Занятие 1
Коррекционно-образовательные цели. Расширение и уточнение естественнонаучных представлений. Формирование представлений об аквариумных рыбках, их внешнем виде и образе жизни. Расширение и уточнение словаря по теме «Аквариумные рыбки» (рыбка, туловище, голова, хвост, плавники, жабры, аквариум, песок,
586
камни, водоросли, улитка, плавать, дышать, есть, ловить, прятаться, золотой, проворный, большой, маленький, красивый).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие речи, зрительного и слухового внимания, наблюдательности, мышления, тонкой моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование. Аквариум с золотой рыбкой, игра «Аквариум», предметные картинки по числу детей с изображениями золотой рыбки, меченосца, гуппи, тетради №2 по числу детей, контейнер с простыми и цветными карандашами.
Предварительная работа. Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, разучивание подвижной игры «Аквариум».
Ход занятия
1. Организационный момент. [Загадывание детям загадки.] Дети входят в кабинет логопеда, здороваются и садятся вокруг столика, на котором находится аквариум с золотой рыбкой, пока накрытый тканью.
Логопед. Я приготовила для вас сюрприз. Он вот здесь, под платком. Хотите узнать, что это? Тогда отгадайте загадку:
К нам из сказки приплыла,
Там царицею была.
Рыбка эта непростая,
Рыбка эта...
Дети....Золотая.
Логопед. Правильно. Это золотая рыбка. Вы уже слышали сказку о ней?
Дети. Да, нам ее читала Любовь Ивановна.
Логопед. А где жила золотая рыбка в сказке?
|
Дети. В море-океане.
Логопед. Правильно. Ну, раз вы отгадали мою загадку и ответили на мой вопрос, смотрите, что за сюрприз я приготовила.
587
2. Наблюдение за золотой рыбкой. Беседа. [Расширение словаря по теме «Аквариумные рыбки». Совершенствование диалогической речи.]
Логопед снимает ткань и позволяет детям 20—30 секунд полюбоваться золотой рыбкой, а затем задает вопросы и руководит наблюдением.
Логопед. Кто это?
Дети. Золотая рыбка.
Логопед. Как вы догадались?
Дети. Она оранжевая, золотая, как в сказке.
Логопед. Что делает золотая рыбка?
Дети. Она плавает.
Логопед. Она плавает в аквариуме. Так называется ее дом, этот стеклянный ящик. Золотая рыбка большая или маленькая? Сравните ее с улиткой, которая ползет по листочку.
Дети. Она больше улитки. Она большая.
Логопед. Что вы еще можете сказать о золотой рыбке?
Какая она?
Дети. Она красивая, проворная.
Логопед. Правильно, вот как быстро она плавает. Посмотрите на рыбку внимательно. У нее есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. На голове у рыбки расположены жабры. Они помогают рыбке дышать. У рыбки красивые золотистые глазки и небольшой ротик. Тело рыбки покрыто чешуей. Каждая чешуйка похожа на маленькую золотую монетку, такая же круглая и блестящая. Как вы думаете, а для чего рыбке нужны хвост и плавники?
Дети. Чтобы плавать.
Логопед. Конечно же! Посмотрите, как рыбка двигает плавниками, когда поворачивает в другую сторону. Плавники нужны рыбке, чтобы она могла плавать. Послушайте, как похожи эти слова: «плавать», «плавники». А вы видите, как двигаются жабры, когда рыбка дышит?
|
Дети. Да, они опускаются и поднимаются.
Логопед. Вы сказали мне, что рыбка плавает. А что еще она делает?
Дети. Она смотрит на нас, открывает ротик, ест листики.
588
Логопед. Да. Золотые рыбки с удовольствием питаются водорослями. А еще мы можем угостить ее сухим кормом. (Достает коробочку с сухим кормом и ложечку и показывает, как нужно давать корм рыбке). А пока рыбка ест, давайте немного отдохнем и вспомним наше упражнение «Аквариум».
3. Физкультурная пауза «Аквариум». [Координация речи с движением, развитие подражательности. Уточнение словаря по теме.]
Логопед приглашает детей на ковер и предлагает вспомнить игру «Аквариум».
Улитки ползут, Свои домики везут. | Передвигаются по кругу в полуприседе, сложив руки за спиной. |
Рогами шевелят, На рыбок глядят. | Останавливаются, делают рожки из пальников, наклоняют голову влево-вправо. |
Рыбки плывут, Плавничками гребут. | Передвигаются по кругу, опустив руки и выполняя движения ладонями вперед-назад. |
Влево, вправо поворот, А теперь наоборот. | Повороты туловища влево-вправо. |
4. Работа с предметными картинками. [Актуализация словаря по теме.]
Логопед предлагает детям сесть за столики и раскладывает перед ними предметные картинки.
Логопед. Посмотрите на картинки. На них разные рыбки. Возьмите те картинки, на которых золотая рыбка.
Дети выбирают картинки, остальные логопед убирает.
Логопед. Вы правильно выбрали картинки. Молодцы. Кто у вас на картинках?
Дети. Золотая рыбка.
Логопед. Как вы ее узнали?
Дети. Она оранжевая, большая, у нее длинный хвост, красивые плавники.
|
Логопед. Для чего ей нужны хвост и плавники?
Дети. Они помогают ей плавать.
Логопед. Что расположено на голове у рыбки?
589
Дети. У нее есть жабры, глазки, рот.
Логопед. Для чего ей нужны жабры?
Дети. Они помогают ей дышать.
Логопед. Чем покрыто ее тело?
Дети. Чешуей.
Логопед. На что похожа чешуя?
Дети. На монетки.
Логопед. Где живет золотая рыбка?
Дети. В аквариуме.
Логопед. Хорошо. Мы с вами сегодня рассмотрели золотую рыбку. Думаю, вы теперь хорошо знаете, как она выглядит, как называются части ее тела. А теперь давайте пойдем к зеркалу и вы покажите мне, как золотая рыбка открывает рот.
5. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики.]
Дети садятся перед зеркалом, логопед следит за правильной посадкой детей.
Логопед. Покажите, как золотая рыбка открывала рот. Не торопитесь, не напрягайтесь. Выполняйте упражнение спокойно.
Упражнение выполняется 5—6 раз. Затем выполняются упражнения из артикуляционной гимнастики для шипящих звуков. После каждого упражнения логопед предлагает детям отдохнуть и проглотить слюну.
6. Работа в тетради №2. [Развитие тонкой моторики. Актуализация словаря по теме.]
Логопед приглашает детей к столу, раздает им открытые на с. 26 тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.
Логопед. Садитесь за столики, открывайте тетради. Что вы видите на картинке?
Дети. Аквариум, рыбок, золотую рыбку, улитку.
Логопед. Сейчас мы с вами обведем и раскрасим золотую рыбку, но сначала нарисуем простым карандашом чешую. Помните, что чешуя похожа на маленькие монетки? Что вы будете рисовать сейчас?
Дети. Чешую.
Логопед. Теперь обведите тело, хвост и плавник простым карандашом. Что ты обводишь, Настя?
590
1-й ребенок. Плавник.
Логопед. И наконец, нам нужно раскрасить золотую рыбку. Какой карандаш для этого нужен?
Дети. Оранжевый.
Логопед. Кого ты раскрашиваешь, Ваня?
Дети. Золотую рыбку.
Логопед. У вас очень красивые золотые рыбки. Они кажутся такими большими по сравнению с маленькими барбусами. Но мы с вами увидели сегодня, что на самом деле золотая рыбка — небольшая. Потом вы закончите работу на этой страничке с воспитателями, а сейчас закройте тетради.
7. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]
Логопед убирает тетради и карандаши.
Логопед. С кем вы познакомились сегодня?
Дети. С золотой рыбкой.
Логопед. Какая она?
Дети. Красивая, золотая, проворная, небольшая.
Логопед. Что она делает?
Дети. Она плавает, ест листики, смотрит вокруг.
Логопед. Где она живет?
Дети. В аквариуме.
Логопед. Чем ее можно кормить?
Дети. Сухим кормом.
Логопед. Вы очень хорошо работали на занятии, были внимательными, старались правильно говорить. Я наклею вам новые наклейки на тетради.
Занятие 2
Коррекционно-образовательные цели. Расширение и уточнение словаря по теме «Аквариумные рыбки». Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов), навыка чтения слогов и слов с пройденными буквами.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие коммуникативных навыков, диалогической речи, фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза, зрительного и слухового вни-
591
мания и восприятия, пространственного мышления, тонкой моторики, творческого воображения.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование. Предметные картинки с изображениями аквариумных рыбок, картина «Аквариум»[15], тетради №2 и «Мой букварь» по числу детей, контейнер с простыми и цветными карандашами, мяч, светофоры и магнитные рыбки по числу детей, игрушки для сопровождения артикуляционной гимнастики.
Предварительная работа. Чтение рассказа Л. Берга «Рыбка», разучивание пальчиковой гимнастики «Жил да был один налим...», наблюдения за рыбками в аквариуме в уголке природы, кормление рыбок в аквариуме.
Ход занятия
1. Организационный момент. [Объявление темы занятия.]
Логопед входит в групповое помещение, здоровается с детьми, приглашает их в уголок природы к аквариуму.
Логопед. Сегодня мы с вами будем говорить о рыбках, которые живут в аквариуме, об аквариумных рыбках. Вы уже рассматривали рыбок и запомнили, как они называются. Кого вы видите в аквариуме?
1-й ребенок. Гуппи.
2-й ребенок. Меченосца.
3-й ребенок. Золотую рыбку.
4-й ребенок. Сомика.
Логопед. Молодцы! Вы запомнили названия всех рыбок, которые живут у нас.
2. Работа в тетради №2. [Развитие тонкой моторики.]
Логопед приглашает детей за стол, на котором уже лежат открытые на с. 27тетради и стоит контейнер с простыми и цветными карандашами.
592
Логопед. Посмотрите на правую страничку. Кого нарисовал художник?
Дети. Это меченосец.
Логопед. Вы только что видели меченосца. Какой он?
Дети. Он красный. У него длинный хвостик.
Логопед. Правильно. И голова, и туловище, и хвостик, и плавники у меченосца красные. Обведите меченосца по точкам, а потом раскрасьте красным карандашом. А какими карандашами вы будете раскрашивать водоросли?
Дети. Зеленым и коричневым.
Логопед. Ну а камушки могут быть разноцветными, как у нас в аквариуме. Не забудьте синим карандашом нарисовать воду, в которой плавает меченосец.
Логопед следит за тем, как дети выполняют задание, оказывает им необходимую помощь, оценивает их работу или предлагает детям оценить работу друг друга.
3. Отгадывание и толкование загадок о рыбках. [Развитие мышления, диалогической речи.]
Логопед собирает тетради, убирает со стола контейнер с карандашами.
Логопед. Я хочу загадать вам несколько загадок. А вы будете не просто отгадывать их, но и объяснять, почему вы так думаете.
Этот дом не деревянный,
Не из камня этот дом,
Он прозрачный, он стеклянный,
Нету номера на нем.
И жильцы в нем не простые,
Не простые, золотые.
Эти самые жильцы —
Знаменитые пловцы.
Что это за дом и кто в нем живет?
Дети. Это аквариум и рыбки.
Логопед. Как вы догадались?
Дети. Аквариум стеклянный, прозрачный, на нем нет номера. Рыбки в нем живут и плавают.
Логопед. Верно. Слушайте еще одну загадку.
593
Ярко-красный или черный,
Очень резвый и проворный.
Длинный острый хвостик носит
И зовется...
Дети....Меченосец.
Логопед. Почему вы так думаете?
Дети. У меченосца длинный острый хвостик. Он красный или черный. Меченосец быстрый и проворный.
Логопед. Отлично. Вы отгадали очень трудные загадки. Похлопайте себе.
4. Игра «Что изменилось?» [Развитие зрительного внимания и восприятия, диалогической речи. Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов).]
Логопед помещает на наборное полотно игру «Аквариум». Рыбки закреплены на игровом полотне с помощью «липучек».
Логопед. Посмотрите, какой красивый аквариум есть у меня. Кого вы видите в нем?
Дети. Золотую рыбку, гуппи, меченосца и улитку.
Логопед. Что делает улитка?
1-й ребенок. Улитка ползет по листочку.
Логопед. Что делает гуппи?
2-й ребенок. Гуппи плывет над корягой.
Логопед. Что делает меченосец?
3-й ребенок. Меченосец плавает у поверхности.
Логопед. Что делает золотая рыбка?
4-й ребенок. Золотая рыбка роется в песке.
Логопед. Сейчас вы закроете глаза, а я кое-что изменю в аквариуме. Вы должны будете по очереди рассказать, когда откроете глаза, что изменилось. (Меняет расположение обитателей аквариума.) Откройте глаза.
1-й ребенок. Улитка теперь ползет по коряге.
2-й ребенок. Золотая рыбка плавает у поверхности.
3-й ребенок. Меченосец плывет над корягой.
4-й ребенок. Гуппи роется в песке.
5. Пальчиковая гимнастика «Жил да был один налим...» [Развитие тонкой моторики. Координация речи с движением.]
594
Логопед приглашает детей на ковер и предлагает вспомнить пальчиковую гимнастику «Жил да был один налим...»
Жил да был один налим, Два ерша дружили с ним. | Выполняют плавные движения сложенными ладонями, имитирующие движения плавников. |
Прилетали к ним три утки По четыре раза в сутки | Скрещенными ладонями имитируют взмахи крыльев. |
И учили их считать: Раз, два, три, четыре, пять. | Сжимают и разжимают кулачки. Загибают пальчики, начиная с больших. |
6. Игра «Кто как передвигается?» [Развитие речевого слуха. Уточнение глагольного словаря.]
Логопед предлагает детям остаться на ковре и достает мяч.
Логопед. Давайте поиграем в новую игру «Кто как передвигается?» Я бросаю одному из вас мяч и называю зверя, птицу, рыбу или насекомое. Вы ловите мяч, говорите, как передвигается этот представитель животного мира, и возвращаете мяч мне. (Бросает мяч первому ребенку.) Ласточка.
1-й ребенок. Летает.
Логопед. Меченосец.
2-й ребенок. Плавает.
Логопед. Лошадь.
3-й ребенок. Бегает.
Логопед. Лягушка.
4-й ребенок. Прыгает.
Логопед. Змея.
1-й ребенок. Ползает.
Логопед. Медведь.
2-й ребенок. Ходит.
Логопед. Бабочка.
3-й ребенок. Летает.
Логопед. Гусеница.
4-й ребенок. Ползает.
Логопед. Молодцы. Очень хорошо.
7. Игра «Разноцветные рыбки». [Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза.]
595
Логопед вновь приглашает детей за стол и раздает им светофоры и магнитных разноцветных рыбок.
Логопед. Вчера мы с вами познакомились с буквой М, учились отличать звук [м] от других звуков. А сегодня мы будем учиться определять место этого звука в слове. Нам помогут разноцветные рыбки из «магнитного бассейна» и светофор. Если вы услышите звук [м] в начале слова, рыбка должна приплыть на красный прямоугольник. Если звук [м] будет в середине слова, рыбка приплывет на средний, желтый прямоугольник. И если звук [м] вы услышите в конце слова, рыбка приплывет на последний, зеленый прямоугольник. Давайте попробуем. Дом. На какой прямоугольник приплыла рыбка? Верно. Рыбка приплыла на последний, зеленый прямоугольник.
Таким образом, детям предлагается еще 4—5 слов (гном, замок, карман, мандарин, молоток).
8. Работа по книге «Мой букварь». [Закрепление знания буквы М и умения находить ее среди других букв. Совершенствование навыка чтения. Развитие фонематических представлений, дифференциации звуков [м]—[н] в словах.]
Логопед собирает светофоры и рыбок и раздает детям буквари, открытые на с. 25.
Логопед. Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Что на ней нарисовано?
Дети. Это улица.
Логопед. На улице много магазинов, на магазинах висят вывески. Покажите все буквы М на вывесках.
Дети показывают букву на вывесках.
Логопед. Вы показали все буквы М в словах «молоко», «химчистка», «мороженое», «универсам». Отлично! А теперь вернемся на предыдущую страницу и прочитаем слоги и слова с буквой М.
Дети читают слоги и слова.
Логопед. А теперь рассмотрите картинки в нижней части следующей страницы. Сначала назовите картинки, названия которых заканчиваются звуком [м], а потом — картинки, названия которых заканчиваются звуком [н].
Дети. Дом, сом, слон, лимон.
596
Логопед. Правильно.
9. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики.]
Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает выполнить уже знакомые упражнения артикуляционной гимнастики для шипящих звуков. В качестве зрительной опоры используются игрушки.
10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед собирает буквари.
Логопед. Давайте вспомним, о ком мы беседовали сегодня, чем занимались.
1-й ребенок. Мы говорили о рыбках.
2-й ребенок. Мы раскрашивали меченосца.
3-й ребенок. Играли в новую игру «Кто как передвигается?»
4-й ребенок. Читали букварь.
Логопед оценивает деятельность каждого ребенка или предлагает детям оценить работу друг друга.
Май, 2-я недели