Инструментарий
Название | Цель |
Используемые методики, авторы | Л.В.ЯковлеваПрограмма «Старт» |
· Усаков В.И. Педагогический контроль за физической подготовленностью дошкольников. | |
Тесты для детей 3 лет. | |
1.Тест на определение скоростных качеств: | Цель: Определить скоростные качества в беге на 30 м. с высокого старта. Фиксируется лучший результат из двух попыток. |
2. Тест на определение выносливости: | Цель: Бег на выносливость (определяется функциональная устойчивость нервных центров, координирующих функциональную активность двигательного аппарата). Определить выносливость в непрерывном беге на 90 м (300м) у детей дошкольного возраста. В индивидуальную карту записываются два показателя: продолжительность бега и длина дистанции, которую пробежал ребёнок. |
3. Тест на определение скоростно-силовых качеств: | Цель: Определить скороетно – силовые качества; 1. В прыжке в длину с места. Расстояние измеряется от линии до пятки сзади стоящей ноги. Записывается лучший результат. 2.Прыжок вверх с места. Засчитывается лучший результат из двух попыток. 3. Прыжок в длину с разбега. Дается две попытки. Записывается лучший результат 4. Бросок набивного мяча массой 1 кг. Способом из-за головы двумя руками стоя (тестируется уровень физического развития детей, их ориентировочные реакции и координационные способности). Делаются два броска, фиксируется лучший результат. 5. Бросок теннисного мяча удобной рукой (тест позволяет определить скоростную реакцию ребенка) |
4.Тест на определениегибкости: | Цель: Определить гибкость, стоя на гимнастической скамейке у детей дошкольного возраста. Выполняется три разминочных наклона, и затем четвёртый, зачётный. Результат определяют по касанию цифровой отметки кончиками пальцев соединенных рук. |
5.Тест на определение ловкости и координационных способностей: | Цель: Определить способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся остановки 1. В челночном беге 3*10 м. Фиксируется общее время бега 2. Статическое равновесие (тест выполняет и тренирует координационные возможности детей). 3. Подбрасывание и ловля мяча (тест на ловкость и координацию) 4. Отбивание мяча от пола (тестируются ловкость, скорость реакции, устойчивость позы). 5. Прыжки через скакалку (тестируется ловкость, гибкость, выносливость) Фиксируется количество прыжков из двух попыток. 6. Гибкость (тест характеризует подвижность всех звеньев опорно- двигательного аппарата, эластичность мышц и связок) |
Тесты для детей 4 лет. | |
7. Тест на определение функции равновесия | Исходное положение: пятка правой (левой) ноги примыкает к носку левой (правой) ноги, стопы расположены по прямой линии, руки – вдоль туловища. Необходимо сохранить данную позицию в течение 15 секунд с закрытыми глазами. Смещение ног |
8. Тест на определение координации | («Пальчик с носиком здороваются») |
Тесты для детей 5лет. | |
9. Тест на определение функции равновесия. | Ребенку предлагается сохранять заданную позу (устоять на носках) с закрытыми глазами. Для детей этого возраста норма 10 секунд. |
10.Тест на определение функции пространственных двигательных автоматизмов и функции равновесия. | Ребенку предлагается преодолеть расстояние 5 метров прыжками на одной ноге (другая нога согнута в колене). Сохраняя прямолинейность движения. Отклонение от воображаемой прямой не должно быть более 50 см. |
Тесты для детей 6 лет. | |
11.Тест на определение функции статического равновесия. | В течение 10 секунд ребенок должен устоять на одной ноге; другая нога согнута, приставлена стопой к колену и отведена под углом 900 . После 30 секунд отдыха ту же позицию предлагается повторить с опорой на противоположную ногу. |
12.Тест на определение точности и координации движений. | Ребенок должен поразить мячом цель размером 25х25 см с расстояния 1,5 м (диаметр мяча 8 см). |
Тесты для детей 7лет. | |
13. Тест на определение функции статического равновесия. | Ребенку предлагается сохранить равновесие в течение 10 век, сидя на корточках на носках с закрытыми глазами и вытянутыми горизонтально вперед руками. |
14. Тест на оценку общего уровня психомоторного развития. | Ребенок должен преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги шайбу. Отклонение от воображаемой прямой не должно быть при этом более 50 см. |
Таблица оценок физической подготовленности
|
|
детей 3-7 лет в ДОУ
Тесты Мальчики | Возраст | Высокий | Выше среднего | Средний | Ниже среднего | Низкий | ||||
Бег на 30 метров со старта (сек) | 13.5 и ниже | 13,6-13.9 | 14,0-14.5 | 14,6-15,0 | 15. 1и выше | |||||
8.0 и ниже | 8,1-8.5 | 8,6-9,1 | 9.2-9,7 | 9.8 и выше | ||||||
6.9 и ниже | 7.0-7,5 | 7.6-8,1 | 8.2-8,7 | 8.8 и выше | ||||||
6,4 и ниже | 6,5-6,8 | 6.9-7,5" | 7.6-8.3 | 8.4 и выше | ||||||
Бег на 10 метров с хода (сек) 1011103метров (сек) | ||||||||||
2,4 и ниже | 2,5-2,9 | 3,0-3,4 | 3,5-4,7 | 4,8 и выше | ||||||
2,1 и <
| 2,2-2,4 | 2,5-3,0 | 3,1-4,1 | 4,2 и > | ||||||
2,0 и ниже
| 2,1-2,3 | 2,4-2,8 | 2,9-3,0 | 4,0 и выше | ||||||
Метание мешочка с песком на дальность (м) | 4 и больше | 3,5 | 3,0 | 2,5 | 2 и меньше | |||||
5 и больше | 4.5 | 4.0 | 3,5 | 3 и меньше | ||||||
6 и больше | 5,5 | 5,0 | 4.5 | 4 и меньше | ||||||
7,5 и больше | 7,0 | 6,5 | 5,5 | 5 и меньше | ||||||
Прыжки в длину с места (см) | 45 и дальше | 40-35 | 30-25 | 25-20 | 20 и ниже | |||||
85 и дальше | 74-84 | 63-73 | 49-62 | 48 и ниже | ||||||
105 и дальше | 94-104 | 83-93 | 69-82 | 68 и ниже | ||||||
122 и дальше | 109-121 | 96-108 | 80-101 | 85 и ниже | ||||||
Статистическое равновесие (сек) | 5.1 и больше | 4,7 | 4,3 | 3,8 | 3,3 и меньше | |||||
1 1,0 и больше | 10.0 | 9.0 | 8,0 | 7.0 и меньше | ||||||
35, 0 и больше | 33,0 | 30,0 | 28.0 | 25,0 и меньше | ||||||
50,0 и больше | 47,0 | 44,0 | 41,0 | 38,0 и меньше | ||||||
Бросок набивного мяча из-за головы (см.) | 230 и дальше | 183-207 | 160-184 | 159-161 | 158 и меньше | |||||
300 и дальше | 217-259 | 176-218 | 174-177 | 173 и меньше | ||||||
Бег на выносливость (90, м.), (сек.) | 28,4 и меньше | 28,5-31,5 | 31,6-34,6 | 37,7-38,8 | 38,9 и больше | |||||
30,6 и меньше | 30,7-33,0 | 33,1-36,0 | 36,1-38,5 | 38,6 и больше | ||||||
33,9 и меньше | 34,0-36,9 | 37,0-39,0 | 39,1-41,5 | 41,6 и больше | ||||||
Итоговая оценка по уровням | ||||||||||
Уровни | Высокий | Выше среднего | Средний | Ниже среднего | Низкий |
Таблица оценок физической подготовленности
детей 3-7 лет в ДОУ
Тесты Девочки | Возраст | Высокий | Выше среднего | Средний | Ниже среднего | Низкий |
Бег на 30 метров со старта (сек) | 13,5 и ниже | 13.6-13,9 | 14.0-14.5 | 14.6-15.0 | 15,1 и выше | |
8,3 и ниже | 8.4-8,8 | 8.9-9,4 | 9,5-10,1 | 10,2 и выше | ||
7,2 и ниже | 7.3-7,8 | 7,9-8,4 | 8,5-9.2 | 9,3 и выше | ||
6,8 и ниже | 6,9-7.3 | 7,4-7.9 | 8,0-8.7 | 8.8 и выше | ||
Бег на 10 метров с хода (сек) | ||||||
2,6 и меньше | 2,7 – 3,0 | 3,1- 3,7 | 3,8-5,0 | 5,1 и больше | ||
2,2 и меньше | 2.3 – 3.1 | 3.2-3,1 | 3.2-4,3 | 4,4 и больше | ||
2.1 и меньше | 2.2- 2,4 | 2,5-3,0 | 3,1-4,1 | 4.2 и больше | ||
Метание мешочка с песком на дальность (м) мешочка (м) | 4 и больше | 3,5 | 3,0 | 2,5 | 2 и меньше | |
5 и больше | 4.5 | 4.0 | 3,5 | 3 и меньше | ||
6 и больше | 5,5 | 5,0 | 4.5 | 4 и меньше | ||
7,5 и больше | 7,0 | 6,5 | 5,5 | 5 и меньше | ||
Прыжки в длину с места (см) длину с места (см) | 45 и дальше | 40-35 | 30-25 | 25-20 | 20 и ниже | |
80 и дальше | 68-79 | 56-67 | 42-55 | 41 и ниже | ||
95и дальше | 84-94 | 73-83 | 56-72 | 55и ниже | ||
110и дальше | 99-109 | 88-98 | 74-87 | 73 и ниже | ||
Статистическое равновесие (сек) | 8,1 и больше | 7.5 | 5.5 | 4,8 | 5.2и меньше | |
14,0 и больше | 12,0 | 11,0 | 10.0 | 9.4 и меньше | ||
40, 0 и больше | 30,0 | 33.0 | 32.0 | 35,0 и меньше | ||
50,0 и больше | 48,0 | 45.0 | 43,0 | 40,0 и меньше | ||
Бросок набивного мяча из-за головы (см.) | 225 и дальше | 224-200 | 199-175 | 174-150 | 149 и меньше | |
280 и дальше | 279-243 | 242-206 | 205-169 | 168 и меньше | ||
Бег на выносливость (90 м.) (сек.) | 28,7 и меньше | 28,8-31,8 | 31,9-34,9 | 35.0-39,1 | 39,2 и больше | |
30,2 и меньше | 30,3-33.2 | 33,3-36,0 | 36,1-40,7 | 40,8 и больше | ||
34,9 и меньше | 35,0-38,1 | 38,2-41,0 | 41,1-43,8 | 43,9 и больше | ||
Анализ и обработка полученных данных
Оценка полученных результатов - сложная задача. При оценке двигательных умений и физических качеств используются количественные и качественные показатели. Первый, наиболее распространенный способ оценки физической подготовленности - это сопоставление средних показателей по группе с данными оценочных таблиц по возрастно половым показателям физической подготовленности детей, разработанных на основе стандартов
В результате анализа принято выделять детей со средним, высоким и низким уровнем физической подготовленности. Уровень определяется по большинству показателей, которые подпадают под соответствующую градацию. Например, высокая физическая подготовленность предполагает большинство показателей выше средних и отсутствие низкого результата; наличие большинства показателей ниже среднего свидетельствует о низкой подготовленности. Не следует рассматривать данные оценочных таблиц в качестве строгих нормативов (эталонов) и подгонять к ним результаты анализа тестирования дошкольников. Сопоставительная норма характеризует лишь место испытуемого среди обследованных детей. Важнее проследить динамику индивидуальных показателей развития каждого ребенка.