РУССКОЕ НАРОДНОЕ ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО




РУССКОЕ НАРОДНОЕ ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

Рекомендована методическим советом ИГНИ

для направлений подготовки и специальностей

 

Код ООП Направление/ специальность Профиль / программа магистратуры/ специализация Код дисциплины по учебному плану
032700.68-02-2011 филология фольклор М 2.6

 

МОДУЛЬ ИГНИ 066.68.2012

 

 

Екатеринбург

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ

Программа модуля составлена в соответствии с Федеральными государст-венными образовательными стандартами высшего профессионального образования

Код направления/ специальности Название направления/ специальности Реквизиты приказа Министерства образования и науки Российской федерации об утверждении и вводе в действие ФГОС ВПО
дата Номер приказа
032700.68 филология 14.01.2010  

 

Цели дисциплины.

Главная цель дисциплины состоит в знакомстве студентов с основными особенно-стями развития отечественного устного народного творчества на протяжении мно-говековой истории его развития, в связи с эволюцией мировоззренческих представ-лений, формированием поэтического языка, эволюцией основных жанров и тради-циионных образов. В результате сформировать у слушателей целостное и комплек-сное представление о народном поэтическом творчестве, как о специфической фор-ме интеллектуально-эстетической деятельности коллективного бессознательного, начиная с первобытного общества и до наших дней.

Знать:

— основные жанры отечественного фольклора;

— основные понятия и термины, употребляемые в отечественной фольклористике;

— основные концепции фольклористических школ;

— современное состояние и перспективы развития народного поэтического творчества;

— принципы анализа фольклорных текстов.

Уметь:

— использовать основные положения и методы науки о фольклоре в своей учебной и будущей профессиональной деятельности;

— проводить локальные исследования на основе современных методик с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов;

— участвовать в научных дискуссиях как во время коллоквиумов, так и на конференциях;

— корректно оперировать основными теоретико-литературными терминами и понятиями, принятыми в современной теории и практике фольклористических исследований;

—соотносить конкретные знания в области фольклористики с соответствующими разделами истории литературы, культуры и искусств.

 

Владеть:

— принятой в современной фольклористике научной терминологией;

─ основными методами, способами и средствами получения, хранения, первичной (полевой) переработки информации;

— приемами осмысления базовой и факультативной информации,

используемой при анализе фольклорных произведений;
─ навыками фольклористического анализа текста;

─ основами библиографии и использования Интернета для поиска необходимой литературы м оформления результатов исследования.

 

2.0. Задача курса ─ в пределах предоставленных учебным планом и ТСО возможностей реализовать цели, а также дать знания и умения обозначенные выше.

 

3.0. Специальные компетенции (СК) в соответствии с ФГОС:

─ указание на роль фольклора как важнейшей составляющей части русской национальной культуры и, как следствие, его народообразующей функции наряду с сохранением рус-ского языка и территории, то есть выполнение им важной патриотической функции;

─владение методологией, методикой и практикой научно-исследовательской деятельности в области фольклористики;

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

(очная форма обучения)

 

  ТЕМА РАБОЧИЙ ПЛАН
  4.1.0. ВВЕДЕНИЕ. ОСОБЕННОСТИ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО ПОЭТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
4.1.1.   Фольклор как пред-мет филологическо-го изучения Природа и культура. Человек как часть природы и единственный творец культуры. Важнейшие народообразующие факторы. Культура ─ важнейшая часть самоидентификации народа. Фольклор (Ф) ─ субстрат национальной культуры, важнейшее связующее звено в межкультурных связях, эффективное средство борьбы с глобализацией. Ф ─ изначальный способ фантазийного освоения природы. Основные формы этого освоения: анимизм, антропоморфизм, зооморфизм, тотемизм и проч. Главный творческий метод фольклора. Мотив, сюжет, сюжетная ситуация. Русский фольклор (РФ) среди других народообразующих культур. Пространственные и временные представления РФ в прошлом и их рудименты в настоящем. Система жанров классического РФ. РФ и особенности ведения хозяйства в России (изотерма января): народный календарь; любимые герои. Различные принципы периодизации РФ. Ф вербальный и другие его разнови-дности. Особенности взаимодействия Ф и литературы в отечественной культуре. Что такое фольклоризм? Могут ли быть письменные формы бытования Ф?
4.1.2.   Женское начало в культуре Женское и мужское начала в истории и фольклоре (матриархат и патриархат). От присваивающей (матриархальной) культуры к культуре воспроизводящей (патриархальной); от объединения на основе прямой кровнородственной зависимости к родоплеменному объединению. Женщина: от хранительницы очага к Богине-матери и/или Матери-сырой земле у восточных славян. Аморфность образа как признак древности. Неолитические венеры и аркаимский «мужчина, глядящий в небо». Матриархат в истории, мифологии и фольклоре. Греческие авторы об амазонках и современные археологические захоронения женщин в Воронежской и Оренбургской областях Женщины в сказках, былинах и ранней русской истории. Лит.: https://www.mk.ru/science/2013/08/07/896064-rossiyskie-arheologi-nashli-zahoronenie-zolotoy-amazonki.html; https://studbooks.net/855462/literatura/obraz_zhenschiny_russkom_folklore; https://www.pandia.ru/text/78/048/68415.php

 

КЛАССИЧЕСКИЙ ФОЛЬКЛОР
4.2.0. ФОЛЬКЛОР КАК ИСКУССТВО СЛОВА
4.2.1.     Синкретизм русского устного народ-ного поэтического творчества.   Слово — строительный материал поэзии. Ф.Буслаев и А.Потебня о природе слова и происхождении языка. Источники современной афористики. Слово ─ организатор труда и отдыха. Трудовые песни и приговорки. Кричалки, речевки солдат и спортивных фанатов, проч.: их поэтика, функции. Фольклор и коммерция. Ярмарочные выкрики и зазывания торговцев, бродячих мастеров. Красноречие ярмарочного фольклора. Слово – организатор и пропагандист: политические лозунги, речевки, придание сатирической образности политическим и экономическим терминам. Полифункциональность обсценной лексики в фольклоре. Лит.: Аникин В.П., С.50─61, 630─641; Н.И.Кравцов, С.Г.Лазутин, С.218─219.
4.2.2.     Загадки   Возникновение загадок, их связь с развитием языка и культуры в загадке. Загадка и внутренняя форма слова. Звукоподражательные загадки. Мифологические загадки. Загадки и меняющийся народный быт. «Озорные» загадки. Полифункциональность загадок. Поэтика загадок: конкретная образность; апперцепция, внутренняя форма и т.д.Имя в загадке. Диалог в загадке. Ритмический строй загадок. Научные сборники загадок. Лит.: Аникин В.П., С 496─509; Н.И.Кравцов, С.Г.Лазутин, С.86─95
4.2.3.   Заговоры   Генезис заговора, его магическая функция. Формы бытования. Особенности композиции, образной системы. Классификация по цели воздействия. Синкретизм заговора (слово – действие). Художественное своеобразие. Региональный след в заговорах, бытующих на Урале. Классические сборники заговоров. Лит.: Аникин В.П. С.61─85; Н.И.Кравцов, С.Г.Лазутин, С.68─74.
4.2.4.   Русское красноречие: пословицы, поговорки, афоризмы и проч.   Воинское, религиозное, политическое красноречие в памятниках русской средневековой словесности. Общая характеристика современного состояния этого искусства Народное красноречие: пословицы, поговорки, афоризмы как важнейшие эле-менты народного красноречия. Художественные особенности и отличия этих жан-ров. Источники русской афористики. Балагурство. Литературные источники, ораторские выступления (И.Крылов, А.Грибоедов, Козьма Прутков, В.Черномырдин («черномырдинки»), абсурдизмы Н.Фоменко и афоризмы Ф.Раневской, проч). Лит.: Аникин В.П., С.240-246, 251-271, 634─639; https://ru.wikipedia.org/wiki/черномырдинки;  
4.3.0. ОБРЯДОВАЯ КАЛЕНДАРНАЯ ПОЭЗИЯ
4.3.1.     Время в фольклоре. Роль праздников в структурировании годового цикла   Модель времени в традиционном фольклоре. Солнечный и лунный календари. Юлианская и григорианская система летоисчисления. Народный, православный и государственный календари: общее и особенное. Важнейшие народные, религиозные и официальные праздники: общее, особенное, их взаимопроникновение, степень популярности в народе. Православные праздники каждого дня, связанные с ними приметы и поверья  
4.3.2.   Святки: поэзия, развлечения, гадания   Время празднования русскими святок. Приготовления к празднику. Святые и страшные вечера ─ их временные границы. Посиделки: их функции и формы времяпрепровождения. Колядование. Гадания. Поэтика колядок и подблюдных песен. Святочные бесчинства и сценки ряженных. Водосвятие, крещение, богоявление: формы проведения ритуала. Лит.: Аникин В.П., С.90─105; Н.И.Кравцов, С.Г.Лазутин, С.42─46
4.3.3.   Масленица   Время и сроки проведения, традиционная структура и символика праздника. Масленичные песни, традиоционные развлечения и обычаи. Лит.: Аникин В.П., С.105─110; Н.И.Кравцов, С.Г.Лазутин, С.46─49
4.4.4.   Великий пост, Пасха, Красная горка.   Время проведения и продолжительность проведения Великого поста. Особое значение каждой его недели в народном календаре, приметы и фольклорные произведения, обычаи, связанные с этим временем. Хороводные песни. Лит.: Аникин В.П., С.115-131.
4.4.5.     Троицко-семицкие обряды и фольклор   Время проведения и продолжительность проведения праздника.. Связь с христианскими традициями и семейно-бытовыми праздниками. Обрядность, связанная с культом растительности. Культ предков. Духов день. Троицкий фольклор. Лит.: Аникин В.П., С.132─141; Н.И.Кравцов, С.Г.Лазутин, С.52─53. https://scibook.net/religiya-pravoslavie/troitsko-semitskve-obryadyi-23514.html
4.4.6.   Праздничный цикл от Ивана-Купалы до окончания Петровского поста   Время начала и завершения Петровского поста. Какой период русскогоземледельческого календаря это завершение знаменует. Дни Аграфены-Купальницы, Ивана-Купалы, Петра и Февронии: поверья, обрядовые действия и поэзия этих дней.  
4.5.0. СЕМЕЙНО-БЫТОВЫЕ ОБРЯДЫИ ПОЭЗИЯ
    4.5.1.   Родильный и крестильный обряды. Колыбельные песни   Период, предшествующий рождению: отношение родных к будущей матери, приметы, связанные с полом будущего ребенка. Роды. Функции повитухи. Выбор имени и сроки крещения. Крестные родители и их функции. Крестильный обед. Колыбельныепесни. Лит.: Д.И.Успенский. Родины и крестины // Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып.1. Младенчество; Детство. М., 1991.─ С.21─27; 538─540. https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2016/10/09/rozhdenie-rebenka-i-rodilnye-obryady-russkoy-semi
    4.5.2.   Великорусская традиционная свадьба и ее элементы в современном свадебном ритуале. Поэзия русской свадьбы   Основные типы заключения брака. Севернорусская, южнорусская и среднерусская разновидности свадебной обрядности: общее и особенное в ходе драматургии свадебной игры. Поэзия традиционной русской свадьбы: причитания, величания, свадебные лирические и корильные песни. Дружка и иные чины традиционной свадьбы: их функции и посвященная им поэзия. Попытка создать советские и постсоветские свадебные ритуалы: их структура и символика. Лит.: В.П.Аникин, с.163─202; Н.И.Кравцов, С.Г.Лазутин, С.56─63.
  4.5.3.     Традиционный русский погребальный обряд. Причитания   Смерть как отделение души от тела, бестелесного от материального и переход в качественновое существование. Формы погребения, известные славянской и другим культурам. Погребение людей, умерших не своей смертью. Действия, связанные с предсмертным существованием человека, в момент смерти и сразу после нее. Вынос из дома, отпевание, погребение. Поминки и поминальные обряды, в том числе связанные с календарной обрядностью. Погребальная причеть как жанр народной поэзии. Причины и поэтические особенности исполнения этих произведений во время свадебного обряда и при проводах в армию рекрутов. Лит.: В.П.Аникин. С.204─233; Н.И.Кравцов, С.Г.Лазутин, С.62─65; 56─57 https://rusvolya.ru/34/; https://www.funeralportal.ru/library/1111/12742.html; https://www.culture.ru/materials/142700/pokhoronnye-obryady-na-rusi; https://www.e-reading.club/chapter.php/1005498/144/Kuznecov_-_Predaniya_russkogo_naroda.html  
  4.6.0. МАТЕРИНСКАЯ ПОЭЗИЯ И ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР
4.6.1.   Материнская поэ- зия как важнейший элемент народной педагогики   Пестушки, потешки, прибаутки, заклички и приговорки, скороговорки, палин-дромы и проч.: поэтика жанров и их функциональное назначение. Сказки в детском быту. Загадки в детском быту. От материнской поэзии к сказочной прозе. Материнская поэзия и литература. Лит.: В.П.Аникин. С.564─572, 581─594.
4.6.2.   Детское поэтическое творчество ─ первый шаг в национальную культуру   Дразнилки, поддевки, остроты, отговорки. Детские пародии. Страшилки и садистские стишки как один из способов преодоления страха конечности жизни. Девичьи альбомы. Стихи, песенки, детские анекдоты. Игры, игровые припевы и приговоры, жеребьевые сговорки, считалки. Игровая этика и ее поэзия. Лит.: В.П.Аникин. С.572─580.
  4.7.0. СКАЗОЧНАЯ ПРОЗА
4.7.1.   Сказки о животных   От прибаутки к кумулятивной сказке. Сказки о животных в истории человечества, мировой народной культуре и жизни ребенка. Темы, идеи, образы сказок о животных, их поэтика и важная воспитательная функция. Человек в сказках о животных. Связь сказок о животных с волшебными сказками. Лит.: В.П.Аникин. С.448─454; Н.И.Кравцов, С.Г.Лазутин, С.105─110.
4.7.2.   Волшебные сказки     Определение жанра, его главные особенности и связь с менталитетом, а также традиционным образом жизни носителей данной культуры. В.Я.Пропп о морфологии волшебной сказки (степень достоверности его выводов). Происхождение вымысла, источники сюжетов и мотивов. Типология героев. «Исторические корни волшебной сказки». Топика волшебных сказок. Композиция и поэтика волшебных сказок. Воспитательная функция волшебных сказок, их установка на опережение в развитии ребенка. Лит.: В.П.Аникин. С.455─473; Н.И.Кравцов, С.Г.Лазутин, С.110─117
4.7.3.   Социально-бытовые сказки   Разновидности этого типа сказок, их идейная направленность и жизненное содержание. Отличие от волшебных сказок. Поэтика бюытовых сказок. Герои социально-бытовых сказок, их основные мотивы и сюжеты. Трикстер ─ главный герой бытовых сказок. «Заветные сказки» А.А.Афанасьева и Н.Е.Ончуков. Докучные сказки. Лубочные сказки. Научные сборники сказок. Лит.: В.П.Аникин. С.473─486; Н.И.Кравцов, С.Г.Лазутин, С.117─120
4.7.4.     Анекдот   Анекдот ─ бастард сказочной прозы. Присутствие элементов и героев сказки и не-сказки, правды и вымысла в этом жанре. Смесь в произведениях пошлости и остроумия, вечности и недолговечности.Тематика и проблематика анекдотов, их поэ-тика и ритуальность исполнения. Своеобразная интерпретация чувства патриотизма в русском анекдоте. Бытовые анекдоты. Политические анекдоты. Этнические анекдоты. Циклы анекдотов, в том числе с литературными или киногероями. Современное состояние жанра. Анекдоты устные и литературные: назовите принципиальные отличия. Сборники анекдотов. Лит.: В.П.Аникин. С.701─713.
4.8.0. НЕСКАЗОЧНАЯ ПРОЗА
4.8.1.     Предания   Предание ─ история в интерпретации коллективного бессознательного. Тематические группы преданий. Функция как критерий разделения тематических групп. Поэтика преданий. Урал – заповедный край преданий и легенд. Предания о земельных богатствах Урала, заводской и сплавной работе, силачах.. Предания о Ермаке и Ерофей Маркове, Демидовых, других уральских предпринимателях, старателях и их наследниках. Предания о географических объектах, городах и поселках. Лит.: Предания и легенды Урала: Фольклорные рассказы / Сост., вступ.ст.и комм. В.П.Кругляшовой. Свердловск, 1991. Н.И.Кравцов, С.Г.Лазутин, С.122─130;. В.П.Кругляшова Жанры несказочной прозы уральского горнозаводского фольклора. Свердловск, 1974; А.А.Лазарев. Предания рабочих Урала как художественное явление. Челябинск,1970; А.К.Мат-веев. Географические названия Урала. Свердловск, 1987; А.К.Матвеев. От Пай-Хоя до Мугоджар. Названия уральских хребтов и гор. Свердловск, 1984.  
4.8.2.   Легенды   Персонажи библейского пантеона и фольклор. Апокрифы: связь письменной и фольклорной традиций. Трансформация агиобиографий христианских святых, инокультурных персонажей и героев иных жанров в отечественном фольклоре: история деда Мороза и Снегурочки. Легенды как важный фактор религиозно-туристической привлекательности региона (Иерусалим в Израиле и/или Верхотурье на Урале. Другие объекты). Житие и легенды о Симеоне и Косме Верхотурских. Лит.: Предания и легенды Урала: Фольклорные рассказы / Сост., вступ.ст.и комм. В.П.Кругляшовой. Свердловск, 1991.  
4.8.3.     Былички   Рудименты языческих представлений, мотивов, сюжетов в произведениях жан-ра. Причина живучести этих представлений. Герои быличек в их взаимоотношениях с человеком. Современные инварианты языческих представителей жанра. Былички и современная массовая культура.  
4.9.0. ЭПИЧЕСКАЯ И ЛИРОЭПИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ
4.9.1.     Былины. Историческое и фантазийное в них.   Происхождение термина. Историческая периодизация. Место и время сложения былин. Географическое распространение. Известные исполнители былин: основные принципы создания поэтического текста(поэтика). Собиратели и публикаторы национального эпоса. Исследование происхождения былин и характеристика их основных представителей (мифологическая теория (О.Миллер, «Илья Муромец и богатырство киевское» (общ.хар-ка)), историческая школа и ее критика, тоерия заимствования, «смешанные» теории. Лит.: В.Я. Пропп. Поэтика фольклора - М., 1998 г. (https://www.textologia.ru/literature/russkiy-folklor/istorija-folkloristiki/metodi-izucheniya-folklora/3411/?q=471&n=3411
4.9.2.     Мифологический период существования былин   Происхождение названия «богатырь». Мифологическая школа о первоначальном этапе в истории отечественного эпоса. Святогор и Микула Селянинович в их взаимоотношениях с Матерью-землей. Вольх Всеславич и начало государственности. Вольга и Микула, ИльяМуромец у истоков социальной дифференциации. Дунай и Настасья ─ противоречия гендерной дифференциации. Михайло Потыки Марья-лебедь белая.  
4.9.3.     Киевский период. Героические былины   Песенно-эпическое время былин. Добрыня Никитич и Илья Муромец как культурные герои русского эпоса («Добрыня и змей», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и проч.) Рудименты племенного вождя в образе кн.Владимира Красно солнышко (былины о Сухмане, о Даниле Ловчанине и др.) Былины о необходимости защиты государственных рубежей (былины о битве Ильи Муромца с прижитыми им на чужбине детьми), ее международного авторитета и самой государственности Киевской Руси («Илья Муромец и Калин-царь» и др.) . Индивидуализация, типизация и циклизация в былинах. Историческая школа и проблема историзма былин.
4.9.4         Социально-бытовые былины       Былины о Чуриле Пленковиче, Дюке Степановиче, Соловье Буди мировиче.  
4.9.5.   Новгородские былины   Киев и Новгород ─ особенности взаимоотношений. Былины о Садко и Василии Буслаеве. Языческие и христианские мотивы в них.  
4.9.6.   Исторические песни XIII ─ XVII вв.   Песни о Щелкане Дудентьевиче, о Кострюке-Мастрюке, Иван Грозный и его время в песенном фольклоре. Песни о Ермаке. Песни о «смутном» времени. Плачь Ксении Годуновой. Песни о Григории Отрепьеве. Щелкан, Кострюк, Взятие Казани; Гнев Ивана Грозного на сына, Терские казаки и Иван Грозный, Правеж, Часовой плачет у гроба Ивана Грозного. Казаки убивают царского посла, Ермак в казачьем кругу, Ермак у Ивана Грозного, Взятие Ермаком Казани, Ермак взял Сибирь (сборникКиршиДанилова). . Лит.: https://history.wikireading.ru:
4.9.7.   Исторические песни XVIII ─ XIX вв. Лит.: https://history.wikireading.ru: Мемуарный характер песен этого периода. Разгром стрелецкого войска. Государственные и политические деятели, полководцы в изображении конкретных произведений этого жанра. Песни Северной войны. Вещий сон. «Угощение» шведскому королю. Молодец собирается под Полтаву. Солдаты жалуются на тяготы государевой службы. Песни о войне 1812 г. Кутузов призывает солдат победить французов. Француз похваляется Парижем. Платов в гостях у француза. Курьер сообщает о смерти Александра I. Корабельщики бранят Аракчеева.
4.9.8.   Исторические песни о народных восстаниях Лит.: https://history.wikireading.ru: Разин и казачий круг. Сынок С.Разина. Девица горюет по Разину. Петр I судит стрельцов. Песни о восстании под руководством Кондратия Булавина и Игната Некрасова. Некрасов призывает казаков к бою против царя и бояр. Песни о восстании Пугачева: Начало восстания на Яике. Пугачев и Панин. Нет больше народного заступника.
4.9.9.   Баллады Баллады ─ «бабьи старины». Архаичные баллады: Сестры ищут убитого брата, Молодец и река Смородина, Братья-разбойники и сестраи проч.) Любовные и добрачные отношения в балладах (Дмитрий и Домна. Василий и Софья. Девушка поборола молодца. Девушка защищает свою честь. Девушку обманули и обесчестили и проч.) Семейно-бытовые и социальные отношения (Князь Роман жену терял, Князь Волконский и Ваня-ключник, Муж-солдат в гостях у жены, Брат женился на сестре, Замужняя дочь пташкой прилетает в родной дом, Мать не принимает беглого солдата). Современные народные баллады  
4.9.10       Духовные стихи и песни   Создатели и хранители репертуара духовных стихов и песен. Духовные стихи и песни ─ продукт творческого взаимодействия фольклорного наследия (славы, плачи, гимны, предания и проч.) и жанров письменных (библейские сказания, жития, апокрифы и проч.). Жанрово-тематическая классификация этих произведений. Синтетическая картина мира «Голубиной книги». Святые воины Георгий Победоносец, ФедорТирон, Дмитрий Солунский и др. ─ защитники христианской веры. Своеобразный синтез эпического и христианского начал в этих произведениях. Мученики за веру (Кирик и Улита). Политическая подоплека канонизации св. мучеников кн.Бориса и Глеба и рассказ о них в духовном стихе. Общее и особенное в сопоставлении этих жанров с былинным творчеством. Лирическое начало духовных песен ─ попытка раскрыть глубину переживаний глубину чувств героев библейской и новозаветной истории (Плач Адама, Плач Богородицы. Расставание души с телом и проч.) Лит.: В.П.Аникин. С.419─442.
4.10.0. НЕОБРЯДОВАЯ НАРОДНАЯ ЛИРИКА
4.10.1.   Традиционные и новые лирические песни Проблема происхождения русской необрядовой лирики. Мотивы и образы. Композиционные формы и приемы (монолог, диалог, ступенчатое сужение образа, развернутый поэтический параллелизм, ассоциативно-цепочное построение. Своеобразиелирической сюжетности. Поэтический язык, включая традиционные символы и сравнения. Следы антропоморфизма в поэтической образности традиционной лирики. Поэтический смысл употребления символов. Эпитеты изобразительные и выразительные. Ритмико-интонационная структура лирических песен классического периода и нового времени. Любовные песни. Семейно-бытовые песни. Социальные мотивы в песнях. Популярные советские массовые лирические песни. Изучение лирической песни. Лит.: В.П.Аникин. С.526─556; Н.И.Кравцов, С.Г.Лазутин, С.204─226.
4.10.2.         Песни-романсы Жанр на стыке фольклора и письменного творчества: его собиратели, исследователи и предполагаемая история. Драматическая сторона человеческого бытия в романской интерпретации. Образно-стилевая специфика романсов. Основные подвиды произведений этого жанра. Понимание различий между сюжетом и сюжетной ситуацией как один из важных принципов различения романса и баллады. Стремление исполнителя или исполнителей отождествить себя с лирическими героями этих произведений. Зависимость исполнительского пафоса от характера и степени этого отождествления. Офицерский романс («Не для меня придет весна…» и проч.). Своеобразие цыганского романса. Городской или «жестокий» романс. Псевдомаргинальный романс. Лит.: В.П.Аникин. С.641─674.  
4.10.3.         Частушки и страдания. Частушка как продукт трансформации традиционной крестьянской культуры в условиях пореформенного распада классического фольклора. Стремление исполнителя, а нередко и сочинителя частушек отождествить себя с лирическим героем. Соревновательный характер исполнения частушек (частушечные спевы). Принципы разделения частушек на подвиды («Яблочко», «Семеновна», «Подгорная», по начальным строчкам, напр., «Мы уральские девчата,//Мы нигденепропадем…», «нескладухи» и небылицы, Страдания ─ музыкально-поэтический жанр, объединяющий традиции игровых, девичьих лирических песен и городского романса. Его тематика и художественные особенности. . Частушки и фальсификация народного творчества («заказные» политические и агитационные частушки, частушки в рекламе). Частушки «с картинками» и народная регламентация их употребления. Поэтика жанра частушки. Его символический язык в связи с народными традициями и символикой обрядовой и необрядовой народной лирики. Лит.: В.П.Аникин. С.674─700; Н.И.Кравцов, С.Г.Лазутин, С.229─238.  
4.11.0. ДРАМАТИЧЕСКИЙ РОД В РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ
4.11.1.     Элементы театральности в традиционной праздничной культуре и ярмарочных развлечениях Народная драма Общие особенности русского народного драматического искусства. Его синтетичность. Игровые песни. Воспитательное значение детских ролевых игр. Игровые элементы календарных обрядов, их идейно-эстетическое своеобразие. Ярмарочные зрелища. Вождение медведя. Петрушка и театр кукол. Вертеп. Раек. Балагурство и импровизационность в представлениях народной театральной культуры. Церковь и театр. «Печное действо». «Хождение на осляти». Начало русского театра (придворный и школьный театры (обзорно)) и его народные варианты. «Лодка», «Царь Максимилиан», балаганные интермедии и др. Лит.: В.П.Аникин. С.596─629, 634─639; Н.И.Кравцов, С.Г.Лазутин, С.240─256.  
 
4.12.1     Рабочий фольклор   Бытование крестьянского фольклора в рабочей среде. Основные жанры рабочего фольклора. Изменения в традиционных жанрах. Изменения в тематике и героях сказки. Популярность социально-утопических легенд. Отражение в песнях новых явлений жизни, ноты недовольства и протеста в них. Частушки: связь этих жанров с распадом крестьянской общины и разрушением домостроевской этики. Основные жанры рабочего фольклора и его характерные особенности. Рабочие сказы об освоении горных богатств, выдающихся рудознатцах, заводских мастерах, силачах и иных выдающихся людях, чьи качества отражали особенности труда и быта горняков и рабочих. Песенные жанры и их разновидности и поэтические особенности. Тема труда и его идеализация. Использование песен для пропаганды революционных идей среди рабочих. Лит.: Н.И.Кравцов, С.Г.Лазутин, С.280─306.
4.13.1.   Песнетворчество предреволюционной поры и Гражданской войны как отражение общественных настроений Роль действий властей и песенного творчества масс в процессе разложения царской армии накануне революций 1917 г. Неоднозначное отношение народных масс к революционным событиям 1917 г. Традиции солдатской песни ─ базовая основа для песнетворчества как в Белой, так и в Красной армиях. Песни двух враждующих в Гражданской войне сил за третью наиболее многочисленную и наименее политизированную часть общества. Граммофон-агитатор. Поэтика лучших революционных песен. Лит.: В.А.Липатов. Песнетворчество Гражданской войны как отражение общественных настроений //Изв. Урал.госуд.ун-та.Сер.2. Гуманит.науки. Вып.14. 2007, №53.─ С.183─193. (см.Приложение №1)  
4.14.1. Фольклор периода Великой Отечественной войны Лит.: Н.И.Кравцов, С.Г.Лазутин, С.326─335.
       

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫДЛЯ ЭКЗАМЕНА

1. Фольклор как предмет филологического изучения

2. Женское начало в культуре

3. Синкретизм русского устного народного поэтического творчества.

Загадки

Заговоры

6. Русское красноречие: пословицы, поговорки, афоризмы и проч.

7. Время в фольклоре. Роль праздников в структурировании годового цикла

8. Святки: поэзия, развлечения, гадания

Масленица

10. Великий пост, Пасха, Красная горка.

11. Троицко-семицкие обряды и фольклор

12. Праздничный цикл от Ивана-Купалы до окончания Петровского поста

13. Родильный и крестильный обряды. Колыбельные песни

14. Великорусская традиционная свадьба и ее элементы в современном свадебном ритуале. Поэзия русской свадьбы

15. Традиционный русский погребальный обряд. Причитания

16. Материнская поэзия как важнейший элемент народной педагогики

17. Детское поэтическое творчество ─ первый шаг в национальную культуру

18. Сказки о животных

19. Волшебные сказки

 

20. Социально-бытовые сказки

 

21. Анекдоты

 

22. Предания

 

23. Легенды

 

24. Былички

 

25. Былины. Историческое и фантазийное в них.

 

26. Мифологический период существования былин

 

27. Киевский период. Героические былины

 

28. Социально-бытовые былины

 

29. Новгородские былины

 

30. Исторические песни XIII ─ XVII вв.

 

31. Исторические песни XVIII ─ XIX вв.

 

32. Исторические песни о народных восстаниях

 

33. Баллады

 

34. Духовные стихи и песни

 

35. Традиционные и новые народные лирические песни

 

36. Песни-романсы

 

37. Частушки и страдания.

 

38. Рабочий фольклор

 

39. Песнетворчество предреволюционной поры и Гражданской войны как отражение общественных настроений

 

40. Фольклор периода Великой Отечественной войны

 

 

Вопросов, как видите, немного, и они достаточно обширные. Это хорошо: есть пространство для маневра. Ведь на ответ по каждому я буду давать не более 10─12 минут, поэтому оценка во многом будет зависеть не только от содержательности ответа, но и от его подачи, т.е. насколько эффектно вы сможете показать мне свои знания и насколько умело скроете пробелы в них. На билете кроме темы я напишу тезисы, которые есть в предлагаемом вам плане лекций. Поэтому внимательно ознакомьтесь с планом.И ни в коем случае не пользуйтесь на экзамене никакой аппаратурой. Я очень не люблю, когда меня обманывают.

А вот цитатником с примерами из фольклорных произведений я пользоваться разрешу. Но цитатник должен быть обязательно персональным и рукописным. И делайте его для себя, а не для того, чтобы показать мне пару скомканных листочков. Словом, решайте сами, нужен он вам или нет, однако ответ обязательно должен быть доказательным. А доказательство ─ это пример из текста. Другихя не знаю.

Помните, очень многое на устном экзамене зависит от того, какую атмосферу группа сможет создать в аудитории. Поэтому входите в аудиторию не как обед для хищника, а как укротитель преподавателей. Будьте хозяином положения, и все будет хорошо.

Желаю успеха. Владислав Александрович.

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: