Сестринский процесс
Сестринский процесс: понятия и термины
Студент должен знать:
- основные понятия и термины;
- цель сестринского процесса;
- Этапы сестринского процесса, их взаимосвязь и содержание каждого этапа.
Студент должен уметь:
- провести объективное обследование удовлетворения основных потребностей пациента;
- оценить данные физического развития пациента (рост, масса, тела);
- определить водный баланс;
- измерить температуру тела;
- определить число дыхательных движений;
- исследовать пульс;
- измерить пульс;
- измерить артериальное давление;
- провести цифровую и/или графическую запись показателей функционального состояния пациента: температуры, числа дыхательных движений, пульса, АД, роста, массы тела, кратности стула, величины суточного диуреза;
- выявить и сформулировать проблемы пациента;
- определить приоритетность выявленных проблем пациента;
- планировать сестринские вмешательства;
- документировать этапы сестринского процесса.
Термин «Сестринский процесс» впервые введен в США Лидией Холл в 1955 году.
Сестринский процесс – это научный метод организации и оказания сестринской помощи, систематический путь определения ситуации, в которой находятся пациент и медсестра, и возникающих в этой ситуации проблем, в целях выполнения плана ухода, приемлемого для обеих сторон. Сестринский процесс – динамичный, цикличный процесс.
Целью сестринского процесса являются поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма, требующего комплексного (холистического) подхода к личности пациента.
Достижение цели сестринского процесса осуществляется с помощью:
|
- создания базы информационных данных о пациенте;
-определения потребностей пациента в сестринском уходе;
- обозначения приоритетов в сестринском обслуживании, их первоочередности;
-определения целей и составления плана ухода, мобилизации необходимых ресурсов;
-реализации плана, то есть оказания сестринской помощи прямо и косвенно;
- оценки эффективности процесса ухода за пациентом и достижения цели ухода.
Сестринский процесс несет новое понимание роли медицинской сестры в практическом здравоохранении, требуя от нее не только наличия технической подготовки, но и умения творчески относиться к уходу за пациентами, умения индивидуализировать и систематизировать уход с целью предупреждения, уменьшения, ликвидации у пациента проблем в уходе.
Сестринский процесс состоит из 5 основных этапов:
1 этап - Сестринское обследование или оценка ситуации – процесс сбора информации о состоянии здоровья пациента, подтверждение ее достоверности.
Цель обследования: собрать, обосновать и связать полученные данные о пациенте для создания о нем информационной базы.
1 этап (сбор информации) определяет направление сестринской помощи.
Методы обследования пациента
Существуют следующие методы обследования:
1. Субъективный – основан на ощущениях пациента и его эмоциях, это реакция пациента на свое состояние здоровья.
Субъективные данные медсестра выявляет на вербальном (манера говорить, адекватность ответов на вопросы) и невербальном (зрительный контакт, мимика, жесты) уровнях. Главная роль в обследовании принадлежит расспросу.
|
Субъективная информация – это представления пациента о состоянии его здоровья.
Субъективные обследования медсестра начинает с паспортных данных о пациенте, затем выявляет его:
1. жалобы – то, что заставило человека обратиться за медпомощью
2. Анамнез жизни, болезни – историю возникновения той или иной проблемы в здоровье; медсестра подробно расспрашивает пациента об удовлетворении основных жизненных потребностей человека.
3. Социологические данные (взаимоотношение в семье, коллективе, финансовый статус, окружающая среда в которой пациент живет и работает).
4. Интеллектуальные данные (речь, память, оценка коммуникативных способностей).
5. Данные о культуре (этнические, культурные ценности).
6. Данные о духовном развитии (духовные ценности, отношении к религии, обычаи).
Источником информации является:
- сам пациент;
- члены семьи, родственники;
- медперсонал;
- коллеги, друзья;
- медицинская документация.
2. Объективная информация – это данные которые получает медсестра в результате осмотра, наблюдения, измерения (физикального обследования). К ним относятся:
- психологические данные (индивидуальные особенности характера, поведения, настроения)
- физические данные – осмотр пациента, оценка морфологических и функциональных особенностей, используя методики пальпации, перкуссии, аускультации.
3. Дополнительные исследования:
- лабораторные и инструментальные (рентген, эндоскопия, УЗИ) методы.
2 этап – Сестринская диагностика или выявление проблем пациента. Этот этап может носить и другое название: постановка сестринских диагнозов. Анализ полученной информации является основанием для выявления проблем пациента существующих или потенциальных, которые должна разрешить или устранить медсестра в силу своей профессиональной компетенции.
|
Проблема пациента – это ответная реакция пациента на болезнь или состояние здоровья.
Сестринская проблема – это продуманный вывод основанный на анализе информации, полученной при обследовании. То есть, врач ставит свой диагноз по патологическому процессу, а сестра определяет проблему по реакции пациента на болезнь или состояние здоровья. Значит, медсестра, проводя обследование, анализирует данные, выявляет нарушенные потребности и определяет проблемы пациента.
Цели этапа:
1. Определение проблем возникающих у пациента.
2. Установление факторов, способствующих или вызывающих развитие этих проблем.
3. Выявление сильных сторон пациента, которые способствовали бы предупреждению или разрешению его проблем.
Классификация проблем пациента:
1. В зависимости от времени появления:
- существующие – беспокоят пациента в момент обследования (головная боль в связи с повышением АД)
- потенциальные – которые могут появиться с течением времени (появление пролежней)
2. По характеру реакции пациента на болезнь и свое состояние:
- физиологические – симптомы и синдромы заболевания (боль в сердце, тошнота)
- психологические (депрессия, беспокойства)
- духовные – проблемы связанные с поисками смысла жизни (одиночество, потребность обратиться к Богу)
- социальные (конфликтная ситуация, финансовые трудности в связи с инвалидностью).
3. Субъективные и объективные:
- субъективные – базируются на ощущениях пациента, определяются самим пациентом (страх предстоящей операции)
- объективные – связаны с использованием медицинских знаний, могут не осознаваться или игнорироваться пациентом, диагностируются чаще медработникам (удушья).
3 этап – определение целей сестринского вмешательства, то есть определение вместе с пациентом желаемых результатов ухода. В некоторых моделях сестринского дела этот этап носит название планирования.
Под планированием надо понимать процесс формирования целей (то есть желаемых результатов ухода) и планирования сестринских вмешательств, необходимых для достижения этих целей.
Планирование работы медсестры по удовлетворению потребностей необходимо осуществлять в порядке приоритетности (первоочередности) проблем пациента.
Во время планирования
1. Определяют цели, ожидаемые результаты.
2. Выбирают меры по уходу за больными.
3. Составляют план ухода.