Указы Президента и Постановления Правительства РФ как нормативно-правовая база организационно-административной социальной работы.
Нормативно-правовая база организационно-административной работы в социальной работе разнообразна.
1. Федеральные законы. В любом законе прописывается связь и взаимозависимость каких-либо явлений объективной действительности. Закон есть общеобязательное правило. Например, ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.05 г № 122 - ФЗ. Закон содержит свод понятий, правил и процедур, определяющих статус пожилых людей и инвалидов, их права, взаимоотношения с обществом, государством, различными организациями. Он юридически закрепляет сложившуюся систему помощи пожилым и инвалидам, определяет структуру, минимальный объем и порядок оказания им социальных услуг.
2. Указ Президента РФ - это правовой акт, издаваемый президентом страны, носит информационно-методический характер. Например, Указ Президента РФ №685 от 6 мая 2008 г. -- «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» или Указ Президента РФ №775 от 13 мая 2008 г. -- «Об учреждении ордена «Родительская слава».
3. Постановления Правительства РФ. Постановление - правовой акт, издаваемый в целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач, установления норм, правил. Например, Постановление Правительства РФ №82 от 16 февраля 2008 г. -- «Об утверждении Правил подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала».
4. Распоряжения Правительства РФ. Распоряжение - правовой акт, издаваемый руководителем в целях разрешения оперативных вопросов, как правило, имеет ограниченный срок действия и касается узкого круга организаций и должностных лиц. Например, Распоряжение Правительства РФ №170-р от 24 февраля 2008 г. -- «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2008-2010 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года »
5. Приказы министерства здравоохранения и социального развития. Приказ - правовой акт, издаваемый руководителем организации, действующим на основе единоначалия для разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед данной организацией. Например, Приказ Минздравсоцразвития России №203 от 29 апреля 2008 г. -- «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2008 -2010 годах» или Приказ Минздравсоцразвития России №177н/91 от 16 апреля 2008 г. -- «Об утверждении разъяснения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком».
6. Нормативно-правовые акты субъектов РФ относительно организации и управления системой социальной защиты региона.
|
Организация социального обслуживания населения (типы учреждений, нормативно-правовое, финансовое обеспечение, кадровый, материально-технический ресурс).
Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются:
1) комплексные центры социального обслуживания населения;
2) территориальные центры социальной помощи семье и детям;
3) центры социального обслуживания;
4) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
5) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
6) социальные приюты для детей и подростков;
7) центры психолого-педагогической помощи населению;
|
8) центры экстренной психологической помощи по телефону;
9) центры (отделения) социальной помощи на дому;
10) дома ночного пребывания;
11) специальные дома для одиноких престарелых;
12) стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);
13) геронтологические центры;
14) иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.
Социальное обслуживание населения, производимое в соответствии с нормами, устанавливаемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и финансовое обеспечение учреждений социального обслуживания являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Взаимодействие органов и учреждений социальной защиты населения с государственными и негосударственными организациями
Органы социальной защиты населения осуществляют свою деятельность во взаимодействии с управлениями здравоохранения, образования, внутренних дел, органами загса, узлами связи, бюро медико-социальной экспертизы, благотворительными фондами, государственными и негосударственными пенсионными фондами и др.
Система социальной защиты населения: сущность, факторы формирования и развития
Под ССЗН в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего социально уязвимых. В РФ право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией и регламентировано законодательством. Социальная защита осуществляется за счет федерального, местных бюджетов, специально создаваемых негосударственных фондов.
Впервые необходимость создания ССЗН была подчеркнута в постановлении Совета Министров РСФСР в 1991 г. Предполагалось в короткие сроки создать ССЗН, принципиально новую, отличную от существовавшей в советское время.
В настоящее время ССЗН складывается как социальный институт, характеризующийся совокупностью социальных норм, принципов, учреждений и организаций и определяющий устойчивые формы социального поведения и действия людей. Мы рассматриваем институт социальной защиты как комплексную систему, формирующуюся в обществе для решения многочисленных, взаимосвязанных социальных проблем, обусловленных необходимостью помощи социально уязвимым социальным слоям и группам населения.
Факторы:
1. Политические факторы - Они связаны с укреплением власти, проводимой ею социальной политикой, ее способностью влиять на положение дел в социальной сфере и осуществлять здесь реформы в интересах человека, обеспечивать спокойствие и социальную стабильность в обществе.
2. Экономические факторы определяют характер и специфику функционирования института социальной защиты: экономические последствия, связанные с применением определенных методов регулирования социальной защиты; величина общего уровня потребления важнейших видов товаров; моделирование доходов посредством взимания взносов, рассматриваемых в качестве формы налогообложения и предоставления пособий в денежной или натуральной форме. Рост накоплений и инвестирования в социальную защиту дозволяет осуществлять достойное страхование по безработице и пенсионное страхование, материальное обеспечение нетрудоспособных граждан, укрепить материально-техническую базу учреждений СО и т.д.
3. Идеологические факторы - Идеологические факторы отражают посредством системы общественных взглядов и идей экономическую жизнь общества, активно влияют на ее развитие посредством деятельности государства, общественных объединений, партий, групп и слоев общества.
Таким образом, на развитие ССЗН активно влияют факторы, связанные с ее более глубоким воздействием в качестве механизма регулирования всей совокупности социально-экономических, политических, духовно-нравственных отношений в обществе. Все указанные факторы определяются господствующей политической доктриной, проводимой государственной политикой, социально-экономической ситуацией в обществе. Их влияние выражается в постановке конкретных целей и задач по социальной защите человека в функциях, реализующих главную цель ССЗН: оказать помощь человеку или группе людей, находящихся в ТЖС.
|
7. Опыт организационно-административной работы в российских учреждениях социальной защиты населения с мигрантами.
В настоящее время органами социальной защиты населения ведется разносторонняя работа с мигрантами. Социальные работники помогают каждому обратившемуся человеку в решении его личных социальных, экономических, правовых и других проблем, содействуют в установлении или восстановлении необходимых социальных отношений. Работа осуществляется в контакте с различными ведомствами, (в том числе — Пенсионным фондом) и включает в себя:
- проведение социальных консультаций;
— проведение мероприятий по социальной реабилитации в стационарных и нестационарных условиях;
— выявление лиц, особо нуждающихся в социальной помощи;
— социальная диагностика;
— помощь мигрантам в получении пенсий и пособий;
— выявление лиц с девиантным поведением из числа мигрантов и асоциальных семей;
— профилактика девиантного поведения;
— организация культурно-досуговой работы с престарелыми и инвалидами из числа мигрантов;
— профилактика бездомности (включая содействие в получении общежития, временного жилья или приобретении собственного жилья);
— профилактика детской беспризорности (включая устройство детей в детские дома и дома-интернаты);— взаимодействие с различными государственными учреждениями и общественными организациями по вопросам помощи мигрантам.
— информирование мигрантов о деятельности социальных служб;
— психологическое консультирование;
— психологическая коррекция и помощь в социальной адаптации;
— социально-педагогическая работа с детьми и подростками;
— предоставление мигрантам информации об их правах и обязанностях и т.д.
8. Опыт организационно-административной работы в российских учреждениях социальной защиты населения с инвалидами
Реализация государственной политики в отношении инвалидов осуществляется через государственные структуры, неправительственные организации и общественные объединения.
Одним из эффективных механизмов реализации государственной политики в отношении инвалидов являются федеральные и региональные программы, выполнение которых призвано обеспечить необходимые условия для индивидуального развития и реализации возможностей людей с ограниченными возможностями. К таким программам относятся: «Разработка и производство технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов», "Социальная поддержка инвалидов», «Дети России», «Дети-инвалиды›› и др.
Во многих городах России (Екатеринбург, Ростов, Москва) организованыкомнаты медико-социальной помощи, где медицинские сестры Красного Креста осуществляют мероприятия первичной медико-санитарной помощи, проводят несложные медицинские процедуры, обучают население уходу за больными, инвалидами и престарелыми. Кроме медико-социальной помощи, оказывают бытовые услуги: выдают напрокат предметы ухода за больными, транспортные средства, костыли и т. п.
Помимо государственных органов управления имеются и ведомственные управленческие подразделения, занимающиеся делами инвалидов. Во многих поликлиниках работают специальные врачи, как правило, в ранге заместителей главных врачей поликлиник, которые дают заключения и оформляют документы на представление граждан к инвалидности в органы социального обеспечения. Во всех администрациях округов и районов созданы специальные медико-социальные экспертные комиссии (МСЭК), которые принимают окончательное решение об инвалидности людей, определяют группы инвалидности, выписывают документы (справки), служащие юридическим основанием для оформления инвалидности.
В системе социального обеспечения действуют управления, отделы, сектора, которые назначают пенсию по инвалидности, следят за ее индексацией, перерасчетом сумм, переводом пенсий на трудовые сберегательные книжки или в почтовые отделения связи, обслуживают инвалидов на дому и т. д. Действуют всероссийские общества инвалидов, глухих, слепых.
В последнее время широкое распространение при оказании социальной помощи инвалидам приобретает объединение усилий государственных и общественных организаций. Органы социальной защиты и Служба милосердия Красного Креста действуют совместно в интересах инвалидов в ряде регионов России (Калужская, Московская, Астраханская обл.).
Направлениями совместной работы являются составление и реализация социальных программ и планов, проведение совместных мероприятий и коллегий, совещаний и семинаров с руководящими и практическими работниками, организация бригадной формы медико-социального обслуживания престарелых и инвалидов, создание комнат медико-социальной помощи, подготовка кадров и др. Комплексное обслуживание инвалидов позволяет увеличить не только число обслуживаемых, но и объем оказываемых услуг. При бригадной форме медико-социального обслуживания одновременно с услугами бытового характера медицинский социальный работник осуществляет мероприятия медицинского характера (перевязки, рекомендации и т.д.).
9. Опыт организационно-административной работы в российских учреждениях социальной защиты населения с неполными семьями
На сегодняшний день в этих центрах и отделениях социальной помощи семье и детям накоплен достаточно обширный опыт социальной работы с неполными семьями. Он включает в себя деятельность по оказанию различных видов и форм непосредственной социальной поддержки неполных семей, включая оказание материальной и бытовой поддержки, консультативной помощи (юридической, социально-педагогической, психологической и пр.), оказание социальной поддержки в рамках патронажа и т.д. Суть этой широкой и многоплановой деятельности - оказание помощи одинокому родителю и его ребенку (детям) на личностном уровне в решении любых проблем их жизнедеятельности, начиная от получения положенного по закону пособия, содействия в трудоустройстве до оказания психологических, юридических, социально-бытовых и иных услуг.
В целом можно выделить четыре основных направления, сложившиеся на сегодняшний день в практике социальной работы с неполными семьями учреждений социальной защиты:
- оказание экстренных, неотложных мер, направленных на выживание семьи;
- среднесрочные меры различного характера, направленные на поддержание стабильности неполной семьи; -
долгосрочные меры различного характера, направленные на социальное развитие неполной семьи и ее членов;
- профилактические меры различного характера, направленные на предотвращение возникновения «случайных» неполных семей.
Экстренные меры включают в себя экстренную помощь, оказание разовой или регулярной материальной поддержки неполной семье, предоставление натуральной помощи (детская одежда, обувь, школьные принадлежности и т.п.). Экстренные меры также необходимы в тех ситуациях, когда обнаруживается, что в неполной семье дети подвергаются жестокому обращению со стороны одинокого родителя, оставлены им без родительского попечения и т.п. В этих случаях должно быть немедленное удаление детей из неблагополучной семьи, предоставление им убежища и т.д..
Среднесрочная социальная и психологическая работа, ориентированная на стабилизацию семейных отношений, на социальное развитие неполной семьи и ее членов, включает в себя нормализацию и гармонизацию отношений между членами семьи, взаимоотношений всех членов семьи с окружающими. Мероприятия, проводимые центрами и отделениями социальной помощи семье и детям в этих случаях, включают в себя, как правило, и «детские», и «взрослые», и совместные мероприятия, акции, групповые занятия.
Одним из значимых направлений поддержки неполных семей в рамках среднесрочной и долгосрочной работы является оказание им психологической помощи и поддержки. Дети и подростки, растущие в неполных семьях, особенно в неблагополучных, в большинстве случаев остро нуждаются в проведении с ними постоянной психологической работы. Как правило, острую потребность в психологической поддержке испытывают и их одинокие родители или опекуны.
Социальный работник призван решать сложные проблемы, связанные с социальным и эмоциональным развитием этой категории детей, оказывать им всестороннюю помощь и поддержку, способствуя адекватному развитию ребенка
10. Основные задачи и функции Управления социальной защиты населения региона
Задачи управления социальной защиты населения на региональном (местном) уровне регламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности и включают:
- обеспечение и решение производственно-экономических задач;
- плановую и финансово-экономическую деятельность;
- создание различных фондов социальной помощи;
- решение экономических проблем и др.
В целом назначение системы социальной защиты проявляется в ее общих функциях:
1. Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки гражданами в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития.
2. Политическая функция, направленная на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения.
3. Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни.
4. Социально-реабилитационная функция связана с удовлетворением потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан.
11. Основные задачи и функции НОТ и планирование работы муниципального управления социальной защиты населения
Научной надо считать такую организацию труда, которая основывается на достижениях науки и передового опыта, систематически внедряемых в производство, позволяет наилучшим образом соединить технику и людей в едином производственном процессе, обеспечивает наиболее эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, непрерывное повышение производительности труда, способствует сохранению здоровья человека, постепенному превращению труда в первую жизненную необходимость.
НОТ рассматривается как высшая ступень организации труда, призванная решить три основные задачи:
1. Экономическую. Суть ее состоит в том, чтобы на основе внедрения НОТ повысить производительность общественного труда при экономии времени и энергии человека.
2. Психофизиологическую. Она направлена на всестороннее оздоровление и облегчение условий труда, в конечном счете позволяющие сохранить здоровье и трудоспособность работающих
3. Социальную. Ее решение должно способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности, воспитанию нового человека, превращению труда в жизненную необходимость.
Основные направления НОТ, применяемые в работе органов социальной защиты населения:
1. Разделение и кооперация труда. Подбор и расстановка кадров. Организация творческого труда. Сплочение коллектива.
2. Совершенствование оплаты труда работников. Ликвидация уравниловки в оплате труда.
3. Организация рабочего места. Оснащение, планировка.
4. Создание благоприятных условий труда: санитарно-гигиенических и психофизиологических (отношения в коллективе).
5. Рационализация приемов и методов труда.
6. Воспитание сознательного и творческого отношения к труду.Укрепление дисциплины труда.
В районных (городских) органах социальной защиты населения составляются графики и планы. Графики работы утверждаются администрацией города или района. Графики работы органов социальной защиты
1. График работы всего районного (городского) органа социальной защиты населения с указанием рабочих дней, выходных, начала, окончания работы, перерыва в работе. Отдельно указываются приемные дни с указанием времени приема. При участковой системе в районном (городском) органе социальной защиты населения 2—3 дня приемных. Если районный (городской) орган социальной защиты населения работает с применением функциональной специализации, то все рабочие дни — приемные.
2. Графики работы каждого специалиста. На двери обязательно указывается фамилия, имя, отчество специалиста и обязательно приемные дни и время приема.
Приемные дни должны совпадать у всех работников районного (городского) органа социальной защиты населения, чтобы в случае неудовлетворения ответом специалиста можно было обратиться к заведующему или заместителю. Планы должны быть конкретными, реально исполнимыми, обязательно содержать дату исполнения и исполнителя. Все планы и графики, составляемые в районном (городском) органе социальной защиты населения, должны быть подписаны заведующим.