Зак. 327
счету, не должны включаться в Н. у., но часто находящие там место, из-за, во-первых, не полной еще легитимности Н. у. и, во-вторых, в силу научно необъясненных пока еще некоторых, дающих положительный эффект действий руководителей и потому объясняемых причинами трансцендентного характера («озарение», «Дар божий», «искусство предвидения», «магическое влияние» и т. д.). Все знания Н. у. представляют собой не механическую совокупность, а органически увязанное между собой интегрированное целое.
Научные основы управления — см. научное управление.
Научная организация труда (НОТ) — организация труда на основе достижений науки и передового опыта. НОТ позволяет наилучшим образом соединить в единый производственный комплекс живой труд с орудиями и предметами труда. Основные задачи НОТ: повышение производительности труда; создание благоприятных условий труда, исключающих возникновение профессиональных заболеваний; повышение его содержательности и привлекательности; создание предпосылок для профессионального, общеобразовательного и культурного роста работников; развитие их инициативы и творческой активности. Основные направления НОТ: совершенствование разделения и кооперации труда, улучшение организации и обслуживания рабочих мест, улучшение условий труда, совершенствование морального и материального стимулирования, рационализация приемов и методов труда, повышение квалификации работников и др. Внедрение НОТ — задача каждого руководителя, однако наибольшего эффекта удастся добиться, если к этому делу будут привлечены специализированные службы.
Научная организация управленческого труда (НОУТ)--
|
научная организация труда работников в сфере управления. НОУТ основывается на тех же принципах, решает те же задачи и состоит из совокупности тех же направлений, что и научная организация труда (НОТ). Отличие предопределяется особенностями управленческого труда и выражается в специфике конкретных форм его организации. Так, напр., проблема нормирования труда в сфере управления стоит не так остро, как в сфере исполнительской деятельности, да и подходы к нормированию должны быть иными. Наоборот, проблема организации трудового процесса (режима труда) в сфере управления, особенно организация рабочего времени руководителя, более актуальна, нежели в сфере производства. Это свя-130
зано с тем, что режим физического труда в основном предопределяется технологическими режимами и используемым оборудованием, трудовой процесс руководителя зависит в основ-. ном от него самого и может варьироваться, т. е. иметь разную структуру, длительность. Задача НОУТ в этом случае состоит в том, чтобы помочь руководителю построить свой рабочий день таким образом, чтобы, во-первых, он полностью выполнял свои функциональные обязанности, во-вторых, делал это с ми-
•;• нимальными затратами времени и, в-третьих, высоким было качество труда.
Научная школа — направление, течение в науке, связанное единством теоретических взглядов, общностью или преемственностью применяемых принципов и методов исследования. Обычно Н. ш. возникает вокруг признанного авторитета в науке и характеризуется высоким уровнем интеграции ее членов. : Примером Н. ш. может служить школа научного менеджмен-, та, сформировавшаяся вокруг Ф. Тэйлора (Г. Л. Гантт, Ф. и Л. Гилбреты, X. Эмерсон, М. Кук, У. Кларк и др.).
|
Научно-справочный аппарат — совокупность научных тру-
• дов, официальных документов, статистических и иных данных, используемых в процессе научного исследования. Ссылка на них обязательна и должна фигурировать либо рядом с воспроизведением, либо в каком-то другом месте (в конце раздела, статьи, книги).
Научно-технический прогресс (НТП) — процесс поступательного взаимообусловленного развития науки и техники в соответствии с потребностями общества. НТП осуществляется в двух формах: эволюционной и революционной. Первая форма характеризуется постепенным внедрением инноваций в тех или иных сферах, способствующих некоторому повышению производительности труда, локальному изменению условий жизнедеятельности и т. д. Революционная форма НТП выражается наступлением кардинальных и лавинообразных изменений в средствах производства, сообщения, бытового обслуживания населения и т. д. При этом производительность труда может повышаться сразу в «разы», а условия жизнедеятельности существенно преображаться. Нынешний этап НТП характеризуется ускоренным процессом разработки и внедрения новых информационных технологий; автоматизацией производственных процессов, их частичной или полной роботизацией; использованием явлений сверхпроводимости; освоением принципиально новых композиционных материалов и др.
9* 131
Научное управление— управление, основывающееся на учете законов развития общества, а также положений науки управления и других, смежных с нею наук. Н. у. предполагает при принятии управленческого решения анализ функционирования объекта управления и окружающей среды, а также прогнозирование основных тенденций их развития; использование методов оптимизации. На стадии реализации управленческого решения Н. у. характеризуется применением научных рекомендаций при организации его исполнения, сочетанием разнообразных методов воздействия на объект управления и оценкой эффективности принятого управленческого решения. Включает в себя Н. у. также непрерывное совершенствование системы управления на основе проведения социологических и иных обследований. Впервые понятие Н. у. ввел в обиход в 1910 г. Л. Брандейс, хотя наполнил его конкретным содержанием и первым предпринял попытку его реализации на практике Ф. Тэйлор. Вслед за ним активными пропагандистами Н. у. стали Г. Гантт, Ф. Гилбрет, Л. Гилбрет, X. Хэтэуй, С. Томпсон, X. Эмерсон. С этого времени зарождается новая профессия «консультанта по управлению», возникают различные школы, колледжи, семинары, консультационные фирмы по управлению.
|
Научный менеджмент — составная часть менеджмента, характеризующаяся научным подходом к сбору материала: применением измерений, исследований, экспериментирования, анализа, синтеза и др. методов. Термин Н. м. был введен Ф. и Л.Гилбретами одновременно с двумя другими: «традиционный менеджмент» (система управления, основывающаяся исключительно на эмпирически возникших приемах и методах) и «переходный менеджмент» (система управления, где наряду с приемами и методами эмпирического характера используются подходы, разработанные учеными).
Негэнтропия (негативная энтропия) — название информации как антипода энтропии (неорганизованности, неупорядоченности происходящих в замкнутой системе процессов). Использованием термина Н. подчеркивается роль информации как средства, с помощью которого можно уменьшить энтропию системы.
Неформальные отношения — см. межличностные отношения.
Неформальная структура организации — совокупность неформальных элементов, возникающих естественным путем в организации. К »х числу относятся: неформальные отношения, 132
.неформальные лидеры, неформальные группы. Н. с. о. может существенно влиять на функционирование организации, достижение поставленных ею целей. Это влияние может быть как.позитивным, так и негативным. Характер влияния зависит от.социально-демографических характеристик работников, содержания работы, стиля управления, окружающей среды и других причин. Субъект управления должен хорошо представлять Н. с. о. с тем, чтобы использовать ее позитивный потенциал
-или наоборот — нейтрализовать ее негативные проявления.
Нивелировать (от фр. niveler — уровень) — приводить к одному уровню, сглаживать различия.
Нигилизм (от лат. nihil — ничто, ничего) — 1) полное отрицание всего общепризнанного, полный скептицизм; 2) форма поведения, характеризующаяся категоричностью и всеобщностью отрицания, экстремизмом действий, слабостью или отсутствием позитивной программы. Н. может проявляться в политической сфере (отрицание всех форм политической организации общества, всякой государственности), в правосознании (отрицание норм права, роли законодательства, сведение права к совокупности произвольных действий представителей власти), в психологической и др. сферах. В основе Н. всегда лежит социальный конфликт, обусловленный различными факторами (политическими, национальными, профессиональными, возрастными и др.) и выражающийся в противодействии конкретным отношениям, принудительно навязанным индивиду социальным ролям, нормам и ценностям, в разочаровании ими. Taк напр., в политике Н. может выражать естественный протест против авторитаризма, в правовой сфере Н. может возникнуть в силу неработающих и противоречащих друг другу законов.
«Новая школа» — совокупность теорий управления, разработанных в США в 60—70 гг. XX в. Общим признаком, объединяющим различные теории в единую школу, является привнесение ими в теорию управления методов и аппарата точных
-наук. Представители Н. ш. в своих исследованиях широко применяют моделирование, положения кибернетики, системного анализа, методы исследования операций, экономико-математические методы, а также ЭВМ. Возникновение теорий Н. ш. обусловлено необходимостью принятия управленческих решений в условиях роста масштабов социально-экономических систем, углубляющегося разделения общественного труда и появлением в связи с этим больших информационных потоков, а также действия множества факторов, учет, оценка и инте-
грация которых невозможны при традиционном подходе к выработке управленческих решений. Среди различных подходов Н. ш. при разработке проектов сложных систем, выработке стратегических решений, последствия которых проявятся в будущем, исследовании проблем управления, связанных с распределением ресурсов, определением оптимального количества обслуживающих устройств и т. д., основными являются следующие три: 1) подход, связанный с использованием методов «исследования операций», 2) эконометрический подход и 3) подход, связанный с использованием экспертной информации и системных исследований.
Нововведение — см. инновация.
Номенклатура (от лат. nomen — имя) — 1) совокупность наименований, терминов, понятий, употребляющихся в науке или отрасли знаний; 2) круг должностных лиц, назначение и утверждение которых относится к компетенции вышестоящих органов. Само по себе существование Н. является нормой жизни в любой развитой государственной системе, поскольку она на практике позволяет эффективно решать вопросы кадровой политики. Ненормальным является наделение представителей Н. значительными привилегиями, их неподконтрольность со стороны правоохранительных органов и демократических институтов и «непотопляемость», невозможность вывода их из так называемого «номенклатурного круга» даже в случае их профессиональной непригодности или допущения ими серьезных административных правонарушений.
Номинальный (от лат. nominalis — именной) — являющийся чём-л. только по названию; только называющийся, но не выполняющий своего назначения.
Нормализация —1) установление нормы, образца; 2) приведение к норме, нормальному состоянию; урегулирование.
Нормальное распределение — один из видов теоретического распределения каких-л. объектов по одному из признаков. График Н, р. симметричен относительно среднего значения признака. Н. р. наблюдается в тех случаях, когда изменения признака вызываются множеством независимых или слабо зависимых друг от друга факторов, каждый из которых играет в общей сумме малую и примерно одинаковую роль, т. е. отсутствуют доминирующие факторы.
Нормативный акт — см. акт.
Норма управляемости — численность подчиненных, которыми может эффективно управлять один руководитель. В науч-134.
лой литературе величина Н. у. не имеет однозначного характера. Так, Л. Ф. Урвик считал, что эта численность составляет 5-6 человек, другие авторы называют 7-9 или даже 10—12 человек. Здесь нет никакого противоречия, так как Н. у. зависит от уровня управления, технологии управления и особенно от степени однородности выполняемых работниками функций. Чем однороднее работа, тем большим количеством подчиненных может эффективно управлять руководитель, напр., в строевых подразделениях это число составляет 20-30 человек.
Нормативное управление – управление, базирующееся на нормативно закрепленных принципах, ориентированное на формальные цели и использующее достаточно жесткие алгоритмы выработки управленческих решений и организации их исполнения. Теоретически Н. у. было обосновано М. Вебером в его теории идеальной организации, хотя термин Н. у. появился.позже в связи с разработкой других подходов к управлению, основывающихся не на рационализме, зафиксированном в соответствующих нормативах, а на действиях так называемого инкрементального характера, когда руководители не ставят перед собой четких целей, а при принятии решений выбирают сразу не оптимальный вариант, а тот, который вызывает меньше всего возражений и потребует меньше всего преобразований с тем, чтобы потом можно было (в случае успеха) сделать следующий небольшой «шажок» и т. д. Т. е. руководители действуют в соответствии с принципом последовательного приближения в сторону какого-то оптимума. Есть определенный резон в такой тактике, с их точки зрения, и в случае неудачно выбранного решения: негативные последствия будут не столь велики, так как радикальных преобразований принимаемые решения при инкрементальном подходе, как правило, не предусматривают.
Нормирование — установление норм в различных сферах жизнедеятельности: правовой, этической, производственной и т. д. Важную роль Н. играет в области труда, так как от установленных норм и степени их обоснованности зависит правильность расчета показателей производительности труда, потребной численности персонала, заработной платы. Существует два метода Н. труда: аналитический и опытно-статистический. При использовании первого метода производится расчленение трудового процесса на составные части, их анализ, исходя из технических, экономических, физиологических и других требований, и расчет так называемых технически обоснованных
норм. Второй метод заключается в том, что нормы устанавливаются по средним статистическим данным о затратах рабочего времени на выполнение аналогичных работ. В последнее время Н. начинает приобретать все большее значение в сфере управленческого труда, но характер Н. здесь существенно отличается от Н. физического труда. Наиболее перспективными направлениями Н. труда в сфере управления являются следующие: определение норм управляемости руководителей разного уровня управления и различного рода разработки: нормативных бюджетов затрат рабочего времени руководителей и специалистов, норм загрузки специалистов и технических исполнителей, регламентов трудовых процессов (режима рабочего дня), процедур рационального выполнения трудовых операций (проведения совещаний, инструктажей, деловых бесед и т. д.), типовых положений структурных подразделений и типовых должностных инструкций, алгоритмов принятия управленческих решений, унифицированных форм документов и рациональных документогТотоков и т. д.
Носители информации — предметы различной природы, используемые для накопления информации с целью непосредственного их ввода в ЭВМ. Примерами Н. и. могут служить перфорационные карты, ленты, магнитные ленты, диски и т. д. Н. и. являются промежуточным звеном между первичными документами, содержащими числовые данные, текстовые материалы, схемы, графики и т. д., и ЭВМ. С Н. и. можно относительно просто считывать информацию и преобразовывать ее в электрические сигналы, принимаемые ЭВМ. Основные проблемы, возникающие с Н. и., — это недостаточная плотность записи и их недолговечность. Наиболее перспективными Н. и. в настоящее время являются лазерные диски с плотностью записи информации до 500 Мб.
Нотация (от лат. notetio — обозначение, замечание) — выговор, наставление, нравоучение.
Ноу-хау — технические знания, опыт, производственные секреты и т. д., которые не могут быть предметом патентования и поэтому не пользуются патентной защитой. Н.-х. являются собственностью фирмы, а права на их использование — предметом купли-продажи, что фиксируется при подписании соответствующих лицензионных соглашений. При продаже лицензии на использование Н.-х. оговаривается конфиденциальность информации и предусматриваются санкции за ее нарушение. 136
О
Обобщающие показатели — система показателей, с помощью которых упорядочивается, систематизируется совокупность единичных фактов, собранных в результате проведенного статистического наблюдения или социологического исследования. В результате применения О. п. удается получить сводную характеристику всей совокупности собранных данных, вскрыть содержащиеся в ней закономерности. Процесс теоретического обобщения первичной информации носит название сводки. Это второй этап, следующий после этапа сбора первичной информации (регистрации фактов, событий, мнений). Научной основой сводки является группировка, т. е. сведение собранных данных в однородные группы по каким-л. существенным признакам. Различают: типологические группировки (выделение однородных в качественном отношении типов объектов явлений, напр., «мужчины» — «женщины»), вариационные (однородная в каком-то отношении группа расчленяется по величине какого-то другого изменяющегося признака, напр., мужчины и женщины делятся на возрастные группы) и аналитические или факторные группировки (установление взаимосвязи между двумя явлениями, одно из которых служит одним из факторов возникновения другого). В группировках, представляющих собой качественно однородные совокупности, дается также их количественная характеристика с помощью О. п., которые делятся на объемные и качественные. Объемные О. п. характеризуют объем, массу социальных объектов, процессов, явлений (число работников организации, количество зарегистрированных на данной территории преступлений и т. д.). Качественные О. п., в свою очередь, подразделяются на относительные и средние. Относительные показатели получаются в результате сравнения двух показателей. При этом различают: относительные величины интенсивности, представляющие собой отношение величины какого-л. явления к размеру среды, которая его обусловила (коэффициенты текучести, рождаемости, смертности, преступности и т. д.); относительные величины, характеризующие структуру исследуемого объекта, т. е. выраженные в процентах удельные веса каких-то его сторон, свойств ко всему его объему (удельные веса работников организации, имеющие разные уровни образования; общее количество преступлений, представленное совокупностью преступ-
лений по их видам, и т. д.); относительные величины, характеризующие динамику развития какого-то процесса, явления (темпы роста или прироста инфляции, производительности труда и т. д.). С помощью средних величин удается получить обобщенную количественную характеристику какого-л. объекта, процесса, явления по какому-то одному признаку, напр., средний стаж работы сотрудников, средний уровень их зарплаты и т. д. На практике используют средние обобщающие показатели, вычисляемые различным способом в зависимости от характера исследуемого объекта. Если речь идет об определении средней величины какого-то признака в совокупности объектов, то применяется средняя арифметическая (простая или взвешенная), если о среднем темпе развития какого-то явления или процесса, — то средняя геометрическая. Кроме того, существуют еще средняя гармоническая (для определения средних процентов) и средняя квадратическая (для определения степени однородности исследуемой совокупности).
Обогащение труда — повышение содержательности труда. О. т. является одной из психофизиологических задач организации труда. О. т. достигается с помощью разных подходов: овладения работниками смежных профессий, периодической смены рабочих мест на конвейере, участия в управлении и др. О. т. — важное направление в повышении его эффективности.
Обработка данных — процесс преобразования эмпирических данных, полученных в процессе статистического наблюдения или социологического исследования по заранее разработанной схеме (алгоритму) с целью превращения их в информацию, приемлемую для использования потребителем (субъектом управления). О. д. условно можно разделить на первичную и вторичную. При первичной О. д. осуществляется табулирование, расчет многомерных распределений признаков, классификация статистических данных, ответов респондентов, оценок экспертов и т. д. Вторичная О. д. выражается в преобразовании данных первичной обработки, т. е. получение обобщенных показателей, а также их графическое представление.
Обратная связь — элемент управляемых систем (систем управления), благодаря которому управляющая подсистема получает информацию о реагировании управляемой на управленческое воздействие. В социальных управляемых системах О. с. осуществляется в разных формах (по нескольким каналам): на основании отчетной документации, устных сообщений 138
подчиненных о выполнении заданий и с помощью визуального контроля руководителя при посещении им рабочих мест.
Обскурант (от лат. obscurans — затемнеяющий) — защитник обскурантизма, враг просвещения и науки; мракобес.
Обскурантизм — крайне враждебное отношение к просвещению и науке.
Обструкция (от лат. obstructio — закупорка, преграда, помеха) — один из приемов выражения острого несогласия, протеста, применяемый участниками парламентских заседаний, различного рода собраний (съездов, конференций и т. п.). О. применяется различными способами: создание шума в зале, где проходит собрание, некорректными выкриками, захлопыва-нием., грубым, нарушением регламента, произнесением речей, не имеющих отношения к обсуждаемым вопросам, демонстративным уходом с собрания и т. д., что позволяет блокировать принятие нежелательного решения или сорвать собрание.
Общая теория систем — научное направление, появившееся в 30-х г. XX в. и связанное с разработкой философских, методологических, конкретно-научных и прикладных проблем анализа и синтеза сложных систем любой природы. Создание О. т. с. связано с именами Л. фон Берталанфи, М. Месаровича, К. Боулдинга и др. В рамках О. т. с. были разработаны и получили наибольшую известность и широкую применимость при решении практических проблем системный подход и системный анализ.
Общественное мнение — одно из проявлений массового сознания, в котором выражается отношение значительных масс населения, отдельных социальных групп к внутренней и внешней политике, к важнейшим политическим и экономическим событиям, к деятельности правоохранительных органов, лидерам государства и общественных формирований. Изучение О. м. осуществляется СМИ, различными центрами по изучению О. м., а также ведомствами, заинтересованными организациями с помощью различного рода опросов: референдумов, анкетирования и интервьюирования. В демократическом обществе О. м. играет важную роль во внутриполитической жизни страны, а также в деятельности административных органов, ведомств, организаций, поэтому не может не учитываться властями, руководителями.
Общественные отношения — многообразные связи между социальными группами, классами, нациями и т. д., а также внутри них. Различают производственные, социальные, политические, национальные, правовые, организационные и др.
О. о. В отличие от межличностных отношений, возникающих между конкретными индивидами на почве взаимных интересов, симпатий, антипатий и т. д., О. о. возникают между членами общества по поводу собственности, власти, которыми они наделены в разной мере, а также в силу принадлежности к разным слоям общества и т. д. Другими словами, О. о. — это связи между людьми не как носителями индивидуальных психологических свойств, а между людьми — носителями определенного социального статуса, поддержание которого осуществляется обществом, государством, всегда незримо «присутствующих» при этом. Рождаясь на свет, люди уже застают сформированной систему О. о. и им остается только включиться в них. Они не в состоянии изменить их характер. Лишь революция или длительная эволюция в состоянии это сделать. Объект управления — управляемая подсистема, в качестве которой могут выступать: отдельные индивиды, группы, структурные подразделения в организациях, организации, социальные слои населения, территориальные общности и общество в целом. О. у. соединен каналами прямой и обратной связи с субъектом управления. По каналу прямой связи поступают команды от субъекта управления, а по каналу обратной связи — информация о их выполнении в обратном направлении Являются О. у. также социальные процессы и явления, напр., рождаемость, текучесть кадров, инфляция, преступность и т. д., но управление ими может осуществляться не прямо, путем управленческих воздействий, а опосредованно, с помощью различного рода механизмов: правовых, экономических, психологических и др.
Объективность (от лат. objectivus — предметный) — 1) действительное, независимое от воли и сознания человека существование мира, предметов, их свойств и отношений; 2) соответствие объективной действительности, беспристрастность, непредвзятость.
Объяснительная записка —1) документ, составляемый работником по инициативе руководителя и содержащий объяснение каких-л. событий или поступков, им совершенных; 2) документ, препровождающий какие-то предложения, проект чего-л. и т. д. и содержащий объяснение причин, приведших к их разработке, а также других моментов, имеющих к ним отношение.
Обязанности —1) система различного рода требований служебного, правового, общественного или нравственного характера, выполнение которых является необходимым либо в силу 140.
существования административно-правовых предписаний (норм), либо в силу традиций и обычаев; 2) круг действий, связанных с занятием конкретной должности (должностные О.) или выполнением каких-то функций (функциональные О.). У преданных делу, коллективу, организации людей О. становятся долгом, что существенно облегчает управление ими, создает благоприятный социально-психологический климат в организации.
Олигархия (от гр. oligarchia — власть немногих) — политическое или иное господство, власть, правление небольшой группы людей, а также сама такая группа.
Оппозиция (от лат. oppositio — противопоставление) — противодействие, сопротивление какой-л: политике, политической или какой-л. другой линии, действию органов власти или должностных лиц. О. может быть умеренной, радикальной, лояльной, конструктивной и деструктивной, в зависимости от характера поведения и действий по отношению к управленческим решениям, органам власти, должностным лицам.
Омбудсмен (от швед, ombudsman — представитель чьих-л. интересов) — должностное лицо в парламенте некоторых стран, наблюдающее за законностью действий государственных органов и соблюдением конституционных прав и свобод граждан.
Оперативное совещание — совещание, проводимое руководителем, как правило, в начале рабочего дня для составления общего представления об обстановке, выявления узких мест, проблем и принятия в связи с ними соответствующих решений. О. с. такого рода называют еще «оперативками», «пятиминутками», «планерками» и др. Они могут проводиться и по селектору, почему их называют еще «селекторными совещаниями». При проведении О. с. важно не затягивать их, не устраивать на них обсуждений, дискуссий, а, ознакомившись с обстановкой, дать четкие указания конкретным лицам по устранению выявленных сбоев, назначить сроки и определить формы контроля.
Оперативное управление — организация деятельности служб, подчиненных, исходя из повседневно возникающих задач. Несмотря, однако, на постоянную потребность, уделять внимание текущим делам: руководитель должен сопрягать О. у. со стратегическими целями и задачами. Если это не будет делаться, то управленческая деятельность все больше будет напоминать работу пожарной команды, выезжающей то на одно, то на
другое происшествие. Стратегические цели в этом случае останутся декларацией.
Операционализация понятий — процедура установления связи концептуального аппарата исследования с его методическим инструментарием. О. п. объединяет в единое целое проблемы формирования понятий, техники измерения и поиска индикаторов.
Операция (от лат. operatic — действие) — 1) отдельная законченная часть трудового процесса, выполняемая одним или несколькими работниками на одном рабочем месте (трудовая О.), напр., в сфере управления Т. о. являются: «совещания», «инструктаж», «подготовка отчета» и т. д.); 2) действие, направленное на решение задачи в какой-л. области: финансовой, производственной и т. д.; 3) совокупность согласованных и взаимосвязанных по цели, времени и месту действий вооруженных формирований, проводимых по единому плану (в органах внутренних дел примером такой О. может быть О., связанная с задержанием опасного преступника).
Оппонент (от лат. opponens — возражающий) — 1) лицо, выступающее с критикой доклада, диссертации; официальный О. — лицо, заранее назначенное для выступления при защите диссертации; 2) противник в споре.
Оппонировать (от лат. орропеге — противополагать, противопоставлять) — 1) возражать, оспаривать чье-л. мнение, 2) выступать в качестве оппонента.
Опрос — социологический метод сбора первичной социальной информации. О. проводится путем постановки специальных вопросов перед опрашиваемыми (респондентами) и регистрации полученных ответов. С помощью О. можно изучать общественное мнение по самым различным проблемам. В зависимости от характера передачи вопросов опрашиваемым и формы регистрации ответов различают два основных вида О.: анкетирование и интервьюирование. При анкетировании все опрашиваемые самостоятельно отвечают на вопросы, помещенные в специальном опросном листе — анкете, которая им вручается лично или пересылается по почте. При интервьюировании происходит прямой контакт интервьюера (опрашивающего) и респондента. Каждый из этих видов О. имеет свои достоинства и недостатки. Кроме того, различают еще в зависимости от степени охвата опрашиваемых сплошные и выборочные опросы и в зависимости от частоты опроса одних и тех же респондентов— однократные и многократные (панельные). Последний вид опроса осуществляется по одному и тому же оп-142
роснику среди одних и тех же лиц через некоторые промежутки времени с целью изучения изменения их мнений, взглядов, оценок, установок и т. д. С помощью О. можно получить весьма ценную для субъекта управления информацию, которую к тому же никаким другим способом не получить. Однако этот метод должны применять исключительно специалисты. Несмотря на кажущуюся простоту, он требует от исследователей основательной теоретической подготовки и хорошо отработанных умений. Если этими требованиями пренебречь, руководители будут получать недостоверную информацию.
Оптимальное решение — наилучшее решение, выбранное из совокупности альтернативных вариантов в соответствии с заданными критериями и ограничениями.
Оптимальный (от лат. optimus — наилучший) —- наиболее благоприятный, наилучший.
Оптимизация — 1) нахождение наибольшего или наименьшего значения какой-л. функции; 2) выбор наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных. Основой О. управленческих решений является комплексный, системный подход, при котором учитываются все аспекты решаемой проблемы, а сама она рассматривается как элемент более крупной. При О.,управленческих решений используются логические, математические, статистические методы, моделирование, а также специально разработанные процедуры (исследование операций). Не последнюю роль при выборе оптимального решения играет также опыт, советы, интуиция, так как социальная практика в силу своей сложности не всегда укладывается в формулы разработанных наукой процедур. Независимо от того, применяются или нет при О. какие-л. научные методы, качество управленческих решений значительно повышается при использовании алгоритма выработки и принятия управленческого решения, следование которому позволяет избежать наиболее часто встречающихся ошибок.
Оптимум — совокупность наиболее благоприятных условий.
Организатор (от фр. organisateur) — человек, осуществляющий организаторскую деятельность. В зависимости от характера этой деятельности, а также объема полномочий О. могут быть подразделены на следующие группы: руководители, лидеры (формальные, избираемые коллективом, и неформальные) и организаторы-функционеры (рядовые сотрудники функциональных служб, занимающиеся организаторской деятельностью в связи с реализацией закрепленных за ними функций).
Организаторская деятельность — деятельность, связанная с соединением индивидуальных усилий людей (членов ^организации) в коллективное усилие, создание социальной силы, посредством которой достигается общая цель в намеченный срок и с наименьшими затратами ресурсов. О. д. является частью организационной деятельности, включающей в себя помимо согласования усилий членов организации также работу по организации их труда, обеспечения их соответствующими ресурсами и др.