Основные принципы теории физического воспитания




Физическое воспитание и развитие детей раннего и дошкольного возраста

Основные понятия: физическое воспитание, физи­ческое развитие, физическое совершенство, цель, за­дачи, содержание физического воспитания, средства физического воспитания, двигательная культура и двигательная активность, физические упражнения, массаж, подвижные игры, физкультурные занятия. Воспитание здорового образа жизни.

Физическое развитие является одной из сторон це­лостности и гармоничности личности дошкольника. Физическое развитие тесно связано со здоровьем чело­века. Здоровье — это физическая, гигиеническая, ду­шевная, социальная культура человека. В Типовом положении о ДОУ задача охраны и укрепления здоро­вья детей называется первоочередной. Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ре­бенка, составляет содержание физического воспитания.

 

Основные положения теории физического воспитания

1. Общее положение о взаимосвязи всех сторон воспитания, гармоничном развитии человека, о ведущей роли воспитания и условий жизни (социальных и при­родных) в формировании личности.

2. Естественно-научной основой физического вос­питания является учение

И. П. Павлова о единстве организма и среды, о целостности организма, регулирующей роли центральной нервной системы, учение об условно-рефлекторных временных ссвязях, о взаи- мосвязи двух сигнальных систем. И. М. Сеченов по­казал, что человек рождается с незначительным чис­лом инстинктивных движений. Все остальные движе­ния произвольны и строятся под воздействием на орга­ны чувств ребенка.

3. Признание социальной обусловленности разви­тия моторной функции организма порождает убежден­ность в возможности планомерного воздействия на фи­зическое развитие ребенка.

4. Важным в теории физического развития являет­ся учение о динамическом стереотипе, т. е. системе ус­ловных складывающихся связей, позволяющих ребен­ку приспособиться к условиям внешней среды. Учение о типах высшей нервной деятельности.

5. Организм есть единое целое, так как работа всех органов и систем психические и физические процессы в нем взаимообусловлены.

6. Организм как единое целое взаимодействует с окружающей средой.

Методологической основой физического воспита­ния является аксиологический (ценностный) и практико-ориентированный подходы. Здоровье как цен­ность -- основа всесторонне, гармоничного разви­тия ребенка. Во Временных требованиях... раскры­вается содержание работы педагога по физическому воспитанию. Кроме того, в современных программах нового поколения («Детство», «Развитие», «Из дет­ства — в отрочество», «Истоки», авторской програм­мы Ю. Ф. Змановского «Здоровый ребенок») раскры­то содержание физического развития, приобщения детей к здоровому образу жизни, конкретизируются условия работы в соответствии с возрастом детей. Большинство ученых считают, что здоровье детей зависит от ряда эндо- и экзогенных факторов. Во мно­гом оно определяется социально-экономическими, кли-матогеографическими и экологическими условиями (Ю. Ф. Змановский, Н. Т. Терехова и др.)- Существу­ют различные взгляды на определение «здоровый ре­бенок», «здоровье» (В. Г. Спиркин, Н. М. Амосов).

На основании теоретических положениях физиоло­гической концепции формирования здоровья детей сформулировано комплексное определение понятия «здоровье растущего организма». Оно рассматрива­ется как динамическое и вместе с тем устойчивое со­стояние к патологическим и экстремальным воздей­ствиям состояние, которое достигается благодаря фор­мированию комплекса функциональных систем, обес­печивающих оптимальный приспособительный эффект. К условиям оздоровления и коррекции физического развития в ДОУ относится создание оптимального дви­гательного оздоровительного режима (использование двигательных циклических упражнений, оздорови­тельно-закаливающих мероприятий).

Основные принципы теории физического воспитания

1. Признание ведущей роли воспитания, обучения и среды в физическом воспитании.

2. Утверждение всестороннего характера физичес­кого воспитания.

3. Признание тесной связи физического воспита­ния с общим развитием ребенка.

Принцип осознанности при овладении движени­ями, гигиеническими навыками.

5. Обеспечение ведущей роли игры, положительных эмоций в системе физического воспитания.

6. Воспитание валеологической культуры, формирование понимания здорового образа жизни как сис­темы взаимоотношений ребенка с самим собой и факторами внешней среды {В. Т. Кудрявцев, Б. Б. Егоров).

7. Воспитание нравственности, гуманности, умение корректировать не только свое доровье, но и свои от­ ношения со сверстниками и взрослыми).

Цель физического воспитания — сохранение и ук­репление здоровья ребенка.

Задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста:

Оздоровительные: охрана и укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие (формирование осан­ки, потребности в двигательной активности, повыше­ние физической и умственной работоспособности), за­каливание.

Образовательные: обучение основным движениям (ходьба, прыжки, плавания, лазание, метание пред­метов); формирование двигательных качеств (ловкос­ти, выносливости, силы, координации движений), фор­мирование знаний о пользе физических упражнений, о необходимости физического совершенствования, о гигиене тела, культуре движений, о здоровом образе жизни; формирование у ребенка осознанного отноше­ния к своему здоровью; формирование интереса к дви­гательной деятельности, элементам спорта, к дости­жениям спортсменов в разных видах спорта; форми­рование самоконтроле при выполнении физических упражнений и использовании оборудования, тренаже­ров, пособий по развитию движений.

Воспитательные: формирование нравственно-во­левых качеств, объективной самооценки, доброжела­тельных взаимоотношений; выработка полезных при­вычек (к опрятности, чистоте, ежедневной физкуль­туре).

Подвижные игры и упражнения поддерживают бод­рое жизнерадостное настроение, интерес к совместным действиям со сверстниками.

Система физического воспитания -- система за­дач, содержания, средств, методов и форм организа­ции физического воспитания.

Система физического воспитания — это единство об­щественно-исторических взглядов, научно-методиче­ских положений, программно-нормативных основ, единство всех организаций, осуществляющих и конт­ролирующих физическое воспитание.

Каждое ДОУ имеет право на свою систему физиче­ского воспитания. Но существуют общие принципы: оздоровительная направленность; разностороннее раз­витие личности; гуманизация и демократизация; ин­дивидуализация; единство всех участников педагоги­ческого процесса.

Физическое развитие -- это процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания. Педагогические условия физи­ческого развития детей включают создание предмет­но-развивающей среды, разработку здоровьесберега-ющих технологий.

В ДОУ должны быть «дорожки здоровья», стацио­нарные спортивные комплексы и тренажеры, мини-стадионы. В физкультурном зале желательно иметь: гимнастические стенки, разновысотные бумы и скамейки, фитнес-мячи, мишени, мелкий спортивный инвентарь и игрушки, надувные батуты и тренажеры. На участке детского сада желательно оборудовать физ­культурную площадку с зонами для мини-футбола, баскетбола, беговыми дорожками, полосами препят­ствий. В ДОУ можно оборудовать мини-доли клиники, где с детьми проводится лечебно-профилактиче­ская работа.

Физическое воспитание -- организованный про­цесс, направленный на создание условий, способству­ющих достижению хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка.

Физическое образование — комплексный процесс, организованный взрослым и направленный на овладе­ние профессиональными знаниями, двигательными на­выками, физическими качествами, привычки к здоровому образу жизни.

Физическая подготовленность — результат физи­ческого образования и воспитания.

В понятие «физическое совершенство* включает­ся гармоничное сочетание всех сторон физического раз­вития: здоровья, стройности, силы, ловкости вынос­ливости. Оно отражает состояние физической культу­ры как части общей культуры, характеризующей дос­тижения общества в области физического, психического и социального здоровья человека.

Трудности физического развития детей раннего и дошкольного возраста: нарушения здоровья, высо­кая заболеваемость, двигательный дефицит, детские стрессы.

Методы физического воспитания — упражнения, беседа, игра, создание проблемных ситуаций, анализ физических и нравственных качеств, эксперименти­рование, рассматривание картин и иллюстраций. Факторы и средства физического воспитания.

Средства физического воспитания: режим и науч­ные основы его организации в возрастных группах; питание детей; закаливание детского организма, фи­зические упражнения.

Гигиенические факторы: режим, рациональное пи­тание, гигиена одежды, обуви, физкультурного обо­рудования, гигиеническая обстановка помещения, фор­мирование культурно-гигиенических навыков.

Естественные силы природы, как средство укреп­ления и закаливания организма: солнце, воздух и вода.

Физические упражнения, специально подобранные, методически правильно организованные и руководи­мые педагогом движения, основанные на активных действиях произвольного характера. Виды движений: ходьба, бег, прыжки, метание мяча.

Содержание гигиенических факторов физического воспитания: 1) нормальные условия жизни и деятель­ности детей (гигиена окружающей среды, питания, сна, отдыха, лечебно-профилактические мероприятия); 2) охрану нервной системы ребенка (режим — рацио­нальное чередование бодрствования, сна, питания, раз­личных видов деятельности. Его черты: ритмичность, постоянство основных элементов).

Педагогические требования к построению режи­ма: а) постоянство и подвижность, целесообразность, учет возраста и индивидуальных особенностей, потреб­ностей в питании, движении, учет сезонов года, кли­мата; б) рациональное питание; в) гигиеническая об­становка. Естественные силы природы -- средство физиче­ского воспитания, обеспечивающие организацию за­нятий по развитию движений, их проведение на воз­духе. Закаливание детского организма.

Закаливание — система мероприятий, направлен­ных на воспитание наибольшей устойчивости, приспо­собляемости организма к физическим воздействиям внешней среды. Закаливающие процедуры: обливание, обтирание, душ, купание в реке, бассейне и пр. Уси­ление закаливающих воздействий воздуха, солнца и воды. Требования к проведению: постепенное усиле­ние воздействия закаливающих процедур.

Виды работы по физическому воспитанию с деть­ми раннего и дошкольного возраста: занятия; физ­культурно-оздоровительная работа в течение дня -утренняя гимнастика, физкультминутки, прогулка; активный отдых — досуг, праздник, детская спортив­ная олимпиада; день здоровья; самостоятельная дви­гательная деятельность; индивидуальная работа с деть­ми совместно с семьей; организация каникул.

Виды физических упражнений:

- гимнастика: основные движения, общеразвивающие упражнения, построения и перестроения, танце­вальные упражнения;

- подвижные игры; элементы спортивных игр (го­родки, баскетбол);

- спортивные упражнения: летние-

- плавание, велосипед, самокат, роликовые коньки; зимние лыжи, санки, коньки;

- туризм: пеший, лыжный.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: