Психология темперамента: теоретический подход В.М.Русалова




Содержание

  Психология темперамента: теоретический подход В.М.Русалова  
  Порядок выполнения практической работы 0. Тестирование и определение уровня социальной желательности ответов I. Оценка параметров активности по сферам жизнедеятельности: 1.1. Эргичность 1.2. Пластичность 1.3. Скорость II. Оценка эмоциональности по сферам жизнедеятельности III. Определение типа темперамента в основных сферах жизнедеятельности: 3.1. Психомоторная сфера 3.2. Интеллектуальная сфера 3.3. Коммуникативная сфера IV. Определение общего типа темперамента и его адаптивности V. Заключение  
  Вопросы для самоконтроля  
  Глоссарий  
  Список учебно-методических материалов Основной список литературы Дополнительный список литературы Материалы в едином информационном окне  
  Приложение 1. Таблица конституциональных признаков темперамента  
  Приложение 2. Образец оформления титульного листа для практической работы  

 

Психология темперамента: теоретический подход В.М.Русалова

В современной психологии наиболее теоретически проработанной концепцией признается учение о темпераменте В.М.Русалова, согласно которому темперамент рассматривается как независимое базовое образование психики, определяющее богатство содержательных проявлений человека. Темперамент задается свойствами нервной системы, формируется в процессе конкретных деятельностей, в которые человек включен с самого детства и выражается в психологическом облике человека. С рождения человек имеет определенные нормы реакции биохимическиx, биомеханических, нейрофизиологических и других свойств, совокупность которых определяет индивидуальный уровень обмена, мышечного развития и т.д. Указанная индивидуальность проявляется с первых дней жизни в реализации различных видов активности – от сосательных и хватательных рефлексов до игры, учения и т.д. По мере созревания нервной системы и общего возрастного развития у человека складываются такие параметры темперамента, как обобщенные скорость, пластичность, эмоциональность и другие характеристики. Эти характеристики задают, прежде всего, границы индивидуального реагирования, охраняя организм от чрезмерного расходования энергии. Поэтому основная приспособительная задача темперамента состоит в энергетическом регулировании индивидуальной активности.

Таким образом, согласно концептуальным положениям В.М.Русалова, темперамент:

1) отражает формальный аспект деятельности и не зависит от ее цели, смысла, мотива;

2) характеризует индивидуально типичную меру энергетического напряжения отношения человека к миру и себе;

3) имеет универсальный характер и проявляется во всех сферах жизнедеятельности;

4) поддается дифференциации уже в детстве;

5) отличается устойчивостью на протяжении жизни человека;

6) имеет высокую корреляцию со свойствами нервной, гуморальной, эндокринной, сердечнососудистой и других систем организма.

В.М.Русалов настаивает на том, что взаимодействия с миром предметным и миром социальным обладают самодостаточным смыслом и содержанием, поэтому эти аспекты человеческой активности могут характеризоваться разными формально-динамическими характеристиками. В обобщенном виде учение о темпераменте может быть описано следующими параметрами: степень напряженности взаимодействия организма со средой, легкость переключения с одних форм поведения на другие, быстрота исполнения той или иной программы поведения, обратная связь в виде чувствительности к возможному несовпадению реального результата действия и желаемого.

Данная концепция детально разработана и представлена диагностическим методом – опросником структуры темперамента (ОСТ). Двенадцать шкал ОСТ отражают указанные параметры. Предметная эргичность характеризует желание умственного и физического напряжения, избыток или недостаток сил. Социальная эргичность определяет открытость для общения, широту контактов, легкость в установлении социальных связей. Предметная пластичность означает вязкость или гибкость мышления, способность переключаться с одного вида деятельности на другой, стремление к разнообразию видов деятельности. Социальная пластичность – это сдержанность или расторможенность в общении, широта социальных программ, естественность взаимодействия. Предметный темп – это скорость моторно-двигательных операций. Социальный темп – речедвигательная активность, способность вербализации. Предметная эмоциональность – это мера чувствительности к расхождению реального результата и желаемого. Высокая чувствительность к несовпадению выражается в преобладании негативных переживаний, а низкая чувствительность – положительных эмоций. Социальная эмоциональность отражает уверенность в процессе общения, эмоциональную сензитивность, меру тревожности по поводу неудач в общении.

Исследования вклада средовых и наследственных факторов в темперамент обнаружили сильное влияние матери на такие его характеристики, как экстраверсия (ориентированность на внешний или внутренний мир), нейротизм (уровень тревожности) и психотизм (уровень психического здоровья). Но половые различия все же существуют: такие особенности, как мягкость-жесткость, сексуальная удовлетворенность, наследуются женщинами чаще, чем мужчинами. Иными словами, девочки больше похожи на своих матерей по этим признакам, чем мальчики, хотя и те, и другие по темпераменту ближе к матери, чем к отцу.

Вам предстоит выполнить практическую работу по психологической самодиагностике структуры темперамента с использованием опросника структуры темперамента В.М.Русалова (ОСТ), по результатам выполнения практической работы составляется отчет в соответствие с приведенными ниже требованиями.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: