Основные наказания не связанные с изоляцией от общества и их реализация




 

Идя по пути обеспечения повышенной гарантии охраны безопасности человека, общества и государства от преступных посягательств, и, в то же время, гуманизации мер уголовно-правового воздействия на лиц, совершивших преступление [3, c. 3], отечественная уголовно-правовая политика актуализировала проблему оптимизации процесса применения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы. Сложность и многогранность данной проблемы направляет методологический ориентир на поиск новых форм и методов ее решения. Таковым, гипотетически, конечно, является системно-структурный метод, позволяющий, с одной стороны, установить оптимальную для решения данных проблем концептуальную конструкцию системного подхода, а, с другой - осуществить структурные в этом отношении исследования.

Функциональная система у П.К. Анохина предстает как «только такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношения принимают характер взаимного содействия компонентов на получение фокусированного полезного результата» [3, c. 34]. Опираясь на эту дефиницию, исследователи правовых процессов и явлений формулируют понятия системы в прикладном их значении [3, c. 103; 4, c. 115].

С таким же успехом мы можем спроектировать дефиницию функциональной системы на предполагаемую дефиницию системы уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества. Но поскольку она создана в пределах «общей теории систем», она проектируется и на наши предметные исследования, точнее, на структуру системы уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества. С этой целью мы конкретизируем предложенную Р.Р. Хаснутдиновым дефиницию [10, c. 116, 117] двумя выражениями. Во-первых, выражение «архитектура системы» мы конкретизируем выражением «уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества». Во-вторых, исходя из предшествующего опыта, мы конкретизируем фокусированный полезный результат выражением «формулируемого в соответствии с государственной уголовно-правовой политикой». Отсюда, структура системы уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, предстает в следующем виде:

- это некая архитектура системы уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, созданная по закономерностям механизма, обеспечивающего системные связи между ее структурными элементами (компонентами) посредством фокусированного полезного результата, формулируемого в соответствии с государственной уголовно-правовой политикой.

Сформулированную дефиницию структуры системы уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, мы можем считать базовой для структурных дальнейших исследований - выделения структурных элементов (компонентов) рассматриваемой системы. В то же время, для данного исследовательского процесса весьма важными являются специфические особенности структуры функциональной системы в целом [1, с. 43, 44-45], и структуры системы уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, в частности. Специфические особенности структуры функциональной системы, выделенные ПК. Анохиным, мы можем спроектировать на собственные предметные исследования. В результате специфические особенности структуры системы уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, мы сформулировали следующим образом:

- во-первых, структура системы уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, динамична. Причем динамическая изменчивость ее структурных элементов (компонентов) продолжается до получения фокусированного полезного результата, формулируемого в соответствии с государственной уголовно-правовой политикой;

- во-вторых, структура системы уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, всегда гетерогенна. Т.е., она состоит из определенного количества специфических для всего процесса формирования данной структуры узловых механизмов;

- в-третьих, структурные элементы (компоненты) системы уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, не должны пониматься как самостоятельные и независимые образования. Они должны пониматься как структурные элементы (компоненты), чьи оставшиеся степени свободы подчинены общему плану функционирования системы уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, направляемому получением соответствующего фокусированного полезного результата;

- в-четвертых, структура системы уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, должна иметь четко отработанную внутреннюю архитектонику.

Учитывая эти специфические особенности, а, также опираясь на сформулированную дефиницию, мы можем выделить и обосновать структурные элементы (компоненты) системы уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества. Причем, тот или иной выделенный структурный элемент (компонент) может войти в состав системы уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, при условии его соответствия сформулированным выше специфическим особенностям структуры функциональной системы, в целом, и системы уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, в частности. Поскольку основу данных специфических особенностей составило центральное организующее влияние фокусированного полезного результата функциональной системы и системы уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, главным условием указанного соответствия будет возможность подчинения того или иного выделенного структурного элемента (компонента) фокусированному полезному результату, формулируемому в соответствии с государственной уголовно-правовой политикой [10, с. 128].

Поскольку мы говорим об уголовных наказаниях, не связанных с изоляцией от общества, в качестве структурных элементов (компонентов) выступят их виды. Отсюда, в соответствии с лестницей наказаний, изложенной в ст. 44 УК РФ, первым структурным элементом (компонентом) системы уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, выступит штраф. Посредством усиления роли штрафа законодатель стремится создать действенную альтернативу лишению свободы [2, с. 17, 19]. Если фокусированный полезный результат системы уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, формулировать как, например, максимально возможное ограничение проявлений преступности в условиях построения демократического правового социального государства, то штраф вполне ему подчиним.

Вторым структурным элементом (компонентом) системы уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, можно считать такой вид наказания, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Реализация данного наказания «позволяет ограничить субъекта в определенной сфере его деятельности, в которой он проявляет криминальную активность, лишая или ограничивая его способности совершать новые преступления с использованием специальных возможностей» [5, с. 14]. Поскольку рассматриваемое наказание признано «достаточно эффективным в сфере экономики, в области борьбы с неосторожной преступностью, и особенно в сфере борьбы с преступлениями, совершаемыми с использованием должностного положения либо определенного профессионального рода деятельности» [5, с. 3-4], его можно подчинить максимально возможному ограничению проявлений преступности в условиях построения демократического правового социального государства.

Третьим структурным элементом (компонентом) системы уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, является такой вид наказания, как лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. В соответствии с ч. 3 от. 45 УК РФ, это дополнительное наказание. Так как «данный вид наказания призван к достижению тех целей наказания, которые стоят перед уголовным наказанием в целом», он подчиним тому фокусированному полезному результату, который формулируется в соответствии с государственной уголовно-правовой политикой - максимально возможное ограничение проявлений преступности в условиях построения демократического правового социального государства.

В качестве следующего структурного элемента (компонента) системы уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, мы можем представить обязательные работы. Как показывают исследования, наказание в виде обязательных работ призвано явиться одним из средств реализации отмеченной тенденции уголовно-правовой политики Российским государством [5, с. 4]. Это говорит о возможности подчинения его фокусированному полезному результату, формулируемому в соответствии с государственной уголовно-правовой политикой.

Наказание в виде исправительных работ - пятый структурный элемент (компонент) системы уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества. Возникнув еще в советское время, наказание в виде исправительных работ «неоднократно меняло наименование и сохранилось ныне как перспективная форма уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести. Своеобразие этого наказания заключается в его уникальности на «постсоветском» пространстве, в сочетании карательно-принудительных элементов с длящимся не карательным трудовым исправительным воздействием, в известной возможности корректировки его исполнения» [8, с. 4]. Уже из этого вытекает возможность включения исправительных работ в систему уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, в качестве структурного элемента (компонента). Кроме того, как установил ЭЮ. Рахмаев, «в настоящее время из наказаний, не связанных с лишением свободы, наиболее значимым по объему своего применения вслед за штрафом является наказание в виде исправительных работ» [6, с. 3-4]. Это дает нам право говорить о возможности подчинения исправительных работ известному фокусированному полезному результату.

Ограничение по военной службе также можно представить как структурный элемент (компонент) системы уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества. Широкое применение данного вида наказания, как за рубежом, так и в нашей стране, говорит о возможности его подчинения вышеназванному фокусированному полезному результату.

Седьмым структурным элементом (компонентом) системы уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, мы считаем такой вид наказания, как ограничение свободы. Его целесообразно применять «к лицам, осужденным за преступления, не представляющие большой общественной опасности, исправление которых возможно без отрыва их от социальной среды и, прежде всего, без нарушения семейных отношений» [6, с. 4].

Занимая соответствующее место в лестнице наказаний, ограничение свободы, является одним из действенных средств реализации современной уголовно-правовой политики, «характерной чертой которой является сокращение применения наказания в виде лишения свободы и все более широкое применение наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества» [6, с. 3].

Восьмым структурным элементом (компонентом) системы уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, можно признать принудительные работы. Содержание этого вида наказания «представляет собой конкретный объем правовых ограничений, установленный законом и обеспечивающий достижение поставленных перед уголовным наказанием целей, функционально позволяющий выполнять необходимую роль в обеспечении уголовно-правовых отношений, складывающихся по поводу назначения, исполнения и замены принудительных работ более мягким или строгим видом наказания» [3, с. 9].

Теперь мы можем сформулировать базовое понятие системы уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы:

- это комплекс видов уголовных наказаний, не связанные с изоляцией от общества, у которых взаимодействие и взаимоотношения принимают характер взаимного содействия на максимально возможное ограничение проявлений преступности в условиях построения демократического правового социального государства.

Итак, результаты, полученные в ходе подготовки настоящей статьи, дают основание выделить установленные закономерности, из которых складывается мнение автора на проблему оптимизации процесса применения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы. Во-первых, оптимизация процесса применения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, возможна в условиях системного подхода в форме теоретической концепции под названием метода функциональной системы. Во-вторых, проектирование метода функциональной системы на конкретно-научные исследования осуществляется посредством методов проектирования систем и структурных специальных исследований.

 

 

1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М. 1975.

2. Баженов О.Н. Наказание в виде штрафа: проблемы законодательного закрепления, назначения и исполнения: автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2013.

3. Буш В.В. Принудительные работы как вид наказания в уголовном праве России: автореф. дис. канд. юрид. наук. Краснодар, 2015.

4. Вестов ФА. Системный подход к построению правового государства в России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право, 2012. Т. 12. Вып. 2.

5. Литвинова Е.С. Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью: ав-тореф. дис.... канд. юрид. наук. Томск, 2003.

6. Рахмаев Э.С. Исправительные работы как вид уголовного наказания: автореф. дис.... канд. юрид. наук. Рязань, 2005.

7. Смирнов А.Н. Уголовное наказание в виде исправительных работ: автореф. дис. канд. юрид. наук. Томск, 2007.

8. Хаснутдинов Р.Р. Методология системного подхода к юридической ответственности: монография. Отв. ред. д-р юрид. наук, проф. Р.Л. Хачатуров. Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2014.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: