Сребряный век русской литературы.




Название «Серебряный век» дано по аналогии с «Золотым веком» (первая треть XIX века). На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, писатели Николай Оцуп, Сергей Маковский. «Серебряный век» протекал с 1890 до 1930 годов.

Вопрос о хронологических рамках этого явления остаётся спорным. Если в определении начала «серебряного века» исследователи достаточно единодушны — это явление рубежа 80-х — 90-х годов XIX века, то конец этого периода — вызывает споры. Он может быть отнесён и к 1917, и 1921 году. Одни исследователи настаивают на первом варианте, полагая, что после 1917 года с началом Гражданской войны «серебряный век» прекратил своё существование, хотя в 1920-е годы ещё живы были те, кто создал это явление своим творчеством. Другие полагают, что русский серебряный век прервался в год смерти Александра Блока и расстрела Николая Гумилёва или самоубийства Владимира Маяковского, и временны́е рамки этого периода составляют около тридцати лет.

Поэзия серебряного века - поэзия рубежа XIX – XX столетий. С 1890 до 1920х годов (за 40 лет) в стране произошли крупнейшие изменения, в 1922 году в результате переворота 17 года, когда к власти пришли большевики, возникло новое государство (СССР). За всем этим периодом и взлетом литературы стоят крупнейшие общественные внелетературные изменения.

· Анна Ахматова напишет такие сроки: "начинался настоящий, некалендарный 20 век". Имеется в виду канун Первой Мировой войны. Именно в это время происходили важнейшие изменения в культуре. Война 1914 – 1918 года была абсолютно новой по своему содержанию. Люди не видели друг в друге врагов и абсолютно не понимали за что они воюют. Солдаты разных армий братались. И.А. Бунин писал: «Страшно равнодушны были к народу во время войны, преступно врали об его патриотическом подъеме, даже тогда, когда уже и младенец не мог не видеть, что народу война осточертела» ("Окаянные дни" )

· Так же свое влияние на литературу оказали перемены в науке. Альберт Эйнштейн и другие физики сформулировали Теорию относительности. На протяжении тысячелетий человек был убежден в том, что мир познаваем, материя познаваема, что можно все более тщательно в нее всматриваться, все более мелкие фрагменты в ней изучать, они называются атомы, атом неделимый и это знание будет все точнее. Оказалось же, что внутри атома тьма электронов.

"Материя исчезла!" - это лозунг, который немедленно перекочевал из физики в философию.

Нарушение связи между людьми и нарушение единства мира - это два крупнейших события рубежа веков. В XIX веке царствовала точка зрения Жуль Верна,которому, как и всем казалось, что вот вот все тайны бытия будут раскрыты, мы полетим на луну, мы откроем последние неоткрытые острова и белые пятна исчезнут. Оказалось, что это не так. Задачу воссоединить распавшийся мир берет на себя поэзия. В качестве примера возьмем два фрагмента из стихотверений Георгия Владимировича Иванова:


 

Да, я ещё живу. Но что мне в том,
Когда я больше не имею власти
Соединить в созвездии одном
Прекрасного разрозненные части.

Второй отрывок из стихотворения Иванова переворачивает поэтику пушкинского "Памятника", который гласит, что пока жив хоть один поэт - есть поэзия, и наоборот, пока есть поэзия, я всегда буду ведом и памятен моему народу. Георгий Иванов пишет так:

Мне говорят — ты выиграл игру!

Но все равно. Я больше не играю.

Допустим, как поэт я не умру,

Зато как человек я умираю.

Памятник разрушен, поэзия под сомнением

Что же из этого следует?

То движение в поэзии, которое началось на рубеже веков, как мы видим, было не просто литературным движением, это была попытка восстановить единство мира, выработать какие-то новые возможности, чтобы соединить человеческий взгляд на мир и сам мир.

ПРОЗА СЕРЕБРЯННОГО ВЕКА.


 

Нельзя не упомянуть такое понятие как "Декаданс", которое в переводе с французского означает упадок. Т.е. упадок культуры - это общее ощущение людей того времени, накануне войны, культура падает, более нет крупных писателей, ушли из жизни Тургенев, Достоевский, Островский, Гончаров и другие. Правда, в это же время в литературу вошли А.П. Чехов и В.Г. Короленко, немного позднее – М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн, Л.Н. Андреев и другие писатели-реалисты младшего поколения. Но на первых порах никто из них не воспринимался читателями как достойный преемник традиций русского реализма 19 века. Утраты в литературе были столь очевидны и значительны, что критика заговорила о наступлении эпохи литературных эпигонов. Д.С. Мережковский не случайно назвал свою лекцию «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». «Перевелись таланты!» - восклицал А. Блок в лекции «О театре». Слово «упадок» надолго становится устойчивой характеристикой русской реалистической прозы рубежа веков. Читатели тоже чувствовали, что литература становится другой. Устами героя своей повести «Без дороги» земского врача Чеканова В.В. Вересаев оценивает современную литературу резко и беспощадно: «Самые светлые имена вдруг потускнели, слова самые великие стали пошлыми и смешными; на смену вчерашнему поколению явилось новое, и не верилось: неужели эти – всего только младшие братья вчерашних?». Для сегодняшних читателей ясно, что нельзя говорить об упадке реализма, когда в литературе одновременно были Лев Толстой, Чехов, молодые Бунин и Горький. Вернее было бы сказать, что в литературе шел поиск новых форм, новых героев, тем и сюжетов. Такие переломные моменты в истории литературы обычно называют кризисными. Но это не значит, что произведения кризисной эпохи хуже, слабее. Они просто другие, они используют новые художественные средства, к которым читатель и критика постепенно привыкает.

Поворот к малым жанрам. Начиная с тридцатых годов XIX века, ведущим жанром в русской литературе был роман. Но к концу столетия стало ясно, что писательский интерес к этому жанру угасает. За все десятилетие с 1890 по 1900 г. появился лишь один роман, который можно было бы сравнить с классическими образцами – «Воскресение» Л.Н. Толстого (1899). Но именно Толстому принадлежат многочисленные высказывания об исчерпанности старых литературных форм, в том числе и формы романа: «Форма романа не только не вечна, но она проходит. Совестно писать неправду, что было то, чего не было. Если хочешь что сказать, скажи прямо», - записывает он в дневнике в 1893 г. Позднее, в 1897 г. он писал: «Литература была белый лист, а теперь он весь исписан. Надо перевернуть или достать другой».

На смену роману пришли рассказы, новеллы, повести, миниатюры, заметки, напоминающие дневниковые записи. Начиная с Чехова, все прозаики рубежа веков – И.А. Бунин, М. Горький, Л.Н. Андреев, А.И. Куприн и др., - обращаются прежде всего к малым прозаическим жанрам. Писатели тяготеют не столько к масштабным обобщениям, сколько к острым наблюдениям над единичным эпизодом, событием, частной судьбой, случаем. Озлобленный мальчик из бедной семьи попадает на елку в чужой богатый дом, получает в подарок елочную игрушку - воскового золоченого ангелочка. Весь вечер рассматривает игрушку вместе с отцом, в его душе как будто просыпаются какие-то новые чувства. А под утро, когда мальчик засыпает, ангелочек тает возле горячей печки («Ангелочек» Л.Н. Андреева). Мелкий чиновник в театре случайно чихнул генералу на лысину и в течение нескольких дней извинялся, пока генерал не вышел из себя и не выгнал его вон. Чиновник пришел домой, лег на диван и «помер» («Смерть чиновника» А.П. Чехова). Голодная крестьянская девочка случайно оказывается в барском доме, где ее напоили чаем и уложили спать на диване («Танька» И.А. Бунина).

В это время в русской поэзии выделяется несколько важнейших магистральных течений, о которых расскажет Настя.

I. Лекция кандидата филологических наук Дмитрия Бака.

II. Д. М. Магомедова. Русская литература. ХХ Века. 11 класс. Ч. 1. ЛитератураСеребряного века. Учебник - М., 2005

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: