Права и обязанности поездного диспетчера




Раздел II. ДИСПЕТЧЕРСКОЕ РУКОВОДСТВО ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ НА УЧАСТКАХ И В УЗЛАХ

 

Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫПОЕЗДНОГО ДИСПЕТЧЕРА

Права и обязанности поездного диспетчера


Поездной диспетчер является непосредственным организатором выполнения заданий сменносуточного плана поездной и грузовой работы на участке. Он обязан oбеспечивать рациональное использование вагонов и локомотивов, пропускной и провозной способности участка и перерабатывающей способности станций, безопасность движения поездной и маневровой работы, контролировать работу станций. Диспетчер руководствуется в своей работе Правилами технической эксплуатации железных дорог, инструкциями по движению поездов и маневровой работе, по сигнализации на железных дорогах по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ и работ на контактной сети, действующими графиком движения и планом формирования поездов, а также техническо-распорядительными актами и технологическими

процессами станций участка, приказами и указаниями МПС, дорога и отделения, сменно-суточным планом поездной и грузовой работы участка и указаниями дежурного по отделению — руководителя диспетчерской смены. Диспетчер ведет необходимую техническую документацию: Журнал диспетчерских распоряжений, график исполненного движения поездов и приложение к нему, Журнал осмотра устройств СЦБ и связи.

Перечень основных вопросов, по которым ДНЦ издаются приказы, регистрируемые в Журнале диспетчерских распоряжений, и формы этих приказов приведены в Инструкции по движению поездов и маневровой работе. В ней же изложен и порядок работа поездного диспетчера. Примерные формы диспетчерских приказов приведены в приложении к пособию.

Диспетчер фиксирует на графике исполненного движения фактическое следование поездов, нанося на сетке графика линии хода поездов по перегонам и отмечая время прибытия, отправления и проследования по станциям, и записывает сведения о поездах, поездной и грузовой работе станций, использовании локомотивов, нарушениях нормальной работы и их причинах (рис. 4). На бланке графика ДНЦ прокладывает линии хода поездов по участку на несколько часов вперед.

При организации и управлении работой участка ДНЦ обязан использовать передовые приемы и методы. Он имеет право давать оперативные задания, распоряжения и приказы (устные или решстируемые) дежурным по станциям, локомотивным бригадам и работникам других подразделений, связанным с обеспечением перевозочного процесса на участке; разрабатывать и

осуществлять регулировочные меры, направленные на предотвращение или ликвидацию сбоев в работе и на повышение эффективности использования перевозочных средств; обращаться с докладами и предложениями к руководителю смены и вышестоящим командирам; давать предложения о поощрении и наложении взысканий на оперативный персонал структурных подразделений участка.

Прием дежурства. Для своевременного вступления на дежурство ДНЦ должен заблаговременно явиться на рабочее место и за 15 мин до начала смены быть готовым к проводимому ДНЦС (или его заместителем) оперативному совещанию диспетчерской смены. Прием дежурства включает следующие операции:

получение у сдающего дежурство ДНЦ исходной информации на начало смены об особенностях предстоящей работы и о планируемых мерах по преодолению затруднений;

проверка исправности технических средств; получение, информации о действующих на участке предупреждениях и “окнах“;

получение плана работы на смену (или 3—4-часовой период) у старшего диспетчера отделения;

оформление приема-сдачи дежурства циркулярным приказом в Журнале диспетчерских распоряжений

Фрагмент графика исполненного движения на однопутном участке

 

 

При вступлении на дежурство ДНЦ должен ознакомиться с поездным положением станций; вызвать всех ДСП своего участка, проверить вступление их на дежурство, записать их фамилии, а также фамилии операторов, сверить часы, выяснить, какие приемо-отправочные пути на промежуточных станциях заняты отдельными

вагонами и составами; проверить, какие диспетчерские приказы, записанные в журнале ранее, продолжают действовать.

Вступивший на дежурство ДНЦ передает на станции участка регистрируемый циркулярный приказ по форме:

 

13.03, 20 ч 03 мин, №117 Циркулярный.

В 20 ч 00 мин дежурство принял ДНЦ Иванов.

В 20 ч 00 мин дежурство сдал ДНЦ Павлов.

Оценка и прогноз положения на участке. Для того чтобы оценить положение на участке, ДНЦ должен по графику исполнекного движения определить занятость станционных путей и перегонов (при ДЦ или ДК на участке и по табло-мнемосхеме), уточнить исправность работы технических средств, проанализировать фактическое движение по графику находящихся на участке поездов, а также план прибытия поездов и план отправления поездов по основным станциям участка на ближайшие 4—б ч, подход поездов по стыковым пунктам и план местной работы на участке, уточняя возникающие вопросы по телефону с причастными работниками.

Если в результате анализа положения на участке ДНЦ приходит к выводу, что пропускная и перерабатывающая способность участка и станций позволяют справиться с заданными размерами движения поездов, то организует работу участка на основании сменно-суточного плана, передавая распоряжения о порядке работы (устно или в виде регистрируемых приказов) непосредственным исполнителям на местах.

В случае возникновения сбоев в работе, различного рода неисправностей технических

средств и подвижного состава, препятствующих выполнению плановых заданий, или же несоответствия ожидаемых размеров движения пропускной и перерабатывающей способности участка ДНЦ ставит в известность ДНЦО. Совместно с ДНЦО, ТНЦ и ДНЦВ разрабатывает меры по устранению сбоев в работе и новый план-график пропуска поездов по участку. Откорректированный план работы доводится до исполнителей.

Текущее планирование работы. Цель текущего планирования — конкретизация и детализация по 4—6-часовым периодам плана оперативной работы с учетом меняющейся обстановки, направленные на выполнение количественных и качественных показателей сменно-суточного плана работы.

Для текущего планирования пропуска поездов по участку ДНЦ анализирует данные о подходе поездов и характеристики каждого поезда, характеристики локомотивов и локомотивных бригад, планы приема-отправления поездов техническими станциями, а также наличие предупреждений и “окон“.

Сравнивая данные ожидаемого поезда с нормативным графиком движения поездов, ДНЦ устанавливает их соответствие. Если направление следования' и время поступления соответствуют графику, ДНЦ согласовывает прием поезда с соседнего участка, проверяя возможность пропуска поезда без задержек по условию режима работы локомотива и локомотивной бригады. Разработанный план пропуска фиксируется на бланке графика исполненного движения. Если имеются отклонения от действующих плана формирования или графика движения, ДНЦ докладывает об этом ДНЦО и получает разрешение на при-

ем поезда с соседнего участка, при этом выясняет причину отклонения и планирует пропуск поезда вне графикового расписания, рассчитывая интервал между графиковыми поездами, время отправления поезда вслед за предыдущим и время проследования попутных станций, зная перегонные времена хода, характеристику поезда, исправность локомотива, наличие предупреждений и т. д. Если пропуск поезда вне расписания за расчетное время невозможен, ДНЦ определяет время возможного приема и сообщает ДНЦ соседнего участка и ДНЦО. Если соседний участок не может принять поезд, то ДНЦ определяет возможность временной его задержки на одной из промежуточных станций участка, учитывая характеристики поезда и промежуточных станций, профиль и длину станционных путей, согласовывает с ДНЦО и доводит результат решения до непосредственных исполнителей.

Планируя организацию местной работы на участке, ДНЦ, зная план погрузки, выгрузки и сдачи (или получения) порожних вагонов по каждой станции и в целом по участку (по количеству и роду подвижного состава) и учитывая принятую систему развоза местного груза на участке, планирует работу сборных и передаточных поездов, диспетчерских локомотивов — определяет конкретно по каждому поезду число поступающих на станции груженых вагонов под выгрузку и порожних под погрузку с учетом очередности подач, сроков выполнения грузовых операций и рода подвижного состава, вывоз погруженных вагонов с учетом формирования отправительских и ступенчатых маршрутов, а также сбор порожних вагонов. Этот план по каждо-му поезду разрабатывается не позднее, чем за 30 мин до его отправления на участок.

В случае возникновения затруднений в организации местной работы ДНЦ должен выяснить причины и совместно с ДНЦВ разработать меры, направленные на выполнение плана местной работы участка; разработанный план довести до непосредственных исполнителей.

Выполнение плана местной работы ДНЦ контролирует, анализируя ход погрузки, выгрузки вагонов на станциях участка, грузовую работу-основных предприятий, получая нужные данные запросом от ДСП, станционных диспетчеров и руководителей транспортных цехов.

При -организации ремонтных работ на участке с предоставлением “окон“ ДНЦ строит свою работу на основе вариантного графика движения поездов (при его наличии), где четко определены время начала и окончания “окна", расписания графика, которые в связи с этим сняты или проложены дополнительно, технические средства, при которых будут проводиться работы.

В случае если нормативным графиком предоставление “окон" не предусмотрено, но необходимо проведение ремонтных работ на участке с закрытием движения, за сутки до начала работ должен быть разработан и утвержден установленным порядком вариантный график движения поездов, с которым ДНЦ знакомится при вступлении на дежурство и в соответствии с которым организует работу на участке.

Подход поездов по стыковым пунктам с соседними ДНЦ дается поездным диспетчером в форме регистрируемого приказа через каждые 3—4 ч на основании разработанного плана-графика пропуска поездов (такой график иногда на-зывают прогнозным), как находящихся на участке, так и тех, которые поступят на участок до конца периода шинирования со станций формирования или других стыковых пунктов.

Контроль за выполнением сменно-суточного плана и подведение итогов работы. Контроль за выполнением заданий сменно-суточного плана поездной и грузовой работы ДНЦ осуществляет по 4—6-часовым периодам и в конце дежурства, собирая оперативные данные и сопоставляя их с плановыми показателями сменно-суточного плана диспетчерского участка; о приеме-сдаче поездов и вагонов по стыковым пунктам; о приеме, расформировании, формировании и отправлении поездов техническими станциями; о погрузке и выгрузке вагонов; регулировке порожних вагонов; о выполнении графика движения пассажирских, пригородных и грузовых поездов по отправлению и проследованию.
В случае отклонений ДНЦ через ДСП или маневровых диспетчеров станций выясняет причины срыва, разрабатывает меры, направленные на выполнение сменно-суточного плана и, согласовав их с ДНЦО, доводит до исполнителей.
Поездной диспетчер — единоличный руководитель движения поездов на участке, обязан контролировать работу станций, следить за приемом и отправлением поездов на станциях и принимать меры по обеспечению безопасности движения. Особенно необходим контроль ДНЦ за работой тех станций, на которых по тем или иным причинам нарушено нормальное действие устройств СЦБ и связи. Дежурный по станции обязан ставить в известность поездного диспетчера о случаях неисправности устройств СЦБ и связи по движению поездов, неисправности поез-дной радиосвязи, о невозможности открытия входных и выходных сигналов и в последующем действовать в соответствии с указаниями ДНЦ.
Для того чтобы обеспечить эффективный контроль за работой станций, ДНЦ обязан знать правила пользования имеющимися на станциях устройствами СЦБ и связи и, давая то или иное указание ДСП, отчетливо представлять себе технологию выполнения всех операций.
При подведении итогов работы смены ДНЦ должен оценить выполнение участком и отдельными станциями основных заданий сменно-суточного плана поездной и грузовой работы участка по перечисленным показателям, а также обеспечение безопасности движения в поездной и маневровой работе и техники личной безопасности. Сравнительно несложно оценить и уровень выполнения участковой скорости движения грузовых поездов.
Результат анализа итогов работы смены доводят до ДСП или маневровых диспетчеров основных станций участка, характеризуя качество работы каждого.

Сдача дежурства. За 30—60 мин до окончания смены ДНЦ подготавливает необходимую информацию для

принимающего дежурство ДНЦ об особенностях работы и планируемых мерах, если в конце дежурства возникли какие-либо затруднения. Готовит учетные и отчетные документы: завершает оформление Журнала диспетчерских приказов, включая подготовку текста приказа о приеме-сдаче дежурства; подтягивает график исполненного движения, дооформляет приложение к графику (краткие характеристики поездов) и Журнал устройств СЦБ; анализирует и заверяет документы своей подписью.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: