Лабораторная работа № 1. Оценка акцентуации характера




Лабораторная работа № 1

Оценка акцентуации характера

Цель работы: Развитие навыков самооценки личности, формирование умений анализировать полученные результаты тестирования и выявление роли акцентуаций характера в возникновении конфликта.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

 

Концепция акцентуированных личностей К. Леонгарда послужила теоретической основой для создания личностного характерологического опросника, разработанного в 1970 году другим немецким психиатром и психологом – Г. Шмишеком. Он выделяет десять основных типов акцентуации. Ниже приводятся поведенческие характеристики основных типов акцентуации характера.

1. Гипертимный тип. Отличается повышенным настроением, оптимистичен, чрезвычайно контактен, быстро переключается с одного дела на другое. Не доводит начатое дело до конца, недисциплинирован, склонен к аморальным поступкам, необязателен, самооценка завышена. Конфликтен, часто выступает инициатором конфликтов.

2. Дистимный тип. Противоположен гипертимному типу. Отличается пессимистическим настроением, неконтактен, предпочитает одиночество, ведет замкнутый образ жизни, склонен к занижению самооценки. Редко вступает в конфликты с окружающими. Высоко ценит дружбу, справедливость.

3. Циклоидный тип. Отличается довольно частыми периодическими сменами настроения. В период подъема настроения поведение гипертимно, а в период спада – дистимно. Самооценка неустойчива. Конфликтен, особенно в период подъема настроения. В конфликте непредсказуем.

4. Возбудимый тип. Отличается низкой контактностью в общении. Занудлив, угрюм, склонен к хамству и брани. Неуживчив в коллективе, властен в семье. В эмоционально спокойном состоянии добросовестен, аккуратен. В состоянии эмоционального возбуждения вспыльчив, плохо контролирует свое поведение. Конфликтен, часто выступает инициатором конфликтов, в конфликте активен.

5. Застревающий тип. Отличается умеренной общительностью, занудлив, склонен к нравоучениям, часто занимает позицию «Родителя». Стремится к высоким показателям в любом деле, предъявляет повышенные требования к себе, чувствителен к социальной справедливости. Обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен, ревнив. Самооценка неадекватна. Конфликтен, обычно выступает инициатором конфликтов, в конфликте активен.

6. Педантичный тип. Отличается добросовестностью, аккуратностью, серьезностью в делах. В служебных отношениях – бюрократ, формалист, легко уступает лидерство другим. В конфликты вступает редко. Однако его формализм может провоцировать конфликтные ситуации. В конфликте ведет себя пассивно.

7. Тревожный тип. Отличается низкой контактностью, неуверенностью в себе, минорным настроением. Самооценка занижена. Вместе с тем для него характерны такие черты, как дружелюбие, самокритичность, исполнительность. Редко вступает в конфликты, играя в них пассивную роль, преобладающие стратегии поведения в конфликте – уход и уступка.

8. Эмотивный тип. Отличается стремлением к общению в узком кругу. Устанавливает хорошие контакты только с небольшим избранным кругом людей. Чрезмерно чувствителен. Слезлив. Вместе с тем для него характерны доброта, сострадательность, обостренное чувство долга, исполнительность. Редко вступает в конфликты. В конфликтах играет пассивную роль, склонен к уступкам.

9. Демонстративный тип. Отличается легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и славы. Склонен к интригам. Обходителен, артистичен. Вместе с тем люди данного типа эгоистичны, лицемерны, хвастливы. Конфликтен. В конфликте активен.

10. Экзальтированный тип (от лат. exaltatio– восторженное, возбужденное состояние, болезненная оживленность). Отличается высокой контактностью. Словоохотлив, влюбчив. Привязан и внимателен к друзьям и близким, подвержен сиюминутным настроениям.

 

Порядок выполнения работы

1.Изучить теоретическую часть.

2. Провести самотестирование по опроснику Г. Шмишека (Приложение А).

3. Определить акцентуации характера (Приложение А - таблица 1).

4. По результатам самотестирования делать выводы.

5. Подготовить отчет (Приложения Б, В).

Контрольные вопросы

1. Дайте определение конфликта.

2. Приведите классификацию причин конфликта.

3. Какие причины возникновения конфликтов можно отнести к личностным?

4.Каким образом акцентуации характера способствуют возникновению конфликта?

 

Рекомендуемые источники информации

1. Хасан, Б.И. Конструктивная психология конфликта: Учеб.пособие / Б.И.Хасан. – СПб.: ПИТЕР, 2003.

2. Анцупов, А.Я., Конфликтология: Учебник для вузов/ А.Я. Анцупов, А.И.Шипилов – СПБ.: Питер, 2007.

3. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. СПб.: ПИТЕР, 2007

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: