Задание 5. Задание на знание и анализ исторической карты.




ЗАДАНИЯ

Школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников

По истории

Учебный год

Класс.

Рейтинговый лист

№ задания Максимальный балл Набранные участником баллы
Задание 1.    
Задание 2.    
Задание 3.    
Задание 4.    
Задание 5.    
Задание 6.    
Задание 7.    
Задание 8.    
Задание 9.    
Задание 10.    
Задания 11    
        Итого:

Дорогой друг!

Перед тобой задания по истории. Они соотнесены с содержанием курса, который изучается в школе.

Тебе предлагается 11 заданий, максимальный балл за выполнение которых составляет 100 баллов.

Обрати внимание: у каждого задания - своя сумма баллов.

Посмотри на таблицу в верхней части страницы - рейтинговый лист: во второй колонке указано максимально возможное количество баллов за каждый вопрос.

Внимательно читай задания.

Все ответы на вопросы записывай в бланке с заданиями.

Есть задания, которые требуют напряжения памяти и точных конкретных ответов на вопросы. Есть задания творческого характера, для выполнения которых требуется умение логически мыслить, делать выводы, строить умозаключения.

Если тебе кажется, что задания относятся к теме, незнакомой тебе, не теряй самообладание, достаточно проявить внимание, сообразительность, остроумие, которые помогут успешно справиться с заданием.

На выполнение всех заданий отводится 90 минут.

 

Пиши разборчиво и яркой пастой!

Желаем успеха!

Задание 1. Тестовые вопросы. Выберите один правильный ответ на каждый вопрос. Правильный вариант ответа впишите в таблицу ответов (максимальное количество баллов за выполнение задания – 5 баллов, по 1 за каждый правильный ответ).

Вопросы:

1.1. Прочитайте описание одного из первых правителей Московского царства, данное В.О. Ключевским, и назовите данного царя:

«Царь … был кротким, робким, безвольным, слабым умом и равнодушным к мирскому величию. На престоле россияне увидели постника и молчальника…»

 

1) Фёдор Иванович 2) Алексей Михайлович 3) Михаил Алексеевич 4) Иван Фёдорович.

1.2. В каком году распался триумвират Ярославичей?

 

1) 1054 г. 2) 1067 г. 3) 1073 г. 4) 1093 г.

 

1.3. Какой из перечисленных городов входил в опричнину?

 

1) Казань 2) Астрахань 3) Вологда 4) Архангельск.

1.4. «Урочные» лета отменены:

 

1) Судебником Ивана III; 2) Судебником Ивана IV; 3) Стоглавым церковным собором

4) первым Земским собором; 5) Соборным уложением.

1.5. 1. Укажите ошибку в перечне памятников русской культуры домонгольского периода:

 

1) Десятинная церковь в Киеве; 2) Золотые ворота во Владимире;

3) Храм Покрова на Нерли; 4) Церковь Вознесения Господня в Коломенском; 5) Храм Святой Софии (Софийский собор) в Киеве.

 

Таблица ответов:

1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5.
         

Задание 2. Тестовый вопрос с несколькими правильными ответами. Из предложенного списка выберите имена известных исторических личностей периода с древнейших времен до 17 века. Цифры с правильными ответами запишите в таблицу ответов. (Максимальное количество баллов - 10 баллов, по одному за каждый правильный ответ):

 

1. Сергий Радонежский 11. Афанасий Никитин
2. Александр Меньшиков 12. Болотников Иван Исаевич
3. Василий Никитич Татищев 13. Столыпин Петр Аркадьевич
4.Фиорованти Аристотель 14. Григорий Распутин
5. Рублев Андрей 15. Илья Репин
6. Потёмкин Григорий Александрович 16. Борис Годунов
7. Сперанский Михаил Михайлович 17. Василий Суриков
8. Нил Сорский 18. Евдокия Лопухина
9. Витте Сергей Юльевич 19. Висковатый Иван Михайлович
10. Александр Пересвет 20. Глинская Елена Васильевна

 

Таблица ответов:

   

 

Задание 3. Ряды на определение принципа их построения. Правильный ответ запишите. (Каждый правильный ответ 2 балла, максимальное количество - 8 баллов).

А) Бахчисарайский мирный договор, Константинопольский мирный договор, Кючук-Кайнарджийский мирный договор, Ясский мирный договор, Адрианопольский мирный договор Сан-Стефанский мирный договор:

____________________________________________________________________________

Б) Галицийская операция, Саракамышская операция, Восточно-Прусская операция, Карпатская операция, Ютландский морской бой, наступление на Сомме, Верденская мясорубка:

_____________________________________________________________________________

 

В) Марта Скавронская, София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, Мария Федоровна (София Мария Доротея Августа Луиза фон Вюртембергская), Александра Фёдоровна (Феодоровна, урождённая принцесса Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадская.

_____________________________________________________________________________

 

Г) Александр Герцен, Михаил Бакунин, Дмитрий Каракозов, Сергей Нечаев, Вера Засулич, Андрей Желябов, Софья Перовская:

_____________________________________________________________________________

 

Задание 4. Расположите события в хронологической последовательности. Ответы запишите в таблицу по порядку. (Максимум за задание 6 баллов, если нарушена хронология – 0 баллов)

а) Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии;

б) Приход к власти в Германии А. Гитлера;

в) Подписание советско-германского договора о ненападении;

г) Опубликование «14 пунктов» В. Вильсона;

д) Подписание Версальского мирного догово­ра. Учреждение Лиги Наций;

е) Заключение англо-французского согла­шения «Договор Сердечного Согласия» (Антанта);

ж) Битва за Москву;

з) Восстание в Петрограде. Провозглашение советской власти в России;

 

1 2 3 4 5 6 7 8
               

 

Задание 5. Задание на знание и анализ исторической карты.

 

Внимательно рассмотрите карту и ответьте на вопросы. Правильные ответы запишите. (Максимум за задание 6 баллов – по 1 баллу за каждый правильный ответ).

Вопросы:

1. Под каким названием вошла в историю война, во время которой состоялись военные действия, обозначенные на карте стрелками?

Ответ: _____________________________________________

2. Напишите название города, обозначенного на карте цифрой «5», где находилась главная база военно-морского флота России

Ответ: _____________________________________________

3. Напишите цифру и название города, обозначившую место сражения, где противник потерял полтора десятка кораблей и более 3-х тысяч человек убитыми, все береговые укрепления были разрушены.

Ответ: _____________________________________________

4. Какие события, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в графу с ответом цифры под которыми они указаны.

1) Союзниками России в войне были Германия, Австро - Венгрия и Швеция;

2) Эту войну иногда ещё называют Восточной;

3) Военные действия, обозначенные на схеме, длились более 5-ти лет;

4) После сражения на р. Альма, которые русские проиграли, противник осадил город, обозначенный цифрой «5»;

5) По условиям Парижского мира, который был последствием событий, изображенных на карте, было приобретение Россией турецкой крепости Карс.

6) Как показали события и сражения, изображенные на карте, Россия не было организационно и технически готова к войне.

Ответ: _____________________________________________

 

Задание 6. Задание с иллюстративным материалом. (Максимум за задание – 10 баллов)

Перед Вами очень известный памятник. Ответьте на вопросы:

а) Как он называется? (2 балла) _______________________________________________

б) Во время царствования какого российского императора он был возведен? (2 балла)

_________________________________________________________________________

 

 

в) Какие из памятников, изображённых ниже, были со­зданы в то же царствование, что и изображённый памятник? В от­ве­те за­пи­ши­те две цифры, под ко­то­рыми они указаны. (По 3 балла за каждый правильный ответ) ______________________________________________________

Задание 7. Определите, о каком городе-герое говорится, и завершите предложение. Впишите соответствующие номера в прямоугольники на карте. (Максимум за задание 12 баллов, по 1 баллу за каждый правильно названный город и по 1 баллу за каждый правильно отмеченный на карте город)

1. 250 дней сражались защитники _____________________________________________

2. Больше 3 лет неприступной крепостью был ___________________________________

3. Огненной землей стала для оккупантов _______________________________________

4. Не пропустили врага на Кавказ защитники____________________________________

5. 900 дней работал и героически сражался______________________________________

6. Решающее значение для хода войны имела битва за_____________________________

 

Задание 8. Задание на анализ иллюстративного материала. (Максимум за задание – 18 баллов по 9 баллов за каждый правильный ответ.)

Перед Вами один из знаменитых плакатов «Потеряла я колечко, а в колечке 22 дивизии», (Рис.1) авторами которого являются участники творческого союза художников «Кукрыниксы» - Куприянов Михаил Васильевич, Крылов Порфирий Никитич и Соколов Николай Александрович (Рис. 2.).

В годы Великой Отечественной войны для поднятия патриотических настроений коллектив создавал сатирические агитационные плакаты, на которых в карикатурной форме были остро подмечены черты и суть фашистского режима. Благодаря этим плакатам "Кукрыниксы" стали известны во всем мире, а сам Адольф Гитлер обещал расстрелять творческое трио после взятия Москвы.

Внимательно рассмотрите представленные иллюстрации и ответьте на вопросы:

  1. Какому событию в ходе ВОВ посвящен плакат?
  2. Объясните значение названия творческого союза художников.

Правильные ответы запишите в таблицу ответов.

Рис. 1 Рис. 2.

1._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________
2.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9. Открытый вопрос - размышление. Назовите пять самых значимых, на Ваш взгляд, исторических личностей (деятелей науки, культуры, политики), которые сыграли значительную роль в истории нашей страны. Свой ответ аргументируйте: одна личность – один аргумент. Как именно та или иная личность повлияла на ход исторических событий, чем знаменита, каков её вклад развитие общества и т.д. Максимум за задание 5 баллов – по1 баллу за имя и аргумент)

1. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 10. Укажите название одного любого памятника культуры, находящегося в Вашем регионе. Используя знания по истории своего региона, расскажите об этом памятнике. В Вашем рассказе должно быть указано не менее двух исторических фактов. (Максимум за задание 5 баллов, название памятника – 1 балл, каждый исторический факт – по 2 балла) Ответ запишите.

Название памятника _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рассказ о памятнике (не менее 2-х фактов )__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 11. Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе.

Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

1. Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).

2. Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).

3. Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры, в том числе из историографии) по данной теме.

4. Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

При написании работы постарайтесь исходить из того, что Жюри, оценивая Ваше эссе, будет руководствоваться следующими критериями:

1. Обоснованность выбора темы, постановка проблемы, цели и задач работы –(5 баллов).

2. Грамотность использования фактов и терминов – (5 баллов).

3. Четкость и доказательность основных положений – (5 баллов).

4. Творческий характер эссе – (5 баллов).

Выберите одну из предложенных тем и напишите историческое эссе ( максимальный балл за все задание – 20)

1.Победа в Великой Отечественной войне: что она значит для России сегодня.

2. «Россия – это страна с непредсказуемым прошлым» (М. Задорнов).

3. «Культура строится на добре» (Д. Лихачев).

4. «Историк – наблюдатель, а не следователь».

5. «Для славы мертвых нет» (А. Ахматова).

6. «Умом Россию не понять...» (Ф. Тютчев).

7. «История учит тому, что она ничему не учит» (С. Лем).

 

Напишите номер выбранной Вами темы:

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: