КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ
Юматова Д.Б.
Развитие речевой активности является неотъемлемой частью овладения родным языком. В психолого-педагогической литературе указывается, что у детей с нарушением речи отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности. Внимание таких детей характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения и распределения, наблюдается сужение объёма памяти, быстрое забывание материала, особенно вербального (словесного), снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста. Детям этой категории присуще недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к обобщению.
Они неуклюжи, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Они долго не включаются в выполнение задания.
Чтобы ясно и точно выразить свою мысль, донести до собеседника и слушателя необходимую информацию, заключающую определённый смысл, человек должен владеть интонационным богатством языка. Исследователи детской речи обращают особое внимание на развитие её эмоциональности, интонационного оформления. И здесь на помощь приходит музыкально-игровая деятельность.
Музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте и к жизни. В то же время хорошо развитые музыкальные способности стимулируют и подталкивают к развитию художественных и эстетических способностей.
Музыкально-игровая деятельность детей в нашем Центре – это различные способы и средства познания музыкального искусства, а через него и окружающей жизни и самого себя. Такое направление в работе с детьми, имеющими речевую патологию, нами было выбрано осознанно: в музыке хорошо представлены все составляющие, которые есть в речи: мелодика, сила, темп, ритм, тембр (окраска звука). Также давно известно положительное влияние музыки на человека, способность изменять его душевное и физическое состояние. Известно также, что с помощью музыки облегчается установление контакта с человеком, что очень важно для таких детей.
|
***
Игры-потешки
В играх-потешках, в песенках и стихах, сопровождающихся разнообразными движениями и звуками, детей привлекает яркая эмоциональная окраска, особые тактильные ощущения, возникающие в тот момент, когда взрослый тормошит, щекочет, покачивает, подбрасывает ребёнка, простота и лёгкость действий, сочетание знакомого и неожиданного, атмосфера радости от совместной со взрослым игры. Несмотря на свою внешнюю простоту и доступность, такие игры обладают большим развивающим потенциалом, способствуют эмоциональному раскрепощению ребёнка, развитию и пониманию речи, обогащению словаря, правильности речи, умению действовать синхронно с текстом.
Игры, которые сопровождаются стихами или мелодией, развивают чувство ритма, музыкальный слух. Вместе с этими приятными переживаниями в жизнь ребёнка постепенно вводятся действия «понарошку», ведь в подобные игры включены элементы условности, сочетающие словесное обозначение персонажа игры и его действий, что способствует развитию их воображения.
|
Для развития речи используются игры-потешки «Ладушки», «Сорока-сорока», «Едем-поедем» и другие фольклорные игры.
Приводим некоторые из таких игр-потешек. Родителям при их использовании не обязательно пропевать определённую мелодию, достаточно интонационной импровизации на предложенный текст.
Вы можете использовать в играх с ребёнком следующие потешки:
Я надел большую шляпу, Сел у ёлочки мохнатой, Не найдёт меня щенок, Потому что я – грибок! | Выполняются движения по тексту |
***
Растянулся в луже Яшка, И чуть-чуть не утонул. Хорошо, что он рубашкой Лужу сразу промокнул! | Приседания |
***
Через лужу у крылечка Перебросил я дощечку Проходите, гости, Я построил мостик. | Идут широко |
***
В огороде заинька, В огороде маленький. Он капустку грызёт, Он морковку берёт. | Хлопки |
***
Выпал снег, первый снег, Всюду шум, всюду смех. Я встаю на лыжню, Всех сейчас обгоню! | Скользящие движения ладошками рук |
***
Спите, куклы, баю-баю, Звёзды ясные сияют, Смотрит в окна дуб мохнатый, Все ли спать легли ребята? | Раскачиваются |
***
Я играю на гармошке, И поют мои друзья, Подпевают за окошком Нам четыре воробья! | Играют на гармошке |
***
Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шёлкова бородушка. | Притопы |
Очень полезны хороводные игры, которые предполагают построение в круг и выполнение ритмизированных движений в соответствии с образным словом. Они не только забавляют детей, но и учат согласованности движений, способствуют развитию внимания.
|
Хоровод-игра «Кошки расплясались»
Вот как кошки веселились, Про опасность позабыли, Веселились у реки, Раскидали башмаки. Кошки-дети: Мяу-мяу, мур-мур-мур, Рассмешили кур-кур! | Дети бегают, показывают «когти» |
Кошки прыгали, резвились, Тут же в речке очутились. Закричали мурки, Намочили шкурки. Кошки-дети: Мяу-мяу, мур-мур-мур, Рассмешили кур-кур! | Сели на корточки |
Подсушилася одёжка, Снова веселятся кошки, Раскидали башмаки, Веселятся у реки. Кошки-дети: Мяу-мяу, мур-мур-мур, Рассмешили кур-кур! | Дети бегают, показывают «когти» |
***
Игры-разминки
«Весёлые утята»
Вот идут утята, спешат через лужок. Вот они выходят на чистый бережок. Вы, утята, отзывайтесь, По порядку посчитайтесь. Кря-кря-кря-2 раза Уток дружная семья. | Идут вперевалочку Дети все вместе проговаривают |
А теперь купайтесь, плывите по воде, Но не потеряйтесь, утки, где вы, где? Вы, утята, отзывайтесь, По порядку посчитайтесь! Кря-кря-кря-2 раза Уток дружная семья. А теперь дружно идём сушиться! | Дети имитируют «купание» Дети все вместе проговаривают Движения по тексту |
***
Пальчиковая гимнастика
«У бабушки в гостях»
Мы приехали не зря К нашей бабушке, друзья, Кос сено для козы, Собираем огурцы, Курицам зерно даём, И цыплятам счёт ведём: Раз, два, три, четыре, пять Убежали в сад гулять Ай да гости у меня! Радуется бабушка! | -хлопают ладоши и кулачки попеременно Хлопают Загибают пальцы «бегут» пальчиками Хлопают попеременно кулачки и ладошки |