ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКЕ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ ОДНОЗНАЧНЫХ И МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ.




Дидактическая игра "Вагончики".

Дидактическая цель: ознакомить детей с приёмом образования чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа.

Содержание игры: учитель вызывает к доске поочерёдно учеников. Каждый из них исполняет роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ученик говорит: “Я первый вагон”. Второй ученик, играя роль второго вагона, цепляется к первому вагону (кладёт руку на плечо ученика, стоящего впереди). Называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: “Один да один, получится два”. Затем цепляется третий вагон, называет свой порядковый номер, и все дети по сигналу составляют пример на сложение: “Два да один – это три”, “Один да два – это три”, “Один да один да ещё один – это три”. Потом вагоны (ученики) отцепляются по одному. а класс составляет примеры вида: “Три без одного – это два. Два без одного – это один” и т.д..
На основе использования игры “Составим поезд” учащимся предлагают считать число вагонов слева направо и справа налево и подводят их к выводу: считать числа можно в одном направлении, но при этом важно не пропустить ни одного предмета и не сосчитать его дважды.

Дидактическая игра "Сколько?".

Дидактическая цель: формирование навыка сложения и вычитания в пределах 20.

Содержание: учитель показывает и называет пару чисел от 0 до 10, написанных на отдельных карточках. Задаётся вопрос: «Сколько?». Учащиеся отвечают хором или индивидуально. Такая тренировка проходит ежедневно по 2 – 3 минуты в быстром темпе.

Дидактическая игра "Весёлые рыбки".

Дидактическая цель: формирование навыка сложения и вычитания в пределах 20.

Оборудование: карточки-рыбки с выражениями и их значениями.

Содержание: учитель вывешивает на доске картинки-рыбки. На одной стороне карточки записано выражение, на другой его значение. Ученик выбирает одну карточку, называет ответ и сразу же проверяет себя по оборотной стороне. Если выражение решено верно, то карточку-рыбку он забирает себе, если неверно – то вешает обратно на доску. Ученик, допустивший ошибки, выписывает данные выражения в тетрадь и дома заучивает их. Кто больше всех «наловит» рыбок (решит примеры правильно), тот лучший рыболов. Аналогично проводится игра «Поймай бабочку». Работу с такими карточками можно проводить фронтально и индивидуально при изучении таблицы сложения и вычитания, а в дальнейшем таблицы умножения и деления.

Дидактическая игра "Цепочка".

Дидактическая цель: формирование навыка сложения и вычитания по частям или по одному.

Оборудование: мяч

Содержание: учитель бросает мяч ученику и составляет выражение на сложение или вычитание по частям или по одному. Ученик, получивший мяч, называет значение выражение и возвращает мяч учителю и т. д.

Дидактическая игра "Составь поезд".

Дидактическая цель: формирование умений прибавления и вычитания по частям.

Содержание: у читель вызывает к доске 5 девочек. Они образуют поезд из 5 вагонов (цепляются друг за друга — кладут правую руку на плечо впередистоящего). Затем цепляют еще 1 вагон (мальчик) и еще 1 (девочка). Учитель записывает пример вида:

5 + 2 = 7

5+1+1

Дети проговаривают приём прибавления 2. Затем отцепляются 2 вагона по одному в 2 приёма. Ученики записывают и проговаривают приём вычитания 2:

5-2=3

5-1-1

Аналогично показываются приёмы прибавления и вычитания 3 и 4. Например, к доске вызывают 6 мальчиков, они образуют поезд из 6 вагонов. К ним прицепляются ещё 3 вагона по одному (девочка, мальчик, девочка). Этот способ образование поезда записывается на доске и проговаривается учениками:

6+3=9

6+1+1+1

Затем иллюстрируется другой способ составления поезда: к вагонам (мальчикам) прицепляют ещё 2 вагона (2 девочки), а затем ещё 1 вагон (мальчик). Этот способ образования поезда записывается на доске и проговаривается учащимися в беседе с учителем:

6+3=9

6+2+1

Затем иллюстрируется другой способ составления поезда: к вагонам (мальчикам) прицепляют 1 вагон (девочка), а затем ещё 2 вагона (2 мальчика). Этот способ образования поезда записывается на доске и проговаривается учащимися в беседе с учителем:

6+3=9

6+1+2

Аналогично рассматривают другие приёмы прибавления и вычитания 3 и 4.

Дидактическая игра "День и ночь".

Дидактическая цель: воспроизведение приёмов прибавления и вычитания по представлению числового ряда.

Содержание: учитель записывает числовой ряд на доске: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10. Предлагает детям выражения. При слове «ночь» они закрывают глаза и мысленно пробегают по числовому ряду вправо, если выражение на сложение, или влево, если выражение на вычитание. При слове «день» ученики открывают глаза, проверяют себя по числовому ряду и по указанию учителя отвечают. Например: «Ночь! Первое слагаемое 4, второе слагаемое 2. Найдите сумму. День!».

Дидактическая игра "Маятник".

Дидактическая цель: обучение детей приему прибавления и вычитания по 1.

Содержание: перед началом игры учитель спрашивает детей, кто видел часы с маятником. Просит показать, как покачивается маятник. Предлагает детям покачиваться, как маятник, и прибавлять или отнимать по 1. Учитель пишет на доске выражения на прибавление и вычитание чисел вида:

5 + 2=…, 7—3=…, 6 + 4=…, 9 — 3= и т. д.

Учащиеся, покачиваясь, как маятники, считают, решают выражение. Ученики, наклоняясь влево, проговаривают: «5 да 1 = 6, прибавили 1», наклоняясь вправо, продолжают: «6 да 1 = 7, прибавили 2». Учитель спрашивает: «Сколько всего единиц прибавили?» (2). И т. д. Учитель задает ритм наклонов взмахом руки. Аналогично дети, покачиваясь, отсчитывают по 1.

 

Дидактическая игра "Белочка и грибы".

Дидактическая цель: закрепление состава чисел.

Оборудование: плакаты, на которых нарисованы деревья с дуплами (пазами), куда вставляются грибы; картинка с изображением белочки; круглые карточки с числами.

Содержание: на доску вывешивается плакаты с деревьями; сверху плакатов вешают число, состав которого необходимо закрепить. Учитель рассказывает детям о том, что белочка на зиму делает запасы грибов. В одном дупле белочка никогда не хранит свои запасы, а раскладывает их в два-три дупла. «Белочка (учитель показывает картинку белочки) каждый день сушила по семь белых грибов (число можно менять) и раскладывала их в два дупла. По сколько грибов в каждое дупло может положить белочка?» — спрашивает учитель. «Кто хочет быть белочкой и разложить грибы в дупла? Как белочка разложила грибы в первый день? Как белочка разложила семь грибов во второй день? А как в третий день?» Ученики, играющие роль белочки, меняются. Каждый из них подходит к дереву и раскладывает грибы в два дупла. Когда все варианты состава числа 7 исчерпаны, учитель спрашивает: «Как белочка разложила семь грибов и дупла?» Затем под каждым деревом ученики записывают разложение числа 7 на два числа:

7 = 6 + 1

7 = 5 + 2

7 = 4 + 3 и т.д.

 

Дидактическая игра "Кто прав?".

Дидактическая цель: закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10.

Оборудование: таблички с числом; изображения: Буратино, матрёшки, мартышки.

Содержание: у читель пишет на доске выражение и предлагает решить его учащимся. Под изображениями учитель прикрепляет таблички с числами, на которых написаны значения выражения (одно верное, два неверных). Учащиеся должны доказать правильность ответа одного из героев, объяснив решение выражения.

 

Дидактическая игра "Лётчики".

Дидактическая цель: закрепление приёмов прибавления и вычитания в пределах 10 и 20.

Оборудование: рисунки самолетов.

Содержание: до игры учитель проводит небольшую беседу, выясняет у детей: «Кто хочет стать лётчиком? Каким должен быть лётчик? Что он должен хорошо знать и уметь?» Далее обобщает: «Многое должен знать и уметь летчик, чтобы уверенно вести свой самолет к намеченной цели. И прежде всего он должен правильно вести расчеты.

 

«Чтобы летчиком стать,

Чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать,

Надо много уметь.

И при этом и при этом,

Вы заметьте-ка,

Летчикам помогает

Арифметика».

(В. Корыстылев, М. Львовский)

 

На доске записаны 3 столбика выражений, ниже их — рисунки самолётов. Выше каждого выражения 3 ответа, один из них правильный, другие неверные:

 

Класс делится на 3 команды. В каждой команде назначается летчик. Учитель вызывает к доске 3-х летчиков, остальные — контролеры. Каждый из них производит расчеты (решает свой столбик, начиная с нижнего выражения) и правильно ведет свой самолет по намеченному курсу. Решив выражение, летчик делает вокруг него петлю (обводит его мелом) и показывает линией, куда должен подняться самолет (проводит линию к правильному ответу). Каждый летчик делает новый расчет (решает второе выражение) и поднимает свой самолет выше, показывая мелом правильный ответ. В конце игры подводятся итоги. Учитель показывает на выражение, контролеры подтверждают или исправляют путь движения самолета. Все правильные значения записывают справа от выражения, другие значения стирают. Выявляют лучшего летчика. Ему учитель выдает рисунок звезды. Допущенные ошибки анализируются. Аналогично проводится игра «Лучший космонавт», «Лучший капитан».

Дидактическая игра "Навстречу друг другу".

Дидактическая цель: закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10 и 20.

Оборудование: изображения чебурашки и крокодила Гены.

Содержание: на доску вывешивают изображения чебурашки и крокодила Гены на расстоянии. Учитель заранее записывает на доске пять-семь выражений в строчку с промежутком для его значения. Например:

4+5=

3 - 2=

7 - 2=

8 + 2=

4 - 3=

6 + 2 =

или

4 + 15 =

9 + 3 =

120 - 2 =

15 - 7 =

20 - 5 =

8 + 4 =

18 + 2 =

Затем учитель объясняет, что нужно помочь встретиться героям (1 ша героя=1 верно решённое выражение). К доске выходят два ученика, учитель даёт команду начинать решение. Один ученик начинает решать слева, а другой — справа, т.е. навстречу друг другу. В конце игры анализируются ошибки. Кто верно нашёл значения всех выражений и при этом первый довёл героя на встречу, тот и выиграл.

Дидактическая игра "Лото".

Дидактическая цель: формирование навыка прибавления и вычитания в пределах 10 и 20.

Оборудование: открытки, разрезанные на четыре-шесть прямоугольников: на каждом прямоугольнике записано выражение. На карточках (10х15 см), разделенных соответственно на четыре-шесть прямоугольников, записаны значения выражений.

Содержание:

Вариант 1. Ведущий (вначале им является учитель) берёт из мешочка (или коробочки) прямоугольник (часть открытки) с выражением и читает его учащимся. Учащиеся решают выражение. Ученик, у которого есть карточка со значением к этому выражению поднимает руку. Учитель отдает этому ученику часть открытки. Затем учитель читает следующее выражение и т.д. Игра заканчивается, когда кто-либо из учеников заставил всю карточку, т.е. у него получилась целая открытка с изображенным на ней рисунком.

Вариант 2. Выражения могут быть записаны на карточках, а на прямоугольниках открытки — их значения. Учитель вытаскивает прямоугольник со значением. Ученик в своих карточках заставляет выражение соответствующим ответом. Выигрывает тот, кто заставит правильно всю карточку.

Правильность легко проверить: если все выражения верно подобраны, то у ученика из отдельных прямоугольников получается целая открытка.

 

Дидактическая игра "Закрой форточку".

Дидактическая цель: формирование навыка прибавления и вычитания в пределах 10 и 20.

Оборудование: у каждого из учеников карточки (10х15 см) с выражениями, один из компонентов выражения неизвестен; у учителя маленькие карточки с числами (с неизвестными компонентами).

Содержание: учитель называет число, если это число является неизвестным компонентов одного из выражения, то ученик поднимает руку и называет всё выражение. Остальные учащиеся проверяют. Выигрывает тот, кто верно и быстро заполнил все «форточки» своей карточки.

 

Дидактическая игра "Расти, расти лесок!".

Дидактическая цель: формирование навыка прибавления и вычитания в пределах 10 и 20.

Содержание: у читель пишет на доске 3 столбика выражений для каждого ряда. Ученики решают их. Кто решил выражения, встаёт. Учитель приговаривает: «Выросло одно деревце, выросло второе, пока ещё лесок реденький; расти, расти, лесок!» Когда все ученики решат выражения, то учитель говорит: «Вырос густой лес». В конце игры, по одному учащемуся от ряда, называют значения, которые у них получились. Если кто-то из детей не согласен, то он поднимает руку, и доказывает, почему ответ неверен.

 

Дидактическая игра "Какой пример решён?".

Дидактическая цель: формирование навыка прибавления и вычитания в пределах 10 и 20.

Содержание:

Вариант 1. Учитель записывает на доске три-четыре выражения. Например:

4+3=

4+6=
7-2=

6-6 =

Затем он показывает табличку со значением к одному из выражений и спрашивает, какое выражение решено.

Вариант 2. На доске записано три-четыре выражения. Учитель предлагает познакомиться с ними, т.е. прочитать про себя. Вызванный ученик становится спиной к доске. Учитель молча показывает указкой выражение. Ученики решают, и кто-либо говорит ответ. Вызванный ученик должен определить, какое из выражений решили его товарищи. Он будет считаться лучшим счетчиком, если правильно назовет все выражения. Если ошибется, то выходит следующий ученик.

 

Дидактическая игра "Найди ответ".

Дидактическая цель: формирование навыка прибавления и вычитания в пределах 10 и 20.

Оборудование: карточки с выражениями и карточки с соответствующими значениями.

Содержание: у читель раздает половине учащихся карточки с выражениями (1 ученик=1 выражение). Другая половина учеников класса получает карточки со значениями и выстраивается около доски. Ученик, получивший карточку с выражением, громко его читает. Все дети решают. Выходит из шеренги ученик со значением и говорит: «Получится...» Выигрывает тот ряд, в котором ученики меньше всего ошибались.

 

Дидактическая игра "Поезд №".

Дидактическая цель: формирование навыка прибавления и вычитания в пределах 10 и 20.

Оборудование: карточки с выражениями и карточки с соответствующими значениями.

Содержание: учитель раздает учащимся карточки с выражениями. Ученики решают их. На середину класса или зала выезжает "паровоз" с номером 7 (число можно менять). К нему бегут «цепляться» только те «вагончики» (ученики), у которых значение выражения 7. После этого «паровоза» выезжает следующий, с номером 6. Когда составлены два-три «поезда», начинается проверка. Каждый ученик читает выражение. Если значение его выражения не равно номеру «поезда», то этот «вагончик» отцепляется от «паровоза».

 

Дидактическая игра "Самый быстрый почтальон".

Дидактическая цель: формирование навыка прибавления и вычитания в пределах 10 и 20.

Оборудование: карточки с выражения и карточки с разрезанными числами.

Содержание: учитель раздает пяти ученикам по одинаковому числу карточек (писем), на обратной стороне которых записаны выражения. Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами (они держат в руке разрезные цифры, обозначающие числа от 0 до 10). Самые быстрые почтальоны должны быстро определить на конверте номер дома, записанного выражением (решить его), и разнести письма в соответствующие дома (отдать детям, у которых карточки с цифрами, обозначающими значения выражений, записанных на конвертах). Кто быстро и правильно разнесет письма по назначению, тот — самый быстрый почтальон. Решение примеров проверяют все ученики.

 

Дидактическая игра "Нужное местечко".

 

Дидактическая цель: формирование навыка прибавления и вычитания в пределах 10 и 20.

Оборудование: изображения игрушек; изображение полки.

Содержание: на доске вывешиваются изображения игрушек в 2 ряда, а в центе полочку с номерами. Под игрушками записываются выражения, обозначающие её место на полочке. Дети, решив выражение, должны посадить игрушку на своё местечко.

 

Дидактическая игра "Лучший космонавт".

Дидактическая цель: формирование навыка прибавления и вычитания в пределах 10 и 20.

Оборудование:

Содержание: у читель вывешивает на доске 10 ракет с номерами от 1 до 10. Вызываются сразу 10 учеников. Вокруг стола, где разложены карточки с примерами, взявшись за руки, дети идут и проговаривают:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет.

 

Как только сказано последнее слово, они быстро берут карточку со стола, на которых зашифрован номер ракеты, на которой полетит космонавт. Они решают выражение, определяя номер своей ракеты, и пишут выражение под соответствующим номером ракеты.

 

Дидактическая игра "Математический футбол".

Дидактическая цель: формирование навыка прибавления и вычитания в пределах 10 и 20.

Оборудование: изображение 10 мячей.

Содержание: н а доске размещаются слева и справа рисунки ворот, ниже которых — карточки с цифрами, обозначающие числовой ряд от 0 до 10. На поле прикрепляются рисунки мячей, на обратной стороне их записаны выражения, в которых зашифровано направление удара мяча. Ученики должны правильно ударить мяч (решить правильно выражение) и передвинуть его к той части ворот, где находится ответ этого примера. В игре участвуют поочередно игроки каждой команды (каждого варианта), которые загоняют мячи то в левые, то в правые ворота. Выигрывает та команда, которая не допустит ни одной ошибки в ударе мяча или допустит меньшее число ошибок.

 

Дидактическая игра "Войди в ворота".

Дидактическая цель: закрепление знаний о составе числа.

Оборудование: разрезные карточки с числами от 0 до 10.

Содержание: д ети берут карточки с числами 0, 1,.... 10. Два ученика образуют ворота (оба поднимают вверх сцепленные руки), в свободных руках они держат карточки с числами. В результате образуется несколько пар и один лишний. Он входит в ворота, выбирает ученика с карточкой, чтобы их числа в сумме составляли число 10. Оба ученика проходят назад. Оставшийся без пары ученик также входит в ворота и подбирает себе пару. Игра продолжается до тех пор, пока все пары не разберутся. Остается ученик с числом 5. К нему входит еще один ученик с числом 5. Все дети, сидящие за столами, подтверждают правильность подбора пар.

 

Дидактическая игра "Карусель".

Дидактическая цель: раскрытие понятия переместительного свойства сложения.

Оборудование: картонный круг, в центре которого в отверстие вставлен карандаш; фигурки разных зверюшек.

Содержание: у читель ставит по диаметру круга фигурки зверюшек, например 3 зайцев и 2 белок, и предлагает детям составить выражение на сложение. Затем, покатав зверей на каруселях (учитель вращает круг несколько раз), он останавливает их так, чтобы зверюшки поменялись местами по отношению к детям, снова предлагает учащимся составить выражение на сложение. В результате дети составляют пару выражений на сложение:

3 + 2 = 5

2 + 3 = 5

Катая на каруселях по очереди других зверюшек, учитель предлагает детям составлять пары выражений на сложение. В итоге дети делают вывод: от перестановки слагаемых сумма не изменяется.

 

Дидактическая игра "Проверь Незнайку".

Дидактическая цель: закрепление переместительного свойства сложения.

Оборудование: рисунки вагонов «домино»; изображение Незнайки; разрезнные карточки с числами.

Содержание: на доску вывешивается изображение Незнайки. У читель сообщает детям, что в класс пришёл Незнайка, сцепил парами вагоны по правилу игры в домино и предлагает детям составить выражения на сложение, учитывая число кружков на табличках вагонов. Учащиеся из разрезных карточек с числами составляют следующие приме ры:

 

 

Учитель предлагает проверить, правильно ли Незнайка сцепил вагоны. Учащиеся замечают ошибки Незнайки. Меняют вагоны местами. Снова составляют пары примеров на сложение и делают вывод о переместительном свойстве сложения.

 

Дидактическая игра "Диспетчер и контролёры".

Дидактическая цель: закрепление состава чисел первого десятка.

Оборудование: рисунки 10 легковых машин.

Содержание: у читель на доске до урока схематически (прямоугольниками) изображает вокзал и на некотором расстоянии — стоянку такси. Ученик у доски, выполняющий роль диспетчера, отправляет по 1 машине от стоянки к вокзалу (перемещает по 1 легковой машине из одного прямоугольника в другой). Контролеры (все остальные учащиеся класса) ведут учет, сколько машин отправили к вокзалу, и сколько осталось после отправления каждой машины. Чтобы не забыть число отправленных и оставшихся машин, они выкладывают разрезные цифры таким образом:

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

В результате делается вывод о составе числа 10.

 

Дидактическая игра "Диспетчер и контролёры".

Дидактическая цель: воспроизведение состава чисел в пределах 10 по памяти.

Содержание: учитель говорит: «Я задумал 2 числа и сложил их. У меня получилось 5. Какие числа я сложил?».

 

Дидактическая игра "Распредели числа в домики".

Дидактическая цель: закрепление знаний о составе числа.

Содержание: учитель записывает на доске числовой ряд:

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Рисует на доске числовой домик, каждый этаж которого состоит из двух клеточек. На крыше дома записан его номер. Учащиеся должны распределить числа в клеточки так, чтобы их сумма была равна номеру дома. Чтобы не забыть, какие числа распределили в соседние квартиры, надо отмечать их стрелками. Один ученик у доски распределяет числа в клеточки, другие показывают их учителю на карточках. После расселения чисел учитель спрашивает: «Что интересного вы заметили при распределении чисел в соседние клеточки?» (В соседних клеточках находятся числа, стоящие на одинаковых местах слева и справа в числовом ряду):

 

 

 

Дидактическая игра "Лыжники".

Дидактическая цель: формирование навыка прибавления и вычитания в пределах 10 и 20.

Содержание: на доске написаны два ряда выражений для двух вариантов. Дети считают и записывают только их значения. После проверки учитель сообщает, кто из детей добрался до финиша, т.е. решил все примеры правильно.

 

Дидактическая игра "Круговые примеры".

Дидактическая цель: составление выражений, у которых первый компонент равен ответу предыдущего выражения.

Содержание: у читель пишет на доске выражения, у которых задан первый компонент. Учащиеся составляют выражения со значением, равным первому компоненту следующего выражения. Например, на доске даны следующие записи:

7-5 = 2

2 + 6 = 8

8 + 2=10

10-8 = 2

2 + 5 = 7

Дидактическая игра "Круговые примеры".

Дидактическая цель: формирование навыка прибавления и вычитания в пределах 10 и 20.

Содержание: у ченики делятся на две команды. Учитель заранее записывает на доске числовые выражения, при этом они могут располагаться горизонтально, вертикально, наклонно или в перевернутом виде. Например, 8+3; 19-9; 12+5; 7+3… Первая команда называет одно выражение, а вторая - откликается выражением с таким же результатом. Затем перекличку начинает вторая команда. Желательно, чтобы одно выражение осталось без пары.

 

Дидактическая игра "Круговые примеры".

Дидактическая цель: формирование навыка прибавления и вычитания в пределах 10 и 20.

Оборудование: карточки с заданиями.

Содержание: на карточках даны выражения с буквами, на верху карточки находятся значения данных выражений. Дети должны найти значение выражения, и соотнести букву с значением выше. Если выражения решены правильно, то буквы сольются в правильное слово.

1 2 3 4 5

В Е Р Н О

 

О 3 + 2=

Н 1 + 3=

Р 10 – 7=

Е 5 – 3=

В 7 – 6=

Дидактическая игра "Круговые примеры".

Дидактическая цель: формирование навыка прибавления и вычитания в пределах 10 и 20.

Оборудование: плакат с кошкой с карманами для чисел на лапках и хвосте.

Содержание: кошка вывешивается на доску. В кружках на лапках и хвосте – карманы для чисел. На хвосте – кружок красного цвета. Здесь вставляется результат действия. На лапках – кружки голубого цвета, которые содержат числа, используемые при математическом действии. Например, учитель задает вопрос: «Как получить число 13?» (при этом на лапках числа 10, 3, 20, 7). Учащиеся отвечают: «13 – это разность чисел 20 и 7», «13 – это сумма чисел 3 и 10». Данная таблица помогает систематически проверять и укреплять навыки устного счета, активизирует внимание детей, вносит элемент игры.

 

Дидактическая игра "Числа, бегущие на встречу друг другу".

Дидактическая цель: закрепление состава чисел.

Содержание: учитель предлагает детям записать в тетради числа от 1 до 10 по порядку и дугами показать два числа, которые бегут навстречу друг другу, образуя в сумме число 10. Затем просит записать примеры на сложение с этими числами.Например:

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

0 +10 = 10 - 10 + 0 = 10

1 + 9 = 10 - 9 + 1 = 10

Учитель спрашивает: «Что интересного вы заметили при составлении примеров? Дети отвечают, что числа, стоящие на одинаковых местах справа и слева в числовом ряду, составляют в сумме число 10»

Дидактическая игра "Украсим ёлку игрушками".

 

Дидактическая цель: закрепление навыков сложения и вычитания чисел в пределах 10и 20.

Оборудование: рисунок елки с номерами игрушек: изображение Деда Мороза и Снегурочки на доске; изображение ёлочных игрушек на партах у детей.

Содержание: учитель сообщает, что скоро Новый год. И все будут наряжать елку. И нам с вами тоже надо нарядить елку. Наша елка – математическая. На доску вывешивается плакат с елкой. Дедушка Мороз со Снегурочкой придумали для Вас интересное задание. Они развесили номера игрушек на ёлке, а на доске записали их в виде выражений. Вы сможете сами украсить ёлку, если решите выражения, записанные на доске. Учитель показывает выражение, ученик, решив выражение, вешает свою игрушку на соответствующий номер.

 

Дидактическая игра "Волшебная яблоня".

Дидактическая цель: закрепление знаний таблицы сложения и вычитания чисел первого десятка.

Оборудование: изображение яблони с кармашками для яблок; выражения на сложение и вычитание с пропущенными числами.

Содержание: на доске висит изображение яблони. На это яблоне волшебные яблоки. На них написаны числа. Сорвать яблоко может только тот, ктоо догадается, какое число пропущено в выражении.

2 + =5

4 + 2 =

- 3=

 

Ученики вспоминают выражения на сложение и вычитание чисел первого десятка. Догадавшись, какого числа не хватает, срывают яблоко с этим числом и вставляют в окошечки.

 

Дидактическая игра "Цирк".

Дидактическая цель: закрепление навыков сложения и вычитания чисел в пределах 10.

Оборудование: таблица с изображением арены цирка с весёлым Петрушкой посередине; изображения животных выступающих в цирке.

Содержание: учитель сообщает детям, что на этом уроке они отправляются в необыкновенное путешествие – в цирк. Он выясняет у учащихся, кто был в цирке, каких артистов видел. Затем идёт работа по таблице, на которой изображена арена цирка. Петрушка разделил арену цирка на 10 частей – площадок, каждую из них обозначил свои номером, а место каждого артиста зашифровал выражением. Решив выражения правильно, артисты узнают свои места на арене цирка. Но артисты не знакомы с приёмами устного счёта. Помогите им. Каждый ученик, решив выражения, записанные под изображениями артистов, расставляет их по своим местам.

 

Дидактическая игра "Украсим ёлочку шарами".

Дидактическая цель: закрепление приёма однозначных чисел с переходом через десяток.

Оборудование: изображения ёлочек.

Содержание: детям предлагается нарисовать на верхнем ярусе ёлочки число шаров, равное первому слагаемому. На втором и третьем ярусах их нужно нарисовать такое число, которое равно второму слагаемому. При этом число шаров на втором ярусе должно дополнить число шаров на первом ярусе до 10. На третьем ярусе нужно нарисовать остальные шары. Ученикам выдают 4 варианта карточек, каждый из них решает своё выражение, потом способы решения выражений анализируются всеми учениками.

 

Дидактическая игра "Было-стало".

Дидактическая цель: закрепление переместительного закона сложения.

Оборудование: на доске и у каждого ученикаизображения ёлочки и игрушки.

Содержание: учитель закрепляет на доске изображение ёлочки. На ветках развешивается слева 3 игрушки, а справа – 2. Дети повторяют те же действия на местах. По рисункам составляется и записывается выражение на сложение: 3+2. После того, как оно будет решено, учитель просит детей закрыть глаза, и переставляет рисунки игрушек. Открыв глаза, учащиеся замечают, что изменилось, и тоже меняют местами свои рисунки. По новой иллюстрации составляется ещё одно выражение на сложение: 2+3. Решив его, дети получают тот же ответ: 5. Несколько раз, поменяв местами различное число игрушек на левых и правых ветках ели и составив 3-4 пары выражений, учащиеся подводятся к выводу: от перестановки мест слагаемых сумма не меняется.

 

Дидактическая игра "Собери примеры".

Дидактическая цель: отработка навыков табличного сложения и вычитания в пределах 10.

Содержание: детям предлагается записать только те выражения. В результате которых получается 10. Учитель диктует различные случаи сложения и вычитания в пределах 10, в которых есть ответ 10. Затем проверяется, кто самый точный и внимательный, не ошибся и не пропустил ни одного выражения.

 

Дидактическая игра "Математический бег по числовому ряду".

Дидактическая цель: обучение детей приёмам прибавления и вычитания по частям в пределах 10.

Оборудование: числовой ряд, записанные на доске пары выражений.

Содержание: перед началом игры повторяют, что прибавляя единицу, получают следующее число.

· С какой стороны в числовом ряду стоит следующее число данного? (справа)

· На сколько шагов мы продвигаемся вправо от числа, чтобы получить следующее число? (на 1)

· Если прибавим к числу 2 единицы, то насколько шагов продвинемся вправо? (учитель показывает по числовому ряду каждое следующее число, дети хором считают шаги и отмечают, что их 2)

· Давайте побегаем глазками по числовому ряду, прибавляя 2 к разным числам.

Таким же образом отрабатываю приёмы сложения и вычитания по 3 и 4. Далее задание усложняется6 открывают записанные заранее на доске пары примеров, дети, выполняя «математический бег», называют результаты.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: