Задание на знание и анализ исторической карты.




КЛЮЧИ

Школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников

По истории

Учебный год

Класс.

Рейтинговый лист

№ задания Максимальный балл Набранные участником баллы
Задание 1.    
Задание 2.    
Задание 3.    
Задание 4.    
Задание 5.    
Задание 6.    
Задание 7.    
Задание 8.    
Задание 9.    
Задание 10.    
Задания 11    
        Итого:

1. Тестовые вопросы. Выберите один правильный ответ на каждый вопрос. Правильный вариант ответа впишите в таблицу ответов (максимальное количество баллов за выполнение задания – 5 баллов, по 1 за каждый правильный ответ).

Вопросы:

1.1. Прочитайте описание одного из первых правителей Московского царства, данное В.О. Ключевским, и назовите данного царя:

«Царь … был кротким, робким, безвольным, слабым умом и равнодушным к мирскому величию. На престоле россияне увидели постника и молчальника…»

 

1) Фёдор Иванович 2) Алексей Михайлович 3) Михаил Алексеевич 4) Иван Фёдорович.

1.2. В каком году распался триумвират Ярославичей?

 

1) 1054 г. 2) 1067 г. 3) 1073 г. 4) 1093 г.

 

1.3. Какой из перечисленных городов входил в опричнину?

 

1) Казань 2) Астрахань 3) Вологда 4) Архангельск.

1.4. «Урочные» лета отменены:

1) Судебником Ивана III; 2) Судебником Ивана IV; 3) Стоглавым церковным собором

4) первым Земским собором; 5) Соборным уложением.

1.5. Укажите ошибку в перечне памятников русской культуры домонгольского периода:

 

1) Десятинная церковь в Киеве; 2) Золотые ворота во Владимире;

3) Храм Покрова на Нерли; 4) Церковь Вознесения Господня в Коломенском; 5) Храм Святой Софии (Софийский собор) в Киеве.

Таблица ответов:

1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5.
         

2. Тестовый вопрос с несколькими правильными ответами. Из предложенного списка выберите имена известных исторических личностей периода с древнейших времен до 17 века. Цифры с правильными ответами запишите в таблицу ответов. (Максимальное количество баллов - 10 баллов, по одному за каждый правильный ответ):

1, 4, 5, 8, 10, 11, 12, 16, 19, 20

 

1.Сергий Радонежский

4.Фиорованти Аристотель

5.Рублев Андрей

8.Нил Сорский

10.Александр Пересвет

11.Афанасий Никитин

12.Болотников Иван Исаевич

16.Борис Годунов

19.Висковатый Иван Михайлович

20.Глинская Елена Васильевна

 

3. Ряды на определение принципа их построения. Правильный ответ запишите. (Каждый правильный ответ 2 балла, максимальное количество - 8 баллов).

А) Бахчисарайский мирный договор, Константинопольский мирный договор, Кючук-Кайнарджийский мирный договор, Ясский мирный договор, Адрианопольский мирный договор Сан-Стефанский мирный договор:

Мирные договоры России и Турцией по итогам Русско-турецких войн.

Б) Галицийская операция, Саракамышская операция, Восточно-Прусская операция, Карпатская операция, Ютландский морской бой, наступление на Сомме, Верденская мясорубка:

Сражения Первой Мировой войны

 

В) Марта Скавронская, София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, Мария Федоровна (София Мария Доротея Августа Луиза фон Вюртембергская), Александра Фёдоровна (Феодоровна, урождённая принцесса Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадская.

Российские императрицы

 

Г) Александр Герцен, Михаил Бакунин, Дмитрий Каракозов, Сергей Нечаев, Вера Засулич, Андрей Желябов, Софья Перовская:

Представители революционного движения 19 века.

 

4. Расположите события в хронологической последовательности. Ответы запишите в таблицу. (Максимум за задание 6 баллов, если нарушена хронология – 0 баллов)

а) Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии;

б) Приход к власти в Германии А. Гитлера;

в) Подписание советско-германского договора о ненападении;

г) Опубликование «14 пунктов» В. Вильсона;

д) Подписание Версальского мирного догово­ра. Учреждение Лиги Наций;

е) Заключение англо-французского согла­шения «Договор Сердечного Согласия» (Антанта);

ж) Битва за Москву;

з) Восстание в Петрограде. Провозглашение советской власти в России;

 

1 2 3 4 5 6 7 8
е з г д б в ж а

 

1 Заключение англо-французского согла­шения «Договор Сердечного Согласия» (Антанта) 1904 г.

2 Восстание в Петрограде. Провозглашение советской власти в России 25-26 октября 1917 г.

3. Опубликование «14 пунктов» В. Вильсона 8 января 1918 г.

4. Подписание Версальского мирного догово­ра. Учреждение Лиги Наций 28 июня 1919 г.

5. Приход к власти в Германии А. Гитлера 30 января 1933 г.

6. Подписание советско-германского догово­ра о ненападении 23 августа 1939 г.

7. Битва за Москву Сентябрь 1941 г. — апрель 1942 г.

8. Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии С 8 на 9 мая 1945 г.

 

Задание на знание и анализ исторической карты.

 

Внимательно рассмотрите карту и ответьте на вопросы. Правильные ответы запишите. (Максимум за задание 6 баллов – по 1 баллу за каждый правильный ответ).

Вопросы:

1. Под каким названием вошла в историю война, во время которой состоялись военные действия, обозначенные на карте стрелками?

Ответ: КРЫМСКАЯ

2. Напишите название города, обозначенного на карте цифрой «5», где находилась главная база военно-морского флота России

Ответ: СЕВАСТОПОЛЬ

3. Напишите цифру и название города, обозначившую место сражения, где противник потерял полтора десятка кораблей и более 3-х тысяч человек убитыми, все береговые укрепления были разрушены.

Ответ: 4, СИНОП

4. Какие события, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в графу с ответом цифры под которыми они указаны.

1) Союзниками России в войне были Германия, Австро - Венгрия и Швеция;

2) Эту войну иногда ещё называют Восточной;

3) Военные действия, обозначенные на схеме, длились более 5-ти лет;

4) После сражения на р. Альма, которые русские проиграли, противник осадил город, обозначенный цифрой «5»;

5) По условиям Парижского мира, который был последствием событий, изображенных на карте, было приобретение Россией турецкой крепости Карс.

6) Как показали события и сражения, изображенные на карте, Россия не было организационно и технически готова к войне.

Ответ: 2,4,6

 

6. Задание с иллюстративным материалом. (Максимум за задание – 10 баллов)

Перед Вами очень известный памятник. Ответьте на вопросы:

а) Как он называется? (2 балла) Па́мятник «Тысячеле́тие Росси́и » — монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Памятник находится в новгородском детинце, напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест.

б) Во время царствования какого российского императора он был возведен? (2 балла)

Александр II

 

в) Какие из памятников, изображённых ниже, были со­зданы в то же царствование, что и изображённый памятник? В от­ве­те за­пи­ши­те две цифры, под ко­то­рыми они указаны. (По 3 балла за каждый правильный ответ) Ответ: 3, 4.

3) Па­мят­ник А. С. Пуш­ки­ну (скульптор Опекушин) в Москве был уста­нов­лен в 1880 г. в прав­ле­ние им­пе­ра­то­ра Алек­сандра II (1855−1881 гг.).

4) Па­мят­ник Ни­ко­лаю Пер­во­му 1856−1859 гг. в Санкт-Петербурге.

7. Определите, о каком городе-герое говорится, и завершите предложение. Впишите соответствующие номера в прямоугольники на карте (Максимум за задание 12 баллов, по 1 баллу за каждый правильно названный город и по 1 баллу за каждый правильно отмеченный на карте город).

1. 250 дней сражались защитники Севастополя

2. Больше 3 лет неприступной крепостью был Мурманск

3. Огненной землей стала для оккупантов Керчь

4. Не пропустили врага на Кавказ защитники Новороссийска

5. 900 дней работал и героически сражался Ленинград

6. Решающее значение для хода войны имела битва за Москву.

 
 
 
 
 
 

Задание 8. Задание на анализ иллюстративного материала. (Максимум за задание – 18 баллов по 9 баллов за каждый правильный ответ.)

П еред Вами один из знаменитых плакатов «Потеряла я колечко… (а в колечке 22 дивизии)», (Рис.1) авторами которого являются участники творческого союза художников «Кукрыниксы» - Куприянов Михаил Васильевич, Крылов Порфирий Никитич и Соколов Николай Александрович (Рис. 2.).

В годы Великой Отечественной войны для поднятия патриотических настроений коллектив создавал сатирические агитационные плакаты, на которых в карикатурной форме были остро подмечены черты и суть фашистского режима. Благодаря этим плакатам "Кукрыниксы" стали известны во всем мире, а сам Адольф Гитлер обещал расстрелять творческое трио после взятия Москвы.

Внимательно рассмотрите представленные иллюстрации и ответьте на вопросы:

  1. Какому событию в ходе ВОВ посвящен плакат?
  2. Объясните значение названия творческого союза художников.

Правильные ответы запишите в таблицу ответов.

Рис. 1 Рис. 2.

1.Плакат: Потеряла я колечко... (а в колечке 22 дивизии) в ходе Сталинградской битвы советские войска в декабре 1942 г. окружили в районе Сталинграда 22 дивизии противника (330 тысяч человек) и ликвидировали эту группировку. 31 января - 2 февраля 1943 г. остатки 6-й немецко-фашистской армии во главе с генерал-фельдмаршалом Паулюсом сдались в плен.
2. Кукрыниксы – название является ничем иным как аббревиатурой, по первым слогам фамилий трёх художников-графиков СССР. КУприяновМихаил Васильевич,КРЫлов Порфирий Никитич иНИКолайАлександровичСоколов

Задание 9. Открытый вопрос - размышление. Назовите пять самых значимых, на Ваш взгляд, исторических личностей (деятелей науки, культуры, политики) XX – XXI вв., которые сыграли значительную роль в современной истории нашей страны. Свой ответ аргументируйте: одна личность – один аргумент. Как именно та или иная личность повлияла на ход исторических событий, чем знаменита, каков её вклад развитие общества и т. д. (Максимум за задание 5 баллов – по1 баллу за имя и аргумент).

Критерий оценивания: Аргументация собственной точки зрения, как правильный ответ защитывается любое имя, названное учеником при наличии аргумента в поддержку своей точки зрения.

Задание 10. Укажите название одного любого памятника культуры, находящегося в Вашем регионе. Используя знания по истории своего региона, расскажите об этом памятнике. В Вашем рассказе должно быть указано не менее двух исторических фактов. (Максимум за задание 5 баллов, название памятника – 1 балл, каждый исторический факт – по 2 балла) Ответ запишите.

Критерий оценивания: Назван один памятник, приведено 2 исторических факта, связанных с ним в контексте региональной или общероссийской истории.

Например: Чёрный тюльпа́н — мемориал уральским воинам интернационалистам погибшим в Афганистане. Афганская война (1979—1989), СССР ввёл военный контингент в Афганистан 25 декабря 1979 года, мотивировал свои действия тем, что советский воинский контингент был введён по просьбе правительства Афганистана.

После завершения активной стадии контртеррористической операции в Чечне, в 2002 году этот ансамбль был дополнен гранитными стелами с фамилиями военнослужащих, погибших в Чеченской Республике и Дагестане.

 

Задание 11. Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе.

Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

1. Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).

2. Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).

3. Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры, в том числе из историографии) по данной теме.

4. Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

При написании работы постарайтесь исходить из того, что Жюри, оценивая Ваше эссе, будет руководствоваться следующими критериями:

1. Обоснованность выбора темы, постановка проблемы, цели и задач работы –(5 баллов).

2. Грамотность использования фактов и терминов – (5 баллов).

3. Четкость и доказательность основных положений – (5 баллов).

4. Творческий характер эссе – (5 баллов).

Выберите одну из предложенных тем и напишите историческое эссе (максимальный балл за все задание – 20)

1. Победа в Великой Отечественной войне: что она значит для России сегодня.

2. “Россия – это страна с непредсказуемым прошлым” (М. Задорнов).

3. “Культура строится на добре” (Д. Лихачев).

4. Историк – наблюдатель, а не следователь.

5. “Для славы мертвых нет” (А. Ахматова).

6. “Умом Россию не понять...” (Ф. Тютчев).

7. “История учит тому, что она ничему не учит” (С. Лем).

 

Критерии оценивания эссе:

1. Обоснованность выбора темы, постановка проблемы и задач работы (5 баллов).

Оценивается вводная часть к работе - не более 5 баллов.Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник). Требуется внятное оригинальное объяснение, демонстрирующее заинтересованность в теме, и четкая постановка задач работы, исходя из понимания смысла высказывания (может быть сформулировано до 4 задач).

2. Грамотность использования фактов и терминов. Четкость и доказательность основных положений –(5 баллов).

Оценивается знание и умелое использование исторических фактов, событий, явлений, имен исторических деятелей, свободное владение исторической терминологией.

Оценивается аргументированность авторской позиции, а также умение автора делать конкретные выводы по сути своей позиции, исходя из смысла высказывания и задач, сформулированных во введении.

3. Наличие различных точек зрения, элементов историографии в работе – (5 баллов).

Оцениваются элементы историографического знания, умение обращаться к различным оценкам исторического события, понимать и объяснять противоположные подходы к изображению исторических явлений.

4. Творческий характер эссе – (5 баллов).

Требуетсяярко выраженная личная позиция, заинтересованность в теме, оригинальные (имеющие право на существование, исходя из фактов и историографии) мысли, задачи и пути их решения. Работа написана хорошим литературным языком с учетом всех жанровых особенностей эссе.

1. Обоснованность выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник). Оценивается вводная часть к работе - не более 5 баллов.

5 баллов за внятное оригинальное объяснение, демонстрирующее заинтересованность в теме, четкую постановку задач работы, исходя из понимания смысла высказывания (мне предстоит ответить на такие-то вопросы, я должен буду высказаться, определить свое отношение к таким-то проблемам и т.д. – поднимается в идеале 3 проблемы).

4 балла за внятное объяснение без демонстрации особой личной заинтересованности, за понимание в целом смысла высказывания без выделения отдельных проблем. Задачи работы сформулированы менее четко, часто описательно.

3 балла за формальное объяснение в нескольких предложениях, за понимание в целом смысла высказывания без выделения отдельных проблем или за сформулированные задачи без привязки к высказыванию.

1-2 балла за одну фразу (я выбрал, т.к. мне интересно или т.к. период важен), есть недопонимание смысла высказывания в отдельных его частях, задачи работы не выделены.

0 баллов нет объяснения, постановка задач, исходя из смысла, высказывания отсутствует.

2. Грамотность использования фактов и терминов. Четкость и доказательность основных положений – (5 баллов).

5 баллов – участник умело использует историческую терминологию, знает хронологию событий, соотносит имена и события, удачно вписывает упоминаемые имена и события в контекст эпохи. Участник умело аргументирует свою позицию, четко выдерживает логику рассуждения, умеет подкреплять свои выводы конкретными примерами из истории

4 балла – участник знает основные термины, имена и даты, но допускает небольшие неточности в изложении исторических событий. участник хорошо владеет материалом, умеет подбирать конкретные примеры из истории, выдерживает логику изложения исторического материала

3 балла – в целом представлено знание явлений, однако, отсутствует контекст развития исторических событий, допускается произвольная трактовка некоторых событий и явлений. В целом представлено видение проблемы, имеются отрывочные рассуждения о сущности проблемы, однако, слабо просматривается взаимосвязь отдельных исторических примеров

2 балла – представлены популярные знания, отсутствует контекст эпохи, возникают затруднения с датировкой событий. Представлены отрывочные сведения по поставленной проблеме, дан простой набор событий, отсутствует логический рассказ

1 балл – присутствуют грубые ошибки в написании терминов и изображении исторических событий, хотя можно выделить некоторые представления о предмете рассуждения. Присутствуют грубые ошибки в изложении исторического материала, нарушена аргументация, приведены примеры, не относящиеся к теме эссе

0 – ответ полностью некомпетентный и не демонстрирует исторических знаний

3. Творческий характер эссе – (5 баллов).

5 баллов – на протяжении всей работы автор демонстрирует ярко выраженную личную позицию, заинтересованность в теме, предлагает оригинальные (имеющие право на существование, исходя из фактов и историографии) мысли, проблемы и их решение. Работа написана хорошим литературным языком с учетом всех жанровых особенностей эссе.

4 балла – личная позиция и заинтересованность проявляются время от времени, есть хотя бы одна оригинальная идея. Работа написана хорошим литературным языком с учетом всех жанровых особенностей эссе.

3 балла – автор демонстрирует личную позицию и творческое начало хотя бы формально («как мне кажется», «я убежден», «меня увлекает» и т.д.). Работа написана грамотно с точки зрения стилистики русского языка. Текст предельно формализован (я выбрал такую-то тему потому-то, план моей работы будет такой-то и т.д.).

0 – пересказ учебника либо литературы без творческого начала вообще (Иван Грозный родился, женился и т.д.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: