Физическое воспитание и развитие детей раннего и дошкольного возраста
Основные понятия: физическое воспитание, физическое развитие, физическое совершенство, цель, задачи, содержание физического воспитания, средства физического воспитания, двигательная культура и двигательная активность, физические упражнения, массаж, подвижные игры, физкультурные занятия. Воспитание здорового образа жизни.
Физическое развитие является одной из сторон целостности и гармоничности личности дошкольника. Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. Здоровье — это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека. В Типовом положении о ДОУ задача охраны и укрепления здоровья детей называется первоочередной. Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания.
Основные положения теории физического воспитания
1. Общее положение о взаимосвязи всех сторон воспитания, гармоничном развитии человека, о ведущей роли воспитания и условий жизни (социальных и природных) в формировании личности.
2. Естественно-научной основой физического воспитания является учение
И. П. Павлова о единстве организма и среды, о целостности организма, регулирующей роли центральной нервной системы, учение об условно-рефлекторных временных ссвязях, о взаи- мосвязи двух сигнальных систем. И. М. Сеченов показал, что человек рождается с незначительным числом инстинктивных движений. Все остальные движения произвольны и строятся под воздействием на органы чувств ребенка.
3. Признание социальной обусловленности развития моторной функции организма порождает убежденность в возможности планомерного воздействия на физическое развитие ребенка.
4. Важным в теории физического развития является учение о динамическом стереотипе, т. е. системе условных складывающихся связей, позволяющих ребенку приспособиться к условиям внешней среды. Учение о типах высшей нервной деятельности.
5. Организм есть единое целое, так как работа всех органов и систем психические и физические процессы в нем взаимообусловлены.
6. Организм как единое целое взаимодействует с окружающей средой.
Методологической основой физического воспитания является аксиологический (ценностный) и практико-ориентированный подходы. Здоровье как ценность -- основа всесторонне, гармоничного развития ребенка. Во Временных требованиях... раскрывается содержание работы педагога по физическому воспитанию. Кроме того, в современных программах нового поколения («Детство», «Развитие», «Из детства — в отрочество», «Истоки», авторской программы Ю. Ф. Змановского «Здоровый ребенок») раскрыто содержание физического развития, приобщения детей к здоровому образу жизни, конкретизируются условия работы в соответствии с возрастом детей. Большинство ученых считают, что здоровье детей зависит от ряда эндо- и экзогенных факторов. Во многом оно определяется социально-экономическими, кли-матогеографическими и экологическими условиями (Ю. Ф. Змановский, Н. Т. Терехова и др.)- Существуют различные взгляды на определение «здоровый ребенок», «здоровье» (В. Г. Спиркин, Н. М. Амосов).
На основании теоретических положениях физиологической концепции формирования здоровья детей сформулировано комплексное определение понятия «здоровье растущего организма». Оно рассматривается как динамическое и вместе с тем устойчивое состояние к патологическим и экстремальным воздействиям состояние, которое достигается благодаря формированию комплекса функциональных систем, обеспечивающих оптимальный приспособительный эффект. К условиям оздоровления и коррекции физического развития в ДОУ относится создание оптимального двигательного оздоровительного режима (использование двигательных циклических упражнений, оздоровительно-закаливающих мероприятий).
Основные принципы теории физического воспитания
1. Признание ведущей роли воспитания, обучения и среды в физическом воспитании.
2. Утверждение всестороннего характера физического воспитания.
3. Признание тесной связи физического воспитания с общим развитием ребенка.
Принцип осознанности при овладении движениями, гигиеническими навыками.
5. Обеспечение ведущей роли игры, положительных эмоций в системе физического воспитания.
6. Воспитание валеологической культуры, формирование понимания здорового образа жизни как системы взаимоотношений ребенка с самим собой и факторами внешней среды {В. Т. Кудрявцев, Б. Б. Егоров).
7. Воспитание нравственности, гуманности, умение корректировать не только свое доровье, но и свои от ношения со сверстниками и взрослыми).
Цель физического воспитания — сохранение и укрепление здоровья ребенка.
Задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста:
Оздоровительные: охрана и укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие (формирование осанки, потребности в двигательной активности, повышение физической и умственной работоспособности), закаливание.
Образовательные: обучение основным движениям (ходьба, прыжки, плавания, лазание, метание предметов); формирование двигательных качеств (ловкости, выносливости, силы, координации движений), формирование знаний о пользе физических упражнений, о необходимости физического совершенствования, о гигиене тела, культуре движений, о здоровом образе жизни; формирование у ребенка осознанного отношения к своему здоровью; формирование интереса к двигательной деятельности, элементам спорта, к достижениям спортсменов в разных видах спорта; формирование самоконтроле при выполнении физических упражнений и использовании оборудования, тренажеров, пособий по развитию движений.
Воспитательные: формирование нравственно-волевых качеств, объективной самооценки, доброжелательных взаимоотношений; выработка полезных привычек (к опрятности, чистоте, ежедневной физкультуре).
Подвижные игры и упражнения поддерживают бодрое жизнерадостное настроение, интерес к совместным действиям со сверстниками.
Система физического воспитания -- система задач, содержания, средств, методов и форм организации физического воспитания.
Система физического воспитания — это единство общественно-исторических взглядов, научно-методических положений, программно-нормативных основ, единство всех организаций, осуществляющих и контролирующих физическое воспитание.
Каждое ДОУ имеет право на свою систему физического воспитания. Но существуют общие принципы: оздоровительная направленность; разностороннее развитие личности; гуманизация и демократизация; индивидуализация; единство всех участников педагогического процесса.
Физическое развитие -- это процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания. Педагогические условия физического развития детей включают создание предметно-развивающей среды, разработку здоровьесберега-ющих технологий.
В ДОУ должны быть «дорожки здоровья», стационарные спортивные комплексы и тренажеры, мини-стадионы. В физкультурном зале желательно иметь: гимнастические стенки, разновысотные бумы и скамейки, фитнес-мячи, мишени, мелкий спортивный инвентарь и игрушки, надувные батуты и тренажеры. На участке детского сада желательно оборудовать физкультурную площадку с зонами для мини-футбола, баскетбола, беговыми дорожками, полосами препятствий. В ДОУ можно оборудовать мини-доли клиники, где с детьми проводится лечебно-профилактическая работа.
Физическое воспитание -- организованный процесс, направленный на создание условий, способствующих достижению хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка.
Физическое образование — комплексный процесс, организованный взрослым и направленный на овладение профессиональными знаниями, двигательными навыками, физическими качествами, привычки к здоровому образу жизни.
Физическая подготовленность — результат физического образования и воспитания.
В понятие «физическое совершенство* включается гармоничное сочетание всех сторон физического развития: здоровья, стройности, силы, ловкости выносливости. Оно отражает состояние физической культуры как части общей культуры, характеризующей достижения общества в области физического, психического и социального здоровья человека.
Трудности физического развития детей раннего и дошкольного возраста: нарушения здоровья, высокая заболеваемость, двигательный дефицит, детские стрессы.
Методы физического воспитания — упражнения, беседа, игра, создание проблемных ситуаций, анализ физических и нравственных качеств, экспериментирование, рассматривание картин и иллюстраций. Факторы и средства физического воспитания.
Средства физического воспитания: режим и научные основы его организации в возрастных группах; питание детей; закаливание детского организма, физические упражнения.
Гигиенические факторы: режим, рациональное питание, гигиена одежды, обуви, физкультурного оборудования, гигиеническая обстановка помещения, формирование культурно-гигиенических навыков.
Естественные силы природы, как средство укрепления и закаливания организма: солнце, воздух и вода.
Физические упражнения, специально подобранные, методически правильно организованные и руководимые педагогом движения, основанные на активных действиях произвольного характера. Виды движений: ходьба, бег, прыжки, метание мяча.
Содержание гигиенических факторов физического воспитания: 1) нормальные условия жизни и деятельности детей (гигиена окружающей среды, питания, сна, отдыха, лечебно-профилактические мероприятия); 2) охрану нервной системы ребенка (режим — рациональное чередование бодрствования, сна, питания, различных видов деятельности. Его черты: ритмичность, постоянство основных элементов).
Педагогические требования к построению режима: а) постоянство и подвижность, целесообразность, учет возраста и индивидуальных особенностей, потребностей в питании, движении, учет сезонов года, климата; б) рациональное питание; в) гигиеническая обстановка. Естественные силы природы -- средство физического воспитания, обеспечивающие организацию занятий по развитию движений, их проведение на воздухе. Закаливание детского организма.
Закаливание — система мероприятий, направленных на воспитание наибольшей устойчивости, приспособляемости организма к физическим воздействиям внешней среды. Закаливающие процедуры: обливание, обтирание, душ, купание в реке, бассейне и пр. Усиление закаливающих воздействий воздуха, солнца и воды. Требования к проведению: постепенное усиление воздействия закаливающих процедур.
Виды работы по физическому воспитанию с детьми раннего и дошкольного возраста: занятия; физкультурно-оздоровительная работа в течение дня -утренняя гимнастика, физкультминутки, прогулка; активный отдых — досуг, праздник, детская спортивная олимпиада; день здоровья; самостоятельная двигательная деятельность; индивидуальная работа с детьми совместно с семьей; организация каникул.
Виды физических упражнений:
- гимнастика: основные движения, общеразвивающие упражнения, построения и перестроения, танцевальные упражнения;
- подвижные игры; элементы спортивных игр (городки, баскетбол);
- спортивные упражнения: летние-
- плавание, велосипед, самокат, роликовые коньки; зимние лыжи, санки, коньки;
- туризм: пеший, лыжный.