Научная организация управленческого труда (НОУТ)--




Зак. 327


счету, не должны включаться в Н. у., но часто находящие там место, из-за, во-первых, не полной еще легитимности Н. у. и, во-вторых, в силу научно необъясненных пока еще некоторых, дающих положительный эффект действий руководителей и потому объясняемых причинами трансцендентного характера («озарение», «Дар божий», «искусство предвидения», «магиче­ское влияние» и т. д.). Все знания Н. у. представляют собой не механическую совокупность, а органически увязанное меж­ду собой интегрированное целое.

Научные основы управления — см. научное управление.

Научная организация труда (НОТ)организация труда на основе достижений науки и передового опыта. НОТ позво­ляет наилучшим образом соединить в единый производствен­ный комплекс живой труд с орудиями и предметами труда. Основные задачи НОТ: повышение производительности труда; создание благоприятных условий труда, исключающих возник­новение профессиональных заболеваний; повышение его со­держательности и привлекательности; создание предпосылок для профессионального, общеобразовательного и культурного роста работников; развитие их инициативы и творческой ак­тивности. Основные направления НОТ: совершенствование разделения и кооперации труда, улучшение организации и об­служивания рабочих мест, улучшение условий труда, совер­шенствование морального и материального стимулирования, рационализация приемов и методов труда, повышение квали­фикации работников и др. Внедрение НОТ — задача каждого руководителя, однако наибольшего эффекта удастся добиться, если к этому делу будут привлечены специализированные службы.

Научная организация управленческого труда (НОУТ)--

научная организация труда работников в сфере управления. НОУТ основывается на тех же принципах, решает те же за­дачи и состоит из совокупности тех же направлений, что и научная организация труда (НОТ). Отличие предопределяется особенностями управленческого труда и выражается в специ­фике конкретных форм его организации. Так, напр., проблема нормирования труда в сфере управления стоит не так остро, как в сфере исполнительской деятельности, да и подходы к нормированию должны быть иными. Наоборот, проблема ор­ганизации трудового процесса (режима труда) в сфере уп­равления, особенно организация рабочего времени руководи­теля, более актуальна, нежели в сфере производства. Это свя-130


зано с тем, что режим физического труда в основном предоп­ределяется технологическими режимами и используемым обо­рудованием, трудовой процесс руководителя зависит в основ-. ном от него самого и может варьироваться, т. е. иметь разную структуру, длительность. Задача НОУТ в этом случае состоит в том, чтобы помочь руководителю построить свой рабочий день таким образом, чтобы, во-первых, он полностью выполнял свои функциональные обязанности, во-вторых, делал это с ми-

•;• нимальными затратами времени и, в-третьих, высоким было качество труда.

Научная школа — направление, течение в науке, связанное единством теоретических взглядов, общностью или преемствен­ностью применяемых принципов и методов исследования. Обычно Н. ш. возникает вокруг признанного авторитета в нау­ке и характеризуется высоким уровнем интеграции ее членов. : Примером Н. ш. может служить школа научного менеджмен-, та, сформировавшаяся вокруг Ф. Тэйлора (Г. Л. Гантт, Ф. и Л. Гилбреты, X. Эмерсон, М. Кук, У. Кларк и др.).

Научно-справочный аппарат — совокупность научных тру-

• дов, официальных документов, статистических и иных данных, используемых в процессе научного исследования. Ссылка на них обязательна и должна фигурировать либо рядом с вос­произведением, либо в каком-то другом месте (в конце раз­дела, статьи, книги).

Научно-технический прогресс (НТП) — процесс поступатель­ного взаимообусловленного развития науки и техники в соот­ветствии с потребностями общества. НТП осуществляется в двух формах: эволюционной и революционной. Первая форма характеризуется постепенным внедрением инноваций в тех или иных сферах, способствующих некоторому повышению произ­водительности труда, локальному изменению условий жизне­деятельности и т. д. Революционная форма НТП выражается наступлением кардинальных и лавинообразных изменений в средствах производства, сообщения, бытового обслуживания населения и т. д. При этом производительность труда может повышаться сразу в «разы», а условия жизнедеятельности су­щественно преображаться. Нынешний этап НТП характеризу­ется ускоренным процессом разработки и внедрения новых информационных технологий; автоматизацией производствен­ных процессов, их частичной или полной роботизацией; ис­пользованием явлений сверхпроводимости; освоением принци­пиально новых композиционных материалов и др.

9* 131


Научное управление— управление, основывающееся на учете законов развития общества, а также положений науки управления и других, смежных с нею наук. Н. у. предполагает при принятии управленческого решения анализ функциониро­вания объекта управления и окружающей среды, а также прогнозирование основных тенденций их развития; использова­ние методов оптимизации. На стадии реализации управленче­ского решения Н. у. характеризуется применением научных рекомендаций при организации его исполнения, сочетанием разнообразных методов воздействия на объект управления и оценкой эффективности принятого управленческого решения. Включает в себя Н. у. также непрерывное совершенствование системы управления на основе проведения социологических и иных обследований. Впервые понятие Н. у. ввел в обиход в 1910 г. Л. Брандейс, хотя наполнил его конкретным содержа­нием и первым предпринял попытку его реализации на прак­тике Ф. Тэйлор. Вслед за ним активными пропагандистами Н. у. стали Г. Гантт, Ф. Гилбрет, Л. Гилбрет, X. Хэтэуй, С. Томпсон, X. Эмерсон. С этого времени зарождается новая профессия «консультанта по управлению», возникают различ­ные школы, колледжи, семинары, консультационные фирмы по управлению.

Научный менеджмент — составная часть менеджмента, характеризующаяся научным подходом к сбору материала: применением измерений, исследований, экспериментирования, анализа, синтеза и др. методов. Термин Н. м. был введен Ф. и Л.Гилбретами одновременно с двумя другими: «традиционный менеджмент» (система управления, основывающаяся исключительно на эмпирически возникших приемах и методах) и «переходный менеджмент» (система управления, где наряду с приемами и методами эмпирического характера используются подходы, разработанные учеными).

Негэнтропия (негативная энтропия) — название информации как антипода энтропии (неорганизованности, неупорядоченно­сти происходящих в замкнутой системе процессов). Использо­ванием термина Н. подчеркивается роль информации как сред­ства, с помощью которого можно уменьшить энтропию систе­мы.

Неформальные отношения — см. межличностные отношения.

Неформальная структура организации — совокупность не­формальных элементов, возникающих естественным путем в организации. К »х числу относятся: неформальные отношения, 132


.неформальные лидеры, неформальные группы. Н. с. о. может существенно влиять на функционирование организации, дости­жение поставленных ею целей. Это влияние может быть как.позитивным, так и негативным. Характер влияния зависит от.социально-демографических характеристик работников, содер­жания работы, стиля управления, окружающей среды и дру­гих причин. Субъект управления должен хорошо представлять Н. с. о. с тем, чтобы использовать ее позитивный потенциал

-или наоборот — нейтрализовать ее негативные проявления.

Нивелировать (от фр. niveler — уровень) — приводить к одному уровню, сглаживать различия.

Нигилизм (от лат. nihil — ничто, ничего) — 1) полное отрицание всего общепризнанного, полный скептицизм; 2) форма поведения, характеризующаяся категоричностью и всеобщностью отрицания, экстремизмом действий, слабостью или отсутствием позитивной программы. Н. может проявляться в политической сфере (отрицание всех форм политической организации общества, всякой государственности), в правосознании (отрицание норм права, роли законодательства, сведение права к совокупности произвольных действий представителей власти), в психологической и др. сферах. В основе Н. всегда лежит социальный конфликт, обусловленный различными факторами (политическими, национальными, профессиональными, возрастными и др.) и выражающийся в противодействии конкретным отношениям, принудительно навязанным индивиду социальным ролям, нормам и ценностям, в разочаровании ими. Taк напр., в политике Н. может выражать естественный протест против авторитаризма, в правовой сфере Н. может возникнуть в силу неработающих и противоречащих друг другу законов.

«Новая школа» — совокупность теорий управления, разра­ботанных в США в 60—70 гг. XX в. Общим признаком, объе­диняющим различные теории в единую школу, является прив­несение ими в теорию управления методов и аппарата точных

-наук. Представители Н. ш. в своих исследованиях широко при­меняют моделирование, положения кибернетики, системного анализа, методы исследования операций, экономико-математи­ческие методы, а также ЭВМ. Возникновение теорий Н. ш. обусловлено необходимостью принятия управленческих реше­ний в условиях роста масштабов социально-экономических систем, углубляющегося разделения общественного труда и появлением в связи с этим больших информационных потоков, а также действия множества факторов, учет, оценка и инте-


грация которых невозможны при традиционном подходе к выработке управленческих решений. Среди различных подходов Н. ш. при разработке проектов сложных систем, выработке стратегических решений, последствия которых проявятся в будущем, исследовании проблем управления, связанных с распределением ресурсов, определением оптимального количества обслуживающих устройств и т. д., основными являются следующие три: 1) подход, связанный с использованием методов «исследования операций», 2) эконометрический подход и 3) подход, связанный с использованием экспертной информа­ции и системных исследований.

Нововведение — см. инновация.

Номенклатура (от лат. nomen — имя) — 1) совокупность наименований, терминов, понятий, употребляющихся в науке или отрасли знаний; 2) круг должностных лиц, назначение и утверждение которых относится к компетенции вышестоящих органов. Само по себе существование Н. является нормой жиз­ни в любой развитой государственной системе, поскольку она на практике позволяет эффективно решать вопросы кадровой политики. Ненормальным является наделение представителей Н. значительными привилегиями, их неподконтрольность со стороны правоохранительных органов и демократических ин­ститутов и «непотопляемость», невозможность вывода их из так называемого «номенклатурного круга» даже в случае их профессиональной непригодности или допущения ими серьез­ных административных правонарушений.

Номинальный (от лат. nominalis — именной) — являющийся чём-л. только по названию; только называющийся, но не вы­полняющий своего назначения.

Нормализация —1) установление нормы, образца; 2) при­ведение к норме, нормальному состоянию; урегулирование.

Нормальное распределение — один из видов теоретического распределения каких-л. объектов по одному из признаков. Гра­фик Н, р. симметричен относительно среднего значения приз­нака. Н. р. наблюдается в тех случаях, когда изменения приз­нака вызываются множеством независимых или слабо зависи­мых друг от друга факторов, каждый из которых играет в об­щей сумме малую и примерно одинаковую роль, т. е. отсутст­вуют доминирующие факторы.

Нормативный акт — см. акт.

Норма управляемости — численность подчиненных, которы­ми может эффективно управлять один руководитель. В науч-134.


лой литературе величина Н. у. не имеет однозначного характера. Так, Л. Ф. Урвик считал, что эта численность составляет 5-6 человек, другие авторы называют 7-9 или даже 10—12 человек. Здесь нет никакого противоречия, так как Н. у. зависит от уровня управления, технологии управления и особенно от степени однородности выполняемых работниками функций. Чем однороднее работа, тем большим количеством подчиненных может эффективно управлять руководитель, напр., в строевых подразделениях это число составляет 20-30 человек.

Нормативное управление – управление, базирующееся на нормативно закрепленных принципах, ориентированное на формальные цели и использующее достаточно жесткие алгоритмы выработки управленческих решений и организации их исполнения. Теоретически Н. у. было обосновано М. Вебером в его теории идеальной организации, хотя термин Н. у. появился.позже в связи с разработкой других подходов к управлению, основывающихся не на рационализме, зафиксированном в соответствующих нормативах, а на действиях так называемого инкрементального характера, когда руководители не ставят перед собой четких целей, а при принятии решений выбирают сразу не оптимальный вариант, а тот, который вызывает меньше всего возражений и потребует меньше всего преобразований с тем, чтобы потом можно было (в случае успеха) сделать следующий небольшой «шажок» и т. д. Т. е. руководители действуют в соответствии с принципом последовательного приближения в сторону какого-то оптимума. Есть определенный резон в такой тактике, с их точки зрения, и в случае неудачно выбранного решения: негативные последствия будут не столь велики, так как радикальных преобразований принимаемые решения при инкрементальном подходе, как правило, не предусматривают.

Нормирование — установление норм в различных сферах жизнедеятельности: правовой, этической, производственной и т. д. Важную роль Н. играет в области труда, так как от установленных норм и степени их обоснованности зависит правильность расчета показателей производительности труда, потребной численности персонала, заработной платы. Существует два метода Н. труда: аналитический и опытно-статистический. При использовании первого метода производится расчленение трудового процесса на составные части, их анализ, исходя из технических, экономических, физиологических и других требований, и расчет так называемых технически обоснованных


норм. Второй метод заключается в том, что нормы устанавли­ваются по средним статистическим данным о затратах рабо­чего времени на выполнение аналогичных работ. В последнее время Н. начинает приобретать все большее значение в сфере управленческого труда, но характер Н. здесь существенно от­личается от Н. физического труда. Наиболее перспективными направлениями Н. труда в сфере управления являются сле­дующие: определение норм управляемости руководителей раз­ного уровня управления и различного рода разработки: нор­мативных бюджетов затрат рабочего времени руководителей и специалистов, норм загрузки специалистов и технических ис­полнителей, регламентов трудовых процессов (режима рабо­чего дня), процедур рационального выполнения трудовых опе­раций (проведения совещаний, инструктажей, деловых бесед и т. д.), типовых положений структурных подразделений и ти­повых должностных инструкций, алгоритмов принятия управ­ленческих решений, унифицированных форм документов и ра­циональных документогТотоков и т. д.

Носители информации — предметы различной природы, ис­пользуемые для накопления информации с целью непосредст­венного их ввода в ЭВМ. Примерами Н. и. могут служить пер­форационные карты, ленты, магнитные ленты, диски и т. д. Н. и. являются промежуточным звеном между первичными до­кументами, содержащими числовые данные, текстовые мате­риалы, схемы, графики и т. д., и ЭВМ. С Н. и. можно относи­тельно просто считывать информацию и преобразовывать ее в электрические сигналы, принимаемые ЭВМ. Основные проб­лемы, возникающие с Н. и., — это недостаточная плотность записи и их недолговечность. Наиболее перспективными Н. и. в настоящее время являются лазерные диски с плотностью записи информации до 500 Мб.

Нотация (от лат. notetio — обозначение, замечание) — выго­вор, наставление, нравоучение.

Ноу-хау — технические знания, опыт, производственные сек­реты и т. д., которые не могут быть предметом патентования и поэтому не пользуются патентной защитой. Н.-х. являются собственностью фирмы, а права на их использование — пред­метом купли-продажи, что фиксируется при подписании соот­ветствующих лицензионных соглашений. При продаже лицен­зии на использование Н.-х. оговаривается конфиденциальность информации и предусматриваются санкции за ее нарушение. 136


О

Обобщающие показатели — система показателей, с помощью которых упорядочивается, систематизируется совокупность единичных фактов, собранных в результате проведенного ста­тистического наблюдения или социологического исследования. В результате применения О. п. удается получить сводную ха­рактеристику всей совокупности собранных данных, вскрыть содержащиеся в ней закономерности. Процесс теоретического обобщения первичной информации носит название сводки. Это второй этап, следующий после этапа сбора первичной инфор­мации (регистрации фактов, событий, мнений). Научной ос­новой сводки является группировка, т. е. сведение собранных данных в однородные группы по каким-л. существенным приз­накам. Различают: типологические группировки (выделение однородных в качественном отношении типов объектов явле­ний, напр., «мужчины» — «женщины»), вариационные (одно­родная в каком-то отношении группа расчленяется по величи­не какого-то другого изменяющегося признака, напр., мужчи­ны и женщины делятся на возрастные группы) и аналитиче­ские или факторные группировки (установление взаимосвязи между двумя явлениями, одно из которых служит одним из факторов возникновения другого). В группировках, представ­ляющих собой качественно однородные совокупности, дается также их количественная характеристика с помощью О. п., которые делятся на объемные и качественные. Объемные О. п. характеризуют объем, массу социальных объектов, процессов, явлений (число работников организации, количество зареги­стрированных на данной территории преступлений и т. д.). Качественные О. п., в свою очередь, подразделяются на отно­сительные и средние. Относительные показатели получаются в результате сравнения двух показателей. При этом различают: относительные величины интенсивности, представляющие собой отношение величины какого-л. явления к размеру среды, кото­рая его обусловила (коэффициенты текучести, рождаемости, смертности, преступности и т. д.); относительные величины, характеризующие структуру исследуемого объекта, т. е. выра­женные в процентах удельные веса каких-то его сторон, свойств ко всему его объему (удельные веса работников орга­низации, имеющие разные уровни образования; общее коли­чество преступлений, представленное совокупностью преступ-


лений по их видам, и т. д.); относительные величины, харак­теризующие динамику развития какого-то процесса, явления (темпы роста или прироста инфляции, производительности труда и т. д.). С помощью средних величин удается получить обобщенную количественную характеристику какого-л. объек­та, процесса, явления по какому-то одному признаку, напр., средний стаж работы сотрудников, средний уровень их зар­платы и т. д. На практике используют средние обобщающие показатели, вычисляемые различным способом в зависимости от характера исследуемого объекта. Если речь идет об опреде­лении средней величины какого-то признака в совокупности объектов, то применяется средняя арифметическая (простая или взвешенная), если о среднем темпе развития какого-то яв­ления или процесса, — то средняя геометрическая. Кроме того, существуют еще средняя гармоническая (для определения средних процентов) и средняя квадратическая (для определе­ния степени однородности исследуемой совокупности).

Обогащение труда — повышение содержательности труда. О. т. является одной из психофизиологических задач организа­ции труда. О. т. достигается с помощью разных подходов: ов­ладения работниками смежных профессий, периодической смены рабочих мест на конвейере, участия в управлении и др. О. т. — важное направление в повышении его эффек­тивности.

Обработка данных — процесс преобразования эмпирических данных, полученных в процессе статистического наблюдения или социологического исследования по заранее разработанной схеме (алгоритму) с целью превращения их в информацию, приемлемую для использования потребителем (субъектом уп­равления). О. д. условно можно разделить на первичную и вторичную. При первичной О. д. осуществляется табулирова­ние, расчет многомерных распределений признаков, классифи­кация статистических данных, ответов респондентов, оценок экспертов и т. д. Вторичная О. д. выражается в преобразова­нии данных первичной обработки, т. е. получение обобщенных показателей, а также их графическое представление.

Обратная связь — элемент управляемых систем (систем управления), благодаря которому управляющая подсистема получает информацию о реагировании управляемой на управ­ленческое воздействие. В социальных управляемых системах О. с. осуществляется в разных формах (по нескольким кана­лам): на основании отчетной документации, устных сообщений 138


подчиненных о выполнении заданий и с помощью визуального контроля руководителя при посещении им рабочих мест.

Обскурант (от лат. obscurans — затемнеяющий) — защитник обскурантизма, враг просвещения и науки; мракобес.

Обскурантизм — крайне враждебное отношение к просве­щению и науке.

Обструкция (от лат. obstructio — закупорка, преграда, по­меха) — один из приемов выражения острого несогласия, про­теста, применяемый участниками парламентских заседаний, различного рода собраний (съездов, конференций и т. п.). О. применяется различными способами: создание шума в зале, где проходит собрание, некорректными выкриками, захлопыва-нием., грубым, нарушением регламента, произнесением речей, не имеющих отношения к обсуждаемым вопросам, демонстра­тивным уходом с собрания и т. д., что позволяет блокировать принятие нежелательного решения или сорвать собрание.

Общая теория систем — научное направление, появившееся в 30-х г. XX в. и связанное с разработкой философских, мето­дологических, конкретно-научных и прикладных проблем ана­лиза и синтеза сложных систем любой природы. Создание О. т. с. связано с именами Л. фон Берталанфи, М. Месаровича, К. Боулдинга и др. В рамках О. т. с. были разработаны и по­лучили наибольшую известность и широкую применимость при решении практических проблем системный подход и системный анализ.

Общественное мнение — одно из проявлений массового соз­нания, в котором выражается отношение значительных масс населения, отдельных социальных групп к внутренней и внеш­ней политике, к важнейшим политическим и экономическим событиям, к деятельности правоохранительных органов, лиде­рам государства и общественных формирований. Изучение О. м. осуществляется СМИ, различными центрами по изучению О. м., а также ведомствами, заинтересованными организациями с помощью различного рода опросов: референдумов, анкети­рования и интервьюирования. В демократическом обществе О. м. играет важную роль во внутриполитической жизни стра­ны, а также в деятельности административных органов, ве­домств, организаций, поэтому не может не учитываться властя­ми, руководителями.

Общественные отношения — многообразные связи между со­циальными группами, классами, нациями и т. д., а также внутри них. Различают производственные, социальные, поли­тические, национальные, правовые, организационные и др.


О. о. В отличие от межличностных отношений, возникающих между конкретными индивидами на почве взаимных интере­сов, симпатий, антипатий и т. д., О. о. возникают между чле­нами общества по поводу собственности, власти, которыми они наделены в разной мере, а также в силу принадлежности к разным слоям общества и т. д. Другими словами, О. о. — это связи между людьми не как носителями индивидуальных пси­хологических свойств, а между людьми — носителями опреде­ленного социального статуса, поддержание которого осущест­вляется обществом, государством, всегда незримо «присутст­вующих» при этом. Рождаясь на свет, люди уже застают сформированной систему О. о. и им остается только вклю­читься в них. Они не в состоянии изменить их характер. Лишь революция или длительная эволюция в состоянии это сделать. Объект управления — управляемая подсистема, в качестве которой могут выступать: отдельные индивиды, группы, струк­турные подразделения в организациях, организации, социаль­ные слои населения, территориальные общности и общество в целом. О. у. соединен каналами прямой и обратной связи с субъектом управления. По каналу прямой связи поступают команды от субъекта управления, а по каналу обратной свя­зи — информация о их выполнении в обратном направлении Являются О. у. также социальные процессы и явления, напр., рождаемость, текучесть кадров, инфляция, преступность и т. д., но управление ими может осуществляться не прямо, путем управленческих воздействий, а опосредованно, с помощью раз­личного рода механизмов: правовых, экономических, психоло­гических и др.

Объективность (от лат. objectivus — предметный) — 1) дей­ствительное, независимое от воли и сознания человека суще­ствование мира, предметов, их свойств и отношений; 2) соот­ветствие объективной действительности, беспристрастность, непредвзятость.

Объяснительная записка —1) документ, составляемый ра­ботником по инициативе руководителя и содержащий объясне­ние каких-л. событий или поступков, им совершенных; 2) до­кумент, препровождающий какие-то предложения, проект че­го-л. и т. д. и содержащий объяснение причин, приведших к их разработке, а также других моментов, имеющих к ним отно­шение.

Обязанности —1) система различного рода требований слу­жебного, правового, общественного или нравственного харак­тера, выполнение которых является необходимым либо в силу 140.


существования административно-правовых предписаний (норм), либо в силу традиций и обычаев; 2) круг действий, связан­ных с занятием конкретной должности (должностные О.) или выполнением каких-то функций (функциональные О.). У пре­данных делу, коллективу, организации людей О. становятся долгом, что существенно облегчает управление ими, создает благоприятный социально-психологический климат в органи­зации.

Олигархия (от гр. oligarchia — власть немногих) — полити­ческое или иное господство, власть, правление небольшой группы людей, а также сама такая группа.

Оппозиция (от лат. oppositio — противопоставление) — про­тиводействие, сопротивление какой-л: политике, политической или какой-л. другой линии, действию органов власти или должностных лиц. О. может быть умеренной, радикальной, лояльной, конструктивной и деструктивной, в зависимости от характера поведения и действий по отношению к управленче­ским решениям, органам власти, должностным лицам.

Омбудсмен (от швед, ombudsman — представитель чьих-л. интересов) — должностное лицо в парламенте некоторых стран, наблюдающее за законностью действий государствен­ных органов и соблюдением конституционных прав и свобод граждан.

Оперативное совещание — совещание, проводимое руково­дителем, как правило, в начале рабочего дня для составления общего представления об обстановке, выявления узких мест, проблем и принятия в связи с ними соответствующих решений. О. с. такого рода называют еще «оперативками», «пятиминут­ками», «планерками» и др. Они могут проводиться и по селек­тору, почему их называют еще «селекторными совещаниями». При проведении О. с. важно не затягивать их, не устраивать на них обсуждений, дискуссий, а, ознакомившись с обстанов­кой, дать четкие указания конкретным лицам по устранению выявленных сбоев, назначить сроки и определить формы конт­роля.

Оперативное управление — организация деятельности служб, подчиненных, исходя из повседневно возникающих задач. Не­смотря, однако, на постоянную потребность, уделять внимание текущим делам: руководитель должен сопрягать О. у. со стра­тегическими целями и задачами. Если это не будет делаться, то управленческая деятельность все больше будет напоминать работу пожарной команды, выезжающей то на одно, то на


другое происшествие. Стратегические цели в этом случае ос­танутся декларацией.

Операционализация понятий — процедура установления свя­зи концептуального аппарата исследования с его методическим инструментарием. О. п. объединяет в единое целое проблемы формирования понятий, техники измерения и поиска индика­торов.

Операция (от лат. operatic — действие) — 1) отдельная за­конченная часть трудового процесса, выполняемая одним или несколькими работниками на одном рабочем месте (трудо­вая О.), напр., в сфере управления Т. о. являются: «совеща­ния», «инструктаж», «подготовка отчета» и т. д.); 2) действие, направленное на решение задачи в какой-л. области: финансо­вой, производственной и т. д.; 3) совокупность согласованных и взаимосвязанных по цели, времени и месту действий воору­женных формирований, проводимых по единому плану (в ор­ганах внутренних дел примером такой О. может быть О., связанная с задержанием опасного преступника).

Оппонент (от лат. opponens — возражающий) — 1) лицо, выступающее с критикой доклада, диссертации; официальный О. — лицо, заранее назначенное для выступления при защите диссертации; 2) противник в споре.

Оппонировать (от лат. орропеге — противополагать, проти­вопоставлять) — 1) возражать, оспаривать чье-л. мнение, 2) выступать в качестве оппонента.

Опрос — социологический метод сбора первичной социаль­ной информации. О. проводится путем постановки специальных вопросов перед опрашиваемыми (респондентами) и регистра­ции полученных ответов. С помощью О. можно изучать обще­ственное мнение по самым различным проблемам. В зависимо­сти от характера передачи вопросов опрашиваемым и формы регистрации ответов различают два основных вида О.: анке­тирование и интервьюирование. При анкетировании все опра­шиваемые самостоятельно отвечают на вопросы, помещенные в специальном опросном листе — анкете, которая им вруча­ется лично или пересылается по почте. При интервьюировании происходит прямой контакт интервьюера (опрашивающего) и респондента. Каждый из этих видов О. имеет свои достоинст­ва и недостатки. Кроме того, различают еще в зависимости от степени охвата опрашиваемых сплошные и выборочные оп­росы и в зависимости от частоты опроса одних и тех же рес­пондентов— однократные и многократные (панельные). Пос­ледний вид опроса осуществляется по одному и тому же оп-142


роснику среди одних и тех же лиц через некоторые промежут­ки времени с целью изучения изменения их мнений, взглядов, оценок, установок и т. д. С помощью О. можно получить весь­ма ценную для субъекта управления информацию, которую к тому же никаким другим способом не получить. Однако этот метод должны применять исключительно специалисты. Несмот­ря на кажущуюся простоту, он требует от исследователей ос­новательной теоретической подготовки и хорошо отработанных умений. Если этими требованиями пренебречь, руководители будут получать недостоверную информацию.

Оптимальное решение — наилучшее решение, выбранное из совокупности альтернативных вариантов в соответствии с за­данными критериями и ограничениями.

Оптимальный (от лат. optimus — наилучший) —- наиболее благоприятный, наилучший.

Оптимизация — 1) нахождение наибольшего или наимень­шего значения какой-л. функции; 2) выбор наилучшего (опти­мального) варианта из множества возможных. Основой О. уп­равленческих решений является комплексный, системный под­ход, при котором учитываются все аспекты решаемой проб­лемы, а сама она рассматривается как элемент более крупной. При О.,управленческих решений используются логические, ма­тематические, статистические методы, моделирование, а также специально разработанные процедуры (исследование опера­ций). Не последнюю роль при выборе оптимального решения играет также опыт, советы, интуиция, так как социальная практика в силу своей сложности не всегда укладывается в формулы разработанных наукой процедур. Независимо от того, применяются или нет при О. какие-л. научные методы, каче­ство управленческих решений значительно повышается при использовании алгоритма выработки и принятия управленче­ского решения, следование которому позволяет избежать наи­более часто встречающихся ошибок.

Оптимум — совокупность наиболее благоприятных условий.

Организатор (от фр. organisateur) — человек, осуществляю­щий организаторскую деятельность. В зависимости от харак­тера этой деятельности, а также объема полномочий О. могут быть подразделены на следующие группы: руководители, лиде­ры (формальные, избираемые коллективом, и неформальные) и организаторы-функционеры (рядовые сотрудники функцио­нальных служб, занимающиеся организаторской деятельностью в связи с реализацией закрепленных за ними функций).


Организаторская деятельность — деятельность, связанная с соединением индивидуальных усилий людей (членов ^органи­зации) в коллективное усилие, создание социальной силы, пос­редством которой достигается общая цель в намеченный срок и с наименьшими затратами ресурсов. О. д. является частью организационной деятельности, включающей в себя помимо согласования усилий членов организации также работу по ор­ганизации их труда, обеспечения их соответствующими ресур­сами и др.

Организаторские способности —личные качества, способст­вующие успешному осуществлению организаторской деятель­ности. По мнению И. С. Мангутова и Л. И. Уманского, авто­ров наиболее серьезного исследования в этой области, к их числу относятся следующие: 1) способность личности «зара­жать» своей энергией других людей, активизировать их (об­щественная энергичность); 2) практически-психологический ум, благодаря наличию которого организатор находит наилучшее практическое применение каждого организуемого человека в зависимости от его индивидуально-психологических особенно­стей; 3) способность избирательно отражать психологические явления, психологию людей (психологическая избиратель­ность); 4) критичность (способность видеть недостатки в дей­ствиях и поступках других людей); 5) психологический такт (способность установить меру воздействия, влияние и контакт с другими людьми, исходя из их индивидуально-психологиче­ских особенностей); 6) общий уровень развития (разносторон­ние умственные способности, сообразительность); 7) инициа­тивность как творческая, так и исполнительская; 8) требова­тельность к другим людям; 9) склонность к организаторской деятельности; 10) практичность ума (способность быстро и гибко применять свои знания и опыт в решении практических задач. Вместе с тем роль О. с. в успешности осуществления организаторской деятельности не следует переоценивать. Ис­ходя из современных представлений об организаторской дея­тельности, О. с. не играют доминирующей роли в ее успешно­сти. Эффективность организаторской деятельности зависит от совокупности трех факторов: характера осуществляемой кол­лективом работы, социально-демографических и социально-психологических характеристик коллектива и стиля управле­ния организатора. В силу этого один и тот же организатор в зависимости от конкретного сочетания этих факторов может проявить себя и к



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: