Тема 2.1. Современные концепции и новые подходы к воспитанию дошкольников.
Государственная политика Российской Федерации. Инновационные процессы, связанные с гуманизацией, внедрением личностно-ориентированного подхода, саморазвития личности, поиском стратегии и тактики педагогического взаимодействия. Основные направления развития системы дошкольного образования:
- создание образовательного пространства воспроизводства человека, раскрытия его потенциальных возможностей;
- концептуализация основ развития системы образования;
- создание образовательных учреждений нового типа;
- разработка технологий личностно-ориентированного образования, формирования субъект-субъектных отношений: педагог-ребенок – родитель.
Тема 2.2. Авторские программы, новые виды ДОУ и инновационные образовательные процессы.
Альтернативные и вариативные системы дошкольного образования в России и за рубежом. Сравнительный анализ образовательных программ (концепции, методологические основы, принципы и особенности структуры и содержания).
Раздел III. Инновации в школе: образовательные учреждения нового вида; новые воспитательные парадигмы, инновационные технологии
Тема 3.1. Теоретико-методологические основы инноваций и творческой деятельности педагогов общеобразовательной школы
Основополагающие методологические идеи: концепция создания и развития педагогических новшеств (К. Ангеловски, И. В. Бесстужев-Лада, В. С. Библер, В. В. Давыдов, В. И. Загвязинский); теория проектирования и моделирования педагогических систем (В. В. Краевский, А. Г. Кузнецов, В. С. Лазарев, В. С. Безрукова).
Тема 3.2. Проблема саморазвития образовательного учреждения. Механизмы саморазвития.
|
Творчество руководителей и педагогов, их инновационная деятельность как условие создания образовательных учреждений нового вида (модели, структура, содержание образования). Новые воспитательные парадигмы. Экологическая, валеологическая, коррекционная направленность педагогических процессов.
Раздел IV. Управление экспериментальной работой в образовательном учреждении
Тема 4.1. Новое теоретическое осмысление сущности управления инновационными процессами в образовательном учреждении.
Педагогические условия, обеспечивающие непрерывное инновационное движение?
- значительные изменения в сфере сознания личности педагога и педагогического сообщества в целом;
- наличие социального заказа или востребованности обществом;
- психологическая готовность педагогов к принятию и реализации педагогических инноваций.
Тема 4.2. Оценка и выбор приоритетного нововведения для экспериментального освоения.
Планирование: разработка концептуальной модели инновационного образования с учетом специфических особенностей учреждения. Отбор и подготовка кадров, творческих и способных к инновационной деятельности. Включение в образовательный процесс таких механизмов как педагогическое проектирование, рост уровня квалификации, профессионализма и творчества педагогических кадров. Сопротивление нововведениям и пути их устранения.
III. Самостоятельная работа
4.1. Темы, вынесенные на самостоятельное изучение:
· Нововведения в управлении образовательными учреждениями
· Развитие и саморазвитие образовательного учреждения как инновационная проблема
|
· Управленческие функции руководителя на современном этапе развития общества
4.2. Примерные темы курсовых работ:
· Новые информационные технологии в управлении образовательным учреждением
· Мониторинг как аспект управленческой деятельности
· Разработка и реализация инновационных технологий управления образовательным учреждением
Темы рефератов
· Основные тенденции развития системы дошкольного образования в России
· Концептуальные идеи организации вариативного и альтернативного образовательного пространства
· Управление образовательным учреждением. Традиции и инновации
Вопросы к зачету
1. Творческое преобразование в содержании образовательных систем в России
2. Содержание современных зарубежных педагогических концепций
3. Подготовка педагогических кадров для работы с детьми. Традиции и инновации
4. Аналитическая характеристика авторской технологии управления ДОУ
5. Нововведения в создании предметно-пространственной среды жизнедеятельности детей в ДОУ
6. Государственно-общественная система управления образованием. Инновационные аспекты
7. Функции руководителя ОУ в управлении инновационными процессами
8. Нововведения в управлении педагогическими системами
9. Механизмы организации и внедрения новаций в педагогический процесс ОУ
10. Мониторинг инновационных процессов в образовательном учреждении
11. Управление экспериментальной работой в ДОУ
12. Оценка и выбор приоритетного нововведения для экспериментальной проверки
13. Планирование и управление реализацией эксперимента
14. Критерии и показатели оценки результатов эксперимента в ОУ
15. Новые воспитательные парадигмы в системе образования России
16. Инновационные технологии экологического образования в педагогическом процессе
17. Валеологические технологии в инновационном педагогическом процессе школы
18. Новые подходы к воспитанию дошкольников в системе современного образования
19. Авторские программы, структуры, содержание образования в ДОУ
20. Целевое педагогическое проектирование развития образовательного учреждения