посвященные 125-летию со дня рождения писателя - сатирика.




МЕМУАРЫО ДЕТСТВЕ МИХАИЛА ЗОЩЕНКО

«Громкие чтения» у библиотеки «Фолиант»,

посвященные 125-летию со дня рождения писателя - сатирика.

Михаил Зощенко (28.071894-22.07.1958) - автор с уникальным языком и неповторимым стилем. Именно о такой манере письма говорят: «лёгкое перо». А для детей нужно писать только лёгким пером, иначе нетерпеливые читатели заскучают. С героями детских рассказов Зощенко скучать не придётся. Несмотря на то, что происходящие с ними истории поучительны, великий писатель наполняет их искромётным юмором, а повествование от первого лица лишает тексты назидательности.

29 и 30 июля 2019 года юные читатели библиотеки «Фолиант» смогли в этом убедиться сами, побывав на «громких чтениях» под названием «Легкое перо Михаила Зощенко». Чтение рассказов из цикла «Лёля и Минька» проходило неподалеку от библиотеки, на свежем воздухе, и было посвящено 125-летию со дня рождения писателя - сатирика. Некоторые из этих рассказов включены в школьную программу или рекомендованы для внеклассного чтения.

Конечно, Михаил Михайлович Зощенко больше известен как «взрослый» писатель. Но когда ребята начали по очереди читать его детские рассказы, то увидели, что он также замечательный детский писатель. Особенный. Неповторимый. И, похоже, что он всю свою жизнь - и чем дальше, тем больше - возвращался к молодости, детству. Не зря же его последние, написанные уже в немолодые годы, самые значительные сочинения для «взрослых» назывались: «Возвращённая молодость», «Перед восходом солнца». Перед восходом…- то есть на заре жизни, когда всё впереди, а воздух особенно чист и прозрачен.

Детство для Зощенко - это своего рода выбор пути: куда и как пойдёт человек? Кто и что будет его ориентиром в этом кратком и вечном, ранимом и впечатлительном состоянии? Детство неповторимо в каждой судьбе. Как сохранить эту неповторимость? Не погубить насилием среды, соблазнами жизни, её принуждением?!

Вот об этом и шла речь в ходе громких чтений.

 

«Нет у меня ни к кому ненависти»

 

…Зощенко любил детей, был с ними особенно открыт, доверчив. «Нет у меня ни к кому ненависти - вот моя точная идеология», - сказал он ещё в самом начале своей литературной жизни. И таким он остался навсегда. Он не «клеймит» «отрицательных» персонажей, а стремится открыть людям глаза на самих себя; это желание помочь, защитить человека от насилия, зла вокруг и в нём самом.

В те трудные годы, когда Зощенко делал в литературе своё дело, такое писательское чувство было особенно необходимо людям. А жил он в те времена, когда вся литература находилась под прямым контролем ЦК, и писатели с разной степенью угодливости писали письма Сталину, чтобы узнать его мнение на свое произведение. Зощенко попал под топор практически одновременно с Анной Ахматовой. Разгромный доклад сталинского холуя Жданова, масса громящих публикаций, а у Анны Ахматовой вдобавок арестовали мужа и сына, и они под пытками дали на нее показания о ее «антисоветской» сущности. Оба писателя остались практически без средств к существованию.

«Справки» органов госбезопасности о настроениях в среде художественной интеллигенции постоянно докладывали о многочисленных высказываниях писателей, выражавших надежду, что после войны все изменится, что держать художников в крепкой узде, как это сложилось в предвоенные годы, нелепо и даже преступно. Сталину надо было положить конец этим ложным надеждам, ясно и определенно дать понять разболтавшимся интеллигентам, «кто в доме хозяин». А вот кого выбрать на роль «мальчиков для битья», - это было совсем не все равно. И выбор, сделанный Сталиным, был на редкость точным.

Потрясающе начитанный и эрудированный писатель Бенедикт Сарнов написал четырехтомник «Сталин и писатели». В каждой из глав книги разворачивается сюжет острой психологической драмы, в иных случаях ставшей трагедией. Отталкиваясь от документов и опираясь на них, расширяя границы документа, автор подробно рассматривает «взаимоотношения» со Сталиным тех писателей, на чью судьбу наложило свою печать чугунное сталинское слово. Он приводит в качестве свидетельств воспоминания самых разных людей, и в итоге у читателя формируется «объемный» взгляд на ситуацию. Кроме этого, Сарнов анализирует, как «указания» Сталина и ЦК отражались в творчестве писателей. Во многих случаях мы никогда уже не узнаем, что именно хотели и как хотели написать авторы в своих книгах…

2-й том четырехтомника посвящен Алексею Толстому, Анне Ахматовой, Михаилу Булгакову и Михаилу Зощенко. Зощенко книги, написанные по политзаказу правительства, остроумно называл «диктантами» и говорил, что такие «диктанты» пишут все советские писатели. В итоге, судьба писателя была искалечена. Вне железных объятий сталинской «любви» она была бы совсем иной.
Зато чистые детские рассказы Зощенко, большинство из которых написано в конце 1930-х годов, стали для него и его читателей душевным спасением от лжи, насилия, от навязанных иллюзий «счастливой» жизни. Они стали прорывом к жизни подлинной. К детской жизни. Рассказы, написанные уже после войны, в сущности, тоже были потребностью понять, что́ произошло в душах людей, в душах детских. И желанием помочь людям, пережившим войну. Тяжкие раны войны, был уверен писатель, нужно лечить добротой, вниманием, состраданием. И - правдой. Вот, собственно, о чём детские рассказы Зощенко.

 

Мемуары о детстве

 

Цикл рассказов «Лёля и Минька» состоит из восьми рассказов о детстве сестры и брата. В сущности, это автобиографические рассказы. Особственномдетстве писателя. И начинаются они с главной мысли: «Не надо врать». Так и называется первый из рассказов.

По случайности семилетний первоклассник в гимназии не выучил заданное на дом стихотворение. А тут, как назло, учитель вызвал его. И он - по чужим подсказкам, умышленно путаным, - стал говорить нелепости. Учитель поставил ему единицу - первую в его жизни. С этого всё и началось. Эту единицу, по совету девятилетней Лёли, ему захотелось скрыть. И он это делает и раз, и другой, и третий: то забывая дневник на уличной скамейке, то забрасывая его за шкаф, то заклеивая страницу… Но всё, конечно, становится явным. Да и сам он, не вытерпев неправды, говорит отцу, как всё было на самом деле.

Вот тут, если вдуматься, происходит главное. Дело не в единице. А в том, что нельзя бездумно подчиняться чужой воле, нельзя жить по подсказке. Любой! И второе: согласно поговорке: «Шила в мешке не утаишь» как ни прячь правду, она всё равно обнаружится. И больно уколет. Вспомните слова отца Миньки: «Люди, которые идут на враньё,- смешны и комичны». И, став взрослым, Минька вспоминает: «…мне было совестно от его тихих слов». Вот именно: настоящая правда говорится словами тихими, из души, о ней не нужно кричать во весь голос. А быть самим собой - это значит жить не по подсказке. Всякая ложь ранит совесть. И, даже пройдя через очищение правдой, всё равно горько и больно на душе.

А далее - вдумайтесь! - великий финал этого первого рассказа о трудной правде детства, о правде победившей: «Я дал себе слово говорить всегда правду.

И я действительно… так всегда и делаю. Ах, это иногда бывает очень трудно, но зато у меня на сердце весело и спокойно».

Неплохо сказано, не так ли?!

Следующий рассказ тоже заставляет надолго загрустить и задуматься. Это «Галоши и мороженое». Снова перед нами открытая душевная рана: автору больно и стыдно вспоминать, как часто человек готов подчиняться своей прихоти (например, ради шарика вкусного мороженого отдать старьёвщику галоши гостей). И вот приходит раскаяние, не дающее покоя всю жизнь. Оказывается, воспоминания о «сладком» могут быть очень горькими.

Но не думайте, что Зощенко нас мучает своими историями. Когда читаешь эти рассказы, в том числе «Галоши и мороженое», особенно вслух, они заставляют не только сопереживать, но - порою - неудержимо смеяться. Добрым смехом снимают напряжение, помогают увидеть простой и светлый путь к другому человеку. И к себе самому.

Таков, например, рассказ «Бабушкин подарок». Бабушка любит Миньку больше, чем Лёлю. И делает им разныеподарки. Чуткий Минька понимает, что нужно своим подарком поделиться с обиженным человеком. Поделился. А затем «в хорошем настроении пошёл на балкон и сказал взрослым: «Всё-таки бабушка оказалась права. Я лучший мальчик на свете - я сейчас подарил Лёле две монетки». И тут слышит укоризненный отцовский ответ: «Нет, лучший мальчик на свете тот, который сделает что-нибудь хорошее и после об этом не будет хвастаться».

Продолжение похожей истории о подарках в рассказе «Тридцать лет спустя» и занятно и грустно одновременно.

…А еще нужно быть осторожным с дармовыми «находками». Об этом говорится в рассказе, который так и называется «Находка». Когда-то в детстве Минька и Лёля разыграли прохожего, подсунув ему красиво завёрнутую конфетную коробку, а внутри её - лягушку и паука. Потом, многие годы спустя, такие же озорники похожий розыгрыш устроили с самим Минькой.

«Ребята! Всё проходит в жизни», – восклицает повзрослевший Минька. И ничего не проходит - всё оставляет зарубки в душе, в памяти… В рассказе «Ёлка» Леля и Минька, не дождавшись гостей, лакомятся у новогодней ёлки. А когда приходит время раздавать подарки гостям-малышам, выясняется: там яблоко надкушено, там у куклы рука отбита… Отец наказывает детей. Им урок на всю жизнь – не брать чужого и не обижать слабых.

И тут опять вспоминаются слова автора из первого рассказа о том, что трудно говорить правду, но поступать надо только так. Вот это и есть главный урок отца. Правда - вот путь к себе, к доброте и любви в душе каждого человека. Нельзя закрывать глаза, если, поддавшись искушению, ты забыл о других людях. И папа говорит: «Такое воспитание губит моих детей. Я не хочу, чтоб мои дети были жадные и злые. И я не хочу, чтобы они дрались, ссорились и выгоняли гостей. Им будет трудно жить на свете, и они умрут в одиночестве».

Глубокий смысл заключён в этих словах. И реальная судьба поколения Лёли и Миньки, судьба поколения самого писателя сложилась так, что на одиночество были обречены как раз лучшиелюди. Вот что рождало дух сопротивления в жизни и в сочинениях Зощенко.

С большим интересом мы читаем рассказ «Великие путешественники». Как необдуманно отправляются дети пяти - семи лет в кругосветное путешествие! Приключения подстерегают их на каждом шагу. И нет им конца. Лишь инстинкт самосохранения помогает выбраться из этой очень опасной авантюры. По незнанию, оказывается, можно столько дров наломать (да и собственной головой расплатиться)! Дочитывая этот занятный, увлекательный рассказ, задумываешься обо всей нашей стране, в которой тоже можно заблудиться, как в тёмном лесу.

И, наконец, рассказ «Золотые слова», завершающий эти «мемуары о детстве».

Видимо, он не случайно поставлен после «Великих путешественников». О чём там речь? Папа говорит: «Всё надо делать с учётом изменившейся обстановки». На первый взгляд всё разумно и понятно. Это ещё один урок, вынесенный из жизни. И урок печальный.

Вот и Зощенко, рассказчик, переходя к своейписательской работе, тоже говорит о приспособлении к «изменившейся обстановке»: «В моей работе я, например, учился у старых великих мастеров. Но я увидел, что обстановка изменилась. Жизнь и публика уже не те, что были при них. И поэтому я не стал подражать их правилам. И может быть, поэтому я стал сравнительно счастливым человеком…»

Печально… А может, и стоило «подражать»? Или так неодолимо насилие «изменившейся обстановки» над человеческой душой? Сам писатель Зощенко понимает, что истинно «золотые слова» – другие. Конец рассказа печален, но мужествен: «…ещё в древние времена один мудрый человек, которого вели на казнь, сказал: «Никого нельзя назвать счастливым раньше его смерти». Это тоже были «золотые слова».

…Вот вам и детскиерассказы! Видимо, рассказы Зощенко нужно перечитывать во всех возрастах - от пятилетнего, Минькиного, до пожилого, бабушкиного. Оказывается, по Зощенко, начиная жизнь, уже нужно знать, на что ты идёшь. И пока весь путь не будет пройден, нельзя сказать, был он счастливым или нет.

Когда-то Ги де Мопассан, классик французской литературы, назвал самыми счастливыми писателями тех, кого читают дети. В этом плане Михаил Зощенко - очень счастливый писатель!

 

P.S. https://vk.com/album-46420619_265115043 - вот в этом фотоальбоме - «Легкое перо Михаила Зощенко» - можно посмотреть все остальные фотографии, сделанные у стен библиотеки «Фолиант» в ходе громких чтений рассказов М. Зощенко 29.07.19. и 30.07.19.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Акимов В. Детство - это начало судьбы (О детских рассказах Михаила Зощенко В. Акимов)/ / Зощенко М. М.. Рассказы для детей. – М.: «Детская литература», 2003. -203 с. –(Серия «Школьная библиотека»)

2. Сарнов Б. Сталин и писатели. Кн. 2 /Бенедикт Сарнов.- М.: «КоЛибри», «Азбука-Аттикус», 2018.- 768с. (о М.Зощенко.- Стр. 231-380)

 

30. 07.19. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти», e-mail:rossinskiye@gmail.com; Страница группы Вконтактеhttps://vk.com/library_foliant; 30-78-00.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: