4.1. Понятие качества
Проблема качества товаров была и остается актуальной. Эта проблема носит стратегический характер. От ее решения зависит стабильность экономики нашего государства. Ведь реальная экономика, т. е. экономика жизни людей, — это совокупность их хозяйственной деятельности по производству, распределению и использованию необходимой продукции. Причем эта продукция должна удовлетворять потребности населения, т. е. обладать потребительной стоимостью. А мерой потребительной стоимости является качество.
Качество — это совокупность потребительских свойств товара, обусловливающих его пригодность удовлетворять текущие и перспективные потребности в соответствии с его назначением.
Высокое качество изделий необходимо не только для того, чтобы они могли выполнять присущие им функции, но и чтобы, став товаром, они в наибольшей степени удовлетворяли потребителя.
Наличие конкурентной среды в условиях рыночной экономики обязывает уделять значительное внимание вопросам качества. В рыночной экономике потребитель имеет выбор между товарами различных производителей. Ни одно предприятие не сможет успешно существовать, если его продукция не найдет своего потребителя. Качество товара формирует спрос и потребление.
Чем выше качество товара, тем полнее он удовлетворяет потребности. Повышение качества товаров выгодно как изготовителю, так и потребителю.
4.2. Потребности и требования к качеству товаров
Потребность — это нужда (чувство нехватки чего-либо, ощущаемое человеком) в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы и общества в целом.
|
Существуют различные классификации потребностей. Так, по функциональному назначению различают физические, интеллектуальные и социальные потребности.
Физические потребности иногда называют биологическими, витальными. Они свойственны и человеку, и животным. От удовлетворения физических потребностей зависит существование человека как биологического существа.
Интеллектуальные потребности определяют развитие познавательных способностей человека, они связаны с интеллектуальным ростом, с культурным развитием личности.
Социальные потребности носят исторический характер, они зависят от уровня развития науки, техники, от уровня развития экономических взаимоотношений.
По степени удовлетворения выделяют полностью удовлетворенные, неполностью удовлетворенные и неудовлетворенные потребности. Оценивая степень удовлетворения потребностей, возможно изучение и прогнозирование спроса.
Кроме того, потребности могут возникать у общества в целом, внутри определенной социальной группы, у индивидуума. В зависимости от этого они носят общественный и индивидуальный характер.
Возникновение общественных потребностей обусловлено развитием материального производства и производственных отношений. Индивидуальные потребности, т. е. потребности отдельного человека, в совокупности составляют потребности общества в целом, т. е. общественные потребности. Общественные потребности проявляются через индивидуальные потребности.
Индивидуальные потребности порождены социально- биологической сущностью человека, так как без непрерывного удовлетворения разнообразных потребностей жизнедеятельность людей невозможна. Индивидуальные потребности располагаются в следующем порядке: витальные потребности (в пище, тепле и др.); потребности самосохранения (безопасности, защищенности); потребности в любви; потребности в уважении (в признании статуса); потребности в самоутверждении (самореализации). Эта иерархия получила свое название по фамилии ее автора — американского психолога Абрахама Маслоу, который предположил, что потребности возникают постепенно. Причем нижние доминируют над вышестоящими. Без удовлетворения потребностей нижнего уровня не появится мотивация к возникновению высших потребностей. Так, физиологические потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены, прежде чем возникнут потребности в самосохранении. Только после удовлетворения физиологических потребностей и потребностей в самосохранении могут возникнуть и будут требовать удовлетворения социальные потребности. При этом большее влияние на личность человека оказывают потребности, находящиеся на верхнем уровне (в самоутверждении, в уважении).
|
Потребности могут быть осознанные и неосознанные.
По количеству удовлетворяемых потребностей они могут быть единичными и комплексными.
Потребности динамичны и изменчивы, на базе удовлетворенных возникают новые, более высокие потребности, что подтверждает закон возвышающихся потребностей. Возвышение потребностей связано с включением личности в различные сферы и формы деятельности.
|
Знание общественных потребностей — секрет успеха любого предприятия. Любой новый товар, появившийся на рынке, должен удовлетворять определенные потребности, которые к моменту его появления сформировались или сформируются у потенциальных покупателей.
Другими словами, при разработке и производстве нового товара, при формировании ассортимента необходимо учитывать следующие условия: прогнозировать потребности; формировать новые потребности, пока еще не осознанные потребителем; определять место потребности в иерархии; определять, для какой социальной группы, с каким уровнем доходов создается новая продукция и проч.
Связь потребностей и требований очевидна. Потребности людей в предметном окружении многогранны, как собственно и многогранны требования к товарам. Знание общественных потребностей позволяет сформировать требования, предъявляемые к товару.
Требования к товарам — это условия и особенности, которым товары должны соответствовать, чтобы их можно было использовать по назначению при определенных условиях и в течение определенного времени.
Объективная особенность товаров, которая проявляется при его создании, эксплуатации или потреблении, называется свойством товаров.
Следовательно, свойства товаров должны соответствовать тем требованиям, которые к ним предъявляются. Как отмечалось выше, качество — это совокупность свойств продукции, т. е. совокупность особенностей, которыми товар должен обладать. Как видно, качество тесно связано с требованиями. Но между уровнем качества и требованиями существует определенная диспропорция, не всегда качество товара соответствует требованиям. Но товар по качеству должен максимально приближаться к тем требованиям, которые были сформированы в результате изучения потребностей.
Требования, предъявляемые к товарам, постоянно изменяются вместе с изменением потребностей по тем же законам, т. е. с учетом развития научно-технического прогресса, техники и технологии, экономики и культуры.
В зависимости от различных классификационных признаков требования к товарам подразделяются:
• на текущие и перспективные;
• общие, частные и специфические;
• обязательные и рекомендуемые.
Текущие требования разрабатываются и предъявляются к серийно выпускаемой продукции. Текущие требования устанавливаются с учетом технических и экономических возможностей производства и уровня познаний о товаре на определенном этапе развития. Эти требования, как правило, регламентируются нормативными и техническими документами. Текущие требования периодически пересматриваются, уточняются и изменяются.
Перспективные требования объединяют более широкий и высокий по уровню комплекс параметров продукции. Их разрабатывают на основе текущих требований. При разработке перспективных требований учитывают возможность использования новых видов сырья, совершенствование процессов производства, возможность осуществления принципиально новых технических идей и решений. Но самое главное, что обязательно учитывают при разработке перспективных требований, — это изменение общественных и индивидуальных потребностей.
В зависимости от степени охвата товаров требования бывают общие, частные и специфические.
Общие требования в равной степени предъявляются или к одному, или к преобладающему большинству товаров. К общим требованиям относятся:
• требования к выполнению основной и вспомогательных функций;
• требования безопасности для жизни и здоровья потребителя;
• требования безопасности окружающей среды;
• требования надежности в эксплуатации в пределах установленного срока;
• эргономические требования;
• эстетические требования;
• требования к маркировке товаров;
• требования к упаковке, хранению и транспортированию и т. д.
Значимость отдельных требований при оценке качества различных по назначению товаров неодинакова и зависит от условий потребления или эксплуатации товара.
Специфические требования предъявляются к более узкой группе товаров, а частные требования предъявляются к конкретному товару.
Эти требования более разнообразны и зависят от назначения и условий потребления или использования товаров. Требования к прочности предъявляются к товарам, которые в процессе эксплуатации подвергаются значительным нагрузкам и деформациям (изгиба, сжатия, кручения и т. д.). Важнейшее требование, предъявляемое к музыкальным инструментам, — это качество звучания. Для изделий художественно-декоративного назначения основными требованиями являются тематическое содержание, цветовое оформление, точность исполнения и менее важны требования к прочности.
По характеру исполнения выделяют обязательные и рекомендуемые требования. Обязательные требования являются безусловными для исполнения. Например, обязательными являются требования безопасности, которые предъявляют ко всем группам товаров независимо от страны происхождения и условий сделки. Эти требования отражены в соответствующих нормативно-правовых актах РФ, а соответствие им подтверждается обязательными процедурами.
Рекомендуемые требования содержат указания, которые предлагаются для добровольного исполнения. Часто рекомендуемые требования содержат условия, выполнение которых в будущем позволит соответствовать обязательным требованиям.
В зависимости от того, какую сторону потребительной стоимости товара они характеризуют, существуют требования: социальные; функциональные; надежности; эргономические; эстетические; экологические; безопасности; технологические; стандартизации и унификации; экономические.
Социальные требования характеризуют соответствие товаров общественно необходимым потребностям. Они определяют общественную значимость товаров для определенных групп потребителей, соответствие товара оптимальному ассортименту, моральному старению. Социальные требования проявляются через функциональные, эстетические и прочие потребительские свойства.
Функциональные требования предусматривают соответствие товара своему назначению. Товар должен удовлетворять определенную потребность или служить средством ее удовлетворения. Товар, не соответствующий требованиям назначения, не может быть использован.
Например, функциональные требования, предъявляемые к зимней обуви, — это ее теплозащитные свойства и способность защищать стопу человека от снега и дождя, а требования к телевизорам — способность давать четкое и устойчивое изображение.
Для некоторых товаров функциональные требования могут совпадать с другими требованиями. Так, для художественно- декоративных изделий они отождествляются с эстетическими.
Соответствие требованиям надежности должно обеспечить оптимальную продолжительность использования изделия по назначению, а также сохранность и приспособленность к восстановлению. Производство товаров, обладающих высокой надежностью, равнозначно увеличению выпуска аналогичных изделий без дополнительных затрат средств и материалов. Требования к надежности товаров конкретизируются в требованиях долговечности, безотказности, ремонтопригодности, сохраняемости.
Требования долговечности сводятся к тому, чтобы товар выполнял свои основные функции в течение длительного времени.
Требования безотказности определяют те характеристики товаров, которые влияют на их работоспособность в течение заданного промежутка времени без вынужденных перерывов (отказов).
Требования ремонтопригодности предъявляют только к тем товарам, которые ремонтируются. Причем это не обязательно только сложнотехнические товары (бытовая техника и проч.), к этим изделиям относится обувь, одежда и др. Обычно ремонтопригодность оценивают, сопоставляя затраты на ремонт со стоимостью нового изделия. Если затраты на ремонт стремятся к половине стоимости нового изделия, то изделие не ремонтируют. Изделия по ремонтопригодности подразделяются на две группы: подвергающиеся восстановлению и невосстанавливаемые.
Требования сохраняемости служат для создания условий, обеспечивающих сохранение потребительной стоимости товаров при хранении, транспортировании в течение установленных сроков.
Особое значение эти требования имеют для товаров, основные свойства которых изменяются под воздействием внешней среды (многие продовольственные товары, парфюмерно- косметические товары и др.).
Эргономические требования определяют комфортные условия жизнедеятельности человеческого организма при использовании товара по назначению, они должны соответствать особенностям строения и функционирования организма человека. Эргономика (от греч. ergon — работа и nomos — закон) представляет собой научное направление, которое изучает человека и его деятельность в условиях производства, в быту или во время отдыха с целью оптимизации предметов и условий жизнедеятельности, обеспечения необходимых удобств, содействия умственному и физическому развитию. Эргономика изучает взаимодействие таких объектов, как "человек — изделие", "человек — среда — изделие".
Эргономические требования предъявляются для повышения эффективности взаимодействия человека с изделием. Эргономические требования определяют соответствие изделия антропометрическим, физиологическим, психофизиологическим и психофизиологическим, психологическим особенностям организма человека, характеризуют взаимоотношения человека с изделием.
Антропометрические требования устанавливают к размерам и форме изделия. Антропометрия — это система измерений человеческого тела, принятая в антропологии. Антропология — это наука о происхождении и эволюции человека, образовании рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Кроме того, в настоящее время развивается комплекс дисциплин, объединенных под названием "биология человека", которые изучают физиологические, биохимические и генетические факторы, влияющие на особенности строения и развития человеческого организма. Можно сказать, что дисциплина "Биология человека" системно изучает человека при взаимодействии с предметной средой, что предопределяет формулирование эргономических требований к товарам.
Физиологические требования устанавливают к таким параметрам изделий, которые влияют на функционирование человеческого организма и его устойчивость к различного рода воздействиям. Определение физиологических требований должно соответствовать достижениям науки физиологии, которая специально изучает закономерности функционирования всего организма или отдельных его систем, органов, тканей, а также их реагирование на внешние воздействия.
Для непродовольственных товаров (одежда, обувь, посуда и др.) физиологические требования реализуются через гигиенические, т. е. требования обеспечения нормальной жизнедеятельности человеческого организма в целом. Гигиенические требования должны обеспечивать безвредные условия существования человеческого организма при взаимодействии его с изделием.
Психофизиологические и психофизические требования должны обеспечивать соответствие изделия энергетическим возможностям мышечного аппарата человека и особенностям восприятия его органов чувств.
Выполнение психологических требований должно обеспечить соответствия изделия особенностям памяти и мышления человека, сформированным навыкам, уровню профессиональной подготовки.
Эстетические требования предъявляются к информационной выразительности, к рациональности формы и конструкции, к внешнему оформлению, к целостности композиции, к совершенству исполнения и другим особенностям изделия. Эстетические требования конкретизируют духовные потребности отдельного человека и общества в целом, общественный и личный эстетический идеал. Эстетический идеал определяется уровнем развития общества. В соответствии с иерархией потребностей эстетические требования формируются под влиянием потребности в самоутверждении, в признании, в определении статуса и т. д.
Требования безопасности устанавливают ограничение уровня опасного воздействия на организм человека при использовании изделия, при его хранении и транспортировании. Важным инструментом обеспечения требований безопасности является техническое регулирование, которое определяет отношения в области установления, применения и подтверждения этих требований установленным нормам в зависимости от возможной опасности и вредных для здоровья воздействий. В связи с интегрированием России в мировую экономику требования безопасности разрабатываются в соответствии с Международной организацией по стандартизации (ИСО), Международной электротехнической комиссией (МЭК), Европейской организацией по контролю качества (ЕОКК) и др.
Экологические требования предусматривают охрану окружающей среды от выделения вредных веществ при выращивании, производстве, транспортировании, хранении, эксплуатации и утилизации изделий. Экология (от греч. oikos — дом, родина и logos — понятие, учение) — это наука, изучающая взаимоотношения организмов и окружающей среды. Экологические требования должны учитываться при выборе сырьевых материалов, режимов технологической обработки и отделки изделий.
Технологические требования предъявляются к тем товарам, использование которых требует некоторой обработки (температурной, химической и проч.), изготовления, изменения состояния, формы. Так, использование лакокрасочных материалов возможно при их затвердевании, т. е. при переходе из жидкого состояния в твердое состояние пленки. Потребление свежего мяса возможно после температурного воздействия (жарки, варки и проч.).
Требования стандартизации и унификации направлены на возможность использования для изготовления товаров стандартных и унифицированных деталей и способов производства, а также на стандартизацию и унификацию самих товаров. Унификация позволяет сокращать разнообразие элементов по сравнению с разнообразием систем. Элементами унификации могут быть товары, процессы производства, признаки и параметры товаров либо сочетание признаков, рассматриваемых в совокупности как качество. Унификация может быть конструктивной и размерной.
Конструктивная унификация предполагает приведение конструктивных решений машин, приборов, изделий, а также их частей, деталей и узлов к технически обоснованному минимуму типов. Унификация позволяет на основе общих конструктивных решений проводить принцип агрегатирования (составление комплекса из нескольких машин). Конструктивная унификация относится только к непродовольственным товарам.
Унификация размеров предполагает приведение изделий и/или их отдельных деталей к некоторому минимуму типоразмеров. Благодаря унификации размеров достигается, как правило, сокращение расхода материалов и увеличение выпуска продукции.
В целом стандартизация и унификация способствуют повышению производительности труда, снижению себестоимости готовой продукции, более эффективному управлению производством, хранением и реализацией товаров.
Экономические требования предъявляют к товарам в части затрат труда и материалов на производство готовой продукции, что выражается через затраты потребителей на приобретение, использование, ремонт товара, обусловливающие общественное признание товара. Покупая товары, потребители выплачивают их стоимость не только потому, что они необходимы, но и потому, что товары понравились. Поскольку внешний вид этих товаров, удобство пользования, срок службы, условия гарантийного обслуживания аккумулируются в цене и являются решающим моментом при покупке, то потребитель оплачивает покупку в соответствии с фактором "возлагаемых на товар надежд", или "степенью полезности товара". Таким образом, необходимыми условиями, определяющими сбыт товара, является убежденность потребителя в его гарантированном качестве и цена. При определении цены товара необходимо учитывать множество факторов, одним из которых является потребительная стоимость товара. Ведь если потребительная стоимость товара не оправдывает для покупателя его цену, то такой товар не реализуется. Цены на изделия должны быть ориентированы на определенный слой населения с известным уровнем доходов. Поэтому при определении обоснованности цены на изделие необходимо учитывать затраты потребителя на эксплуатацию изделия (на электроэнергию, ремонт, чистку, приобретение дополнительных материалов, на установку и др.).
4.3. Факторы, обеспечивающие качество товаров
Качество является объектом управления. Управлять качеством следует на различных стадиях жизненного цикла товара. В целом эти этапы можно объединить в следующие группы: предпроектный этап; производственный этап; этап по реализации; этап потребления; этап утилизации. Понятно, что такое объединение весьма условно, но оно позволяет подробнее рассмотреть факторы, обеспечивающие качество товаров.
Управление качеством может осуществляться через его формирование, стимулирование и сохранение. Следовательно, факторы, обеспечивающие качество товаров, можно подразделить на три группы:
• факторы, влияющие на формирование качества товаров;
• факторы, стимулирующие качество товаров;
• факторы, способствующие сохранению качества товаров.
К факторам, влияющим на формирование качества товаров, относятся:
• изучение рынка товаров;
• разработка требований к товарам;
• качество исходного сырья и материалов;
• качество конструирования и проектирования;
• качество изготовления (переработки)
• контроль готовой продукции.
Факторами, стимулирующими качество товаров, являются социальная и экономическая целесообразность и эффективность производства, особенности управления, ценообразование, материальная заинтересованность работников, санкции за производство некачественной продукции проч. Все эти факторы изучаются в курсах экономических дисциплин и не являются предметом исследования товароведения.
К факторам, способствующим сохранению качества товаров, относятся:
• упаковка и маркировка;
• условия транспортирования;
• условия хранения;
• условия реализации и использования товаров
• техническая помощь в обслуживании;
• утилизация после использования.
Качество товаров определяется экономической ситуацией в стране, которая определяет формы и методы управления качеством, характер производственных отношений, а также характер ценообразования и т. п.
Невозможно управлять качеством, не соблюдая обязательные требования. Все обязательные требования отражены в технических регламентах, которые принимаются в форме закона РФ. Остальные требования отражены в национальных стандартах. Причем соблюдение требований стандартов носит добровольный характер. Стандарт является доказательной основой для выполнения требований технического регламента. Например, если в техническом регламенте говорится о том, что содержание вредных веществ не должно превышать некоторого предельного уровня, то стандарт подробно описывает, как этого добиться. Стандарты определяют порядок и методы повышения уровня качества продукции, устанавливают требования к средствам и методам контроля, определяют номенклатуру показателей для разных видов оценочной деятельности и проч.
Процедуры оценки соответствия устанавливают определенные барьеры для недобросовестного изготовителя, поставщика или продавца продукции.
Сегодня изготовитель и поставщик продукции, которые стремятся поднять репутацию своих товаров, победить в конкурентной борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в выполнении как обязательных, так и рекомендуемых требований стандартов. В этом смысле стандарты становятся важным инструментом коммерческой деятельности.
Однако недостаточно строго следовать требованиям стандартов, надо подкреплять выпуск товаров сертификатом соответствия и качества. Сертификат создает уверенность в стабильности качества, его безопасности, достоверности и точности измеренных показателей качества.
Таким образом, обеспечение качества продукции — это совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих условия для выпуска товара, удовлетворяющего требования потребителей.
Изучение факторов, влияющих на качество товаров, является важной задачей товароведения.
4.4. Факторы, влияющие на формирование качества товаров
Для повышения эффективности управления качеством необходимо уделять пристальное внимание факторам, влияющим на формирование качества продукции.
Изучение рынка товаров заключается в поисках и выборе целевого рынка, его сегментации, определении потребностей в товаре, оценке емкости рынка, составлении подробной характеристики потребителей данного рыночного сегмента, установлении требований к качеству товаров. Другими словами, изучение рынка сводится к получению ответа на вопрос, что в действительности будет приобретать покупатель.
При сегментировании рынка пользуются различными переменными: географическими, социальными, демографическими, психологическими, экономическими и др. Рынок потребительских товаров целесообразно сегментировать по экономическим и социально-демографическим признакам, увязывая с другими переменными.
Экономические переменные в основном определяются уровнем доходов на душу населения и на отдельную семью. Именно уровень доходов во многом определяет отношение потребителя к цене товара. Социально-демографические переменные определяются личностными и семейными факторами, а также условиями жизни. Личностные факторы складываются из многих составляющих, некоторые из которых: пол, возраст, национальность, религиозные убеждения, профессия, уровень образования, принадлежность к определенной социальной группе и проч. Семейные положение оценивается наличием семьи, ее составом и этапом ее развития. Условия жизни характеризуются по жилищным условиям, особенностям проведения свободного времени, культурным и национальным традициям.
Вся информация по изучению рынка необходима для выпуска нужного количества товара, полностью соответствующего потребностям населения.
Разработка требований к товарам. На этой стадии определяется весь комплекс требований, которым товар должен соответствовать. Анализируется информация о действующих нормативных документах, о методах оценки качества, о существующих аналогах товара, которые представлены на рынке и проч. Назначение этого этапа состоит в разработке таких требований, соответствие которым позволит максимально удовлетворить потребности. Результатом этой работы должно стать производство товаров, которые отвечают обязательным требованиям, соответствуют потребностям, реализуются по доступной цене, а производителю обеспечивают максимальную прибыль, увеличение объемов продаж и быструю окупаемость средств. Разрабатываемые требования должны обеспечивать безопасность и соблюдение экологических требований.
К работам по разработке требований к новым товарам следует привлекать не только разработчика и изготовителя, но и представителей органов, осуществляющих надзор за безопасностью, охраной здоровья и природы. Для учета интересов потенциальных потребителей к разработке требований и оценке базовых образцов необходимо привлекать основного потребителя, а также представителей союзов потребителей и товароведов.
При разработке требования определяются вероятные значения показателей качества продукции, которые могут быть достигнуты к заданному моменту времени, т. е. осуществляется прогнозирование качества продукции.
После точного определения требований, которым товар должен соответствовать, начинается его создание. На этой стадии основными факторами, обеспечивающими качество, являются: качество исходного сырья и материалов, качество конструирования и проектирования и качество изготовления (переработки).
Качество исходного сырья и материалов. Под сырьем понимают предметы труда, используемые для производства готовых изделий или для дальнейшей переработки. Сырье отличается по химическому составу, по происхождению и по свойствам. Сырье представляет собой продукцию сельского хозяйства, добывающей, химической и других отраслей промышленности.
Наряду с понятием "сырье" в практике встречаются понятия "полуфабрикат" и "фабрикат".
Фабрикат (от лат. fabricatus — изготовленный) представляет собой продукт, предназначенный для производственного или личного потребления без дополнительной переработки.
Полуфабрикат — это продукт труда, который должен пройти еще одну или несколько стадий обработки, прежде чем стать готовым изделием.
Эти понятия часто условны и зависят от области применения продукта труда. Фабрикат одного производства может стать полуфабрикатом для другого. Так, ткани являются фабрикатом текстильной промышленности, но полуфабрикатом швейной промышленности.
Качество сырьевых материалов во многом определяет качество готовых товаров. Например, примеси железа в кварцевом песке резко снижают прозрачность стекла и придают ему зеленоватый оттенок. А эти же примеси в глине уменьшают белизну фарфоровых изделий. Изменяя состав и качество сырьевых материалов, можно получать изделия с требуемыми потребительскими свойствами. Привлечение новых видов сырья позволяет производить товары с улучшенными свойствами.
Знание природы, строения и свойств исходного сырья дает возможность прогнозировать свойства готовой продукции, а также расширять и совершенствовать ассортимент товаров.
Очень важно правильно оценить целесообразность применения тех или иных видов сырья, определить, из каких видов сырья возможно получение продукции с улучшенными потребительскими свойствами. В некоторых случаях для сокращения затрат на производство единицы продукции более дорогое сырье заменяется более дешевым.
По химическому составу выделяют неорганические и органические сырьевые материалы.
К материалам неорганического происхождения относятся металлы и их сплавы, минералы и др. Эти материалы обладают целым комплексом специфических свойств.
Металлы и сплавы, а также товары на их основе характеризуются высокой прочностью на сжатие, растяжение и изгиб, электро- и теплопроводностью, огне- и термостойкостью, высокой плотностью. Недостатком всех металлов, за исключением драгоценных, является то, что они подвергаются коррозии.
Минералы — это природные химические соединения, которые почти однородны по составу и физическим свойствам. Они образуются при различных физико-химических процессах, которые протекают в глубинах и на поверхности Земли. Из минералов состоят горные породы и руды. В земной коре известно около 3000 различных видов минералов. Среди минералов наиболее распространены силикаты, фосфаты и их аналоги, сульфиды и их аналоги, оксиды и гидроксиды.
Силикаты представляют собой соли кремниевых кислот. К ним относятся полевой шпат, слюда, глина, берилл, циркон. Силикаты являются основным сырьем для получения керамики, цемента, стекла, асбеста, некоторых металлов.
Изделия на основе силикатов характеризуются рядом общих для них показателей. Они негорючие, хрупкие (кроме стеклонитей, стеклотканей, стеклопластиков), твердые, прочные на сжатие, обладают низкой электро- и теплопроводностью, имеют высокое тепловое расширение и низкую термическую стойкость. В отличие от металлических изделий силикатные более стойки к действию кислот, щелочей и других химических сред, за исключением плавиковой кислоты.
Фосфаты представляют собой соли фосфорных кислот. Они применяются в основном как удобрения (суперфосфат, аммофос и др.), в производстве моющих средств, для умягчения воды.
Сульфиды — это химические соединения металлов с серой. Многие сульфиды (иприт, молибденит) являются природными минералами. Сульфидные руды являются сырьем для получения тяжелых и цветных металлов (кроме олова и вольфрама), серебра и частично платины и золота, а также для производства серной кислоты.
К материалам органического происхождения относят целлюлозные, белковые и углеводородные вещества. Они могут быть как природного, так искусственного и синтетического происхождения. Искусственные материалы получают в результате переработки натурального сырья без реакций органического синтеза (полимеризации и поликонденсации). Синтетические материалы изготавливают посредством реакций органического синтеза низкомолекулярных веществ и их модификаций.
К натуральным целлюлозным материалам относятся: древесина, лен, хлопок, конопля. К искусственным целлюлозным сырьевым материалам относят нитроцеллюлозу, целлулоид, ацетилцеллюлозу, этилцеллюлозу.
К натуральным белковым материалам относятся кожа, мех, шерсть, рога, копыта, мясо, кости, коллаген, шелк и проч.
Основными представителями натуральных углеводородных сырьевых материалов, применяемых для производства товаров, являются натуральный каучук и битумы, искусственных — резина на основе натурального каучука.
К синтетическим углеводородным материалам относятся различные каучуки и резины на их основе, синтетические смолы, на основе которых получают синтетические волокна (капрон, лавсан и др.), пластические массы (поливинилхлоридные, полиамидные и др.). Все они представляют собой высокомолекулярные соединения, получаемые путем синтеза и модификацией полимеров.
Свойства сырья и материалов определяются их химическим составом и структурой. Изменение химического состава влечет за собой существенное изменение свойств.
Качество конструирования и проектирования. Процессу производства предшествует конструирование и проектирование. На этой стадии закладывается качество будущего изделия. Перед тем как начать работать над проектом нового изделия следует еще раз обобщить данные по результатам изучения спроса, по оценке конъюнктуры рынка, по возможным изменениям потребностей.
Проект — это прообраз, прототип предполагаемого вида товара, отраженный в конструкторских документах. Проект содержит окончательное решение, дающее необходимое представление об устройстве создаваемого изделия и исходные данные для последующей разработки технической документации.
В технической документации отражается порядок организации производства, испытаний, приемки, эксплуатации и ремонта изделия, нормы расхода сырья и материалов, требования стандартов (если существуют).