Методика микроскопирования




Практическое занятие № 1

Тема:

Устройство микроскопа. Строение растительной клетки.

 

Цель:

Ознакомиться с устройством микроскопа. Повысить навыки использования микроскопа при изучении растительной клетки.

 

Задачи:

1. Изучить устройство микроскопа и порядок работы с ним.

2. Изучить строение клеточных структур.

 

План:

1. Устройство микроскопа и методика микроскопирования.

2. Строение растительной клетки эпидермы сочной чешуи луковицы лука (Allium).

3. Формы растительной клетки листа мха мний (Mniumcuspidatum). Хлоропласты.

4. Крахмальные зерна картофеля (Solanumtuberosum).

5. Окаймленные поры в клеточной стенке древесины сосны обыкновенной (Pinussylvestris).

 

Последовательность работы:

Задание 1. Ознакомиться с устройством микроскопа и методи­кой микроскопирования.

Биологический микроскоп — это оптический прибор, с помощью которого можно получить увеличение изучаемого объекта и рас­смотреть мелкие детали его строения (рис. 1).

Рис. 1 Микроскоп:

1 — окуляр; 2 — тубус; 3 — тубусодержатель; 4 — винт грубой наводки; 5 — мик-рометренный винт; 6 — подставка; 7 — зеркало; 8 — конденсор и ирисовая диафрагма; 9 — предметный столик; 10 — револьвер с объективами

В микроскопе выделяют две системы: оптическую и механичес­кую. К оптической системе относят объективы, окуляры и освети­тельное устройство.

Объектив — представляет собой металлический цилиндр с вмон­тированными в него линзами.

Окуляр состоит из 2—3-х линз, вмонтированных в металличес­кий цилиндр.

Осветительное устройство состоит из зеркала и конденсора с ирисовой диафрагмой, расположенных под предметным столиком.

Конденсор состоит из 2—3-х линз. При подъеме или опускании его, конденсируется или рассеивается свет, падающий от зеркала на объект.

Ирисовая диафрагма, расположенная между зеркалом и конден­сором, служит для изменения диаметра светового потока, направ­ляемого зеркалом через конденсор на объект.

Механическая система микроскопа состоит из подставки, ко­робки с микрометренным механизмом и микрометренным винтом, тубусодержателя, винта грубой наводки, кронштейна конденсора, винта перемещения конденсора, револьвера, предметного столика. Подставка — подковообразное основание микроскопа. Коробка с микрометренным механизмом неподвижно закреплена на подстав­ке. Микрометренный винт служит для незначительного перемеще­ния тубусодержателя, а следовательно, и объектива на расстояние, измеряемые микрометрами.

Тубус — цилиндр, в который сверху вставляют окуляры.

Тубусодержатель несет тубус и револьвер. Револьвер предназна­чен для быстрой смены объективов.

Предметный столик имеет в середине круглое отверстие. На сто­лике находятся две пружинящие клеммы, закрепляющие препарат.

Методика микроскопирования

1. Расчехлите микроскоп и поставьте его в удобное для работы положение. С правой стороны должны находиться необходимые предметы (предметные и покровные стекла, реактивы, препаровальные иглы).

2. Установите объектив малого увеличения (4х с красной полосой).

3. Поместите препарат на предметный столик микроскопа, закрепив его рычагом объектодержателя. Положение препарата относительно объектива отрегулируйте с помощью ручек перемещения предметного столика.

4. Движением макровинта, глядя сбоку на препарат, осторожно опустите объектив. Глядя в окуляр и вращая макровинт на себя, постепенно поднимите тубусодержатель до тех пор, пока изучаемый объект не попадет в фокус. Неясное изображение сфокусировать микровинтом.

5. Вращением поворотной ручки на штативе микроскопа установите оптимальное освещение поля зрения.

Приготовление временных препаратов. При изготовлении времен­ных препаратов изучаемый объект помещают на предметное стекло в каплю воды, раствора реактива или красителя, накрывают по­кровным стеклом. Такой препарат можно хранить не более месяца. Препараты, которые хранятся более длительный срок, называют постоянными.

Задание 2. Изготовить препарат эпидермы сочной чешуи лукови­цы лука, рассмотреть и зарисовать строение клетки в капле воды, а затем в растворе йода в йодистом калии.

Для изготовления препарата пинцетом или препаровальной иглой снимают эпидермис с вы­пуклой поверхности чешуи, помещают ее в каплю воды, на пред­метное стекло и накрывают покровным стеклом.

Эпидерма с вогнутой стороны чешуи состоит из очень крупных клеток, которые обычно не помещаются в поле зрения при боль­шом увеличении.

Передвигая препарат, при малом увеличении находят участок из однородного слоя клеток с явно заметными ядрами и цитоплаз­мой (рис. 2). На препарате, изготовленном в капле воды, хорошо видны светлые стенки клеток, в которых иногда заметны неутол­щенные места — поры. Внутри каждой клетки в бесцветной зерни­стой цитоплазме видно ядро с одним-двумя ядрышками. В молодых клетках ядро находится в центральной части, в более старых клет­ках оно лежит в постенном слое цитоплазмы.

 

Рис. 2 Клетки эпидермы сочной чешуи луковицы лука (Alliит): А — луковица лука; Б — клетки эпидермы: 1 — стенка клетки,

2 — цитоплазма; 3 — ядро; 4 — ядрышко; 5 — вакуоль

Задание 3. Рассмотреть и зарисовать формы растительной клетки. Исследовать содержимое клеток листа мха, найти хлоропласты.

Чтобы изготовить препарат, пинцетом открывают лист мха, ополаскивают его, затем помещают в каплю воды на предметное стекло и накрывают покровным стеклом. При малом увеличении весь лист в поле зрения микроскопа обычно не виден, поэтому, передвигая препарат рукой, рассматривают его по частям. Плас­тинка листа в основном состоит из одного слоя паренхимных (изо-деаметрических) клеток (рис. 3). Несколько рядов клеток по краям листа имеют удлиненную форму. Это прозенхимные клетки.

Рис. 3 Лист мха мний (Мniитmshidatum):

А — побег мха; Б — лист мха; Б — лист при малом увеличении; Г — клетки листа в реактиве — растворе йода в йодистом калии: 1 — жилка; 2 — про-зенхимная клетка; 3 — паренхимная клетка; 4 — стенка клетки; 5 — хло­ропласты; 6 — крахмал

Все клетки заполнены хлоропластами. Обращают внимание на овальную форму хлоропластов и их зеленый цвет, от присутствия зеленых пигментов — хлорофилла «а» и хлорофилла «б». Некото­рые из них имеют вытянутую форму и перетяжку посредине, так как находятся в состоянии деления. Основная функция хлоропла­стов — процесс фотосинтеза. Зарисовывают при большом увели­чении 5—6 клеток края листа и делают обозначения: паренхимная клетка, прозенхимная клетка, стенка клетки, хлоропласты.

Задание 4. Изготовить препарат крахмальных зерен картофеля (Solanumtuberosum), рассмотреть их, зарисовать и сделать обозна­чения.

Отрезают мелкий кусочек клубня картофеля и делают им мазок по предметному стеклу в капле воды. При этом из разрушенных клеток в воду переходят крахмальные зерна, в результате чего она мутнеет. Каплю накрывают покровным стеклом и рассматривают при малом увеличении, а затем при большом увеличении. При большом увеличении хорошо видны овальные и яйцевидные бесцветные крахмальные зерна (рис. 4).

Среди множества простых крахмальных зерен картофеля изредка удается найти сложные и полусложные. Зарисовывают несколько крахмальных зерен. Реактивом на крахмал служит слабый раствор йода в йодистом калии. Реакцию можно осуществить, не снимая препарат с предметного столика. Для этого сухой стеклянной палочкой берут каплю реактива и наносят на предметное стекло около правого края покровного стекла, а с левой стороны кладут фильтровальную бумагу. Бумага впитывает воду из-под покровного стекла, а на ее место проникает реактив. В результате реакции крахмальные зерна принимают окраску от слабо-синего цвета до темно-черного.

Рис. 4Крахмальныезернакартофеля(Solanumtuberosum)

Задание 5. Рассмотреть и зарисовать окаймленные поры в кле­точной стенке древесины сосны обыкновенной (Pinussylvestris).

 

Используя готовые препараты древесины, при малом увеличе­нии находят окаймленные поры. В отличие от простой поры, имею­щей канал на всем протяжении одинакового диаметра, канал окай­мленной поры у замыкающей пленки имеет больший диаметр, чем при выходе в полость клетки (рис. 5).

Рис. 5. Трахеиды сосны (Ртшsylvestris) (схема):

1 — первичная стенка; 2 — вторичная стенка; 3 — окаймленная пора (вид сбоку);

4 — замыкающая пленка; 5 — торус; 6 — окайм­ленная пора (вид сверху)

Вторичная стенка как бы приподнимается над замыкающей плен­кой поры, вследствие чего пара окаймленных пор имеет очертание двояковыпуклой линзы. Средняя часть замыкающей пленки поры утолщена. Это утолщение называют торусом. Затем зарисовывают часть клетки и обозначают окаймленные поры.

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем отличия между клетками растений и животных?

2. Какую роль играют пластиды в жизни клетки?

3. Каково субмикроскопическое строение хлоропластов?

4. Что такое крахмал?

5. В каких органах растений локализуются запасные питатель­ные вещества?

6. Каковы функции клеточной стенки?

 

Тема:

Изучениепокровных растительных тканей.

 

Цель:

Ознакомиться со строением растительных тканей на примере покровной.

 

Задачи:

1. Изучить строение покровных тканей.

План:

1. Сравнительная характеристика покровных тканей.

Последовательность работы:

Задание 1. На основании изучения строения эпидермиса листа ге­рани (Geranium), строения перидермы ветки бузины (Sambucus) и спила ствола дуба (Quercus), составить и заполнить таблицу «Покровные ткани».

Рис.6 Эпидермис листа герани (Geranium):

1 — оболочка клетки эпидермиса; 2 — ядро; 3 — замыкающая клетка устьиц; 4 — устьичная щель; 5 — хлоропласты в замы­кающих клетках; 6 —цитоплазма; 7 — вакуоль

 

Рис. 7. Перидерма (А), внешний вид чечевичек (Б), чечевичка на поперечном срезе ветки бузины (Sambucus)(В):

1 - остатки эпидермы, 2 - пробка (феллема), 3 - феллоген (пробковый камбий), 4 - феллодерма, 5 - чечевичка, 6 - выполняющая ткань.

 

Рис. 8. Корка на поперечном срезе дуба(Quercus):

1 - перидерма, 2 - волокна, 3 - остатки первичной коры, 4 - вторичная кора, 5 - друзы оксалата кальция.

 

таблица «Покровные ткани»

№ п/п Название ткани Признаки Эпидерма Перидерма
  Функция    
  Типы ткани по происхождению    
  Ткань живая или мер твая    
  Ткань однослойная или многослойная    
  Наличие и название выростов клеток    
  Наличие устьиц, чечевичек, трещин    
  Местонахождение в растении    

Вопросы для самоконтроля

1. Как называется первичная покровная ткань, и какие органы
  она покрывает?
2. Как устроено устьице, ее функция?
3. Какое видоизменение оболочки эпидермиса обеспечивает ее
  непроницаемость для воды и газов?
4. Что такое транспирация?
7. Из чего и как формируется перидерма?
8. Какие органы покрывает перидерма?
9. Что такое чечевички, их функция?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: