Методы обследования пациента




Сестринский процесс

Сестринский процесс: понятия и термины

Студент должен знать:

- основные понятия и термины;

- цель сестринского процесса;

- Этапы сестринского процесса, их взаимосвязь и содержание каждого этапа.

 

Студент должен уметь:

- провести объективное обследование удовлетворения основных потребностей пациента;

- оценить данные физического развития пациента (рост, масса, тела);

- определить водный баланс;

- измерить температуру тела;

- определить число дыхательных движений;

- исследовать пульс;

- измерить пульс;

- измерить артериальное давление;

- провести цифровую и/или графическую запись показателей функционального состояния пациента: температуры, числа дыхательных движений, пульса, АД, роста, массы тела, кратности стула, величины суточного диуреза;

- выявить и сформулировать проблемы пациента;

- определить приоритетность выявленных проблем пациента;

- планировать сестринские вмешательства;

- документировать этапы сестринского процесса.

 

Термин «Сестринский процесс» впервые введен в США Лидией Холл в 1955 году.

Сестринский процесс – это научный метод организации и оказания сестринской помощи, систематический путь определения ситуации, в которой находятся пациент и медсестра, и возникающих в этой ситуации проблем, в целях выполнения плана ухода, приемлемого для обеих сторон. Сестринский процесс – динамичный, цикличный процесс.

Целью сестринского процесса являются поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма, требующего комплексного (холистического) подхода к личности пациента.

Достижение цели сестринского процесса осуществляется с помощью:

- создания базы информационных данных о пациенте;

-определения потребностей пациента в сестринском уходе;

- обозначения приоритетов в сестринском обслуживании, их первоочередности;

-определения целей и составления плана ухода, мобилизации необходимых ресурсов;

-реализации плана, то есть оказания сестринской помощи прямо и косвенно;

- оценки эффективности процесса ухода за пациентом и достижения цели ухода.

Сестринский процесс несет новое понимание роли медицинской сестры в практическом здравоохранении, требуя от нее не только наличия технической подготовки, но и умения творчески относиться к уходу за пациентами, умения индивидуализировать и систематизировать уход с целью предупреждения, уменьшения, ликвидации у пациента проблем в уходе.

Сестринский процесс состоит из 5 основных этапов:

1 этап - Сестринское обследование или оценка ситуации – процесс сбора информации о состоянии здоровья пациента, подтверждение ее достоверности.

Цель обследования: собрать, обосновать и связать полученные данные о пациенте для создания о нем информационной базы.

1 этап (сбор информации) определяет направление сестринской помощи.

Методы обследования пациента

Существуют следующие методы обследования:

1. Субъективный – основан на ощущениях пациента и его эмоциях, это реакция пациента на свое состояние здоровья.

Субъективные данные медсестра выявляет на вербальном (манера говорить, адекватность ответов на вопросы) и невербальном (зрительный контакт, мимика, жесты) уровнях. Главная роль в обследовании принадлежит расспросу.

Субъективная информация – это представления пациента о состоянии его здоровья.

Субъективные обследования медсестра начинает с паспортных данных о пациенте, затем выявляет его:

1. жалобы – то, что заставило человека обратиться за медпомощью

2. Анамнез жизни, болезни – историю возникновения той или иной проблемы в здоровье; медсестра подробно расспрашивает пациента об удовлетворении основных жизненных потребностей человека.

3. Социологические данные (взаимоотношение в семье, коллективе, финансовый статус, окружающая среда в которой пациент живет и работает).

4. Интеллектуальные данные (речь, память, оценка коммуникативных способностей).

5. Данные о культуре (этнические, культурные ценности).

6. Данные о духовном развитии (духовные ценности, отношении к религии, обычаи).

Источником информации является:

- сам пациент;

- члены семьи, родственники;

- медперсонал;

- коллеги, друзья;

- медицинская документация.

 

2. Объективная информация – это данные которые получает медсестра в результате осмотра, наблюдения, измерения (физикального обследования). К ним относятся:

- психологические данные (индивидуальные особенности характера, поведения, настроения)

- физические данные – осмотр пациента, оценка морфологических и функциональных особенностей, используя методики пальпации, перкуссии, аускультации.

3. Дополнительные исследования:

- лабораторные и инструментальные (рентген, эндоскопия, УЗИ) методы.

 

2 этап – Сестринская диагностика или выявление проблем пациента. Этот этап может носить и другое название: постановка сестринских диагнозов. Анализ полученной информации является основанием для выявления проблем пациента существующих или потенциальных, которые должна разрешить или устранить медсестра в силу своей профессиональной компетенции.

Проблема пациента – это ответная реакция пациента на болезнь или состояние здоровья.

Сестринская проблема – это продуманный вывод основанный на анализе информации, полученной при обследовании. То есть, врач ставит свой диагноз по патологическому процессу, а сестра определяет проблему по реакции пациента на болезнь или состояние здоровья. Значит, медсестра, проводя обследование, анализирует данные, выявляет нарушенные потребности и определяет проблемы пациента.

Цели этапа:

1. Определение проблем возникающих у пациента.

2. Установление факторов, способствующих или вызывающих развитие этих проблем.

3. Выявление сильных сторон пациента, которые способствовали бы предупреждению или разрешению его проблем.

Классификация проблем пациента:

1. В зависимости от времени появления:

- существующие – беспокоят пациента в момент обследования (головная боль в связи с повышением АД)

- потенциальные – которые могут появиться с течением времени (появление пролежней)

2. По характеру реакции пациента на болезнь и свое состояние:

- физиологические – симптомы и синдромы заболевания (боль в сердце, тошнота)

- психологические (депрессия, беспокойства)

- духовные – проблемы связанные с поисками смысла жизни (одиночество, потребность обратиться к Богу)

- социальные (конфликтная ситуация, финансовые трудности в связи с инвалидностью).

3. Субъективные и объективные:

- субъективные – базируются на ощущениях пациента, определяются самим пациентом (страх предстоящей операции)

- объективные – связаны с использованием медицинских знаний, могут не осознаваться или игнорироваться пациентом, диагностируются чаще медработникам (удушья).

3 этап – определение целей сестринского вмешательства, то есть определение вместе с пациентом желаемых результатов ухода. В некоторых моделях сестринского дела этот этап носит название планирования.

Под планированием надо понимать процесс формирования целей (то есть желаемых результатов ухода) и планирования сестринских вмешательств, необходимых для достижения этих целей.

Планирование работы медсестры по удовлетворению потребностей необходимо осуществлять в порядке приоритетности (первоочередности) проблем пациента.

Во время планирования

1. Определяют цели, ожидаемые результаты.

2. Выбирают меры по уходу за больными.

3. Составляют план ухода.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: