К соревновательным упражнениям относятся упражнения, состоящие из технико-тактических действий с партнером (и их элементов) и различного характера схватки.
Упражнения с партнером дают возможность тонко прочувствовать все детали технико-тактического действия, добиться четкого и оптимально быстрого его выполнения. Однако это удается только при правильном подборе партнера, когда он точно воспроизводит заданную ситуацию и оказывает необходимое в данный момент сопротивление. В зависимости от поставленной задачи партнер может сопротивляться слабо, в полсилы или в полную силу. Выполнение упражнений при абсолютном отсутствии сопротивления не приносит пользы в освоении борьбы в целом, так как приводит порой к искажению рациональной структуры сложного технико-тактического действия.
Итак, при совершенствовании тактической подготовленности необходимо сопротивление партнера. Следовательно, подбирать партнера нужно с таким расчетом, чтобы его особенности и подготовленность способствовали наиболее полному решению поставленной задачи. Так, если задача — совершенствовать контрприемы для броска подворотом захватом руки на плечо, то партнер должен хорошо владеть этим приемом.
Упражнения в выполнении действий на фоне боевых тактических эпизодов максимально приближают спортсменов к условиям поединка. Схватки различного характера решают задачи освоения и закрепления технических и тактических умений и навыков в условиях единоборства с соперником, воспитания необходимых борцу физических и волевых качеств.
Каждая из поставленных задач находит свое наиболее полное разрешение в определенных по характеру схватках: учебных, учебно-тренировочных, тренировочных и соревновательных.
|
Учебная схватка направлена на усвоение нового материала по технике и тактике борьбы. Проводится она по заданию. Партнер сопротивляется не в полную силу и в ходе схватки периодически создает упражняющемуся благоприятные (согласно заданию) условия для выполнения определенного приема, контрприема или тактического действия.
Учебная схватка проводится только в стойке или в партере (если не решается задача изучить связку — сочетание приемов, выполняемых из различных положений борьбы). Быстрота выполнения действий может быть различной и определяется заданием. Борцы не должны утомляться, так как это будет мешать правильному усвоению приема. Поэтому схватка может быть разбита на отдельные отрезки с отдыхом между ними. Общее время учебной схватки — от 2 до 10 мин.
В случае неточного выполнения задания схватка прерывается для исправления ошибок.
Учебные схватки проводятся в конце основной части урока главным образом в подготовительном периоде и на этапе предварительной подготовки соревновательного периода.
Учебно-тренировочная схватка проводится с различными заданиями, направленными на дальнейшее освоение и закрепление технико-тактических действий, воспитание физических, волевых качеств и на выработку тех или иных тактических маневров ведения борьбы с конкретными противниками. Задание на схватку можно давать одновременно обоим борцам. Например, одному из них — совершенствовать переводы в партер, а другому — совершенствовать броски захватом за руки.
|
В учебно-тренировочной схватке борец всесторонне совершенствует приемы атаки, контратаки, защиты. Он должен стремиться побывать в различных боевых ситуациях и найти из них правильный выход, выполнять действия из разнообразных положений, упражняться в осуществлении тактических замыслов и маневров при ведении схватки с различными соперниками.
Если борцы не имеют специального задания совершенствовать защиту, они должны выполнять приемы и контрприемы, а также по возможности чаще создавать острые ситуации и использовать их для проведения атак, контратак.
Если во время учебно-тренировочных схваток в результате проведенного приема (контрприема) один из борцов оказывается спиной к ковру, ему нужно встать на мост, а атакующему обязательно занять правильное исходное положение для выполнения дожима или удержания.
Учебно-тренировочные схватки строятся по различным формулам (с различным чередованием борьбы в стойке и в партере, только в стойке или только в партере). Они могут проводиться в различном темпе.
Учебно-тренировочную схватку, как и учебную, в случае необходимости можно прерывать для указаний ошибок, допускаемых борцами, но злоупотреблять этим не следует.
В зависимости от главной задачи занятия учебно-тренировочные схватки проводятся в начале или в конце основной части урока, главным образом в подготовительном периоде, на этапах предварительной подготовки и непосредственной подготовки к соревнованиям в соревновательном периоде.
Тренировочная схватка способствует совершенствованию техники и тактики, воспитанию физических и волевых качеств в условиях, близких к соревновательным. Выполнение всех действий и операций проходит с повышенной ответственностью за их правильный исход, однако это не означает, что борец должен бояться проигрыша. Проведение схватки, когда борец находится только в защите, наносит ущерб совершенствованию излюбленных приемов, контрприемов и тактических комбинаций.
|
Тренировочная схватка может выполняться и без задания (вольная схватка). В этом случае определяется общее время схватки и спортсмены ведут борьбу в том положении (партере или стойке), которое складывается по ходу поединка. При проведении вольной схватки борцы, используя различные хорошо освоенные способы подготовки приема и благоприятные ситуации, должны стремиться выполнить возможно большее число излюбленных приемов и контрприемов.
Тренировочную схватку не рекомендуется прерывать для замечаний. В случае крайней необходимости их можно сделать по ходу борьбы. Замечания должны быть ясными и короткими, не отвлекающими борцов от схватки.
Разновидностью тренировочной схватки является схватка без бросков. Ее проводят в тех случаях, если по каким-либо причинам нет возможности тренироваться на ковре или на последнем занятии перед началом соревнований с целью избежать получения травм.
Тренировочные схватки в основном проводятся на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям и значительно реже — в подготовительном периоде.
Соревновательная схватка нацелена на дальнейшее совершенствование технического и тактического мастерства и боевых качеств борца в наиболее трудных условиях. В ней каждый из борцов, используя свои технические, тактические, физические и волевые возможности, стремится добиться преимущества перед соперником. Соревновательные схватки проводятся в соревновательном периоде (на этапе участия в соревнованиях). Они могут быть использованы и в качестве условий для подготовки к соревнованиям более высокой значимости как эффективное средство тренировки.