РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ




КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ

Юматова Д.Б.

Развитие речевой активности является неотъемлемой частью овладения родным языком. В психолого-педагогической литературе указывается, что у детей с нарушением речи отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности. Внимание таких детей характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения и распределения, наблюдается сужение объёма памяти, быстрое забывание материала, особенно вербального (словесного), снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста. Детям этой категории присуще недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к обобщению.

Они неуклюжи, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Они долго не включаются в выполнение задания.

Чтобы ясно и точно выразить свою мысль, донести до собеседника и слушателя необходимую информацию, заключающую определённый смысл, человек должен владеть интонационным богатством языка. Исследователи детской речи обращают особое внимание на развитие её эмоциональности, интонационного оформления. И здесь на помощь приходит музыкально-игровая деятельность.

Музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте и к жизни. В то же время хорошо развитые музыкальные способности стимулируют и подталкивают к развитию художественных и эстетических способностей.

Музыкально-игровая деятельность детей в нашем Центре – это различные способы и средства познания музыкального искусства, а через него и окружающей жизни и самого себя. Такое направление в работе с детьми, имеющими речевую патологию, нами было выбрано осознанно: в музыке хорошо представлены все составляющие, которые есть в речи: мелодика, сила, темп, ритм, тембр (окраска звука). Также давно известно положительное влияние музыки на человека, способность изменять его душевное и физическое состояние. Известно также, что с помощью музыки облегчается установление контакта с человеком, что очень важно для таких детей.

***

Игры-потешки

В играх-потешках, в песенках и стихах, сопровождающихся разнообразными движениями и звуками, детей привлекает яркая эмоциональная окраска, особые тактильные ощущения, возникающие в тот момент, когда взрослый тормошит, щекочет, покачивает, подбрасывает ребёнка, простота и лёгкость действий, сочетание знакомого и неожиданного, атмосфера радости от совместной со взрослым игры. Несмотря на свою внешнюю простоту и доступность, такие игры обладают большим развивающим потенциалом, способствуют эмоциональному раскрепощению ребёнка, развитию и пониманию речи, обогащению словаря, правильности речи, умению действовать синхронно с текстом.

Игры, которые сопровождаются стихами или мелодией, развивают чувство ритма, музыкальный слух. Вместе с этими приятными переживаниями в жизнь ребёнка постепенно вводятся действия «понарошку», ведь в подобные игры включены элементы условности, сочетающие словесное обозначение персонажа игры и его действий, что способствует развитию их воображения.

Для развития речи используются игры-потешки «Ладушки», «Сорока-сорока», «Едем-поедем» и другие фольклорные игры.

Приводим некоторые из таких игр-потешек. Родителям при их использовании не обязательно пропевать определённую мелодию, достаточно интонационной импровизации на предложенный текст.

Вы можете использовать в играх с ребёнком следующие потешки:

Я надел большую шляпу, Сел у ёлочки мохнатой, Не найдёт меня щенок, Потому что я – грибок!   Выполняются движения по тексту

***

Растянулся в луже Яшка, И чуть-чуть не утонул. Хорошо, что он рубашкой Лужу сразу промокнул!   Приседания

***

Через лужу у крылечка Перебросил я дощечку Проходите, гости, Я построил мостик.   Идут широко

***

В огороде заинька, В огороде маленький. Он капустку грызёт, Он морковку берёт.   Хлопки

***

Выпал снег, первый снег, Всюду шум, всюду смех. Я встаю на лыжню, Всех сейчас обгоню!   Скользящие движения ладошками рук

***

Спите, куклы, баю-баю, Звёзды ясные сияют, Смотрит в окна дуб мохнатый, Все ли спать легли ребята?   Раскачиваются

***

Я играю на гармошке, И поют мои друзья, Подпевают за окошком Нам четыре воробья!   Играют на гармошке

***

Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шёлкова бородушка.   Притопы

 

Очень полезны хороводные игры, которые предполагают построение в круг и выполнение ритмизированных движений в соответствии с образным словом. Они не только забавляют детей, но и учат согласованности движений, способствуют развитию внимания.

 

Хоровод-игра «Кошки расплясались»

Вот как кошки веселились, Про опасность позабыли, Веселились у реки, Раскидали башмаки. Кошки-дети: Мяу-мяу, мур-мур-мур, Рассмешили кур-кур!   Дети бегают, показывают «когти»
Кошки прыгали, резвились, Тут же в речке очутились. Закричали мурки, Намочили шкурки. Кошки-дети: Мяу-мяу, мур-мур-мур, Рассмешили кур-кур! Сели на корточки
Подсушилася одёжка, Снова веселятся кошки, Раскидали башмаки, Веселятся у реки. Кошки-дети: Мяу-мяу, мур-мур-мур, Рассмешили кур-кур! Дети бегают, показывают «когти»

***

Игры-разминки

«Весёлые утята»

Вот идут утята, спешат через лужок. Вот они выходят на чистый бережок. Вы, утята, отзывайтесь, По порядку посчитайтесь. Кря-кря-кря-2 раза Уток дружная семья. Идут вперевалочку     Дети все вместе проговаривают  
А теперь купайтесь, плывите по воде, Но не потеряйтесь, утки, где вы, где? Вы, утята, отзывайтесь, По порядку посчитайтесь! Кря-кря-кря-2 раза Уток дружная семья. А теперь дружно идём сушиться! Дети имитируют «купание»   Дети все вместе проговаривают   Движения по тексту  

***

Пальчиковая гимнастика

«У бабушки в гостях»

Мы приехали не зря К нашей бабушке, друзья, Кос сено для козы, Собираем огурцы, Курицам зерно даём, И цыплятам счёт ведём: Раз, два, три, четыре, пять Убежали в сад гулять Ай да гости у меня! Радуется бабушка! -хлопают ладоши и кулачки попеременно     Хлопают Загибают пальцы «бегут» пальчиками   Хлопают попеременно кулачки и ладошки

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: