Мои главные люди из редакции
Как всколыхнула чувства и память встреченная в интернете старая редакционная фотография павловопосадского журналиста Александра Андреевича Анисенкова! Вот она, сила фотодокумента! Да, именно такой он был молодой! И в эту редакцию я приходила робко и уважительно. Юность, надежды, начало пути. Этот человек принял участие в моей судьбе. Просто так. Потому что человек человеку друг, товарищ и брат.
А. А Анисенков, «Знамя Ленина». 1963 год
У журналиста на фото белый лист бумаги, авторучка.
Уже авторучка! Самопиской поначалу называли. Это тебе не перьевая с чернилами. Но чернила в авторучке по-прежнему использовались. Их надо было набирать поршнем внутри. Хватало не очень надолго.
Через пару лет появятся шариковые. Дефицитом. Доступные не для всех. Запомнила это, потому что первый стержень с шариком я получила на первом курсе московского университета от Олега Кочладзе из Грузии. Именно стержень, не ручку. За то, что успела на вступительном экзамене проверить ему сочинение на предмет исправления ошибок. Он отблагодарил. Счастью не было предела! Без футляра, стержнем, гордая, и писала, благо был твёрдый. Металлический.
Теперь в арсенале корреспондента компьютер, интернет, мобильный телефон, диктофон. Всё под рукой. Не роскошь давно и тачка. Как разительно изменилось время!
Многое стало проще, легче. Прежние трудности современным молодым людям невозможно понять. А что-то, что и мы в своё молодое созидательное время не могли себе даже представить, вдруг стало жестокой реальностью. Например, безработица, невостребованность молодых да и вообще специалистов. Понятие биржа труда, не поверите, нам было просто неизвестным, трудно запоминаемым. Но это я к слову. Главное в истории, которую мне бы хотелось рассказать - прекрасные незабываемые люди, наши земляки. Очень значимые для меня.
|
Дорогу в профессию открыл мне любимый школьный учитель. Фактически взял за руку и привёл. Возможно, рядовой случай, а сердце моё полнится благодарностью. Ведь этого могло и не быть. И сложилась бы другая жизнь.
В наши послевоенные школьные годы очень важную роль играли педагоги. Наряду с учебным процессом они готовили нас к взрослой, трудовой жизни: водили на обзорные экскурсии в цеха текстильных фабрик, вывозили работать на колхозные поля, устраивали спортивные состязании, конкурсы, встречи с интересными людьми разных профессий, организовывали уроки профтехобразования…
Они и сами по себе были не только проводниками знаний, источниками информации, но самыми близкими, понятными, образцами для подражания. Глядя на них, реально авторитетных, учились мы делать жизнь с кого. Недаром мой класс девочек после окончания Первой школы (выпуск 1965 года) пополнил в итоге педагогические коллективы детских учреждений родного Павловского Посада.
Но никто не обязывал учителей брать на себя особую ответственность за развитие индивидуальных задатков учеников. Лучшие из них делали это не по обязанности, а по зову сердца.
Так вот.
Появился как-то у нас в первой школе в начале 1960-х гг. преподаватель литературы и русского языка Виктор Фёдорович Клоповский (1924-1994 гг.) Пришёл на декретную ставку. Любопытный уж тем, что русовед – мужчина. Полный, да в очках. ВикФик! Недолго работал, временно. А с душой!
|
Пять минут от каждого урока оставлял он на вопросы-ответы, на личное общение с учениками. Это было внове. То ли в самом деле хотел знать наше мнение по разным вопросам, то ли хотел его зародить. Выражали на пятиминутке собственные мысли смелее и смелее. Самооценка наша в результате таких бесед росла. Было очень интересно. И, правда, почему невысокий статусом благородный Максим Максимыч не подал при встрече руки герою времени Печорину? В каких словах Пушкина выражена сила любви Онегина к Татьяне? Поди ответь! А как приятно, когда о благородстве и тем более о любви говорить вслух тебе уже позволительно! По-взрослому!
Свои собственные способности Виктор Фёдорович реализовал в народном театре под руководством известного в городе деятеля культуры Михаила Михайловича Тадэ.