МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ - МСХА имени К.А. ТИМИРЯЗЕВА
(ФГОУ ВПО РГАУ - МСХА имени К.А. ТИМИРЯЗЕВА)
Факультет садоводства и ландшафтной архитектуры
Кафедра плодоводства
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ ПО ПЛОДОВОДСТВУ
для студентов факультета садоводства и овощеводство по специальности 110202.65 «Плодоовощеводство и виноградарство» (дневное отделение)
Москва 2010
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ - МСХА имени К.А. ТИМИРЯЗЕВА
(ФГОУ ВПО РГАУ - МСХА имени К.А. ТИМИРЯЗЕВА)
Факультет садоводства и ландшафтной архитектуры
Кафедра плодоводства
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ ПО ПЛОДОВОДСТВУ
для студентов факультета садоводства и овощеводство по специальности 110202.65 «Плодоовощеводство и виноградарство» (дневное отделение)
Студент________________
Группа_________________
Москва 2010
Составители: профессор Деменко В.И., доцент Самощенков Е.Г., доцент Акимова С.В., ст. преп. Потапов С.А., ст. преп. Воскобойников Ю.В., ассистент Викулина А.Н.
Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета садоводства и овощеводства.
Протокол № 2 от 1 марта 2010 года
Рецензент: М.Б. Панова. к.с.-х.н., доцент кафедры виноградарства и виноделия
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАЧИ СОСТАВЛЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА.
Курсовое проектирование является важным звеном в овладении специальностью. Согласно квалификационной характеристики специалист должен уметь проектировать плодовые и ягодные насаждения. Перед студентом, работающим над курсовым проектом, ставится задача – закрепить полученные знания, умения, навыки по плодоводству, развить способность по творческому их использованию в решении основных вопросов комплексного проектирования при создании специализированных садоводческих и питомниководческих хозяйств, с применением современной техники и прогрессивных технологий.
Комплексное проектирование предусматривает:
- проектирование агрономической зоны (сады, ягодники, питомники, защитные и противоэрозионные посадки и сооружения, бригадные станы, агрохимпункты, растворные узлы и склады для хранения удобрений и пестицидов, орошение, осушение, дорожная сеть, пасека, омшаники, защищенный грунт и др.);
- проектирование промышленной зоны (фруктохранилища, предприятия по переработки плодов, ягод, морозильные камеры, помещения и площадки для хранения посадочного материала и др.);
- проектирование социально-бытовой зоны (жилищное и культурно-бытовое строительство, благоустройство населенных пунктов, лагеря труда и отдыха, школы, медицинское обслуживание и др.);
Уровень специализации таких хозяйств по садоводству должен составлять 70-90%, а удельный вес плодоносящих садов в общей площади насаждений – 70-80%.
Работа над курсовым проектом проводится во внеурочное время. Студенты разрабатывают проект закладки сада разных конструкций в конкретных условиях в различных регионах страны.
1.1. ПРИНЦИПЫРАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА ЗАКЛАДКИ САДА.
Хозяйство, планирующее закладку многолетних насаждений, направляет задание на проектирование по установленной форме в специализированный по садоводству НИИ. В нем указывается: площадь многолетних насаждений, основание для проектирования, место расположения и площадь участков, производственное назначение насаждений, примерная структура породно-сортового состава насаждений, типы насаждений, источники обеспечения саженцами, удобрениями, водой для орошения, источники орошения, способы полива, решения о производственном и хозяйственном кооперировании (по производству плодово-ягодной продукции и винограда, хранению и переработки), объем капитальных вложений и основные технико-экономические показатели на весь объект и проектируемую очередь закладки многолетних насаждений, намечаемые сроки закладки насаждений.
По заданию хозяйства проектирующая организация готовит проект, который включает общие положения, выбор земельных участков под закладку сада, подбор пород, сортов, подвоев и их размещение, технико-экономическое обоснование развития и размещения отраслей в хозяйстве, порядок разработки проектно-сметной документации, изыскательные работы, сметную документацию, проводит согласование и утверждение проектно-сметной документации, перенесение проекта в натуру и авторский надзор за ходом работ в процессе освоения проекта.
1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСОВОГО ПРОЕКТА.
Цель работы – освоить принципы разработки агрономических аспектов проекта закладки сада.
При выполнении курсового проекта студентом решаются следующие основные задачи:
- оценка почвенно-климатических условий зоны, в которой проектируется закладка сада, на основе карты хозяйства. При этом необходимо установить степень соответствия природных факторов требованию отдельных плодовых культур (сумма активных температур выше 100С, продолжительность периода в днях с температурой выше 100С, повреждающая температура 0С, годовая сумма осадков, мм; сроки цветения плодово-ягодных культур и сроки наступления заморозков).
- на основе полученного задания определить организацию территории сада, размеры и конфигурацию кварталов, конструкцию садозащитных насаждений, дорожную и оросительную сеть и предусмотреть садооборот для своевременной замены сортов более продуктивными, иметь разновозрастные насаждения для получения более устойчивых и ежегодных урожаев.
- подобрать породы и лучшие сорто-подвойные комбинации, определить конструкцию сада, провести внутриквартальное размещение с учетом взаимоопыляемых сортов и сортов-опылителей.
- обосновать технологию подготовки участков под закладку сада, внутриквартальную разбивку, особенности посадки и ухода за молодыми насаждениями.
- провести расчеты необходимого количества посадочного материала.
- провести расчеты необходимого количества удобрений, ядохимикатов, гербицидов и денежных затрат.
- составить календарный план закладки сада, провести планирование урожайности валового съема по породам и распределение продукции по годам освоения садооборота.
- разработать агротехплан ухода за молодыми насаждениями с учетом комплексной механизации.
1.3. РЕКОМЕДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Агроклиматические справочники по областям.
2. Агроклиматическая характеристика почв СССР. К. 1-7. АН СССР, 1962-1967
3. Девятов А.С. Проектирование плодоводства. Минск; Урожай; 1967. – 101 с.
4. Дубрава П.Ф., Карганович И.М., Стрельников В.В. и др. Экономика и организация промышленного садоводства. М.: Колос, 1981. – 254 с.
5. Закладка промышленного плодового сада в нечерноземной зоне РСФСР (рекомендации). М.6 СЕЛЬХОЗИЗДАТ., 1931. – 26С.
6. Инструкция по проектированию садов, виноградников и питомников. М.: Агропромиздат, 1986. – 56 с.
7. Каталог районированных сортов плодовых, ягодных, орехоплодных культур, винограда и хмеля по РСФСР. М.: Россельхозиздат, 1975. – 280 с.
8. Колесников В.А., Пильщиков Ф.Н. Выбор участка под сад. М.: Колос, 1973. – 56 с.
9. Лучков П.Г., Пономарева Г.А. Методические указания по технологии выращивания садов на горных склонах. Нальчик, 1986. – 90 с.
10. Методика выбора и оценки земельных участков для закладки промышленных садов. М.: Колос, 1981. – 16 с.
11. Пильщиков Ф.Н. Рациональная обработка почв в садах; Справочник-определитель. М.: Издательство МСХА, 1992. – 154 с.
12. Плодоводство. М.: Колос, 1979. – 414 с.
13. Потапов В.А., Ульянищев А.С., Крысанов Ю.В. и др. Слаборослый интенсивный сад. М.: Росагропромиздат, 1991. -220 с.
14. Справочник агронома Нечерноземной зоны. М.: Агропромиздат, 1990. – 203 с.
15. Трусевич Г.В. Интенсивное садоводство. М.: Россельхозиздат, 1978. – 203 с.
16. Потапов, Фаустов. Плодоводство, М., 2000г.
17. Потапов, Фаустов. Агробиологические основы производства, хранения и переработки плодов и овощей. Под редакцией профессора Филатова. М., 2000 г.
18. Практикум по плодоводству. Под редакцией профессора Тарасова. М., 1981 г.
19. Практикум по агробиологическим основам производства, хранения и переработки продукции растениеводства. Под редакцией профессора Филатова. М., 2002 г.