РУССКОЕ НАРОДНОЕ ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
Рекомендована методическим советом ИГНИ
для направлений подготовки и специальностей
Код ООП | Направление/ специальность | Профиль / программа магистратуры/ специализация | Код дисциплины по учебному плану |
032700.68-02-2011 | филология | фольклор | М 2.6 |
МОДУЛЬ ИГНИ 066.68.2012
Екатеринбург
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ
Программа модуля составлена в соответствии с Федеральными государст-венными образовательными стандартами высшего профессионального образования
Код направления/ специальности | Название направления/ специальности | Реквизиты приказа Министерства образования и науки Российской федерации об утверждении и вводе в действие ФГОС ВПО | |
дата | Номер приказа | ||
032700.68 | филология | 14.01.2010 |
Цели дисциплины.
Главная цель дисциплины состоит в знакомстве студентов с основными особенно-стями развития отечественного устного народного творчества на протяжении мно-говековой истории его развития, в связи с эволюцией мировоззренческих представ-лений, формированием поэтического языка, эволюцией основных жанров и тради-циионных образов. В результате сформировать у слушателей целостное и комплек-сное представление о народном поэтическом творчестве, как о специфической фор-ме интеллектуально-эстетической деятельности коллективного бессознательного, начиная с первобытного общества и до наших дней.
Знать:
— основные жанры отечественного фольклора;
— основные понятия и термины, употребляемые в отечественной фольклористике;
— основные концепции фольклористических школ;
— современное состояние и перспективы развития народного поэтического творчества;
— принципы анализа фольклорных текстов.
Уметь:
— использовать основные положения и методы науки о фольклоре в своей учебной и будущей профессиональной деятельности;
— проводить локальные исследования на основе современных методик с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов;
— участвовать в научных дискуссиях как во время коллоквиумов, так и на конференциях;
— корректно оперировать основными теоретико-литературными терминами и понятиями, принятыми в современной теории и практике фольклористических исследований;
—соотносить конкретные знания в области фольклористики с соответствующими разделами истории литературы, культуры и искусств.
Владеть:
— принятой в современной фольклористике научной терминологией;
─ основными методами, способами и средствами получения, хранения, первичной (полевой) переработки информации;
— приемами осмысления базовой и факультативной информации,
используемой при анализе фольклорных произведений;
─ навыками фольклористического анализа текста;
─ основами библиографии и использования Интернета для поиска необходимой литературы м оформления результатов исследования.
2.0. Задача курса ─ в пределах предоставленных учебным планом и ТСО возможностей реализовать цели, а также дать знания и умения обозначенные выше.
3.0. Специальные компетенции (СК) в соответствии с ФГОС:
─ указание на роль фольклора как важнейшей составляющей части русской национальной культуры и, как следствие, его народообразующей функции наряду с сохранением рус-ского языка и территории, то есть выполнение им важной патриотической функции;
─владение методологией, методикой и практикой научно-исследовательской деятельности в области фольклористики;
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
(очная форма обучения)
ТЕМА | РАБОЧИЙ ПЛАН | |
4.1.0. ВВЕДЕНИЕ. ОСОБЕННОСТИ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО ПОЭТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА | ||
4.1.1. | Фольклор как пред-мет филологическо-го изучения | Природа и культура. Человек как часть природы и единственный творец культуры. Важнейшие народообразующие факторы. Культура ─ важнейшая часть самоидентификации народа. Фольклор (Ф) ─ субстрат национальной культуры, важнейшее связующее звено в межкультурных связях, эффективное средство борьбы с глобализацией. Ф ─ изначальный способ фантазийного освоения природы. Основные формы этого освоения: анимизм, антропоморфизм, зооморфизм, тотемизм и проч. Главный творческий метод фольклора. Мотив, сюжет, сюжетная ситуация. Русский фольклор (РФ) среди других народообразующих культур. Пространственные и временные представления РФ в прошлом и их рудименты в настоящем. Система жанров классического РФ. РФ и особенности ведения хозяйства в России (изотерма января): народный календарь; любимые герои. Различные принципы периодизации РФ. Ф вербальный и другие его разнови-дности. Особенности взаимодействия Ф и литературы в отечественной культуре. Что такое фольклоризм? Могут ли быть письменные формы бытования Ф? |
4.1.2. | Женское начало в культуре | Женское и мужское начала в истории и фольклоре (матриархат и патриархат). От присваивающей (матриархальной) культуры к культуре воспроизводящей (патриархальной); от объединения на основе прямой кровнородственной зависимости к родоплеменному объединению. Женщина: от хранительницы очага к Богине-матери и/или Матери-сырой земле у восточных славян. Аморфность образа как признак древности. Неолитические венеры и аркаимский «мужчина, глядящий в небо». Матриархат в истории, мифологии и фольклоре. Греческие авторы об амазонках и современные археологические захоронения женщин в Воронежской и Оренбургской областях Женщины в сказках, былинах и ранней русской истории. Лит.: https://www.mk.ru/science/2013/08/07/896064-rossiyskie-arheologi-nashli-zahoronenie-zolotoy-amazonki.html; https://studbooks.net/855462/literatura/obraz_zhenschiny_russkom_folklore; https://www.pandia.ru/text/78/048/68415.php |
КЛАССИЧЕСКИЙ ФОЛЬКЛОР | |||
4.2.0. ФОЛЬКЛОР КАК ИСКУССТВО СЛОВА | |||
4.2.1. | Синкретизм русского устного народ-ного поэтического творчества. | Слово — строительный материал поэзии. Ф.Буслаев и А.Потебня о природе слова и происхождении языка. Источники современной афористики. Слово ─ организатор труда и отдыха. Трудовые песни и приговорки. Кричалки, речевки солдат и спортивных фанатов, проч.: их поэтика, функции. Фольклор и коммерция. Ярмарочные выкрики и зазывания торговцев, бродячих мастеров. Красноречие ярмарочного фольклора. Слово – организатор и пропагандист: политические лозунги, речевки, придание сатирической образности политическим и экономическим терминам. Полифункциональность обсценной лексики в фольклоре. Лит.: Аникин В.П., С.50─61, 630─641; Н.И.Кравцов, С.Г.Лазутин, С.218─219. | |
4.2.2. | Загадки | Возникновение загадок, их связь с развитием языка и культуры в загадке. Загадка и внутренняя форма слова. Звукоподражательные загадки. Мифологические загадки. Загадки и меняющийся народный быт. «Озорные» загадки. Полифункциональность загадок. Поэтика загадок: конкретная образность; апперцепция, внутренняя форма и т.д.Имя в загадке. Диалог в загадке. Ритмический строй загадок. Научные сборники загадок. Лит.: Аникин В.П., С 496─509; Н.И.Кравцов, С.Г.Лазутин, С.86─95 | |
4.2.3. | Заговоры | Генезис заговора, его магическая функция. Формы бытования. Особенности композиции, образной системы. Классификация по цели воздействия. Синкретизм заговора (слово – действие). Художественное своеобразие. Региональный след в заговорах, бытующих на Урале. Классические сборники заговоров. Лит.: Аникин В.П. С.61─85; Н.И.Кравцов, С.Г.Лазутин, С.68─74. | |
4.2.4. | Русское красноречие: пословицы, поговорки, афоризмы и проч. | Воинское, религиозное, политическое красноречие в памятниках русской средневековой словесности. Общая характеристика современного состояния этого искусства Народное красноречие: пословицы, поговорки, афоризмы как важнейшие эле-менты народного красноречия. Художественные особенности и отличия этих жан-ров. Источники русской афористики. Балагурство. Литературные источники, ораторские выступления (И.Крылов, А.Грибоедов, Козьма Прутков, В.Черномырдин («черномырдинки»), абсурдизмы Н.Фоменко и афоризмы Ф.Раневской, проч). Лит.: Аникин В.П., С.240-246, 251-271, 634─639; https://ru.wikipedia.org/wiki/черномырдинки; | |
4.3.0. ОБРЯДОВАЯ КАЛЕНДАРНАЯ ПОЭЗИЯ | |||
4.3.1. | Время в фольклоре. Роль праздников в структурировании годового цикла | Модель времени в традиционном фольклоре. Солнечный и лунный календари. Юлианская и григорианская система летоисчисления. Народный, православный и государственный календари: общее и особенное. Важнейшие народные, религиозные и официальные праздники: общее, особенное, их взаимопроникновение, степень популярности в народе. Православные праздники каждого дня, связанные с ними приметы и поверья | |
4.3.2. | Святки: поэзия, развлечения, гадания | Время празднования русскими святок. Приготовления к празднику. Святые и страшные вечера ─ их временные границы. Посиделки: их функции и формы времяпрепровождения. Колядование. Гадания. Поэтика колядок и подблюдных песен. Святочные бесчинства и сценки ряженных. Водосвятие, крещение, богоявление: формы проведения ритуала. Лит.: Аникин В.П., С.90─105; Н.И.Кравцов, С.Г.Лазутин, С.42─46 | |
4.3.3. | Масленица | Время и сроки проведения, традиционная структура и символика праздника. Масленичные песни, традиоционные развлечения и обычаи. Лит.: Аникин В.П., С.105─110; Н.И.Кравцов, С.Г.Лазутин, С.46─49 | |
4.4.4. | Великий пост, Пасха, Красная горка. | Время проведения и продолжительность проведения Великого поста. Особое значение каждой его недели в народном календаре, приметы и фольклорные произведения, обычаи, связанные с этим временем. Хороводные песни. Лит.: Аникин В.П., С.115-131. | |
4.4.5. | Троицко-семицкие обряды и фольклор | Время проведения и продолжительность проведения праздника.. Связь с христианскими традициями и семейно-бытовыми праздниками. Обрядность, связанная с культом растительности. Культ предков. Духов день. Троицкий фольклор. Лит.: Аникин В.П., С.132─141; Н.И.Кравцов, С.Г.Лазутин, С.52─53. https://scibook.net/religiya-pravoslavie/troitsko-semitskve-obryadyi-23514.html | |
4.4.6. | Праздничный цикл от Ивана-Купалы до окончания Петровского поста | Время начала и завершения Петровского поста. Какой период русскогоземледельческого календаря это завершение знаменует. Дни Аграфены-Купальницы, Ивана-Купалы, Петра и Февронии: поверья, обрядовые действия и поэзия этих дней. | |
4.5.0. СЕМЕЙНО-БЫТОВЫЕ ОБРЯДЫИ ПОЭЗИЯ | |||
4.5.1. | Родильный и крестильный обряды. Колыбельные песни | Период, предшествующий рождению: отношение родных к будущей матери, приметы, связанные с полом будущего ребенка. Роды. Функции повитухи. Выбор имени и сроки крещения. Крестные родители и их функции. Крестильный обед. Колыбельныепесни. Лит.: Д.И.Успенский. Родины и крестины // Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып.1. Младенчество; Детство. М., 1991.─ С.21─27; 538─540. https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2016/10/09/rozhdenie-rebenka-i-rodilnye-obryady-russkoy-semi | |
4.5.2. | Великорусская традиционная свадьба и ее элементы в современном свадебном ритуале. Поэзия русской свадьбы | Основные типы заключения брака. Севернорусская, южнорусская и среднерусская разновидности свадебной обрядности: общее и особенное в ходе драматургии свадебной игры. Поэзия традиционной русской свадьбы: причитания, величания, свадебные лирические и корильные песни. Дружка и иные чины традиционной свадьбы: их функции и посвященная им поэзия. Попытка создать советские и постсоветские свадебные ритуалы: их структура и символика. Лит.: В.П.Аникин, с.163─202; Н.И.Кравцов, С.Г.Лазутин, С.56─63. | |
4.5.3. | Традиционный русский погребальный обряд. Причитания | Смерть как отделение души от тела, бестелесного от материального и переход в качественновое существование. Формы погребения, известные славянской и другим культурам. Погребение людей, умерших не своей смертью. Действия, связанные с предсмертным существованием человека, в момент смерти и сразу после нее. Вынос из дома, отпевание, погребение. Поминки и поминальные обряды, в том числе связанные с календарной обрядностью. Погребальная причеть как жанр народной поэзии. Причины и поэтические особенности исполнения этих произведений во время свадебного обряда и при проводах в армию рекрутов. Лит.: В.П.Аникин. С.204─233; Н.И.Кравцов, С.Г.Лазутин, С.62─65; 56─57 https://rusvolya.ru/34/; https://www.funeralportal.ru/library/1111/12742.html; https://www.culture.ru/materials/142700/pokhoronnye-obryady-na-rusi; https://www.e-reading.club/chapter.php/1005498/144/Kuznecov_-_Predaniya_russkogo_naroda.html | |
4.6.0. МАТЕРИНСКАЯ ПОЭЗИЯ И ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР | |||
4.6.1. | Материнская поэ- зия как важнейший элемент народной педагогики | Пестушки, потешки, прибаутки, заклички и приговорки, скороговорки, палин-дромы и проч.: поэтика жанров и их функциональное назначение. Сказки в детском быту. Загадки в детском быту. От материнской поэзии к сказочной прозе. Материнская поэзия и литература. Лит.: В.П.Аникин. С.564─572, 581─594. | |
4.6.2. | Детское поэтическое творчество ─ первый шаг в национальную культуру | Дразнилки, поддевки, остроты, отговорки. Детские пародии. Страшилки и садистские стишки как один из способов преодоления страха конечности жизни. Девичьи альбомы. Стихи, песенки, детские анекдоты. Игры, игровые припевы и приговоры, жеребьевые сговорки, считалки. Игровая этика и ее поэзия. Лит.: В.П.Аникин. С.572─580. | |
4.7.0. СКАЗОЧНАЯ ПРОЗА | |||
4.7.1. | Сказки о животных | От прибаутки к кумулятивной сказке. Сказки о животных в истории человечества, мировой народной культуре и жизни ребенка. Темы, идеи, образы сказок о животных, их поэтика и важная воспитательная функция. Человек в сказках о животных. Связь сказок о животных с волшебными сказками. Лит.: В.П.Аникин. С.448─454; Н.И.Кравцов, С.Г.Лазутин, С.105─110. | |
4.7.2. | Волшебные сказки | Определение жанра, его главные особенности и связь с менталитетом, а также традиционным образом жизни носителей данной культуры. В.Я.Пропп о морфологии волшебной сказки (степень достоверности его выводов). Происхождение вымысла, источники сюжетов и мотивов. Типология героев. «Исторические корни волшебной сказки». Топика волшебных сказок. Композиция и поэтика волшебных сказок. Воспитательная функция волшебных сказок, их установка на опережение в развитии ребенка. Лит.: В.П.Аникин. С.455─473; Н.И.Кравцов, С.Г.Лазутин, С.110─117 | |
4.7.3. | Социально-бытовые сказки | Разновидности этого типа сказок, их идейная направленность и жизненное содержание. Отличие от волшебных сказок. Поэтика бюытовых сказок. Герои социально-бытовых сказок, их основные мотивы и сюжеты. Трикстер ─ главный герой бытовых сказок. «Заветные сказки» А.А.Афанасьева и Н.Е.Ончуков. Докучные сказки. Лубочные сказки. Научные сборники сказок. Лит.: В.П.Аникин. С.473─486; Н.И.Кравцов, С.Г.Лазутин, С.117─120 | |
4.7.4. | Анекдот | Анекдот ─ бастард сказочной прозы. Присутствие элементов и героев сказки и не-сказки, правды и вымысла в этом жанре. Смесь в произведениях пошлости и остроумия, вечности и недолговечности.Тематика и проблематика анекдотов, их поэ-тика и ритуальность исполнения. Своеобразная интерпретация чувства патриотизма в русском анекдоте. Бытовые анекдоты. Политические анекдоты. Этнические анекдоты. Циклы анекдотов, в том числе с литературными или киногероями. Современное состояние жанра. Анекдоты устные и литературные: назовите принципиальные отличия. Сборники анекдотов. Лит.: В.П.Аникин. С.701─713. | |
4.8.0. НЕСКАЗОЧНАЯ ПРОЗА | |||
4.8.1. | Предания | Предание ─ история в интерпретации коллективного бессознательного. Тематические группы преданий. Функция как критерий разделения тематических групп. Поэтика преданий. Урал – заповедный край преданий и легенд. Предания о земельных богатствах Урала, заводской и сплавной работе, силачах.. Предания о Ермаке и Ерофей Маркове, Демидовых, других уральских предпринимателях, старателях и их наследниках. Предания о географических объектах, городах и поселках. Лит.: Предания и легенды Урала: Фольклорные рассказы / Сост., вступ.ст.и комм. В.П.Кругляшовой. Свердловск, 1991. Н.И.Кравцов, С.Г.Лазутин, С.122─130;. В.П.Кругляшова Жанры несказочной прозы уральского горнозаводского фольклора. Свердловск, 1974; А.А.Лазарев. Предания рабочих Урала как художественное явление. Челябинск,1970; А.К.Мат-веев. Географические названия Урала. Свердловск, 1987; А.К.Матвеев. От Пай-Хоя до Мугоджар. Названия уральских хребтов и гор. Свердловск, 1984. | |
4.8.2. | Легенды | Персонажи библейского пантеона и фольклор. Апокрифы: связь письменной и фольклорной традиций. Трансформация агиобиографий христианских святых, инокультурных персонажей и героев иных жанров в отечественном фольклоре: история деда Мороза и Снегурочки. Легенды как важный фактор религиозно-туристической привлекательности региона (Иерусалим в Израиле и/или Верхотурье на Урале. Другие объекты). Житие и легенды о Симеоне и Косме Верхотурских. Лит.: Предания и легенды Урала: Фольклорные рассказы / Сост., вступ.ст.и комм. В.П.Кругляшовой. Свердловск, 1991. | |
4.8.3. | Былички | Рудименты языческих представлений, мотивов, сюжетов в произведениях жан-ра. Причина живучести этих представлений. Герои быличек в их взаимоотношениях с человеком. Современные инварианты языческих представителей жанра. Былички и современная массовая культура. | |
4.9.0. ЭПИЧЕСКАЯ И ЛИРОЭПИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ | |||
4.9.1. | Былины. Историческое и фантазийное в них. | Происхождение термина. Историческая периодизация. Место и время сложения былин. Географическое распространение. Известные исполнители былин: основные принципы создания поэтического текста(поэтика). Собиратели и публикаторы национального эпоса. Исследование происхождения былин и характеристика их основных представителей (мифологическая теория (О.Миллер, «Илья Муромец и богатырство киевское» (общ.хар-ка)), историческая школа и ее критика, тоерия заимствования, «смешанные» теории. Лит.: В.Я. Пропп. Поэтика фольклора - М., 1998 г. (https://www.textologia.ru/literature/russkiy-folklor/istorija-folkloristiki/metodi-izucheniya-folklora/3411/?q=471&n=3411 | |
4.9.2. | Мифологический период существования былин | Происхождение названия «богатырь». Мифологическая школа о первоначальном этапе в истории отечественного эпоса. Святогор и Микула Селянинович в их взаимоотношениях с Матерью-землей. Вольх Всеславич и начало государственности. Вольга и Микула, ИльяМуромец у истоков социальной дифференциации. Дунай и Настасья ─ противоречия гендерной дифференциации. Михайло Потыки Марья-лебедь белая. | |
4.9.3. | Киевский период. Героические былины | Песенно-эпическое время былин. Добрыня Никитич и Илья Муромец как культурные герои русского эпоса («Добрыня и змей», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и проч.) Рудименты племенного вождя в образе кн.Владимира Красно солнышко (былины о Сухмане, о Даниле Ловчанине и др.) Былины о необходимости защиты государственных рубежей (былины о битве Ильи Муромца с прижитыми им на чужбине детьми), ее международного авторитета и самой государственности Киевской Руси («Илья Муромец и Калин-царь» и др.) . Индивидуализация, типизация и циклизация в былинах. Историческая школа и проблема историзма былин. | |
4.9.4 | Социально-бытовые былины | Былины о Чуриле Пленковиче, Дюке Степановиче, Соловье Буди мировиче. | |
4.9.5. | Новгородские былины | Киев и Новгород ─ особенности взаимоотношений. Былины о Садко и Василии Буслаеве. Языческие и христианские мотивы в них. | |
4.9.6. | Исторические песни XIII ─ XVII вв. | Песни о Щелкане Дудентьевиче, о Кострюке-Мастрюке, Иван Грозный и его время в песенном фольклоре. Песни о Ермаке. Песни о «смутном» времени. Плачь Ксении Годуновой. Песни о Григории Отрепьеве. Щелкан, Кострюк, Взятие Казани; Гнев Ивана Грозного на сына, Терские казаки и Иван Грозный, Правеж, Часовой плачет у гроба Ивана Грозного. Казаки убивают царского посла, Ермак в казачьем кругу, Ермак у Ивана Грозного, Взятие Ермаком Казани, Ермак взял Сибирь (сборникКиршиДанилова). . Лит.: https://history.wikireading.ru: | |
4.9.7. | Исторические песни XVIII ─ XIX вв. | Лит.: https://history.wikireading.ru: Мемуарный характер песен этого периода. Разгром стрелецкого войска. Государственные и политические деятели, полководцы в изображении конкретных произведений этого жанра. Песни Северной войны. Вещий сон. «Угощение» шведскому королю. Молодец собирается под Полтаву. Солдаты жалуются на тяготы государевой службы. Песни о войне 1812 г. Кутузов призывает солдат победить французов. Француз похваляется Парижем. Платов в гостях у француза. Курьер сообщает о смерти Александра I. Корабельщики бранят Аракчеева. | |
4.9.8. | Исторические песни о народных восстаниях | Лит.: https://history.wikireading.ru: Разин и казачий круг. Сынок С.Разина. Девица горюет по Разину. Петр I судит стрельцов. Песни о восстании под руководством Кондратия Булавина и Игната Некрасова. Некрасов призывает казаков к бою против царя и бояр. Песни о восстании Пугачева: Начало восстания на Яике. Пугачев и Панин. Нет больше народного заступника. | |
4.9.9. | Баллады | Баллады ─ «бабьи старины». Архаичные баллады: Сестры ищут убитого брата, Молодец и река Смородина, Братья-разбойники и сестраи проч.) Любовные и добрачные отношения в балладах (Дмитрий и Домна. Василий и Софья. Девушка поборола молодца. Девушка защищает свою честь. Девушку обманули и обесчестили и проч.) Семейно-бытовые и социальные отношения (Князь Роман жену терял, Князь Волконский и Ваня-ключник, Муж-солдат в гостях у жены, Брат женился на сестре, Замужняя дочь пташкой прилетает в родной дом, Мать не принимает беглого солдата). Современные народные баллады | |
4.9.10 | Духовные стихи и песни | Создатели и хранители репертуара духовных стихов и песен. Духовные стихи и песни ─ продукт творческого взаимодействия фольклорного наследия (славы, плачи, гимны, предания и проч.) и жанров письменных (библейские сказания, жития, апокрифы и проч.). Жанрово-тематическая классификация этих произведений. Синтетическая картина мира «Голубиной книги». Святые воины Георгий Победоносец, ФедорТирон, Дмитрий Солунский и др. ─ защитники христианской веры. Своеобразный синтез эпического и христианского начал в этих произведениях. Мученики за веру (Кирик и Улита). Политическая подоплека канонизации св. мучеников кн.Бориса и Глеба и рассказ о них в духовном стихе. Общее и особенное в сопоставлении этих жанров с былинным творчеством. Лирическое начало духовных песен ─ попытка раскрыть глубину переживаний глубину чувств героев библейской и новозаветной истории (Плач Адама, Плач Богородицы. Расставание души с телом и проч.) Лит.: В.П.Аникин. С.419─442. | |
4.10.0. НЕОБРЯДОВАЯ НАРОДНАЯ ЛИРИКА | |||
4.10.1. | Традиционные и новые лирические песни | Проблема происхождения русской необрядовой лирики. Мотивы и образы. Композиционные формы и приемы (монолог, диалог, ступенчатое сужение образа, развернутый поэтический параллелизм, ассоциативно-цепочное построение. Своеобразиелирической сюжетности. Поэтический язык, включая традиционные символы и сравнения. Следы антропоморфизма в поэтической образности традиционной лирики. Поэтический смысл употребления символов. Эпитеты изобразительные и выразительные. Ритмико-интонационная структура лирических песен классического периода и нового времени. Любовные песни. Семейно-бытовые песни. Социальные мотивы в песнях. Популярные советские массовые лирические песни. Изучение лирической песни. Лит.: В.П.Аникин. С.526─556; Н.И.Кравцов, С.Г.Лазутин, С.204─226. | |
4.10.2. | Песни-романсы | Жанр на стыке фольклора и письменного творчества: его собиратели, исследователи и предполагаемая история. Драматическая сторона человеческого бытия в романской интерпретации. Образно-стилевая специфика романсов. Основные подвиды произведений этого жанра. Понимание различий между сюжетом и сюжетной ситуацией как один из важных принципов различения романса и баллады. Стремление исполнителя или исполнителей отождествить себя с лирическими героями этих произведений. Зависимость исполнительского пафоса от характера и степени этого отождествления. Офицерский романс («Не для меня придет весна…» и проч.). Своеобразие цыганского романса. Городской или «жестокий» романс. Псевдомаргинальный романс. Лит.: В.П.Аникин. С.641─674. | |
4.10.3. | Частушки и страдания. | Частушка как продукт трансформации традиционной крестьянской культуры в условиях пореформенного распада классического фольклора. Стремление исполнителя, а нередко и сочинителя частушек отождествить себя с лирическим героем. Соревновательный характер исполнения частушек (частушечные спевы). Принципы разделения частушек на подвиды («Яблочко», «Семеновна», «Подгорная», по начальным строчкам, напр., «Мы уральские девчата,//Мы нигденепропадем…», «нескладухи» и небылицы, Страдания ─ музыкально-поэтический жанр, объединяющий традиции игровых, девичьих лирических песен и городского романса. Его тематика и художественные особенности. . Частушки и фальсификация народного творчества («заказные» политические и агитационные частушки, частушки в рекламе). Частушки «с картинками» и народная регламентация их употребления. Поэтика жанра частушки. Его символический язык в связи с народными традициями и символикой обрядовой и необрядовой народной лирики. Лит.: В.П.Аникин. С.674─700; Н.И.Кравцов, С.Г.Лазутин, С.229─238. | |
4.11.0. ДРАМАТИЧЕСКИЙ РОД В РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ | |||
4.11.1. | Элементы театральности в традиционной праздничной культуре и ярмарочных развлечениях Народная драма | Общие особенности русского народного драматического искусства. Его синтетичность. Игровые песни. Воспитательное значение детских ролевых игр. Игровые элементы календарных обрядов, их идейно-эстетическое своеобразие. Ярмарочные зрелища. Вождение медведя. Петрушка и театр кукол. Вертеп. Раек. Балагурство и импровизационность в представлениях народной театральной культуры. Церковь и театр. «Печное действо». «Хождение на осляти». Начало русского театра (придворный и школьный театры (обзорно)) и его народные варианты. «Лодка», «Царь Максимилиан», балаганные интермедии и др. Лит.: В.П.Аникин. С.596─629, 634─639; Н.И.Кравцов, С.Г.Лазутин, С.240─256. | |
4.12.1 | Рабочий фольклор | Бытование крестьянского фольклора в рабочей среде. Основные жанры рабочего фольклора. Изменения в традиционных жанрах. Изменения в тематике и героях сказки. Популярность социально-утопических легенд. Отражение в песнях новых явлений жизни, ноты недовольства и протеста в них. Частушки: связь этих жанров с распадом крестьянской общины и разрушением домостроевской этики. Основные жанры рабочего фольклора и его характерные особенности. Рабочие сказы об освоении горных богатств, выдающихся рудознатцах, заводских мастерах, силачах и иных выдающихся людях, чьи качества отражали особенности труда и быта горняков и рабочих. Песенные жанры и их разновидности и поэтические особенности. Тема труда и его идеализация. Использование песен для пропаганды революционных идей среди рабочих. Лит.: Н.И.Кравцов, С.Г.Лазутин, С.280─306. | |
4.13.1. | Песнетворчество предреволюционной поры и Гражданской войны как отражение общественных настроений | Роль действий властей и песенного творчества масс в процессе разложения царской армии накануне революций 1917 г. Неоднозначное отношение народных масс к революционным событиям 1917 г. Традиции солдатской песни ─ базовая основа для песнетворчества как в Белой, так и в Красной армиях. Песни двух враждующих в Гражданской войне сил за третью наиболее многочисленную и наименее политизированную часть общества. Граммофон-агитатор. Поэтика лучших революционных песен. Лит.: В.А.Липатов. Песнетворчество Гражданской войны как отражение общественных настроений //Изв. Урал.госуд.ун-та.Сер.2. Гуманит.науки. Вып.14. 2007, №53.─ С.183─193. (см.Приложение №1) | |
4.14.1. | Фольклор периода Великой Отечественной войны | Лит.: Н.И.Кравцов, С.Г.Лазутин, С.326─335. | |
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫДЛЯ ЭКЗАМЕНА
1. Фольклор как предмет филологического изучения
2. Женское начало в культуре
3. Синкретизм русского устного народного поэтического творчества.
Загадки
Заговоры
6. Русское красноречие: пословицы, поговорки, афоризмы и проч.
7. Время в фольклоре. Роль праздников в структурировании годового цикла
8. Святки: поэзия, развлечения, гадания
Масленица
10. Великий пост, Пасха, Красная горка.
11. Троицко-семицкие обряды и фольклор
12. Праздничный цикл от Ивана-Купалы до окончания Петровского поста
13. Родильный и крестильный обряды. Колыбельные песни
14. Великорусская традиционная свадьба и ее элементы в современном свадебном ритуале. Поэзия русской свадьбы
15. Традиционный русский погребальный обряд. Причитания
16. Материнская поэзия как важнейший элемент народной педагогики
17. Детское поэтическое творчество ─ первый шаг в национальную культуру
18. Сказки о животных
19. Волшебные сказки
20. Социально-бытовые сказки
21. Анекдоты
22. Предания
23. Легенды
24. Былички
25. Былины. Историческое и фантазийное в них.
26. Мифологический период существования былин
27. Киевский период. Героические былины
28. Социально-бытовые былины
29. Новгородские былины
30. Исторические песни XIII ─ XVII вв.
31. Исторические песни XVIII ─ XIX вв.
32. Исторические песни о народных восстаниях
33. Баллады
34. Духовные стихи и песни
35. Традиционные и новые народные лирические песни
36. Песни-романсы
37. Частушки и страдания.
38. Рабочий фольклор
39. Песнетворчество предреволюционной поры и Гражданской войны как отражение общественных настроений
40. Фольклор периода Великой Отечественной войны
Вопросов, как видите, немного, и они достаточно обширные. Это хорошо: есть пространство для маневра. Ведь на ответ по каждому я буду давать не более 10─12 минут, поэтому оценка во многом будет зависеть не только от содержательности ответа, но и от его подачи, т.е. насколько эффектно вы сможете показать мне свои знания и насколько умело скроете пробелы в них. На билете кроме темы я напишу тезисы, которые есть в предлагаемом вам плане лекций. Поэтому внимательно ознакомьтесь с планом.И ни в коем случае не пользуйтесь на экзамене никакой аппаратурой. Я очень не люблю, когда меня обманывают.
А вот цитатником с примерами из фольклорных произведений я пользоваться разрешу. Но цитатник должен быть обязательно персональным и рукописным. И делайте его для себя, а не для того, чтобы показать мне пару скомканных листочков. Словом, решайте сами, нужен он вам или нет, однако ответ обязательно должен быть доказательным. А доказательство ─ это пример из текста. Другихя не знаю.
Помните, очень многое на устном экзамене зависит от того, какую атмосферу группа сможет создать в аудитории. Поэтому входите в аудиторию не как обед для хищника, а как укротитель преподавателей. Будьте хозяином положения, и все будет хорошо.
Желаю успеха. Владислав Александрович.