Теория государства и права.




Лекция 1.

Вопрос 1. Дайте характеристику предмета науки и учебного курса «Теория государства и права»

 

Теория права и государства - базовая фундаментальная юридическая наука, формирующая свои выводы и рекомендации для всех дисциплин политико-правового профиля, оказывающая значительное влияние на формирование мировоззрения будущих юристов, воспитание у них высокого уровня правовой культуры.

Теория государства и права, как и любая другая наука, отражающая сферу человеческой деятельности, ставит задачу выработать и теоретически систематизировать объективные знания о действительности, в первую очередь о государстве и праве, этих специфических социальных явлениях, которые занимают важное место в жизни общества

Наука о государстве и праве – это сумма и система знаний об общих политикоюридических закономерностях возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений

 

Вопрос 2. Объясните место теории государства и права в системе общественных и юридических наук.

 

Говоря о месте и роли теории государства и права в системе юридических наук, следует иметь в виду два обстоятельства. С одной стороны, теория государства и права традиционно включается в группу историко-теоретических наук, что предопределяет тесные связи теории с историей государства и права и историей политико-правовых учений, а с другой, является фундаментальной юридической наукой (теоретической базой правоведения), что, в свою очередь, предопределяет тесную связь теории с отраслевыми и специальными (прикладными) юридическими науками.

Вопрос 3. Дайте характеристику методологии теории государства и права.

Методология теории права и государства включает в себя комплекс взаимосвязанных приемов и способов, при помощи которых осуществляется процесс изучения государственно-правовых явлений. Иными словами, методология позволяет понять, каким образом происходит познавательный процесс в теоретико-правовой сфере.

Универсальность теории государства и права заключается в том, что она изучает общие закономерности развития государства и права безотносительно к какой-либо конкретной политико-правовой системе (исторической эпохе).

Вопрос 4. Какие научные методы используются в теории государства и права?

Специальные методы – это приемы и способы познания, которые разрабатываются в рамках обособленных научных групп (например, в сфере естественных либо социальных наук). К специальным методам можно отнести социологический, статистический, кибернетический и др.

Частно-правовые методы – это приемы и способы познания, выработанные непосредственно теорией государства и права. К ним относят методы сравнительного правоведения, толкования (интерпретации) права, формально-юридический метод и др.

В качестве принципов (основополагающих начал, идей), на основании которых осуществляется познание предмета теории государства и права, следует выделить: историзм, объективность, универсальность, плюрализм.

Вопрос 5. Какие функции присущи теории государства и права?

Аналитическая функция предполагает осуществление в рамках теоретико- правовой науки анализа структуры и содержания основных юридических понятий и принципов (догм права).

Эвристическая функция предполагает обобщение информации полученной аналитическим путем, с последующим формулированием выводов общего характера.

Аксиологическая функция предполагает выделение ценностных приоритетов, рассматриваемых в качестве идеальных целевых установо к государственно-правового развития.

Прогностическая функция предполагает обозначение перспективных направлений развития государства и права и определение круга задач, с решением которых связано это развитие.

 

Лекция 1. Тема 3.

Вопрос 1. Каковы характерные особенности власти в первобытном обществе?

- первобытная экономика» носит присваивающий характер (жизнеобеспечение общества осуществляется за счет собирательства, охоты и рыболовства);

¾ распределение материальных благ носит уравнительный характер (отсюда и название данного периода – «первобытный коммунизм»);

¾ частной собственности в современном понимании не существует. Предметы труда, быта, оружие принадлежат общинникам на правах владения и пользования, однако они не могут распоряжаться ими в эгоистических целях.

С точки зрения социальной власти и управления первобытное общество характеризуется следующими признаками:

¾ полнота социальной власти принадлежит обществу в целом. Жизненно важные для рода решения принимаются на общем собрании путем голосования;

¾ оперативное руководство общественной деятельностью осуществляет выборный глава рода, власть которого опирается исключительно на личный авторитет («лучшего среди равных») и не несет каких-либ о привилегий (приоритет на собрании, «лучший кусок» при разделе добычи и т.п.). Следовательно, в первобытном обществе отсутствует «борьба за власть», в современном понимании этого явления;

¾ социальное управление осуществляется при помощи неписанных правил поведения (протонорм), передаваемых из поколения в поколение при помощи устных мифов. Основной формой выражения мононорм являются запреты-табу, особенностью которых является отсутствие какого бы то ни было логического обоснования («нельзя, потому что нельзя»);

¾ в основу правил поведения (протонорм) были положены не различаемые моральные, религиозные, традиционные установки, поэтому в ряде случаев эти правила называются мононормами;

¾ основным принципом социального регулирования является принцип талиона – «равным за равное (око за око, зуб за зуб)»;

¾ нарушение табу влекло за собой изгнание виновного из рода (остракизм) что, по сути, означало смертный приговор.

 

Вопрос 2. Какими правилами регулировались отношения в первобытном

обществе?

С точки зрения социального устройства первобытное общество характеризуется следующими признаками:

¾ первобытные общины представляли собой локальные (замкнутые) группы, численность которых, как правило, составляла 30-50 взрослых особей;

¾ основным связующим элементом, объединяющим людей, было кровное родство (отсюда и название первобытной организации родовая община); ¾ человек в первобытном состоянии не представляет своего существования вне рода, в этот период отсутствует само понимание индивидуальной значимости (ценности) человека как самостоятельного субъекта общественных отношений. Единство человеческой организации в этот период предопределялось единой целью – выживанием в борьбе с природой. Этой глобальной цели были посвящены практически все усилия членов сообщества. Естественно, что в подобной обстановке у людей не могла

возникнуть даже мысль об индивидуальном правовом статусе.
¾ половые отношения носят полигамный (множественный) характер. Родство определяется по материнской линии, отсюда и название строя –

матриархат. Семьи в современном понимании в этот период не существует, дети принадлежат всему роду.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: