Русский национальный характер, воплощённый в образе Левши.
«…там, где стоит "левша",
надо читать "русский народ".
Н.С. Лесков
Вступительное слово учителя.
Ребята, вы работаете с текстом, отвечаете на вопросы.
Вопросы и задания к главе третьей.
Чем удивили англичане императора России?
Вопросы и задания к главе четвертой
1.Почему новый император вначале никакого внимания на блоху не обратил?
Найдите в тексте.:
2.Кто помог императору Николаю I разобраться, что за «пустяковина» была в табакерке?
3.Какое поручение было дано царем Платову?
Вопросы и задания к главе пятой
1.Найдите в тексте, как ответили тульские оружейники, когда Платов «слово государево им передал». Как это их характеризует?
Вопросы и задания к главам шестой и седьмой
1.Как описан Левша? Найдите это описание в шестой и тринадцатой главах.
2.Прочитайте, как рассказчик говорит о работе мастеров.
3.Почему автор утверждает, что три тульских мастера «взялись поддерживать Платова и с ним всю Россию»?
Примечание. Вы поняли смысл этих слов? Например: «святой Афон», «мастера петь с вавилонами», «камнесечная», «река Зуша» и др.
Вопросы и задания к главе восьмой
Почему Платов так спешил? Найдите в тексте слова, где автор объясняет поспешность мастеров и Платова.
Вопросы и задания к главам девятой и десятой
1.Почему мастера не раскрыли секрет своей работы Платову?
2.Как поступил Платов с туляками? С Левшой?
Вопросы и задания к главам одиннадцатой, двенадцатой, тринадцатой
1.Поверил ли царь, что его мастера обманули?
2.Что увидел царь в бриллиантовом орехе?
Вопросы и задания к главе четырнадцатой
|
1.Почему имени Левши не было на подкове? Как он сам это объяснил?
2.Каков был приказ государя?
Д/З
Подготовить рассказ о Левше с опорой на текст.
1. Подготовьте Рассказ о Левше по плану (с опорой на текст): А) " – Горите себе, а нам некогда, – и опять свою щипаную голову спрятал, ставню захлопнул и за своё дело принялся". Б) "Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится". В) "…Я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, – там уже никакой мелкоскоп взять не может". Г) "Об этом, – говорит, – спору нет, мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные". Д) "…А я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать". – Какими пунктами, по вашему мнению, нужно дополнить план? (Православная вера 1."…мы…привыкши в свой приход в церковь ходить"; 2. "наша русская вера самая правильная и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и питомцы"; 3. "вера у нас полнее") |
Вопросы и задания к главам пятнадцатой, шестнадцатой, семнадцатой
1.Как принимали Левшу в Лондоне?
2.Почему Левша не согласился остаться в Англии? Как он это объяснил? Найдите в тексте.
3.Что нравилось герою у англичан?
4.Каким путем отправили Левшу в Россию? Что случилось с ним в дороге?
Вопросы и задания к главам восемнадцатой и девятнадцатой
1.Как родная земля встретила Левшу?
|
2.Что беспокоило больше всего тульского мастера перед смертью, что просил передать он государю? Найдите эти слова в тексте и объясните.
Вопросы и задания к главе двадцатой
1.Чем отличается эта глава от предыдущих?
2.Как объясняет автор свое обращение к старине?
3.Почему работники «о прежней старине… вспоминают с гордостью и любовью»?
Обратите внимание на заключительную фразу главы: «Это их эпос, и притом с очень «человечкиной душою». «Человечкиной»… Странное слово…
- Как вы это поняли
Задание по сказу «Левша».
1. Подготовьте Рассказ о Левше по плану (с опорой на текст): А) " – Горите себе, а нам некогда, – и опять свою щипаную голову спрятал, ставню захлопнул и за своё дело принялся". Б) "Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится". В) "…Я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, – там уже никакой мелкоскоп взять не может". Г) "Об этом, – говорит, – спору нет, мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные". Д) "…А я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать". – Какими пунктами, по вашему мнению, нужно дополнить план? (Православная вера 1."…мы…привыкши в свой приход в церковь ходить"; 2. "наша русская вера самая правильная и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и питомцы"; 3. "вера у нас полнее") |
|
3. Кто такой праведник? Праведник – очень важное слово не только для Лескова, но и для каждого из нас, поэтому значение этого слова можно найти в любом толковом или энциклопедическом словаре
ПРАВЕДНИК | а) человек, который живёт праведной жизнью, не имеет грехов (Словарь С.И. Ожегова); |
б) святой, живший и творивший свой подвиг человеколюбия вне монастыря; человек, исповедующий и соблюдающий Заповеди Божии (Православный энциклопедический словарь) | |
Какие Заповеди Божии знаете вы? | Праведник – это человек, живущий по Заповедям Божиим. Праведник ни при каких обстоятельствах не может изменить себе, а точнее – Богу, заповеди которого он чтит. Русская земля всегда была богата людьми праведной жизни. |
ПРАВЕДНИК – | нравственная основа христианского государства. |
Можно ли Левшу назвать праведником? (Вывод записывается в тетрадь.)
(