Семинарское занятие 17.10.2018.
Античная философия классического периода
Основные понятия: Гносеология, диалектика, идеализм, космоцентризм, материализм, логос, теоцентризм, натурфилософия, первоначало, апейрон, архэ, софист, эйдос, полис, эллинизм, философская школа, единство и многообразие мира, осевое время, мир идей, мир вещей, материя форма, движение, категория, телеология,
Общие вопросы:
Экспресс-опрос: основные направления философии, основные разделы философии, периодизация западной философии, периодизация античной философии, основные школы античной философии.
1. Досократовская натурфилософия: проблема начала всех вещей у ранних древнегреческих философов (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Пифагор). Открытие бытия и рождение субъективной диалектики в философии школы элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон). Атомистическая школа Левкиппа и Демокрита. Софисты (Горгий, Протагор и др.) и их роль в становлении философии.
2. Особенности древнегреческой философии классического периода.
3. Философия Сократа.
4. Философия Платона: «Мир идей» и «Мир вещей»; учение о душе и познании, теория анамнезиса; модель идеального государства.
5. По мнению К. Поппера, философия Платона вредна для демократического общества. Справедливо ли это мнение? (Обоснуйте свой ответ).
6. Философия Аристотеля: учение о материи и форме, логика и гносеология, этика и политика.
2. В чем суть расхождений Платона и Аристотеля?
При подготовке и в процессе ответа использовать логоидеограммы В.Я. Кисиля (см. Кисиль В.Я. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (логоидеограммы, концепты, вопросы).
Работа с первоисточниками:
В помощь – Лосев А.Ф. «Комментарии к диалогам Платона».
|
Читать и анализировать: Платон Диалог «Апология Сократа».
1. Какие два рода обвинителей выделяет Сократ и какие критические замечания он высказывает в адрес каждого из них?
2. Какую характеристику Сократ дает самому себе? Почему он не считает возможным для себя занятие общественной деятельностью?
3. Какое наказание Сократ предлагает для себя и как он это обосновывает?
4. Почему смерть для Сократа не зло?
5. Какова, на ваш взгляд, основная идея «Апологии Сократа».
Читать и анализировать: Платон. Диалог «Менон».
1. Почему Сократа не устраивают определения добродетели, которые ему предлагает Менон?
2. Как Сократ разрешает затруднение, на которое указывает Менон: «… каким же образом ты будешь искать вещь, не зная даже, что это такое?... Или если ты в лучшем случае даже натолкнешься на нее, откуда ты узнаешь, что она именно то, чего ты не знал?»
3. Какие доводы Сократ приводит в пользу того, что добродетели нельзя научиться? Согласны ли вы с этим рассуждением?
4. Как вы понимаете различие между «правильным мнением» и знанием»?
5. Удалось ли в итоге Сократу и Менону найти определение добродетели?
6. Каким образом, согласно рассуждениям Сократа, добродетель дается человеку?
7. Какова роль разума в реализации стремлений души (щедрости, мужества, рассудительности, понятливости)? Какова польза разума?
8. В чем суть теории анамнезиса? Как она обосновывается автором?
Письменное задание (всем, на оценку, сдается преподавателю 24.10.2018).
При выполнении задания можно использовать файл «Платон. Аристотель. Антология»
|
Составить сравнительную характеристику учений Платона и Аристотеля о человеке и обществе по следующей схеме:
− Сущность природы человека, его познавательная активность.
− Государство и его формы.
− Граждане государства и их социальные функции. Категории населения.
− Система управления государством.
− Система воспитания и образования.
Сообщения:
Софисты и софистика.
А.Ф. Лосев о философии Платона.
Работы Аристотеля как начало современной западной системы знаний.
Система категорий у Аристотеля.
Литература:
Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1976, 2001.
Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1985.
Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. – М., 1989.
Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / авт. колл.: Фролов И.Т. и др.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2003. с. 46-55.
Кисиль В.Я. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (логоидеограммы, концепты, вопросы).
Целлер Э. Очерк истории греческой философии. СПб, 1996.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М., 1981.
Аристотель. Никомахова этика. Поэтика. //Аристотель. Сочинения в 4-х тт. Т.4. М.: Мысль, 1984. с.63-68,191-197, 645-660.
Аристотель. О душе. – //Аристотель. Соч. в 4-х тт. Т.1.М.: Мысль,1976. с. 371-375,394-399.
Платон. Государство. //Платон. Сочинения в 3-х тт.Т.3. М.: Мысль,1971. с.224-242.
Платон. Менон //Платон. Соч. в 3-х тт. Т.2. М.: Мысль,1970.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. 2-е изд., испр. – М.: Издательство "Мысль", 1986.
Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луциллию.
Рассел Б. История западной философии (Любое издание)
Сократ. Платон. Аристотель (Серия ЖЗЛ)
Чанышев А. Н. Аристотель. — 2-е изд., доп. — М.: Мысль, 1987.
Ямвлих Халкидский. Фрагменты из комментариев на Диалоги Платона.
Реале Дж. Антисери Д. Западная философия: от истоков до наших дней. Том 2. СПб.: Петрополис,1994г.