую систему. При этом это совсем не значит, что все должны заниматься неким конгломератом из разных школ, ни в коем случае. Речь лишь идет о возвращении традиционных русских общинных принципов. Той формы, которая дольше всех сохранялась у южнорусского казачества и в северо-западной Руси. Я имею в виду создание единого Круга русского боевого обычая. Возможна, тогда каждая школа определится, к какому же направлению она относится и прямо заявит об этом. И тогда не будет ни споров, ни недопонимания друг друга.

И первый шаг к этому уже сделан. Киевская и донецкая группы «Спаса» и апатитский клуб «Ярь» договорились между собой о создании единой АССОЦИАЦИИ «Круг русского боевого обычая». Подчеркиваю, именно ассоциации, а не федерации, то есть отсутствует вертикальная иерархия. В основу объединения кладутся единые принципы и традиционная пластика, а цели тренинга каждый клуб выбирает для себя сам. Все же общие вопросы решаются всем миром, как оно всегда и было на великой Руси!

Николай Орлов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: