РАБОЧАЯ ПРОГРАмма
По дисциплине
«управление инновациями
в образовательном учреждении »
I. ВВедение
Актуальность исследования роли инноваций в образовании опосредована глобальными инновационными процессами в современном мире, сопровождающимися ускоренным развитием всех сторон общественной жизни. Часто образованию ставится в вину то, что оно отстает от тенденций, имеющих место в обществе, что оно закрыто, инертно и неэффективно. Выход из такого положения можно найти только в преобразовании педагогического процесса в непрерывно инновационный. В силу этого в российской педагогике начинает развиваться новая область научного знания – педагогическая инноватика. Исследования в области инновационной педагогики появляются не только в связи с социальным заказом общества, но и со значительными изменениями в сфере сознания педагогического сообщества в целом. По своему основному смыслу понятие «инновация» - это «такие актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие. Предметом исследования педагогических инноваций в отличие от других является личность, личность ученика или учителя, его неповторимая индивидуальность.
Именно на совершенствование процесса развития личности и направлены нововведения в педагогике. Из этого следует, что наиболее значимым условием успешности инновационной деятельности является психологическая готовность педагогов к принятию системного нововведения (В. А. Сластенин). Однако этот процесс пока еще носит стихийный характер, что в значительной степени объясняет, с одной стороны, недостаточность научных исследований и рекомендаций по управлению инновационной деятельностью руководителей–педагогов, с другой – неэффективностью управления образовательным учреждением. В этой ситуации любые, даже самые незначительные нововведения при некачественном управлении не получат широкого и результативного освоения. Проблема заключается в новом теоретическом осмыслении сущности управления инновационными процессами, в разработке педагогических условий, обеспечивающих непрерывное инновационное движение педагогических кадров.
|
Цель курса: научно-теоретическая и практическая подготовка педагогов-слушателей курсов к организации и осуществлению инновационных процессов в образовательном учреждении.
Задачи курса:
- формирование нового педагогического мышления, направленного на осмысление сущности управления инновационными процессами в образовательном учреждении;
- изучение научно-теоретических и методологических основ непрерывного инновационного и творческого саморазвития образовательного учреждения;
- овладение технологией мониторинга инновационной деятельности, обеспечивающей получение объективной картины системы мероприятий, стимулирующих развитие инноваций и их результаты;
- контроль за качеством освоения содержания учебного курса осуществляется в процессе тестирования и собеседования.
Форма отчетности – зачет. Учебный курс включает теоретические и семинарские занятия.
|
ii. Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование темы, раздела | Всего,трудоемкость | Аудиторные часы | Самостоят. р-та | |||
Всего | Лекции | Практические | Лабораторные | ||||
1. | Инновации в педагогическом процессе: историко-логический анализ проблемы | ||||||
1.1. Содержание понятия «инновации в образовании». Научная терминология, инновационные основы в системе образования | - | - | |||||
1.2. Основные стратегии инновационного развития. Инновации в управлении образовательными учреждениями | - | - | |||||
2. | Инновации в дошкольных образовательных учреждениях | ||||||
2.1. Современные концепции и новые подходы к воспитанию дошкольников | - | - | |||||
2.2. Авторские программы, новые виды ДОУ и инновационные образовательные процессы | - | - | |||||
3. | Инновации в школе: образовательные учреждения нового вида, новые воспитательные парадигмы и инновационные технологии | ||||||
3.1. Теоретико-методологические основы инноваций и творческой деятельности педагогов | - | - | |||||
3.2. Проблема развития образовательного учреждения и творческого саморазвития педагогов и их руководителей | - | - | |||||
4. | Управление экспериментальной работой в образовательном учреждении | ||||||
4.1. Новое теоретическое осмысление сущности управления инновационными процессами в ОУ. Педагогические условия, обеспечивающие непрерывное инновационное движение в области образования | - | - | |||||
4.2. Оценка и выбор приоритетного нововведения для экспериментального освоения. Планирование и управление реализацией эксперимента, оценка результатов. Сопротивление нововведениями пути их устранения | - | - | |||||
Итого: | - |
|
Iii. Содержание дисциплины
Раздел I. Инновации в педагогическом процессе: историко-логический анализ проблемы
Тема 1.1. Содержание понятия «инновации в образовании». Научная терминология, инновационные основы в системе образования.
Понятия «новшество», «нововведение», «инновации», «инновационные процессы», «инновационная деятельность», как отражение содержания разного типа новшеств, история и философия развития. Инновации как процесс, направленный на изменение традиционных элементов системы или их взаимосвязи. Инновации как конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта.
Тема 1.2. Инновационная деятельность как основа управления образовательными учреждениями в условиях модернизации образования.
Традиции и инновации, критерии оценки нового. Специфика инновационного цикла. Генезис педагогических инноваций: индивидуально-априорные, экспериментально-практические, государственно-информационные. Сущностная характеристика. Отношение руководителей к инновациям. Инновации в управляемом режиме и в режиме саморазвития. Новое теоретическое осмысление сущности управления инновационными процессами.