Глава 4. Качество товаров




4.1. Понятие качества

Проблема качества товаров была и остается актуальной. Эта проблема носит стратегический характер. От ее решения зави­сит стабильность экономики нашего государства. Ведь реальная экономика, т. е. экономика жизни людей, — это совокупность их хозяйственной деятельности по производству, распределению и использованию необходимой продукции. Причем эта продукция должна удовлетворять потребности населения, т. е. обладать по­требительной стоимостью. А мерой потребительной стоимости является качество.

Качество — это совокупность потребительских свойств то­вара, обусловливающих его пригодность удовлетворять текущие и перспективные потребности в соответствии с его назначением.

Высокое качество изделий необходимо не только для того, чтобы они могли выполнять присущие им функции, но и чтобы, став товаром, они в наибольшей степени удовлетворяли потре­бителя.

Наличие конкурентной среды в условиях рыночной эконо­мики обязывает уделять значительное внимание вопросам ка­чества. В рыночной экономике потребитель имеет выбор между товарами различных производителей. Ни одно предприятие не сможет успешно существовать, если его продукция не найдет своего потребителя. Качество товара формирует спрос и по­требление.

Чем выше качество товара, тем полнее он удовлетворяет потребности. Повышение качества товаров выгодно как изгото­вителю, так и потребителю.

4.2. Потребности и требования к качеству товаров

Потребность — это нужда (чувство нехватки чего-либо, ощущаемое человеком) в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы и общества в целом.

Существуют различные классификации потребностей. Так, по функциональному назначению различают физические, интеллектуальные и социальные потребности.

Физические потребности иногда называют биологически­ми, витальными. Они свойственны и человеку, и животным. От удовлетворения физических потребностей зависит существо­вание человека как биологического существа.

Интеллектуальные потребности определяют развитие по­знавательных способностей человека, они связаны с интеллек­туальным ростом, с культурным развитием личности.

Социальные потребности носят исторический характер, они зависят от уровня развития науки, техники, от уровня развития экономических взаимоотношений.

По степени удовлетворения выделяют полностью удовлет­воренные, неполностью удовлетворенные и неудовлетворенные потребности. Оценивая степень удовлетворения потребностей, возможно изучение и прогнозирование спроса.

Кроме того, потребности могут возникать у общества в целом, внутри определенной социальной группы, у индивидуума. В зависимости от этого они носят общественный и индивидуаль­ный характер.

Возникновение общественных потребностей обусловлено развитием материального производства и производственных отношений. Индивидуальные потребности, т. е. потребности отдельного человека, в совокупности составляют потребности общества в целом, т. е. общественные потребности. Обще­ственные потребности проявляются через индивидуальные по­требности.

Индивидуальные потребности порождены социально- биологической сущностью человека, так как без непрерывного удовлетворения разнообразных потребностей жизнедеятель­ность людей невозможна. Индивидуальные потребности рас­полагаются в следующем порядке: витальные потребности (в пище, тепле и др.); потребности самосохранения (безопасности, защищенности); потребности в любви; потребности в уважении (в признании статуса); потребности в самоутверждении (само­реализации). Эта иерархия получила свое название по фами­лии ее автора — американского психолога Абрахама Маслоу, который предположил, что потребности возникают постепенно. Причем нижние доминируют над вышестоящими. Без удовлет­ворения потребностей нижнего уровня не появится мотивация к возникновению высших потребностей. Так, физиологические потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены, прежде чем возникнут потребности в самосохранении. Только после удовлетворения физиологических потребностей и потреб­ностей в самосохранении могут возникнуть и будут требовать удовлетворения социальные потребности. При этом большее влияние на личность человека оказывают потребности, нахо­дящиеся на верхнем уровне (в самоутверждении, в уважении).

Потребности могут быть осознанные и неосознанные.

По количеству удовлетворяемых потребностей они могут быть единичными и комплексными.

Потребности динамичны и изменчивы, на базе удовлетво­ренных возникают новые, более высокие потребности, что под­тверждает закон возвышающихся потребностей. Возвышение потребностей связано с включением личности в различные сферы и формы деятельности.

Знание общественных потребностей — секрет успеха лю­бого предприятия. Любой новый товар, появившийся на рынке, должен удовлетворять определенные потребности, которые к моменту его появления сформировались или сформируются у потенциальных покупателей.

Другими словами, при разработке и производстве нового товара, при формировании ассортимента необходимо учитывать следующие условия: прогнозировать потребности; формировать новые потребности, пока еще не осознанные потребителем; определять место потребности в иерархии; определять, для какой социальной группы, с каким уровнем доходов создается новая продукция и проч.

Связь потребностей и требований очевидна. Потребности людей в предметном окружении многогранны, как собственно и многогранны требования к товарам. Знание общественных потребностей позволяет сформировать требования, предъяв­ляемые к товару.

Требования к товарам — это условия и особенности, ко­торым товары должны соответствовать, чтобы их можно было использовать по назначению при определенных условиях и в течение определенного времени.

Объективная особенность товаров, которая проявляется при его создании, эксплуатации или потреблении, называется свойством товаров.

Следовательно, свойства товаров должны соответствовать тем требованиям, которые к ним предъявляются. Как отмеча­лось выше, качество — это совокупность свойств продукции, т. е. совокупность особенностей, которыми товар должен об­ладать. Как видно, качество тесно связано с требованиями. Но между уровнем качества и требованиями существует опреде­ленная диспропорция, не всегда качество товара соответствует требованиям. Но товар по качеству должен максимально при­ближаться к тем требованиям, которые были сформированы в результате изучения потребностей.

Требования, предъявляемые к товарам, постоянно изме­няются вместе с изменением потребностей по тем же законам, т. е. с учетом развития научно-технического прогресса, техники и технологии, экономики и культуры.

В зависимости от различных классификационных призна­ков требования к товарам подразделяются:

• на текущие и перспективные;

• общие, частные и специфические;

• обязательные и рекомендуемые.

Текущие требования разрабатываются и предъявляются к серийно выпускаемой продукции. Текущие требования устанав­ливаются с учетом технических и экономических возможностей производства и уровня познаний о товаре на определенном этапе развития. Эти требования, как правило, регламентируются нор­мативными и техническими документами. Текущие требования периодически пересматриваются, уточняются и изменяются.

Перспективные требования объединяют более широкий и высокий по уровню комплекс параметров продукции. Их разра­батывают на основе текущих требований. При разработке пер­спективных требований учитывают возможность использования новых видов сырья, совершенствование процессов производства, возможность осуществления принципиально новых технических идей и решений. Но самое главное, что обязательно учитывают при разработке перспективных требований, — это изменение общественных и индивидуальных потребностей.

В зависимости от степени охвата товаров требования быва­ют общие, частные и специфические.

Общие требования в равной степени предъявляются или к одному, или к преобладающему большинству товаров. К общим требованиям относятся:

• требования к выполнению основной и вспомогательных функций;

• требования безопасности для жизни и здоровья потреби­теля;

• требования безопасности окружающей среды;

• требования надежности в эксплуатации в пределах уста­новленного срока;

• эргономические требования;

• эстетические требования;

• требования к маркировке товаров;

• требования к упаковке, хранению и транспортированию и т. д.

Значимость отдельных требований при оценке качества различных по назначению товаров неодинакова и зависит от условий потребления или эксплуатации товара.

Специфические требования предъявляются к более узкой группе товаров, а частные требования предъявляются к кон­кретному товару.

Эти требования более разнообразны и зависят от назначения и условий потребления или использования товаров. Требования к прочности предъявляются к товарам, которые в процессе экс­плуатации подвергаются значительным нагрузкам и деформа­циям (изгиба, сжатия, кручения и т. д.). Важнейшее требование, предъявляемое к музыкальным инструментам, — это качество звучания. Для изделий художественно-декоративного назначе­ния основными требованиями являются тематическое содержа­ние, цветовое оформление, точность исполнения и менее важны требования к прочности.

По характеру исполнения выделяют обязательные и ре­комендуемые требования. Обязательные требования являют­ся безусловными для исполнения. Например, обязательными являются требования безопасности, которые предъявляют ко всем группам товаров независимо от страны происхождения и условий сделки. Эти требования отражены в соответствующих нормативно-правовых актах РФ, а соответствие им подтверж­дается обязательными процедурами.

Рекомендуемые требования содержат указания, которые предлагаются для добровольного исполнения. Часто рекомен­дуемые требования содержат условия, выполнение которых в будущем позволит соответствовать обязательным требованиям.

В зависимости от того, какую сторону потребительной стоимости товара они характеризуют, существуют требования: социальные; функциональные; надежности; эргономические; эстетические; экологические; безопасности; технологические; стандартизации и унификации; экономические.

Социальные требования характеризуют соответствие това­ров общественно необходимым потребностям. Они определяют общественную значимость товаров для определенных групп по­требителей, соответствие товара оптимальному ассортименту, моральному старению. Социальные требования проявляются через функциональные, эстетические и прочие потребительские свойства.

Функциональные требования предусматривают соответ­ствие товара своему назначению. Товар должен удовлетворять определенную потребность или служить средством ее удовлет­ворения. Товар, не соответствующий требованиям назначения, не может быть использован.

Например, функциональные требования, предъявляемые к зимней обуви, — это ее теплозащитные свойства и способность защищать стопу человека от снега и дождя, а требования к теле­визорам — способность давать четкое и устойчивое изображение.

Для некоторых товаров функциональные требования могут совпадать с другими требованиями. Так, для художественно- декоративных изделий они отождествляются с эстетическими.

Соответствие требованиям надежности должно обеспечить оптимальную продолжительность использования изделия по назначению, а также сохранность и приспособленность к восста­новлению. Производство товаров, обладающих высокой надеж­ностью, равнозначно увеличению выпуска аналогичных изделий без дополнительных затрат средств и материалов. Требования к надежности товаров конкретизируются в требованиях долго­вечности, безотказности, ремонтопригодности, сохраняемости.

Требования долговечности сводятся к тому, чтобы товар вы­полнял свои основные функции в течение длительного времени.

Требования безотказности определяют те характеристи­ки товаров, которые влияют на их работоспособность в течение заданного промежутка времени без вынужденных перерывов (отказов).

Требования ремонтопригодности предъявляют только к тем товарам, которые ремонтируются. Причем это не обязатель­но только сложнотехнические товары (бытовая техника и проч.), к этим изделиям относится обувь, одежда и др. Обычно ремон­топригодность оценивают, сопоставляя затраты на ремонт со стоимостью нового изделия. Если затраты на ремонт стремятся к половине стоимости нового изделия, то изделие не ремонтируют. Изделия по ремонтопригодности подразделяются на две группы: подвергающиеся восстановлению и невосстанавливаемые.

Требования сохраняемости служат для создания условий, обеспечивающих сохранение потребительной стоимости товаров при хранении, транспортировании в течение установленных сроков.

Особое значение эти требования имеют для товаров, основ­ные свойства которых изменяются под воздействием внешней среды (многие продовольственные товары, парфюмерно- косметические товары и др.).

Эргономические требования определяют комфортные условия жизнедеятельности человеческого организма при ис­пользовании товара по назначению, они должны соответствать особенностям строения и функционирования организма чело­века. Эргономика (от греч. ergon — работа и nomos — закон) представляет собой научное направление, которое изучает человека и его деятельность в условиях производства, в быту или во время отдыха с целью оптимизации предметов и усло­вий жизнедеятельности, обеспечения необходимых удобств, содействия умственному и физическому развитию. Эргономика изучает взаимодействие таких объектов, как "человек — изде­лие", "человек — среда — изделие".

Эргономические требования предъявляются для повы­шения эффективности взаимодействия человека с изделием. Эргономические требования определяют соответствие изделия антропометрическим, физиологическим, психофизиологиче­ским и психофизиологическим, психологическим особенностям организма человека, характеризуют взаимоотношения человека с изделием.

Антропометрические требования устанавливают к разме­рам и форме изделия. Антропометрия — это система измерений человеческого тела, принятая в антропологии. Антропология — это наука о происхождении и эволюции человека, образовании рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Кроме того, в настоящее время развивается комплекс дисциплин, объединенных под названием "биология человека", которые изу­чают физиологические, биохимические и генетические факторы, влияющие на особенности строения и развития человеческого организма. Можно сказать, что дисциплина "Биология человека" системно изучает человека при взаимодействии с предметной средой, что предопределяет формулирование эргономических требований к товарам.

Физиологические требования устанавливают к таким пара­метрам изделий, которые влияют на функционирование чело­веческого организма и его устойчивость к различного рода воз­действиям. Определение физиологических требований должно соответствовать достижениям науки физиологии, которая специально изучает закономерности функционирования всего организма или отдельных его систем, органов, тканей, а также их реагирование на внешние воздействия.

Для непродовольственных товаров (одежда, обувь, посуда и др.) физиологические требования реализуются через гигиени­ческие, т. е. требования обеспечения нормальной жизнедеятель­ности человеческого организма в целом. Гигиенические требова­ния должны обеспечивать безвредные условия существования человеческого организма при взаимодействии его с изделием.

Психофизиологические и психофизические требования должны обеспечивать соответствие изделия энергетическим возможностям мышечного аппарата человека и особенностям восприятия его органов чувств.

Выполнение психологических требований должно обеспе­чить соответствия изделия особенностям памяти и мышления человека, сформированным навыкам, уровню профессиональной подготовки.

Эстетические требования предъявляются к информацион­ной выразительности, к рациональности формы и конструкции, к внешнему оформлению, к целостности композиции, к совершен­ству исполнения и другим особенностям изделия. Эстетические требования конкретизируют духовные потребности отдельного человека и общества в целом, общественный и личный эстетиче­ский идеал. Эстетический идеал определяется уровнем развития общества. В соответствии с иерархией потребностей эстетиче­ские требования формируются под влиянием потребности в самоутверждении, в признании, в определении статуса и т. д.

Требования безопасности устанавливают ограничение уровня опасного воздействия на организм человека при ис­пользовании изделия, при его хранении и транспортировании. Важным инструментом обеспечения требований безопасности является техническое регулирование, которое определяет от­ношения в области установления, применения и подтверждения этих требований установленным нормам в зависимости от воз­можной опасности и вредных для здоровья воздействий. В связи с интегрированием России в мировую экономику требования безопасности разрабатываются в соответствии с Международ­ной организацией по стандартизации (ИСО), Международной электротехнической комиссией (МЭК), Европейской организа­цией по контролю качества (ЕОКК) и др.

Экологические требования предусматривают охрану окру­жающей среды от выделения вредных веществ при выращива­нии, производстве, транспортировании, хранении, эксплуатации и утилизации изделий. Экология (от греч. oikos — дом, родина и logos — понятие, учение) — это наука, изучающая взаимоотно­шения организмов и окружающей среды. Экологические требо­вания должны учитываться при выборе сырьевых материалов, режимов технологической обработки и отделки изделий.

Технологические требования предъявляются к тем товарам, использование которых требует некоторой обработки (темпера­турной, химической и проч.), изготовления, изменения состояния, формы. Так, использование лакокрасочных материалов возможно при их затвердевании, т. е. при переходе из жидкого состояния в твердое состояние пленки. Потребление свежего мяса возможно после температурного воздействия (жарки, варки и проч.).

Требования стандартизации и унификации направлены на возможность использования для изготовления товаров стан­дартных и унифицированных деталей и способов производства, а также на стандартизацию и унификацию самих товаров. Унификация позволяет сокращать разнообразие элементов по сравнению с разнообразием систем. Элементами унификации могут быть товары, процессы производства, признаки и пара­метры товаров либо сочетание признаков, рассматриваемых в совокупности как качество. Унификация может быть конструк­тивной и размерной.

Конструктивная унификация предполагает приведение конструктивных решений машин, приборов, изделий, а также их частей, деталей и узлов к технически обоснованному минимуму типов. Унификация позволяет на основе общих конструктивных решений проводить принцип агрегатирования (составление комплекса из нескольких машин). Конструктивная унификация относится только к непродовольственным товарам.

Унификация размеров предполагает приведение изделий и/или их отдельных деталей к некоторому минимуму типораз­меров. Благодаря унификации размеров достигается, как пра­вило, сокращение расхода материалов и увеличение выпуска продукции.

В целом стандартизация и унификация способствуют по­вышению производительности труда, снижению себестоимости готовой продукции, более эффективному управлению произ­водством, хранением и реализацией товаров.

Экономические требования предъявляют к товарам в части затрат труда и материалов на производство готовой продукции, что выражается через затраты потребителей на приобретение, использование, ремонт товара, обусловливающие общественное признание товара. Покупая товары, потребители выплачивают их стоимость не только потому, что они необходимы, но и потому, что товары понравились. Поскольку внешний вид этих товаров, удобство пользования, срок службы, условия гарантийного обслуживания аккумулируются в цене и являются решающим моментом при покупке, то потребитель оплачивает покупку в соответствии с фактором "возлагаемых на товар надежд", или "степенью полезности товара". Таким образом, необходимыми условиями, определяющими сбыт товара, является убежден­ность потребителя в его гарантированном качестве и цена. При определении цены товара необходимо учитывать множество факторов, одним из которых является потребительная стоимость товара. Ведь если потребительная стоимость товара не оправ­дывает для покупателя его цену, то такой товар не реализуется. Цены на изделия должны быть ориентированы на определен­ный слой населения с известным уровнем доходов. Поэтому при определении обоснованности цены на изделие необходимо учитывать затраты потребителя на эксплуатацию изделия (на электроэнергию, ремонт, чистку, приобретение дополнительных материалов, на установку и др.).

4.3. Факторы, обеспечивающие качество товаров

Качество является объектом управления. Управлять каче­ством следует на различных стадиях жизненного цикла товара. В целом эти этапы можно объединить в следующие группы: предпроектный этап; производственный этап; этап по реали­зации; этап потребления; этап утилизации. Понятно, что такое объединение весьма условно, но оно позволяет подробнее рас­смотреть факторы, обеспечивающие качество товаров.

Управление качеством может осуществляться через его формирование, стимулирование и сохранение. Следовательно, факторы, обеспечивающие качество товаров, можно подраз­делить на три группы:

• факторы, влияющие на формирование качества товаров;

• факторы, стимулирующие качество товаров;

• факторы, способствующие сохранению качества товаров.

К факторам, влияющим на формирование качества то­варов, относятся:

• изучение рынка товаров;

• разработка требований к товарам;

• качество исходного сырья и материалов;

• качество конструирования и проектирования;

• качество изготовления (переработки)

• контроль готовой продукции.

Факторами, стимулирующими качество товаров, явля­ются социальная и экономическая целесообразность и эффек­тивность производства, особенности управления, ценообразова­ние, материальная заинтересованность работников, санкции за производство некачественной продукции проч. Все эти факторы изучаются в курсах экономических дисциплин и не являются предметом исследования товароведения.

К факторам, способствующим сохранению качества то­варов, относятся:

• упаковка и маркировка;

• условия транспортирования;

• условия хранения;

• условия реализации и использования товаров

• техническая помощь в обслуживании;

• утилизация после использования.

Качество товаров определяется экономической ситуацией в стране, которая определяет формы и методы управления каче­ством, характер производственных отношений, а также характер ценообразования и т. п.

Невозможно управлять качеством, не соблюдая обяза­тельные требования. Все обязательные требования отражены в технических регламентах, которые принимаются в форме закона РФ. Остальные требования отражены в национальных стандартах. Причем соблюдение требований стандартов носит добровольный характер. Стандарт является доказательной основой для выполнения требований технического регламента. Например, если в техническом регламенте говорится о том, что содержание вредных веществ не должно превышать некоторого предельного уровня, то стандарт подробно описывает, как этого добиться. Стандарты определяют порядок и методы повыше­ния уровня качества продукции, устанавливают требования к средствам и методам контроля, определяют номенклатуру показателей для разных видов оценочной деятельности и проч.

Процедуры оценки соответствия устанавливают определен­ные барьеры для недобросовестного изготовителя, поставщика или продавца продукции.

Сегодня изготовитель и поставщик продукции, которые стремятся поднять репутацию своих товаров, победить в кон­курентной борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в выполнении как обязательных, так и рекомендуемых требова­ний стандартов. В этом смысле стандарты становятся важным инструментом коммерческой деятельности.

Однако недостаточно строго следовать требованиям стан­дартов, надо подкреплять выпуск товаров сертификатом соот­ветствия и качества. Сертификат создает уверенность в ста­бильности качества, его безопасности, достоверности и точности измеренных показателей качества.

Таким образом, обеспечение качества продукции — это совокупность планируемых и систематически проводимых ме­роприятий, создающих условия для выпуска товара, удовлет­воряющего требования потребителей.

Изучение факторов, влияющих на качество товаров, явля­ется важной задачей товароведения.

4.4. Факторы, влияющие на формирование качества товаров

Для повышения эффективности управления качеством не­обходимо уделять пристальное внимание факторам, влияющим на формирование качества продукции.

Изучение рынка товаров заключается в поисках и выборе целевого рынка, его сегментации, определении потребностей в товаре, оценке емкости рынка, составлении подробной характе­ристики потребителей данного рыночного сегмента, установле­нии требований к качеству товаров. Другими словами, изучение рынка сводится к получению ответа на вопрос, что в действи­тельности будет приобретать покупатель.

При сегментировании рынка пользуются различными пере­менными: географическими, социальными, демографическими, психологическими, экономическими и др. Рынок потребитель­ских товаров целесообразно сегментировать по экономическим и социально-демографическим признакам, увязывая с другими переменными.

Экономические переменные в основном определяются уровнем доходов на душу населения и на отдельную семью. Именно уровень доходов во многом определяет отношение по­требителя к цене товара. Социально-демографические пере­менные определяются личностными и семейными факторами, а также условиями жизни. Личностные факторы складываются из многих составляющих, некоторые из которых: пол, возраст, национальность, религиозные убеждения, профессия, уровень образования, принадлежность к определенной социальной груп­пе и проч. Семейные положение оценивается наличием семьи, ее составом и этапом ее развития. Условия жизни характеризуются по жилищным условиям, особенностям проведения свободного времени, культурным и национальным традициям.

Вся информация по изучению рынка необходима для вы­пуска нужного количества товара, полностью соответствующего потребностям населения.

Разработка требований к товарам. На этой стадии опреде­ляется весь комплекс требований, которым товар должен со­ответствовать. Анализируется информация о действующих нормативных документах, о методах оценки качества, о суще­ствующих аналогах товара, которые представлены на рынке и проч. Назначение этого этапа состоит в разработке таких требований, соответствие которым позволит максимально удо­влетворить потребности. Результатом этой работы должно стать производство товаров, которые отвечают обязательным требова­ниям, соответствуют потребностям, реализуются по доступной цене, а производителю обеспечивают максимальную прибыль, увеличение объемов продаж и быструю окупаемость средств. Разрабатываемые требования должны обеспечивать безопас­ность и соблюдение экологических требований.

К работам по разработке требований к новым товарам сле­дует привлекать не только разработчика и изготовителя, но и представителей органов, осуществляющих надзор за безопас­ностью, охраной здоровья и природы. Для учета интересов по­тенциальных потребителей к разработке требований и оценке базовых образцов необходимо привлекать основного потребите­ля, а также представителей союзов потребителей и товароведов.

При разработке требования определяются вероятные зна­чения показателей качества продукции, которые могут быть достигнуты к заданному моменту времени, т. е. осуществляется прогнозирование качества продукции.

После точного определения требований, которым товар дол­жен соответствовать, начинается его создание. На этой стадии основными факторами, обеспечивающими качество, являются: качество исходного сырья и материалов, качество конструиро­вания и проектирования и качество изготовления (переработки).

Качество исходного сырья и материалов. Под сырьем пони­мают предметы труда, используемые для производства готовых изделий или для дальнейшей переработки. Сырье отличается по химическому составу, по происхождению и по свойствам. Сырье представляет собой продукцию сельского хозяйства, добываю­щей, химической и других отраслей промышленности.

Наряду с понятием "сырье" в практике встречаются понятия "полуфабрикат" и "фабрикат".

Фабрикат (от лат. fabricatus — изготовленный) представля­ет собой продукт, предназначенный для производственного или личного потребления без дополнительной переработки.

Полуфабрикат — это продукт труда, который должен пройти еще одну или несколько стадий обработки, прежде чем стать готовым изделием.

Эти понятия часто условны и зависят от области примене­ния продукта труда. Фабрикат одного производства может стать полуфабрикатом для другого. Так, ткани являются фабрикатом текстильной промышленности, но полуфабрикатом швейной промышленности.

Качество сырьевых материалов во многом определяет каче­ство готовых товаров. Например, примеси железа в кварцевом песке резко снижают прозрачность стекла и придают ему зеле­новатый оттенок. А эти же примеси в глине уменьшают белизну фарфоровых изделий. Изменяя состав и качество сырьевых ма­териалов, можно получать изделия с требуемыми потребитель­скими свойствами. Привлечение новых видов сырья позволяет производить товары с улучшенными свойствами.

Знание природы, строения и свойств исходного сырья дает возможность прогнозировать свойства готовой продукции, а также расширять и совершенствовать ассортимент товаров.

Очень важно правильно оценить целесообразность приме­нения тех или иных видов сырья, определить, из каких видов сырья возможно получение продукции с улучшенными потре­бительскими свойствами. В некоторых случаях для сокращения затрат на производство единицы продукции более дорогое сырье заменяется более дешевым.

По химическому составу выделяют неорганические и ор­ганические сырьевые материалы.

К материалам неорганического происхождения относятся металлы и их сплавы, минералы и др. Эти материалы обладают целым комплексом специфических свойств.

Металлы и сплавы, а также товары на их основе характе­ризуются высокой прочностью на сжатие, растяжение и изгиб, электро- и теплопроводностью, огне- и термостойкостью, высо­кой плотностью. Недостатком всех металлов, за исключением драгоценных, является то, что они подвергаются коррозии.

Минералы — это природные химические соединения, кото­рые почти однородны по составу и физическим свойствам. Они образуются при различных физико-химических процессах, ко­торые протекают в глубинах и на поверхности Земли. Из минера­лов состоят горные породы и руды. В земной коре известно около 3000 различных видов минералов. Среди минералов наиболее распространены силикаты, фосфаты и их аналоги, сульфиды и их аналоги, оксиды и гидроксиды.

Силикаты представляют собой соли кремниевых кислот. К ним относятся полевой шпат, слюда, глина, берилл, циркон. Силикаты являются основным сырьем для получения керамики, цемента, стекла, асбеста, некоторых металлов.

Изделия на основе силикатов характеризуются рядом об­щих для них показателей. Они негорючие, хрупкие (кроме сте­клонитей, стеклотканей, стеклопластиков), твердые, прочные на сжатие, обладают низкой электро- и теплопроводностью, имеют высокое тепловое расширение и низкую термическую стойкость. В отличие от металлических изделий силикатные более стойки к действию кислот, щелочей и других химических сред, за ис­ключением плавиковой кислоты.

Фосфаты представляют собой соли фосфорных кислот. Они применяются в основном как удобрения (суперфосфат, аммофос и др.), в производстве моющих средств, для умягчения воды.

Сульфиды — это химические соединения металлов с серой. Многие сульфиды (иприт, молибденит) являются природными минералами. Сульфидные руды являются сырьем для получе­ния тяжелых и цветных металлов (кроме олова и вольфрама), серебра и частично платины и золота, а также для производства серной кислоты.

К материалам органического происхождения относят цел­люлозные, белковые и углеводородные вещества. Они могут быть как природного, так искусственного и синтетического про­исхождения. Искусственные материалы получают в результате переработки натурального сырья без реакций органического синтеза (полимеризации и поликонденсации). Синтетические материалы изготавливают посредством реакций органического синтеза низкомолекулярных веществ и их модификаций.

К натуральным целлюлозным материалам относятся: дре­весина, лен, хлопок, конопля. К искусственным целлюлозным сырьевым материалам относят нитроцеллюлозу, целлулоид, ацетилцеллюлозу, этилцеллюлозу.

К натуральным белковым материалам относятся кожа, мех, шерсть, рога, копыта, мясо, кости, коллаген, шелк и проч.

Основными представителями натуральных углеводородных сырьевых материалов, применяемых для производства товаров, являются натуральный каучук и битумы, искусственных — ре­зина на основе натурального каучука.

К синтетическим углеводородным материалам относятся различные каучуки и резины на их основе, синтетические смолы, на основе которых получают синтетические волокна (капрон, лавсан и др.), пластические массы (поливинилхлоридные, по­лиамидные и др.). Все они представляют собой высокомолеку­лярные соединения, получаемые путем синтеза и модификацией полимеров.

Свойства сырья и материалов определяются их химическим составом и структурой. Изменение химического состава влечет за собой существенное изменение свойств.

Качество конструирования и проектирования. Процессу производства предшествует конструирование и проектирова­ние. На этой стадии закладывается качество будущего изделия. Перед тем как начать работать над проектом нового изделия следует еще раз обобщить данные по результатам изучения спроса, по оценке конъюнктуры рынка, по возможным измене­ниям потребностей.

Проект — это прообраз, прототип предполагаемого вида товара, отраженный в конструкторских документах. Проект содержит окончательное решение, дающее необходимое пред­ставление об устройстве создаваемого изделия и исходные дан­ные для последующей разработки технической документации.

В технической документации отражается порядок орга­низации производства, испытаний, приемки, эксплуатации и ремонта изделия, нормы расхода сырья и материалов, требова­ния стандартов (если существуют).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: