Лекция 1.
Вопрос 1. Дайте характеристику предмета науки и учебного курса «Теория государства и права»
Теория права и государства - базовая фундаментальная юридическая наука, формирующая свои выводы и рекомендации для всех дисциплин политико-правового профиля, оказывающая значительное влияние на формирование мировоззрения будущих юристов, воспитание у них высокого уровня правовой культуры.
Теория государства и права, как и любая другая наука, отражающая сферу человеческой деятельности, ставит задачу выработать и теоретически систематизировать объективные знания о действительности, в первую очередь о государстве и праве, этих специфических социальных явлениях, которые занимают важное место в жизни общества
Наука о государстве и праве – это сумма и система знаний об общих политикоюридических закономерностях возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений
Вопрос 2. Объясните место теории государства и права в системе общественных и юридических наук.
Говоря о месте и роли теории государства и права в системе юридических наук, следует иметь в виду два обстоятельства. С одной стороны, теория государства и права традиционно включается в группу историко-теоретических наук, что предопределяет тесные связи теории с историей государства и права и историей политико-правовых учений, а с другой, является фундаментальной юридической наукой (теоретической базой правоведения), что, в свою очередь, предопределяет тесную связь теории с отраслевыми и специальными (прикладными) юридическими науками.
Вопрос 3. Дайте характеристику методологии теории государства и права.
Методология теории права и государства включает в себя комплекс взаимосвязанных приемов и способов, при помощи которых осуществляется процесс изучения государственно-правовых явлений. Иными словами, методология позволяет понять, каким образом происходит познавательный процесс в теоретико-правовой сфере.
Универсальность теории государства и права заключается в том, что она изучает общие закономерности развития государства и права безотносительно к какой-либо конкретной политико-правовой системе (исторической эпохе).
Вопрос 4. Какие научные методы используются в теории государства и права?
Специальные методы – это приемы и способы познания, которые разрабатываются в рамках обособленных научных групп (например, в сфере естественных либо социальных наук). К специальным методам можно отнести социологический, статистический, кибернетический и др.
Частно-правовые методы – это приемы и способы познания, выработанные непосредственно теорией государства и права. К ним относят методы сравнительного правоведения, толкования (интерпретации) права, формально-юридический метод и др.
В качестве принципов (основополагающих начал, идей), на основании которых осуществляется познание предмета теории государства и права, следует выделить: историзм, объективность, универсальность, плюрализм.
Вопрос 5. Какие функции присущи теории государства и права?
Аналитическая функция предполагает осуществление в рамках теоретико- правовой науки анализа структуры и содержания основных юридических понятий и принципов (догм права).
Эвристическая функция предполагает обобщение информации полученной аналитическим путем, с последующим формулированием выводов общего характера.
Аксиологическая функция предполагает выделение ценностных приоритетов, рассматриваемых в качестве идеальных целевых установо к государственно-правового развития.
Прогностическая функция предполагает обозначение перспективных направлений развития государства и права и определение круга задач, с решением которых связано это развитие.
Лекция 1. Тема 3.
Вопрос 1. Каковы характерные особенности власти в первобытном обществе?
- первобытная экономика» носит присваивающий характер (жизнеобеспечение общества осуществляется за счет собирательства, охоты и рыболовства);
¾ распределение материальных благ носит уравнительный характер (отсюда и название данного периода – «первобытный коммунизм»);
¾ частной собственности в современном понимании не существует. Предметы труда, быта, оружие принадлежат общинникам на правах владения и пользования, однако они не могут распоряжаться ими в эгоистических целях.
С точки зрения социальной власти и управления первобытное общество характеризуется следующими признаками:
¾ полнота социальной власти принадлежит обществу в целом. Жизненно важные для рода решения принимаются на общем собрании путем голосования;
¾ оперативное руководство общественной деятельностью осуществляет выборный глава рода, власть которого опирается исключительно на личный авторитет («лучшего среди равных») и не несет каких-либ о привилегий (приоритет на собрании, «лучший кусок» при разделе добычи и т.п.). Следовательно, в первобытном обществе отсутствует «борьба за власть», в современном понимании этого явления;
¾ социальное управление осуществляется при помощи неписанных правил поведения (протонорм), передаваемых из поколения в поколение при помощи устных мифов. Основной формой выражения мононорм являются запреты-табу, особенностью которых является отсутствие какого бы то ни было логического обоснования («нельзя, потому что нельзя»);
¾ в основу правил поведения (протонорм) были положены не различаемые моральные, религиозные, традиционные установки, поэтому в ряде случаев эти правила называются мононормами;
¾ основным принципом социального регулирования является принцип талиона – «равным за равное (око за око, зуб за зуб)»;
¾ нарушение табу влекло за собой изгнание виновного из рода (остракизм) что, по сути, означало смертный приговор.
Вопрос 2. Какими правилами регулировались отношения в первобытном
обществе?
С точки зрения социального устройства первобытное общество характеризуется следующими признаками:
¾ первобытные общины представляли собой локальные (замкнутые) группы, численность которых, как правило, составляла 30-50 взрослых особей;
¾ основным связующим элементом, объединяющим людей, было кровное родство (отсюда и название первобытной организации родовая община); ¾ человек в первобытном состоянии не представляет своего существования вне рода, в этот период отсутствует само понимание индивидуальной значимости (ценности) человека как самостоятельного субъекта общественных отношений. Единство человеческой организации в этот период предопределялось единой целью – выживанием в борьбе с природой. Этой глобальной цели были посвящены практически все усилия членов сообщества. Естественно, что в подобной обстановке у людей не могла
возникнуть даже мысль об индивидуальном правовом статусе.
¾ половые отношения носят полигамный (множественный) характер. Родство определяется по материнской линии, отсюда и название строя –
матриархат. Семьи в современном понимании в этот период не существует, дети принадлежат всему роду.