. организационных отношений. О. у. возникают между субъектом и объектом управления и характеризуются проявлением власти с одной стороны и подчинения — с другой.
Отраслевое управление- — управление относительно само-
\ стоятельной подсистемой (отраслью), выделившейся в процес-
-,. се разделения труда из более сложного социально-экономического или какого-то иного комплекса и характеризующейся
... единством применяемой техники, технологии, решаемых задач.
Отчет — официальное письменное или' устное сообщение
лица, структурного подразделения, организации, выборного
органа вышестоящему должностному лицу, организации, мини-
Л53
Of- |
стерству, делегатам соответствующего политического форума о проделанной работе за определенный период, о выполненном поручении. В О. дается всесторонний анализ обстановки и прежде всего ключевых явлений, процессов, тенденций. О. содержит, как правило, оценку работы должностных лиц, соответствующих подразделений, организаций в целом. В нем высказываются и используются прогнозы, формулируются основные направления или задачи деятельности на предстоящий период.
Отчуждение — отдаление,-обособление чего-л. В социальной сфере О. имеет объективный характер и проявляется в разнообразных формах: в О. деятельности работников и результатов их труда от них самих; в О. социальных институтов и норм, предписываемых ими, от членов общества; в О. идеологии от жизни и т.'д. Истоки О. — разделение труда в обществе, централизация и бюрократизация управления, монополизация тех или иных форм собственности, социальная стратификация и др. Преодоление О. — сложный и длительный процесс, связанный с демократизацией всех сфер жизни общества, плюра-лизацйей форм собственности, повышением общей и правовой культуры населения, уровня его жизни и т. д. Проблемы О. присущи также организациям, где они проявляются в форме: обособления рядовых работников от руководителей, а последних, в свою очередь, — от высшего руководства организации; расхождения целей, норм организации и целей, установок членов организации, их ценностей и т. д. Преодоление О. в организации — одна из важнейших задач субъекта управления.
|
Офис — контора, канцелярия, служба.
Охлократия (от греч. ochlos — толпа + kratos — власть) — власть толпы. Крайне извращенная форма демократии, когда власть концентрируется в руках безответственных популистов и демагогов. О. проявляется в форме политического экстремизма, в деструктивных действиях толпы, в ультиматумах правительству, парламенту, в безрассудных акциях, связанных с захватом государственных учреждений, заложников, поджогах и т. д. О. не несет в себе созидательного начала и не имеет ничего общего с подлинной демократией.
Оценка кадров управления — проверка соответствия предъявляемым требованиям руководителей и специалистов аппарата управления. О. к. у. осуществляется при: подборе кадров; переподготовке и повышении их квалификации; продвижении; периодической аттестации и др. Субъ'ектами оценки могут выступать непосредственный руководитель, отдел по работе с лич-154
цым составом, аттестационная комиссия. Критериями оценки являются конкретные, результаты труда по выполнению воз-^ложенных на них функций, а также (для руководителей) результаты деятельности возглавляемых ими коллективов. Кроме того, учитываются также деловые и нравственные качества 'работников и их социально-демографические характеристики. При О. к. у. используются разнообразные методы оценки работников.
|
Ошибка репрезентативности — мера отклонения статистиче-;екой структуры выборки от структуры соответствующей генеральной совокупности. О. р. может быть рассчитана для случайной выборки по формуле (корень из о 2 /п, где о2 — дисперсия варьирующего признака, а п — число единиц выборочной совокупности. Исходя из данной формулы, следует, что О. р. тем меньше, чем более однородна генеральная совокупность (малая дисперсия) и чем больше объем выборки.
П
j| «Паблик рилейшнз» (от англ, public relations) — процесс?.формирования благоприятного общественного мнения о фир- f ме, товаре, услуге и т. д. Мероприятия «П. р.» направлены I' гл. обр. не на пропаганду имиджа фирмы, потребительских '* свойств товаров, а на разъяснение положительного значения v их для общества. При помощи «П. р.» пытаются реализовать j идею, что фирма ставит интересы общества превыше всего.
Паблисити — реклама; известность, популярность. I; Паллиатив (от фр. palliaf <лат. palliare — надевать плащ) — |. средство, не обеспечивающее полного решения какой-л. зада-f • чи, полумера.
,': Панацея (от лат. panacea — от имени древнегреческой бо-' гини Панакии — всеисцеляющей) — средство, якобы избавляющее от всех зол, помогающее при решении всех проблем.
Панельный опрос — см. опрос.
:. Парадигма (от гр. paradeigma — пример, образец)—сово
купность положений, теорий конкретной науки, признаваемых
научным сообществом, проводящих исследования в рамках
|
данной науки. Термин введен Т. Куном. Отношение к этому термину среди ученых неоднозначное.
Парадокс (от гр. paradoxes — неожиданный, странный) — 1) мнение, суждение, резко расходящееся с общепринятым, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу; 2) неожиданное явление, не соответствующее обычным представлениям.
Паритет (от лат. paritas — равенство) — равенство, одинаковое положение, равноправие сторон.
Паспортичка — см. анкета.
Патернализм (от лат. paternus — отцовский, отеческий) — один из подходов в практическом менеджменте, в соответствии с которым между владельцем, менеджером организации и ее членами устанавливаются отношения «отцов и детей», обязывающие первых проявлять во всем заботу о своих подчиненных, а последних — соответствующим образом вести себя по отношению к организации и ее «отцам». Идеи П. разделяются не всеми учеными и практическими работниками, но там, где они умело используются, управлять организацией легче.
Передовой опыт — см. инновация.
Переменные величины — объект, свойство или состояние, которые количественно или качественно меняются в процессе наблюдения (измерения). Среди этих величин выделяются не- • зависимые, т. е. меняющиеся независимо от других и. поэтому рассматриваемые как «причины», и зависимые, изменяющиеся в связи с изменением переменных и рассматриваемые поэтому, как «следствие».
Перифраза (от гр. periphrasis — окольная речь) — оборот речи, когда вместо имени или слова используется описательное сочетание, напр., «бессменный рулевой» вместо «начальник управления». П. часто служит признаком напыщенной речи.
Перманентный — постоянный, непрерывный.
Персонал (от лат. personalis — личный) — 1) работники, сотрудники; 2) категория работников, объединенных по признаку принадлежности к организации (аппарату, отделу, службе и т. д.) или к профессии (административно-управленческий П., обслуживающий П. и т. д.).
Персонификция власти (от лат. persona — лицо + facio — делать) — наделение конкретного носителя власти неограниченными возможностями властного волеизъявления, окончательностью и бесповоротностью властных решений, 156
. Пертурбация (от лат. perturbatio — расстройство, смятение) — внезапное изменение, осложнение в обычном ходе чего-л., вносящее расстройство, беспорядок.
Петиция — коллективное прошение, подаваемое в письменном виде в органы государственной власти, как правило, в высшие.
Пиетет (от нем. Pietat — благочестие) — глубокое уважение, почтительное отношение к кому-л. или чему-л.
Пикироваться — говорить друг другу колкости.
Пилотажное обследование — пробное социологическое об-. следование, проводимое с целью экспериментальной проверки качества вопросника (анкеты).
План (от лат. planus — плоский, ровный) — 1) определенный порядок, последовательность в изложении чего-л.; 2) намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания объема, методов, последовательности, сроков выполнения; 3) замысел, предусматривающий ход, развитие чего-л.
План-график — типовая структура расходования рабочего времени руководителем, включающая в себя: последовательность планируемых управленческих операций по дням недели и их -ориентировочную продолжительность. П.-г. являются ин-
•струментом личного планирования руководителей и позволяют упорядочить их деятельность; значительно снизить как прямые, так и косвенные потери рабочего времени; избежать невыполнения каких-то работ в силу забывчивости; сделать равномерной нагрузку по дням недели; приблизить продолжительность рабочего дня к нормативной. Различают дневные, недельные и месячные П.-г. Форма их бывает разнообразной. Чаще всего они представляют собой матрицу, вертикальной осью которой служит временная шкала, а горизонтальной — дни недели (понедельник, вторник и т. д.).. На пересечении строк и столбцов, в образовавшихся ячейках записываются управленческие операции в общем виде («просмотр почты», «оперативное совещание» и т. д.). Разработка П.-г. осуществляется в следующей последовательности: 1) учет затрат ра-бого времени; 2) анализ фактической структуры бюджета затрат рабочего времени; 3) определение объема обязательной работы и структурирование его по степени периодичности; 4) подготовка матрицы П.-г.; 5) «набивка» матрицы управлен-
- ческими операциями (работами). Учет затрат рабочего времени можно осуществить с помощью фото- или самофотогра-'фирования. Данные учета фактического расходования рабо-
чего времени служат базой для анализа затрат времени. Цель анализа — определение причин потерь рабочего времени, степени необходимости предусмотренных планом работ и возможности сокращения затрат времени на их выполнение. В результате проведенного анализа будут «отсортированы» обязательные для выполнения работы и выяснена необходимость изменения их продолжительности (в сторону уменьшения или увеличения). Обязательные для выполнения работы необходимо проструктурировать по степени периодичности их осуществления: ежедневно, еженедельно, ежемесячно выполняемые работы и работы более длинной периодичности или разового характера. Матрица П.-г. должна иметь форму, учитывающую специфику деятельности данного руководителя. Это означает, во-первых, степень однородности выполняемой им работы и, во-вторых, его мобильность. Если работа достаточно однородна, однообразна, то можно выбрать однодневную форму матрицы П.-г., если стуктура деятельности руководителя более развита, — то недельную форму. Для руководителей же, чья деятельность включает в себя большое количество разнообразных операций, лучше всего подходит матрица, имеющая месячную форму. Мобильность функционирования руководителя может быть учтена путем подбора соответствующего масштаба временной шкалы. Для руководителей, находящихся почти все рабочее время в своем кабинете, масштаб планируемых работ можно выбирать помельче, а для руководителей, деятельность которых достаточно мобильна с высокой степенью неопределенности нахождения их в конкретное время, масштаб времени должен быть крупным: необходимо планировать 1—2 мероприятия до обеда и столько же — после. Кроме того, в матрицах П.-г. этих руководителей целесообразно предусматривать резерв времени в те часы, когда высока вероятность подключения к какой-то работе, выезда на происшествие и т. д. «Набивка» матрицы осуществляется в следующем порядке: 1) в первую очередь в матрицу вводятся работы разового характера и редкой периодичности, затем — ежемесячной периодичности и т. д. При этом надо стремиться к тому, чтобы все дни недели были загружены равномерно, одни и те же работы выполнялись в одни и те же часы (соблюдение принципа ритмичности), работа с информацией — в утреннее время, а всевозможные совещания — в послеобеденное. Впрочем, эти рекомендации носят общий характер. В каждом конкретном случае распределение работ должно осуществляться с учетом существующего стиля управления в организации, психо-физиологических 158
'.^особенностей руководителя и др. моментов. Реализуемость
•Я П.-г. зависит не только от их качества, но и от навыков руко-
• родителей в планировании своего рабочего дня на ос нове П.-г.,
• от наличия подобных П.-г. у других руководителей к их взаи-Смоувязанности. Периодически, примерно раз в полггода, П.-г.
•-необходимо корректировать с учетом выявленных недостатков, А изменения обстановки, характера деятельности и т. л,. ;3 Планирование — функция управления, характеризующаяся;•. определением целей, задач организации на предстоящий пе-С/риод деятельности, средств и времени их достижения. П. зак-Т ладывает основы будущей работы с учетом различных факторов, воздействующих на развитие данной организации и условия ее деятельности. Результатом осуществления П. являются установочные управленческие решения типа планов, программ,: директив и т. д. Различают стратегическое, тактическое и опе-
• "ративное П. Стратегическое П. осуществляется с перспективой
на десять и более лет, с учетом основных направлений соци-
' ального и экономического развития страны. К стратегическому
• уровню П. относится разработка долгосрочных комплексных S целевых программ, перспективных планов развития организаций, учреждений и др. Тактическое П. предполагает разработку текущих (годовых, полугодовых и квартальны х) планов.
•! Оперативное П. включает в себя разработку специальных пла-, нов деятельности структурных подразделений организации по решению конкретных задач по мере их возникновения.
Плебисцит (от лат. plebiscitum — решение народа) — всенародное голосование, то же, что и референдум. П. проводится при выяснении мнения населения по проблемам государственного, административно-территориального устройства и другим, „затрагивающим его интересы вопросам.
Плутократия (от гр. plutos — богатство + krato s — власть, могущество)—господство кучки богачей, пользующеюся влиянием, властью и занимающих соответствующее положение в обществе благодаря своему богатству (плутократы). Иногда плутократами называют лиц, пользующихся бесчестными приемами для достижения корыстных целей, проходимцев, по-видимому, образуя этот термин от слова «плутовать».
Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — 1) равноправное существование нескольких отличных друг от друга истин, мнений, суждений, провозглашаемых по поводу одного и того же явления; 2) принцип организации и функционирования политической системы, при которой ни один из ее субъектов не обладает монополией власти. Принятие общих решений
т |
осуществляется на основе взаимодействия и компромиссов. П. позволяет выявлять и давать выход игнорируемым и неудовлетворенным общественным интересам и потребностям, препятствовать накоплению политического недовольства.
Повышение квалификации — одна из организационных форм профессиональной подготовки, осуществляемая периодически с отрывом от служебной деятельности и преимущественно преподавателями учебных заведений. П. к. руководителей осуществляется на курсах или факультетах учебных заведений с периодичностью раз в пять лет.
Подбор кадров — процедура укомплектования органов, учреждений, предприятий специалистами, удовлетворяющими требованиям, предъявляемым соответствующими должностями.
Подсистема —1) система, входящая составной частью в систему более высокого порядка, напр., прокуратура, суд — подсистемы правоохранительной системы; 2) важнейшая составная часть системы, выполняющая функцию либо управляющей, либо управляемой П.
Подфункция — относительно самостоятельная часть функции, выполняемая с помощью специальных средств и методов. В управлении на П. обычно подразделяют сложную комплексную функцию управления — организационную, выделяя в ней такие П., как организация взаимодействия, организация труда и др.
Подчинение —1) умение индивида, члена организации, сознательно направлять свои действия на достижение общей цели;
2) зависимость индивида, группы, организации от должностного лица, наделенного соответствующими полномочиями;
3) приведение воли, сознания, действий людей в состояние зависимости от лица, наделенного соответствующими полномочиями. П. вытекает из существования общественного и технологического разделения труда и обусловленного этим распределения различных функций среди членов организации. П.достигается различными методами управления: экономическими, административно-правовыми и социально-психологическими. Наиболее безболезненное подчинение человека достигается на основе его добровольного и сознательного принятия на себя обязанностей члена коллектива организации.
Показатели — передатчики информации об исследуемом социальном объекте; количественные или качественные характеристики состояния и тенденций его развития, опосредующие связь между наблюдаемыми и ненаблюдаемыми его сторонами. Так, напр., такой социальный объект, как «отношение к
труду», является непосредственно ненаблюдаемым и неизмеряемым. Изучить его можно, лишь разложив на ряд характеристик: производительность труда, трудовая дисциплина, трудовая инициатива и др., которые можно наблюдать и измерять. С этой целью для каждой характеристики подбираются соответствующие индикаторы и средства их фиксации. Для трудовой инициативы, напр., индикатором могут служить рационализаторские предложения, а средством их фиксации — простой счет. Система П., описывающая тот или иной социальный объект, является своеобразной операциональной моделью, позволяющей анализировать его состояние и тенденцию развития. Рассчитываются П. на основе статистических данных, а также результатов социологических исследований.
Полемика (от гр. polemikos — воинственный, враждебный) — спор в печати, на собрании и т. д. по какому-л. вопросу, в процессе обсуждения чего-л.
Политизация — процесс приобщения к активной политической жизни широких слоев населения.
Политика (от гр. politike — искусство управления государством) — 1) взаимоотношения социальных групп, классов; 2) совокупность действий государственных органов и учреждений, общественных организаций, в результате которых определяются основные направления развития общества, государства, формулируются приоритетные задачи и обосновываются способы их решения. Выделяют экономическую, социальную, национальную, юридическую, аграрную и т. д. П. Каждая из этих П. включает в себя ряд П. низшего уровня, напр., юридическая П. складывается из уголовной, криминологической, исправительной, судебной и др. П. В П. выделяют две составные части: стратегию и тактику. Стратегия содержит систему взглядов, идей применительно к той или иной сфере, а тактика — способы их реализации. Документально стратегия может быть представлена в виде доктрины или концепции. Любая П. обусловлена, в конечном счете экономическими отношениями. В то же время на ее формирование значительное влияние оказывают потребности и традиции отдельных социальных групп, слоев, общества в целом. В ней также в явной или скрытой форме проявляется мировоззрение, идеология, интеллект, характер и пристрастие тех, кто формирует П. В процессе своей реализации П., в свою очередь, начинает оказывать влияние (и порой значительное) на экономику и другие сферы жизни общества.
Политология — система знаний о политике, политической власти, политических интересах, отношениях, сознании; поли-
11 Зак. 327 161
т |
*'!- |
тической культуре; об организации и деятельности политических институтов; о роли политических лидеров; о политической жизни общества в целом. Термин П. в нашей стране вошел в употребление в конце 80-х годов в связи с политизацией общественной жизни, развитием плюрализма и многопартийности.
Полномочия — объем прав, предоставляемых какому-л. лицу. П. могут быть основаны на законе, административном акте или доверенности.
Положение — один из видов организационных документов, определяющий: 1) порядок образования организации, ее структуру, место в системе более высокого уровня, элементом которой она является, принципы, цели и функции, а также объем прав и ответственности, напр., П. о МВД; 2) характер какой-л. деятельности, напр., П. о прохождении службы.
Понятие — логически оформленная, лаконично выраженная мысль о сущности какого-л. предмета (реального или абстрактного). П. обычно строится путем: 1) выявления 2—3 общих существенных свойств изучаемой совокупности, одной из составляющих которой является определяемый предмет; 2) подведения данной совокупности предметов под другую, высшую по своему положению, которая относится к данной как род к виду. Напр., в П. нормативного акта, определенного как «письменный документ, устанавливающий или изменяющий или отменяющий нормы права», видовое П. «нормативный акт» подведено под родовое П. — «письменный документ» и дополнено тремя существенными признаками нормативного акта, выражающимися в установлении, изменении или отмене нормы права.
Понятийно-категориальный аппарат — совокупность понятий, образующих «каркас» какой-л. науки. В число этих понятий входят как простые, так и важнейшие, называемые «категориями».
Популизм (от лат. populus — народ) — форма, стиль политической и иной деятельности должностных лиц, общественных деятелей, связанная со стремлением обратить на себя внимание, снискать уважение в обществе, коллективе путем воздействия на чувства и настроения людей, использования их недовольства. Для П. характерны: постоянные апелляции к массам; безудержная, часто лишенная аргументации критика высших должностных лиц, органов власти; показное участие в шествиях, во всевозможных акциях протеста и т. д.
Пост — ответственная административная должность, напр., П. главы государства, министра.
Постскриптум (от лат. post skriptum — после написанного)
— приписка к оконченному и подписанному письму, обыкновенно обозначается латинскими буквами P. S.
Постулат (от лат. postulatum — требуемое)—то же, что и аксиома; постулировать — принимать что-л. в качестве исходного положения без доказательства.
Постфактум (от лат. post factum — после сделанного) — после того, как что-л. уже произошло.
Потери рабочего времени — рабочее время, в течение которого работник не выполняет по тем или иным причинам свои функциональные обязанности или порученное ему задание. П. р. в. могут быть связаны с плохой организацией труда, с недобросовестным отношением к труду, с недостаточной профессиональной квалификацией, приводящей к необходимости повторного выполнения тех или иных трудовых операций, и т. д. Это так называемые прямые П. р. в. Их устранение обеспечивается совершенствованием организации производства, укреплением дисциплины труда и т. д. Кроме прямых, существуют еще косвенные П. р. в., связанные с нерациональной организацией труда. В сфере управления эти потери вызываются в основном четырьмя причинами: 1) несовершенной структурой бюджета затрат рабочего времени; 2) стихийным характером
-выполнения работ; 3) отсутствием ритмичности в работе и 4) большим количеством вынужденных перерывов в работе. Несовершенность структуры бюджета рабочего времени заключается в том, что руководители много времени уделяют решению текущих и малоперспективных вопросов. Вследствие такой практики руководители попадают в «заколдованный круг»: из-за нерешенных перспективных вопросов все больше возникает трудностей и просчетов в текущей деятельности, устранять которые приходится в оперативном порядке, а на решение перспективных вопросов остается все меньше и меньше времени, пока, наконец, вся работа не превращается в непрерывное решение текущих задач. Несовершенность структуры бюджета затрат рабочего времени выражается также в неправильном распределении времени на решение главных и второстепенных вопросов. Как правило, в бюджете затрат рабочего времени руководителей среднего и высшего звена высок удельный вес времени, затрачиваемого на совещания, на разъезды, на прием посетителей, телефонные разговоры. В то же время затраты времени на работу с персоналом, изучение служебной литературы, анализ деятельности и иные вопросы, от решения которых во многом зависит эффективность организа-
11* |
Т |
ции, — незначительны. Стихийный характер выполнения работ означает, что работы осуществляются без всякого плана. Порядок выполнения работ складывается под воздействием различного рода обстоятельств, в силу чего, в первую очередь, решаются не первоочередные для организации вопросы. Отсутствие ритмичности в работе (выполнение одних и тех же работ в разное время) мешает выработке динамического стереотипа в управленческой деятельности, что отрицательно сказывается на производительности труда. Незапланированные же перерывы в работе (звонки, приход посетителей и т. д.), численность которых значительна, не только сокращают рабочее время, отведенное на решение конкретных вопросов, но и сбивают руководителя с ритма, «уводят» его мысль в другие области деятельности, что требует потом дополнительного времени на «вхождение» его в русло прерванной работы. Косвенные П. р. в. наряду с прямыми приводят в конечном счете к тому, что работники сферы управления (особенно руководители) не укладываются в рамки рабочего дня, раздвигая их до 10—11 час. Кроме того, работа в сверхурочное время, интенсификация умственных сил приводят, как правило, к снижению качества труда. Выход из положения — личное планирование и организация своей работы на основе планов-графиков.
Потеря управления — возникновение ситуации, когда субъект и объект управления начинают функционировать раздельно, не представляя больше системного образования. П. у. может возникать по разным причинам: в силу разрыва обратной связи, когда субъект управления не получает информации о состоянии объекта управления и о его реакциях на управленческие воздействия; в силу утраты субъектом управления авторитета и недейственности вследствие этого многих применяемых по отношению к объекту управления методов несилового характера (психологических, -социально-психологических, экономических и др.); из-за наступления административно-правового коллапса субъекта управления, в силу чего он не в состоянии применять по отношению к объекту управления, игнорирующего его команды, какие-л. санкции.
Потребности — нуждаемость людей, групп, организаций в определенных условиях для осуществления своей жизнедеятельности. П. носят объективный характер и находятся в сложной взаимозависимости. В соответствии с теорией А. Маслоу П. образуют иерархию, на нижнем уровне которой находятся физические П. (в пище, одежде, жилище): на втором — П. в безопасности (гарантированная занятость, страхование на слу-164
чай возникновения экстремальных ситуаций и др.); на третьем— социальные П. (в привязанности, принадлежности к коллективу и др.); на четвертом — П. в уважении (стремление к престижу, признанию, вниманию, высокой оценке); на пятом — П. в самовыражении через творчество. С точки зрения А. Маслоу, П., которые в данный момент имеют самую низкую степень удовлетворенности, доминируют в формировании поведения. По мере того, как одна П. удовлетворяется, ее место занимает П. более высокого порядка. Удовлетворенные П. — мертвые П. до тех пор, пока остаются удовлетворенными. Считается, что все перечисленные П. могут быть удовлетворены, за исключением П. самовыражения. В удовлетворении этой П. не существует пределов. Теория А. Маслоу признается не всеми учеными, но из-за своей простоты и доходчивости послужила исходной основой многих мотиваиионных концепций.
Правовое государство — определенная форма организации государственной власти, где государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном верховенстве Конституции, демократически принятых законов и равенстве всех перед законом. В П. г. воплощаются принципы всеобщего, прямого, равного избирательного права, а его гражданам обеспечивается доступ к участию в государственных и общественных делах. Для создания гарантий от узурпации неограниченных полномочий, злоупотреблений властью осуществляется разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. П. г. подконтрольно обществу, в нем исключается диктатура какой-л. личности, группы, партии, группировки. В П. г. реализуются гражданские права человека на уровне международно признанных норм.
Правовая культура — сумма правовых ценностей (принципов, норм, знаний), усвоенных и применяемых членами общества в процессе их жизнедеятельности.
Правовое обеспечение управления — подфункция организационной функции, связанная с нормативным закреплением организационной структуры в целом и ее структурных подразделений в частности, должностных инструкций, а также важнейших сфер деятельности организации и ее членов. П. о. у. реализуется путем разработки различных положений, инструкций, правил, уставов, норм и т. д. Наиболее часто встречающиеся проблемы П. о. у. связаны, во-первых, с низкой правовой культурой общества, членов организации и, во-вторых, — с определением оптимальных пределов П. о. у. Последнее означает, что, с одной стороны, не должно быть областей
Т |
деятельности, отношений, не урегулированных нормами права, а с другой — регламентация управления не должна быть чрезмерной.
Правовое регулирование — форма регулирования общественных отношений, посредством которой поведение их участников приводится в соответствие с требованиями, содержащимися в нормах права. Механизм П. р. включает в себя правовые нормы, правовые отношения, правовую ответственность, правовое сознание и т. д.
Правовой акт — официальный письменный документ, направленный на регулирование общественных отношений. П. а. подразделяются на нормативные акты, являющиеся формой выражения правовых норм, и индивидуальные акты, порождающие права и обязанности для конкретных лиц. П. а. издаются уполномоченными государством органами в пределах их компетенции с соблюдением иерархии П. а., требующей соответствия актов нижестоящих звеньев государственной власти актам вышестоящих звеньев. Несоблюдение правовой иерархии, принципа верховенства закона по отношению к другим (подзаконным) нормативным актам приводит к нарушению законности в управлении и снижает его уровень.
Правомерность — соответствие деятельности или результатов деятельности субъектов права требованиям и дозволениям государственной воли, содержащейся в нормах права. П. исключает какое бы то ни было отклонение от предписаний права. П. как главное юридическое свойство общественных отношений предполагает высокий уровень правосознания субъектов права, а также их общей и правовой культуры. П. в поведении субъекта права является выражением единства внешней (объективной) стороны его деятельности и внутренней, духовной (субъективной) стороны, характеризующей отношение индивида к своему поведению, оценку им своей деятельности.
Правопорядок — состояние общественных отношений, урегулированных нормами права. Количественно-качественная характеристика П. может быть выражена реальным уровнем соблюдения законности, обеспечением конституционных прав и свобод граждан, соблюдением юридических обязанностей всеми гражданами. Формирование П. в изменяющихся условиях жизнедеятельности общества — одна из задач социального управления.
Прагматизм (от гр. pragm — дело, действие) — деловая ориентация, установка на практическое осуществление наме-166
ченных целей; действие, требующее практической сметки, здравого смысла, нацеленности на конкретный результат.
Праксиология (от гр. praktikos — деятельный + логия) — область социологических исследований, которая изучает методику рассмотрения различных действий или совокупности действий с точки зрения установления их эффективности.
Практицизм —1) деловитость, практическое отношение к чему-л.; 2) излишнее увлечение практической стороной дела в ущерб теории.
Преамбула (от фр. preambule < от лат. preambulus—идущий впереди, предшествующий)—вводная часть, предисловие ка-кого-л. акта, содержащее указание на обстоятельства, послужившие поводом к его изданию, а также его мотивы и цели. Превалировать (от нем. pravalieren < от лат. praevalere)— преобладать, иметь перевес, преимущество.
Превентивный (от фр. preventis < от лат. praeventus) — предупреждающий, предохранительный; опережающий действия противной стороны.
Предвидение — опережающее отражение социальной действительности. П. разделяется на реалистическое (научное и обыденное) и фантастическое (утопии, религиозные пророчества, астрологические предсказания). Специфика научного П. заключается в том, что оно, в отличие от других видов, основывается на знании общественных законов, закономерностей управления и применении научных методов. В свою очередь, научное П. существует в нескольких формах: предсказания (описание перспектив), предуказания (разработка решений социальных проблем) и прогнозирования (качественно-количественное определение параметров социальных процессов, явлений, объектов в ближайшей или отдаленной перспективе).
Предмет науки управления — закономерности управления, возникающие в социальных управляемых системах и являющихся предметом исследования ученых.
Предметная деятельность — человеческая деятельность, связанная с воздействием на объект в целях его преобразования. П. д. многообразна, она может проявляться как интеллектуальная, оценочно-эмоциональная, практическая и др. Понятие интеллектуальной деятельности связано с таким воздействием на объект, в результате которого субъект не только приобретает знания о его свойствах, но и, преобразуя полученные знания, создает модель будущего объекта. Создается эта модель в соответствии с потребностями и интересами субъекта, что свидетельствует о переходе интеллектуальной деятельности в
оценочно-эмоциональную. Реализуется эта модель в процессе уже практической деятельности, когда осуществляется материализация абстрактной модели. Некоторыми учеными П. д. ошибочно противопоставляется управленческой деятельности, в действительности же последняя является тоже П. д.
Предприимчивость — деловое качество руководителя, характеризующее его способность находить нестандартные решения в сложных проблемных ситуациях, идя иногда на обоснованный риск. П. не должна сопровождаться нарушением законности, попранием нравственных и социальных ценностей, пренебрежением интересов отдельных лиц, коллектива и общества в целом.
Презентация (от лат. praesentatio — представление) — официальная церемония представления общественности новой книги, журнала, фильма, открытия выставки, нового учреждения и т. д. П. обычно сопровождается выступлениями общественных и политических деятелей.