УДК 338
Хохолуш М.С.,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента,
Уральский государственный экономический университет
О НЕКОТОРЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА В СОЗДАНИИ СИСТЕМЫПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
Аннотация: Процессный подход к управлению компанией или отдельными управленческими процессами позволяет более оперативно решать возникающие вопросы и воздействовать на результат. В статье речь идет о внедрении на предприятии системы поддержки принятия решений (на примере Уренгойской ГРЭС). Приводится схема архитектуры принятия решений, ядром которой является сервер аналитических расчетов. Рассматривается значение всех составных частей системы поддержки принятия решений: хранилища данных, модулей визуализации показателей, сбора, очистки и согласования данных, формирования аналитических показателей, мониторинга, прогнозирования, визуализации информации. В статье анализируются возможности созданной системы поддержки принятия управленческих решений.
Ключевые слова: процессный подход к управлению, принципы системного подхода, система поддержки принятия решений (СППР), хранилище данных, информационные модули, функциональные возможности СППР.
Процессный подход – одна из концепций управления, сформировавшаяся в 80-х годах ХХ века. В соответствии с этой концепцией рекомендуются строить управление организацией как управление набором процессов. Данный подход к управлению позволяет более оперативно решать возникающие вопросы и воздействовать на результат. В настоящее время многие зарубежные и отечественные компании в большей или меньшей степени применяют процессный подход. Основными преимуществами процессного подхода являются: координация действий различных структурных подразделений; ориентация на результат; прозрачность действий по достижению результата и вклад каждого сотрудника в работу; выявление возможностей для улучшения конкретных процессов в частности и работы организации в целом; стирание границ между функциональными подразделениями, сокращение затрат.
|
Внедрение принципов процессного подхода предполагает наличие в организации информационно-технической составляющей, развитие сетевых форм взаимодействия всех звеньев управления.
Целью нашего исследования являлось изучение процессного подхода к управлению и рассмотрение возможности создания системы поддержки принятия решений на предприятии «Уренгойская ГРЭС». Внедрение процессного можно начинать с информационно-технического сопровождения процесса принятия управленческих решений. Рассмотрим в качестве примера реализацию данного процесса в Уренгойской ГРЭС. Здесь разработана и внедряется система поддержки принятия решений (СППР), которая обеспечивает большую гибкость управленческой деятельности, связанную с возможностью изменять при необходимости структуру используемой информации. Архитектура СППР представлена на рисунке 1.
Ядро СППР образует сервер аналитических расчетов, который обеспечивает обработку, хранение и отображение для пользователей необходимого объема аналитической информации. Основой для построения аналитической информации является хранилище данных, в которое через модуль сбора, обработки и согласования поступает информация из учетных систем (обеспечивающий контур).
|
Хранилище данных выступает в качества источника информации, необходимой при разработке и принятии управленческих решений, аккумулируя ключевые сведения, касающиеся развития внешней среды деятельности предпринимательской структуры и параметров ее внутреннего состояния. На базе этих сведений определяются параметры, «настраиваемые» таким образом, чтобы обеспечить адекватную реакцию предпринимательской структуры на трансформацию условий внешней среды.
Одной из задач хранилища данных является обеспечение витрин данных, отражающих ключевые процессы деятельности предпринимательской структуры, консолидированной информацией по относящимся к их профилю процессам (рисунок 2). Важнейшим моментом данной технологии является применение к исходным данным бизнес-правил, регулирующих методы консолидации, стандартизацию кодов, очистку информации.
Взаимодействующий контур |
Работник |
Сервер уведомлений |
Событие |
Управление административными регламентами |
Модуль визуализации показателей |
Рабочее место руководителя |
Рабочее место эксперта-аналитика |
Визуализация данных |
Единое хранилище- аналитическая информация |
показатели |
Модуль мониторинга |
Формирование аналитических показателей |
Модуль прогнозирования |
Сервер аналитических расчетов |
Обеспечивающий контур |
Сбор,очистка и согласование данных |
Единое хранилище данных - учетная информация |
Первичные данные |
|
Рисунок 1 – Архитектура системы поддержки принятия управленческих решений в Уренгойской ГРЭС[1]
Хранилище данных представляет собой источник постоянно актуализируемой информации, обеспечивающий доступ пользователей к необходимым им данным. Организация хранилища данных предполагает построение единой системы для предприятия с последующей детализацией по основным бизнес-функциям, что определяет возможность его перспективного развития.
Созданное хранилище данных выполняет следующие функции:
1. Обработка поступивших отчетов. Отчет, данные которого должны быть помещены в БД, автоматически или по требованию разбирается на составляющие показатели. Их значения помещаются в хранилище данных, структура которого спроектирована с учетом возможности расширения состава показателей и измерений (справочников).
ХРАНИЛИЩЕ ДАННЫХ |
БИЗНЕС – ПОЛЬЗОВАТЕЛИ |
Продажи |
Операции |
Финансы |
Персонал |
Витрина данных продаж |
Витрина данных операций |
Витрина данных финансов |
Витрина данных персонала |
Рисунок 2 – Структура хранилища данных Уренгойской ГРЭС[2]
2. Ведение нормативно – справочной информации. Обработка и хранение значений показателей обеспечивается тремя десятками справочников, средства ведения которых доступны администратору системы;
3. Формирование сводной отчетности. Пользователь по требованию может сгенерировать порядка пятидесяти стандартных отчетов. Отчеты после формирования выгружаются в формат MS Excel, что предоставляет возможность дальнейшей их обработки специалистами;
4. Формирование аналитической отчетности.
Единое хранилище данных обеспечивает централизованное хранение актуальных данных по всем направлениям деятельности предпринимательской структуры, на основе которых при помощи OLAP – технологии возможно оперативное формирование аналитических отчетов.
Модуль визуализации показателей предоставляет интерфейс для пользователей к хранилищу данных, взаимодействующий контур обеспечивает оперативное информирование руководства предпринимательской структуры об определенных изменениях всего круга показателей ее деятельности и состояния внешней среды.
Модуль «Сбор, очистка и согласование данных» обеспечивает прием данных из различных источников, которым являются подсистемы АИС предпринимательской структуры, а также любые внешние системы, содержащие необходимую информацию (например, статистическую отчетность). Он является транспортной средой для передачи данных в едином унифицированном формате.
При реализации информационного компонента обеспечения конкурентоспособности предпринимательской структуры предусматривается наличие оперативного банка данных, являющегося промежуточным звеном между хранилищем и внешними источниками, где, собственно, и будет происходить предварительный анализ и проверка корректности и правильности поступающей информации.
Модуль формирования аналитических показателей служит для преобразования учетной информации хранилища в информацию, пригодную для OLAP – анализа. Основная задача модуля обработки и аналитической базы данных – преобразовывать информацию из хранилища в такой вид, который позволит получать необходимую агрегированную информацию и интегрированные показатели в максимально короткие сроки.
Преобразование заключается в построении многомерных кубов. Каждая аналитическая макрозадача может использовать несколько таких кубов. Каждому гиперкубу может соответствовать своя витрина данных. Разделяются витрины данных для интегрального анализа процессов на предприятии в целом и витрины данных для оперативного анализа ситуации по отдельным аспектам деятельности. Иерархическая структура показателей реализуется как использованием различных витрин данных, так и определением иерархии гиперкубов, и показателей внутри них.
Обработка состоит в добавлении к построенным кубам еще не содержащейся в них фактографической информации (инкрементальное обновление). Такой подход минимизирует время формирования этих многомерных кубов.
Модуль мониторинга инициирует оперативное вмешательство руководителя предпринимательской структуры при некоторых условиях, например: отрицательная или положительная динамика некоторого показателя в течение определенного времени, выход значения показателя за определенные для него границы. Данный модуль не требует ежедневного анализа показателей, а автоматически через взаимодействующий контур осуществляет информирование лиц, принимающих решения, о возникшей ситуации, требующей оперативного вмешательства.
Модуль прогнозирования предназначен для автоматизации многовариантных вероятностных расчетов, краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов развития предпринимательской структуры на сценарной основе с использованием математического инструментария, обеспечивающего проведение статистических, оптимизационных, целевых и имитационных расчетов.
Модуль визуализации информации предоставляет возможности по отображению информации, хранящейся как в аналитической базе данных, так и в едином хранилище учетной информации. При этом предусматривается работа с компонентом визуализации как по локальной сети, так и через Интернет. В обоих случаях доступ лица, принимающего решения, к информации осуществляется в соответствии с установленными конкретному ЛПР полномочиями.
В результате созданная система поддержки принятия управленческих решений обеспечивает следующие функциональные возможности:
1. Высокая скорость подготовки и принятия решения независимо от их сложности и объема обрабатываемой базы данных; работа с многомерными данными; стандартные методики анализа бизнеса – «Динамика итоговых значений», «ABC анализ» (анализ по степени важности), «Структурный анализ», «Корреляция», а также встроенный математический аппарат для исследования массивов данных.
2. Задание форм отчетов для каждой из созданных структур.
3. Тиражирование готовых настроек, то есть выгрузка и последующая загрузка в другую базу данных.
4. Формирование новых многомерных кубов/переформирование уже построенных кубов по заданным ранее алгоритмам с учетом задаваемых фильтров.
5. Стандартные возможности интерактивного анализа многомерных данных: агрегация, детализация данных; формирование срезов по различным измерениям; сравнительный анализ данных по группам, ретроспективный анализ.
6. Сохранение новых принятых решений;
7. Представление данных в табличном и графическом виде;
8. Открытость архитектуры, подразумевающая возможность пользователей самостоятельного дополнения функционального состава;
9. Разделение прав доступа к анализируемой информации.
Предложенная модель системы поддержки принятия решений может быть рекомендована к использованию на многих предприятиях.
Список использованной литературы:
1. Голубков, Е. П. Технология принятия управленческих решений [Текст]: Учебник. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2015. – 544с.
2. Ивасенко А. Г. Разработка управленческих решений [Текст]: Учебное пособие/ А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова, Е. Н. Плотникова. – Новосибирск: СГГА, 2017. –162с
3. Кузнецова, Н.В. Методы принятия управленческих решений [Текст]: учебное пособие / Н. В. Кузнецова. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 224 с.
4. Мастяева И. Н. Методы оптимальных решений [Текст]: учебник / И. Н. Мастяева, Г. И. Горемыкина, О. Н. Семенихина. – М.: КУРС: ИНФРА – М, 2016. – 384 с.
5. Системы поддержки принятия решений [Текст]: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: для студентов вузов, обучающихся по инженерно-техническим и экономическим направлениям и специальностям / О. А. Аксенова [и др.]; под ред. В. Г. Халина, Г. В. Черновой. – М.: Юрайт, 2015. – 494 с.
6. Филиал «Уренгойская ГРЭС» ОАО «ИНТЕР РАО – Электрогенерация» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://irao-generation.ru/stations/urengoig, свободный.
[1] Составлено авторами
[2] Составлено авторами