Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению 3 класса разработана на основе Примерной программы Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования соответствующей Федеральному компоненту ГОС литературного чтения.
Рабочая программа в соответствии с учебным планом ОУ №656 на 2014-2015 учебный год рассчитана на 136 часов (исходя из 34 учебных недель в году).
При разработке программы учитывался контингент детей школы (дети с задержкой психического развития). Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов.
Формы организации образовательного процесса: урок.
- Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
- Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
- Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном так и в компьютерном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.
- Урок-самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
- Урок-контрольная работа. Контроль знаний по пройденной теме.
Формы обучения: т-коллективные; - индивидуальные; -групповые; -фронтальные.
Основные методы обучения– наблюдение;- беседа;- объяснение;- повторение;-сравнение; -работа с учебником;- дидактические игры;
Технологии обучения: -дифференцированное обучение,-личностно- ориентированное обучение.
Виды и формы контроля:- повседневный контроль;- текущий контроль. Процесс обучения чтению насыщен большим количеством упражнений:
- дифференциация похожих букв, упражнения в словообразование и в словоизменении;
- использование предварительной подготовки детей к чтению текста (пробежать глазами текст, выбрать непонятные и трудные слова);
- прием «жужжащего» чтения, читать по пять минут на каждом уроке всем вместе в полголоса;
-чтение одного и того же предложения с разной интонацией (мобилизация на правильную интонацию при чтении);
- чтение текста в сравнении: медленно – как черепашка, трусливо – как зайка, заливисто – как птичка.
Для улучшения качества чтения и активизации художественного восприятия ведется работа с иллюстрацией. В процессе разбора иллюстраций говорят, к какой части текста относится иллюстрация, сопоставляют иллюстрацию с текстом, передают содержание, основную мысль, что помогает понять содержание произведения.
Обязательным разделом работы над текстом является внеклассное чтение.
Цель занятий внеклассным чтением – формировать умения самостоятельной работы учащихся с книгой.
Задачами этих уроков являются:
– знакомство учащихся с лучшими книгами и их авторами;
– воспитание читательской активности и любознательности;
– расширение и углубление знаний, получаемых в классе по другим предметам;
– развитие индивидуальных интересов и склонностей;
– обучение приемам работы с книгой, умению отбирать книги для чтения.
Обязательным условием при руководстве самостоятельным детским чтением является развитие умения ориентироваться в учебной книге, самостоятельно работать над заданиями к текстам, пользоваться оглавлением, находить произведения, близкие по тематике, жанру или авторской принадлежности.
В систему уроков внеклассного чтения входят уроки-утренники, уроки-доклады, уроки-устные журналы, конференции и т. п
Реализация учебной программы обеспечивается УМК, утвержденным приказом по …………. №…………. от____ №__ в списке учебников, используемых ___2014-2015 учебном году:
С использованием учебников, входящих в федеральные перечни учебников, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 №1067.
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные результаты
· формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
· формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
· воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
· развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
· формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
· овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
· принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
· наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
· освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
· формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
· использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
· активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
· использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
· овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
· готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
· умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
· готовность разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
· понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
· осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
· достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
· использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
· умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
· умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
· умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
· развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | |
Вводный урок по курсу литературного чтения | |||
Самое великое чудо на свете | |||
Устное народное творчество | |||
Поэтическая тетрадь 1 | |||
Великие русские писатели | |||
Поэтическая тетрадь 2 | |||
Литературные сказки | |||
Были- небылицы | |||
Поэтическая тетрадь 1 | |||
Люби живое | |||
Поэтическая тетрадь 2 | |||
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок | |||
По страницам детских журналов | |||
Зарубежная литература | |||
Итого: 136 |
Содержание программы
Вводный урок (1 ч)
Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.