РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Для подготовки к экзамену
По медицинскому и фармацевтическому товароведению
для студентов 5 курса фармацевтического факультета
Товароведение. Предмет, цели, задачи и принципы. Краткая история развития медицинского и фармацевтического товароведения. Объекты и методы исследований. Товар. Основополагающие характеристики товара. Потребительские свойства товаров.
Качество медицинских и фармацевтических товаров. Критерии качества. Методы анализа потребительных свойств и показателей качества. Порядок проведения товароведческого анализа лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения.
Черные металлы. Состав. Маркировка. Использование в медицине.
Цветные металлы и их применение в производстве медицинских товаров.
Резина. Состав. Методы получения резиновых изделий. Хранение и стерилизация.
Перевязочные материалы. Требования к качеству. Товарные виды. Стерилизация и хранение.
Пластмассы. Получение. Виды. Преимущества и недостатки. Использование в медицине и фармации. Современные перевязочные средства. Классификация. Товарные виды. Область применения.
Стекло. Состав и виды стекла. Получение. Показатели качества стекла. Методы испытания и шифры стеклотары.
Общехирургические медицинские инструменты. Классификация. Требования к качеству. Схема товароведческого анализа. Хранение и методы стерилизации.
Специальные медицинские инструменты. Классификация. Требования к качеству. Схема товароведческого анализа. Хранение и методы стерилизации.
Шовный материалы. Классификация. Требования. Товарные виды и области применения.
Очковые линзы: классификация, характеристика, требования к качеству. Методы определения вида рефракции линз. Аномалии рефракции. Контактные линзы. Товарные виды, краткая характеристика. Требования к качеству. Приборы и устройства для исследований органов зрения.
Эндоскопические приборы. Классификация. Устройство. Товарные виды. Требования к качеству.
Современное стерилизационное и дистилляционное оборудование.
Современные методы стерилизации медицинских изделий.
Современная кислородная и наркозно-дыхательная аппаратура.
Аппараты для физиотерапии (свето-, водо-,электро-, магнитолечебная аппаратура). Товарные виды, Требования к качеству.
Предметы ухода за больными. Товарные виды. Требования к качеству..Шприцы медицинские. Товарные виды.Требования к качеству. Иглы иньекционные и специальные. Товарные виды. Методы стерилизации.
Техническое регулирование: определение. цели, принципы. Техническое регулирование как основа деятельности по стандартизации и оценке соответствия. Технический регламент. Принципы обеспечения безопасности медицинских и фармацевтических товаров. Формы обеспечения качества медицинских и фармацевтических товаров. Стандартизация. Методы и принципы стандартизации. Оценка и подтверждение соответствия (определение, формы). Государственная регистрация фармацевтических и медицинских товаров. Сертификация. Порядок осуществления государственного контроля качества медицинских и фармацевтических товаров.
Товароведческий анализ медицинских и фармацевтических товаров. Порядок проведения.
Нормативная документация, устанавливающая требования к качеству лекарственных средств, лекарственного сырья, изделий медицинского назначения Виды стандартов и их содержание.
Основная справочная литература на медицинские и фармацевтические товары.
Основные определения, понятия и цели классификации. Методы классификации. Общие признаки, принципы и правила классификации медицинских и фармацевтических товаров. Классификация медицинских и фармацевтических товаров.
Основные определения, понятия и цели кодирования. Методы кодирования. Виды классификаторов медицинских и фармацевтических товаров. Штриховое кодирование и его использование в фармации.
Товарная политика аптечной организации, основные задачи. Ассортимент, ассортиментные позиции (определения), классификация товаров аптечного ассортимента. Нормативно-правовая база формирования ассортимента аптечной организации. Товары, разрешенные к отпуску из аптечных организаций. Факторы, влияющие на формирование ассортимента. Показатели ассортимента: определение, формулы расчета. Методы анализа ассортимента фармацевтической организации. Значение результатов анализа.
Изменение потребительских свойств и качества фармацевтических товаров на этапах обращения и эксплуатации. Факторы внешней среды. Нормативно-правовая база, регламентирующая хранение фармацевтических и медицинских товаров. Условия хранения медицинских и фармацевтических товаров. Требования к помещениям хранения лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, медицинской техники, парафармацетической продукции. Требования к помещениям хранения взрывоопасных и огнеопасных веществ. Условия транспортирования медицинских и фармацевтических товаров.
Упаковка: определение, основные компоненты, классификация. Виды тары и упаковки по применению. Функции упаковки. Показатели качества упаковки. Требования, предъявляемые к потребительным свойствам упаковки.
Торговая информация: определение, виды. Формы и средства торговой информации. Нормативно-правовая база формирования и предоставления торговой информации. Требования к торговой информации. Маркировка: определение, виды и функции. Элементы маркировки. Требования к маркировке лекарственных средств, медицинских изделий, парафармацевтических товаров. Информационные знаки: определение, классификация, основные преимущества. Характеристика различных видов эксплуатационных знаков.
Основные документы, регламентирующие порядок приемки товаров. Договор купли-продажи. Договор поставки. Структура. Порядок оформления и заключения. Доарбитражное урегулирование. Внешнеторговый контракт. Основные статьи. Виды оферт.
Приемка товара. Факторы, влияющие на приемку товара. Ответственность организации изготовителя (отправителя) при отгрузке товара. Права покупателей при нарушении условий договора. Требования к сопроводительным документам. Правила приемки товара в оптовых фармацевтических организациях и аптечных организациях. Товароведческий анализ при приемке товаров. Прием товаров от поставщиков по количеству и качеству.
Лечебная парфюмерно-косметическая продукция, разрешенная к реализации через аптеки. Нормативно-правовая база, регламентирующая реализацию через аптеки. Классификация. Документы качества.
Парафармацевтическая продукция. Классификация. Нормативно-правовая база, регламентирующая реализацию через аптеки. Документы качества. Детское и диетическое питание. Классификация. Основные требования.
Биологически активные добавки к пище. Определение. Классификация. Требования к составу. Требования к качеству. Требования к маркировке. Сопроводительная документация при приемке. Хранение.
Минеральные воды. Определение. Классификация. Основные критерии. Требования к качеству. Маркировка. Сопроводительная документация при приемке. Хранение.
Маркетинг: определение, функции. Маркетинговые исследования: определение, схема проведения, методы, направления и объекты исследования. Маркетинговые исследования фармацевтического рынка. Опрос, наблюдение, эксперимент. Технология метода «Тайный покупатель». Маркетинговая информация: требования, типы и формы.
Жизненный цикл товара. Этапы ЖЦТ. Характеристика этапов.. Портфельный анализ. Цель применения. Характеристика групп товаров.
Определение потребности.. Спрос. Методы изучения спроса.
Сегментирование рынка товаров. Цели и методы сегментирования. Способы сегментирования. Целевой сегмент и требования к нему. Признаки, используемые при сегментировании рынка медицинских фармацевтических товаров.Методика сегментирования.
Позиционирование: определение, цели. Позиционирование организации. Факторы, влияющие на позиционирование медицинских и фармацевтических товаров. Методика позиционирования товара. Конкуренция. Виды. Возможные стратегии конкурентной борьбы.
Конкурентоспособность: определение. Цель оценки конкурентоспособности товара. Параметры конкурентоспособности. Реклама: определение. Общие требования к рекламе.Особенности рекламы фармацевтических и медицинских товаров.
Основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Порядок ввоза и вывоза лекарственных средств и изделий медицинского назначения..