И) Развитие навыков фонематического синтеза.




Конспект индивидуального логопедического занятия для учащегося 1 класса

Тема: Постановка звука [ш].

Цель: автоматизация звука [ш] в прямых слогах.

Задачи:

Обучающие:

1) уточнить артикуляцию и изолированное произнесение звука [ш];

2) учить правильно произносить звук [ш] в прямых слогах.

Развивающие:

1) развивать умение отвечать полным предложением;

2) развивать фонематический слух, фонематические представления;

3) совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза;

3) совершенствовать интонационную сторону речи;

3) развивать слуховое внимание;

4) развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение к логопедическим занятиям.

Оборудование: зеркало; карточка с цепочками слогов; карточки со словами, в которых пропущен слог со звуком [ш]; предметные картинки.

 

Ход занятия

  1. Организационный момент (1 мин).

Логопед приглашает ребенка в свой кабинет, просит присесть за стол.

- Что мы делали на прошлом занятии? /Мы учились произносить звук [ш]/.

- Правильно. А сегодня мы будем учиться произносить звук [ш] в слогах. Но сначала, как всегда, потренируем наш ротик. Поставь зеркало на подставку.

Ребенок ставит зеркало на подставку.

- Слу­шай внимательно и помогай мне.

  1. Артикуляционная гимнастика (5 мин).

Упражнения для губ:

1.«Улыбочка».

- Покажем, какие мы веселые и радостные. Растянем губки в улыбочке.

2. «Рупор».

- Представь, что ты капитан. Чтобы тебя услышали матросы, надо взять рупор, он усилит твой голос. Вытянем губы широкой трубочкой.

Упражнения для языка:

3.«Блинчик».

- Откроем ротик широко и положим широкий язычок на нижнюю губку.

4. «Качели».

- Язычок наш очень любит качаться на качелях. Мы будем поднимать и опускать широкий язычок за зубками.

5. «Чашечка».

- А ещё наш язычок любит пить чай. Давай покажем ему нашу чашечку. Приоткроем ротик, положим широкий язычок на нижнюю губку, затем приподнимем кончик и боковые края язычка наверх, а посерединке язычка должно получиться углубление.

6. «Грибок».

- Теперь давай покажем красивый грибок. Присосем язычок к небу. Оторвали язычок от неба – сорвали грибок.

7.«Лошадка».

- Собрал язычок грибов и поехал домой на лошадке. Пощелкаем язычком.

Логопед показывает выполнение упражнений. Каждое упражнение выполняется 3-5 раз. Ребенок выполняет все упражнения.

  1. Основная часть (12 мин).

А) Изолированное произнесение звука.

- Молодец. А давай вспомним, как мы произносили звук [ш]. Что у нас с губками? /Они немножко выдвинуты вперед/.

- А язычок? /Кончик язычка поднят к небу/.

- Да. А боковые края языка прижаты к верхним коренным зубкам. Как мы должны выдохнуть? Какой воздух должен получиться? /Должен быть теплый воздух/.

- Правильно. Держим так наш язычок и пошипим. /Ш-ш-ш/.

- Вот как наш Язычок умеет шипеть!

Б) Произнесение прямых слогов.

- Повтори за мной слоги.

Ша, шу, ши, ша, шо, шу, шэ, ши, ша, шу, шу, шу, шо, ши.

- Вспомни, какой слог мы произнесли всего 1 раз? /1 раз мы произнесли слог шэ /.

В) Чтение цепочек слогов.

- Хорошо. Теперь посмотри на карточку.

Логопед показывает ребенку карточку, на которой написаны цепочки слогов.

- Что тут написано? /Здесь написаны слоги/.

- Нашему язычку очень интересно, что же за слоги тут написаны, но читать он не умеет. Давай ты ему поможешь. Ему без тебя никак не справиться. Тебе нужно читая слоги, «шагать пальчиками» по столу. Вот так.

Логопед показывает верное выполнение задания.

Ребенок читает цепочки слогов ша-ша-ша, шо-шо-шо, ши-ши-ши, шэ-шэ-шэ и «шагает пальчиками» по столу.

Г) Дидактическая игра «Разговор мышки с мышонком».

- Молодец. А сейчас тебе нужно сказать задумчиво – ши-ша-ши, шо-ша-шо, шэ-ша-шо.

Аналогично – сердито, радостно, боязливо.

Д) Дидактическая игра «Найди лишний слог».

Логопед выдает ребенку его тетрадь и ручку.

- Я буду читать тебе цепочку слогов, а ты найди лишний слог и запиши его в тетрадь.

Ша-ша-ша-ши, шо-ша-шо-шо, шэ-ша-ша-ша, ши-ши-шэ, шо-шо-ша.

Ребенок выполняет задание.

Е) Дидактическая игра «Придумаем имена куклам».

- Я тебе буду читать первый слог имени, а ты угадай, какое имя я хочу назвать.

Ма…(ша), Да…(ша), Са…(ша), Ми…(ша), Ната…(ша), Катю…(ша).

Ребенок выполняет задание.

Ж) Дидактическая игра «Дополни слог».

Логопед предлагает ребенку карточку со словами, в которые нужно добавить слог со звуком [ш].

- Прочитай внимательно и добавь слог, в котором есть звук [ш], чтобы получилось слово. Подпиши этот слог.

Мы…(ши), малы…(ши), камы…(ши), пи…(шу).

Ребенок подписывает слоги в словах.

З) Развитие навыков фонематического анализа.

- Внимательно меня послушай и скажи, какой первый звук в слоге ша? А второй? /Первый звук [ш], а второй – [а]/.

Аналогично – шо, шу, ши, шэ.

И) Развитие навыков фонематического синтеза.

- Скучно одному звуку [ш], пригласим к нему звук [у]. Звук [ш] и звук [у] подружились. Какой слог получился? /Получился слог шу /.

Аналогично – ша, ши, шэ, шо.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: