Лабораторная работа № 2. «Диагностика индивидуальных свойств личности, влияющих на межличностные отношения»




Лабораторная работа № 2

«Диагностика индивидуальных свойств личности, влияющих на межличностные отношения»

Цель работы: Исследование представлений о себе и идеальном «Я», выявление свойств личности, значимых для взаимодействия с другими людьми.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Методика диагностики межличностных разработанная Тимоти Лири, заключается в выявлении превалирующего алгоритма отношений к окружающим, а также в определении самооценки и взаимооценки.

Личностный опросник, разработан Т. Лири в 1957 г. и направлен на диагностику межличностных отношений и свойств личности, существенных при взаимодействии с другими людьми.

Тест Лири используется для того, чтоб проводящий тест лучше узнал о своём идеальном «Я», понял отношение к себе и к окружающим. Идеал-Я – понятие, введенное З. Фрейдом и используемое в психоаналитической литературе для описания психики человека и структуры личности. Оно обозначает такое образование, которое возникает внутри личности, представляет собой инстанцию, оказывающую воздействие на поведение индивида. Идеал-Я олицетворяет требования, исходящие как бы из высшего существа в человеке.

При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелюбие-агрессивность, эмоциональность-аналитичность.

Для представления основных социальных ориентаций Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь, эти секторы разделены на восемь – соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей. Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения. Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа. Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального "Я".

Порядок выполнения работы

1.Изучить общие сведения.

2. Провести самотестирование, ответив на вопросы опросника Т. Лири (Приложение Г).

3. Провести взаимооценку (друг, подруга, родители), ответив на вопросы опросника Т. Лири (Приложение Г).

4Провести обработку данных (Приложение Г).

5. Построить диаграммы «личностный профиль» по результатам всех тестирований (Приложение Г).

6. Определить показатели по основным факторам: доминирование и дружелюбие (Приложение Г).

7. Определить типы отношения к окружающим (Приложение Г).

8. Провести качественный анализ полученных данных, путем сравнения диаграмм, демонстрирующих различие между представлениями разных людей

9. Сделать выводы.

10. Подготовить отчет.

Контрольные вопросы

1. В каком году разработан личностный опросник Т. Лири и какова его направленность?

2. Кто ввел понятие «Идеал-Я»?

3. Какие факторы наиболее часто выделяются при исследовании межличностных отношений?

4. Назовите типы отношения к окружающим.

 

Рекомендуемые источники информации

1. Метод диагностики межличностных отношений (адаптированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири): Методическое руководство / Л. Н. Собчик. Москва, 1990.

 

2. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. Пособие. 2-е изд., доп. и перераб. / Под. Ред. Крылова А.А., Маничева С.А.. – СПб.: Питер, 2003.

3. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - СПб.: ПИТЕР, 2007

4. Громова, О.Н. Конфликтология: курс лекций / О.Н.Громова. – М.: ЭКМОС, 2000.

Тест Тимоти Лири.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: