Рассмотрим подробнее задание 2 к первой лекции – как его выполнять.
Выберите какую-либо проблему или тему и по ней сформулируйте образовательные задачи:
1) комплексную
2) познавательно-мировоззренческую
3) эмоционально-волевую
4) действенно-практическую.
Сделайте это без ошибок.
Задание демонстрирует, что вы разобрались в технологии целеполагания. Пример выполнения задания.
Проблема: 11- летний мальчик, который был прилежным учеником, связался с плохой компанией и начал употреблять спиртные напитки.
1. Комплексная задача
Сформировать у подростка негативное отношение к употреблению алкоголя
Специальные задачи:
2. Познавательно-мировоззренческая
мальчик поймет, что спиртные напитки вредят здоровью, особенно, в его возрасте (разрушают печень, лёгкие и т.д.),
осознает, что употребление алкоголя – это слабость, так как человек добивается расслабленности, смелости не сам, а при помощи химических веществ;
3. Эмоционально-волевая
у него появится неприязнь к алкоголю как к разрушителю мозговых клеток;
он почувствует, что выглядит смешно, находясь в состоянии алкогольного опьянения
4. Действенно-практическая
он научится игнорировать предложение выпить горячительные напитки, будет способен отказываться от предложений такого плана и уметь отвечать на подначивание со стороны своих «друзей».
Второй пример
У девочки второклассницы не получается правильно сделать домашнее задание по математике, связанное с решением задач.
1. комплексная задача: формирование способности успешно выполнять домашнее задание по математике
2. познавательно-мировоззренческая: понимание, что изменение количества предметов, количественных характеристик предметов, о которых идёт речь в задачах, можно выражать действиями вычитания и сложения
|
3. эмоционально-волевая: возникновение чувства уверенности в том, что она сможет разобраться в способах решения задач по математике; снятие чувства страха перед ошибочным выполнением действий;
4. действенно-практическая: умение оформлять краткую запись условия задачи; овладение графическим способом решения задач на сложение и вычитание.
Третий пример
Можно выбирать тему урока и ставить задачи для изучения темы
Тема «Реке Оредеж – чистые берега.
Цель - Вовлечение учащихся в экологическое ориентирование, понимание место и ответственность каждого в окружающем нас мире.
Задачи:
- воспитывать бережное отношение к реке Оредеж.
Познавательно – мировоззренческая –
обучающиеся осознают, что безответственное, халатное отношение к реке Оредеж может превратить её из природной жемчужины в экологически опасный объек; поймут роль леса в сохранении вод реки;
Эмоционально – волевая - обучающиеся будут стремиться не только сами беречь реку, но и других останавливать от поступков, ведущих к заиливанию, замусориванию или обмелению реки;
Действенно – практическая – обучающиеся будут уметь убирать мусор из реки и оредежских берегов в пределах закрепленной территории.
Рассмотрим задание 3. Выберите одну из тем образовательной программы начальной школы. Для данной темы разработайте таксономию когнитивных задач Б. Блума.
Уровни задач по Блуму: знания, понимания, применения, анализа, синтеза, оценки.
|
В лекции был приведён следующий пример:
Приведём пример таксономии, используя уровни когнитивных (познавательно-мировоззренческих) задач, представленные в таксономии Б. Блума. Рассмотрим задачи на материале темы «Домашние животные»
ПРИМЕР ТАКСОНОМИИ
} будет знать определение домашних животных
} поймёт, что домашние животные отличаются от диких и не смогут выжить в природе
} будет уметь различать диких и домашних животных
} осознает, как изменялись животные в процессе одомашнивания, как благодаря искусственному отбору выводились породы животных
} поймёт, как изменялась жизнь народов благодаря одомашниванию животных
} будет понимать необходимость учитывать и свои возможности, и характер, повадки породы при выборе домашнего животного
Приведём ещё примеры таксономии когнитивных задач по Блуму.
Тема занятий со студентами – Психопатия (это стойкая, развивающаяся в детстве и наблюдаемая в течении всей жизни патология личности, проявляющаяся в ее общей дисгармоничности, и выраженная в такой степени, что это приводит к нарушениям межличностных отношений и к социальной дезадаптации во многих сферах (по П.Б Ганнушкину)
Задачи по уровням:
1. Ученик знает определение понятия «психопатия» и может воспроизвести его.
2. Ученик понимает психопатию как развивающуюся в детстве и наблюдаемую в течении всей жизни патологию личности, проявляющаяся в ее общей дисгармоничности, и приводящую к нарушениям межличностных отношений и к социальной дезадаптации во многих сферах.
3. Ученик может определить психопатию по описанию совокупности симптомов.
|
4. Понимает механизмы развития психопатии и причины её влияния на адаптацию личности в социуме.
5. Развирается во влиянии психопатии на общую картину патологии личности, на уровень успешности профессиональной деятельности конкретного человека
6. Осознаёт необходимость учёта типа психопатии в межличностном и деловом взаимодействии с человеком.
Пример 3
Тема: косинус.
1) ученик знает формулу для расчёта косинусов, теорему косинусов.
2) ученик понимает теорему косинусов, может её доказать, объяснить.
3) может решать геометрические/алгебраические задачи, используя теорему косинусов.
4) разбирается в причинах наличия математических закономерностей в соотношении сторон и углов прямоугольного треугольника
5) понимает взаимосвязи косинусов и синусов, косинусов и тангенсов и пр.
6) понимает значимость применения теоремы косинусов в изучении природных ритмов, в медицине, в описании технических устройств.