Цели урока: анализ художественного произведения, характеристика героев.
Задачи урока:Предметные: продолжить знакомство с рассказом А.П.Чехова “Мальчики”; формировать умения раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, составлять характеристику главных героев; отрабатывать навыки осознанного, выразительного, беглого чтения.
Формированию личностных УУД – эмоциональное отношение к поступкам и характером героев литературных произведений различный жанров и форм;
Метапредметные – способствовать формированию УУД:
Регулятивные: развивать аналитико-синтезирующее мышление, артикуляционный аппарат учащихся, произвольную память; усиливать коммуникативные свойства речи (выразительность).
Коммуникативные: воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми, внимание, веру в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые универсальные учебные действия |
1.Организационный момент. | -Сегодня мы продолжим работу с произведением А.П.Чехова «Мальчики» | Психологический настрой. | |
2. Сообщение темы урока, постановка целей. | - Чтобы узнать, что именно мы будем делать, вы должны вспомнить всех героев произведения. - Какие герои являются главными действующими лицами? - Говорить мы сегодня будем о главных героях. -В конце урока постараемся ответить на вопрос: Чему учит автор произведения? | - Мальчики: Володя, Чечевицын, отец, мать, тётка, Катя, Соня, Маша – сёстры, урядник. - Володя и Чечевицын. | Формулирование темы урока. Преобразование информации из символической в речевую. Формулирование учебной задачи. |
3. Проверка домашнего задания. | - Дома вы должны были поработать со словами, значение которых вам было непонятно. - Каким словарём вы пользовались? -Проверим, как вы с этим справились. | - Мы пользовались толковым словарём. Розвальни, башлык, сюртук, кучер, бизон, пампасы, мустанг, индейцы, москит, термит, чечевица, урядник.(Слова записаны на доске, значения этих слов – на отдельных карточках, расположенных в разных местах доски. Дети находят определение и закрепляют на доске рядом с соответствующим ему словом.) | Поиск необходимой информации из различных источников. |
4.Планирование учебной деятельности. 5. Практическая деятельность учащихся. Работа с текстом. | -Сегодня, как вы правильно определили, мы будем говорить о главных героях. - Кто они? - Они похожи? - Значит, мы можем их сравнить. -Как мы можем сравнивать героев литературного произведения? - Посмотрите на план, по которому мы будем работать. План характеристики героев произведения: (написан на доске) 1. Какие герои сравниваются, почему сравниваются именно они. 2.Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения). 3. Речь героя 4. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях, лучше всего раскрывается характер героя? 5. Что общего между героями. 6. Что отличает двух героев. 7. Ваше отношение к данным персонажам 8. Отношение автора к героям. 9. Подумай и скажи, на какого героя тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить? 1.- Ответьте на первый пункт плана. 2.- Найдите описание мальчиков в тексте. - У вас на столах лежат каточки с характеристикой героев. В парах выберете те, которые по вашему мнению подходят мальчикам. - Из представленных иллюстраций выбери мальчиков, которые подходят по описанию к героям произведения. 3.- Какова речь героев? - Какие это слова? (Найди в тексте) - Теперь вы знаете значение этих слов. 4.- Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях, лучше всего раскрывается характер героя? (найди отрывок в тексте) 5.- Что же общего между героями? 6.- Чем герои отличаются друг от друга? 7. - Как вы относитесь к мальчикам? - Почему герои решились на побег? Выбери: Герои решились на побег, потому что: · Были смелыми и решительными · Были глупыми и самонадеянными · Мало знали и плохо представляли трудности пути · Не любили своих близких · Хотели выглядеть в глазах других людей храбрыми и необычными · Любили путешествовать и узнавать новое. - Что могло произойти, если бы мальчиков не нашли? - Правильно ли они поступили? 8. – Как автор относится к своим героям? 9. – На какого героя тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить? | -Володя и Чечевицын. - В чём-то похожи, но и различаются. - По внешности, одежде, поведении. Работа по плану: 1.Сравниваются Володя и Чечевицын. Они разные по характеру. 2. Володя с.125,128, Чечевицын с.126, 128,130. Работа в парах. Володя: Чечевицын: пухл худ бел смугл весёлый угрюмый разговорчивый малообщительный странный некрасив странный Всё время о чём-то думает Занят своими мыслями. 3. Речь героев загадочна, много непонятных слов. Монтигомо Ястребиный коготь Пампасы Мустанги Бледнолицый Майн-Рид -Это слова из произведений известного английского писателя Майн-Рида. Володя очень добрый, любит родителей, поэтому он нерешителен Чечевицын решительный, суровый, не думает ни о ком, неустрашимый. - Они одного возраста, оба ведут себя странно, всё время о чём-то думают. Высказывания детей. Выбор учащихся - Могло случиться что-нибудь страшное. - Мальчики поступили неправильно, потому что они думали только о себе. - Автор не осуждает мальчиков, потому что они ещё маленькие. (Автор осуждает мальчиков, потому что они доставили много хлопот и переживаний родственникам.) Ответы детей. | Работа по плану. Проговаривать последовательность действий. Умение ориентироваться в учебнике. Проводить сравнение. Осуществлять анализ объектов с целью выявления существенных признаков. Работа в парах. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение вырабатывать совместные решения. Осуществлять контроль с заданным эталоном. Проводить сравнение. Осуществлять анализ объектов с целью выявления существенных признаков. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Слушать и понимать речь других. Формулировать собственное мнение. Осуществлять анализ объектов с целью выявления существенных признаков. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Формулировать собственное мнение. Слушать и понимать речь других. Участвовать в диалоге на уроке. Формулировать собственное мнение. Формулировать собственное мнение. Слушать и понимать речь других. Формулировать собственное мнение. Слушать и понимать речь других. |
6. Подведение итогов урока. | -Чему учит автор произведения? - Хотели бы вы оказаться вместе с мальчиками? - Какие качества вы хотели бы воспитать в себе? От каких хотели бы избавиться? (положительные и отрицательные качества) - Какой вывод сделаем по уроку? | - Автор учит бережно относиться к чувствам своих родственников и других людей. -Прежде чем что-то сделать, нужно хорошо подумать о последствиях своих действий. - Чтобы отправляться в путешествие, нужно много знать, а мальчики многого не знали. Автор призывает нас учиться. Ответы детей. - Нужно любить родителей и близких тебе людей, не огорчать их. - Чтобы путешествовать нужно много знать, а значит – нужно учиться. | Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Слушать и понимать речь других. Формировать мотивацию к учению. |
7. Домашнее задание. | - Составить план рассказа в тетрадь и подготовить по нему пересказ. | ||
8. Рефлексия. | - Достигли ли мы целей, поставленных на урок? Значит, мы на чуточку приблизились к целеустремлённым людям. Я прошу вас выразить своё мнение об уроке, оценить свою работу, дорисовав улыбку этому солнышку. (На парте у каждого ребёнка рисунок солнышка, у которого не нарисован рот.) Пусть на его лице отразится ваше настроение. | Оценка собственной деятельности. |
|
|
|