МУЗ
Теоретико-методологические основы возрастной и педагогической психологии
Лекция: Основные учения в возрастной психологи. Периодизация.
Практические:
Сравнительный анализ подходов к психическому развитию в зарубежной психологии.
Проблема развития в отечественной психологии. Возрастная периодизация.
Самостоятельная работа:
Подготовить реферат по проблеме возрастного развития.
Темы рефератов и презентаций
1. Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину.
2. Периодизация развития личности по Э. Эриксону.
3. Концепция связи обучения и развития Л.С. Выготского.
4. Новорожденность. Комплекс оживления. Его значение для психического развития ребенка.
5. Младенчество: познавательное развитие, эмоциональное развитие, речевое развитие.
6. Условия возникновения потребности в общении у младенца. Развитие средств общения.
7. Влияние дефицита общения на психическое развитие младенца.
8. Теория раннего развития ребенка.
9. Кризис 1 года.
10. Работа по психическому развитию ребенка в раннем детстве.
11. Развитие речи в раннем возрасте.
12. Особенности развития предметных действий в раннем возрасте.
13. Развитие психических процессов в раннем возрасте.
14. Кризис 3-х лет. Личностные новообразования раннего возраста.
15. Особенности депривации психического развития в раннем возрасте.
16. Психологические особенности дошкольника.
17. Сюжетно-ролевая игра, ее значение для психического развития дошкольника.
18. Познавательное развитие дошкольника.
19. Эгоцентризм как познавательная позиция ребенка дошкольного возраста.
20. Развитие познавательных процессов и речи дошкольника.
21. Проблема психического развития и обучения детей дошкольного возраста.
|
22. Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности дошкольника.
23. Особенности и пути развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.
24. Роль игры в появлении психологической готовности к школе.
25. Психологические трудности дошкольника.
26. Кризис 7 лет.
27. Особенности детских страхов.
28. Общение в младшем школьном возрасте.
29. «Внутренняя позиция школьника» как новообразование младшего школьного возраста.
30. Мотивационная готовность к школе: содержание и способы развития.
31. Особенности психического развития младших школьников, воспитывающихся вне семьи.
32. Работа с одаренными детьми в начальной школе.
33. Психологическая готовность к школе. Диагностика готовности к школьному обучению.
34. Структура и генезис учебной деятельности.
35. Психологические особенности младшего школьника.
36. Мотивация учения. Условия ее формирования.
37. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту.
38. Кризис 13 лет.
39. Развитие самосознания подростка.
40. Специфические подростковые реакции.
41. Акцентуации характера (А. Личко, К. Леонгард).
42. Отношения со сверстниками и взрослыми в подростковом возрасте.
43. Личностное и профессиональное самоопределение.
44. Характеристика учебной деятельности школьников в подростковом периоде.
45. Развитие самосознания и самовоспитания в подростковом возрасте.
46. Девиантное поведение в подростковом возрасте.
47. Социальное самоопределение старшего школьника.
48. Юношеская субкультура.
|
49. Психологические особенности детей шестилетнего возраста.
50. Современный подросток.
51. Школьная дезадаптация в подростковом возрасте.
52. Конфликты в подростковой среде.
53. Побег подростков из дома.
54. Особенности самосознания современной молодежи.
55. Самооценка старшеклассников.
56. Любовь в юношеском возрасте.
Требования к структуре реферата:
1) титульный лист;
2) план работы с указанием страниц каждого пункта;
3) введение;
4) текстовое изложение материала с необходимыми ссылками на источники, использованные автором;
5) заключение;
6) список использованной литературы;
7) приложения, которые состоят из таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем (необязательная часть реферата).
Реферат оценивается научным руководителем исходя из установленных кафедрой показателей и критериев оценки реферата.
Правила оформления:
Текстовый материал набирается компьютерным способом в одном из текстовых процессоров и распечатывается на листах формата А4.
Поля документа: - верхнее, нижнее, левое – 2 см; - правое – 1 см.
Гарнитура шрифта: Times New Roman Высота шрифта (кегль): 14 пт.
Цвет шрифта: черный.
Абзацный отступ: 1,25 см.
Междустрочный интервал: 1,5 строки.
Отступ между абзацами: 0 пт.
Психическое развитие и личностное становление на разных этапах онтогенеза
Лекция: Познавательное и личностное развитие в различных возрастных категориях.
Практические:
1. Познание и развитие личности в раннем возрасте.
2. Познавательное и личностное развитие в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте.
|
Самостоятельная работа: Подготовить эссе по проблеме понимания процесса развития в теории и образовательной практике.
1. Сравнительный анализ научения в разные возрастные периоды.
2. Обучение как решающее условие развития.
3. Сравнительный анализ моделей обучения.
4. Как использовать гуманистические принципы в образовании?
5. Стимуляция при обучении – «кнут» или «пряник»?
6. Техники и технологии в обучении.
7. Требования Л.С. Выготского к развивающему обучению.
8. Развивающий характер учебной деятельности в концепции В.В.Давыдова и Д.Б. Эльконина.
9. Нейролингвистическое программирование в обучении.
10. Неуспевающие школьники (причины, диагностика, эффекты).
Построение эссе
Построение эссе – это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической системе доказательств.
Структура эссе
1.Титульный лист.
2.Введение – суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования. При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», «Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?». Например, при работе над темой «Экономика России времен Петра I: традиционная или командная» в качестве подтемы можно сформулировать следующий вопрос: «Какие признаки были характерны для экономики того периода?».
3.Основная часть – теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ. Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы. В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий: причина – следствие, общее – особенное, форма – содержание, часть – целое, постоянство – изменчивость. В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен
содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом. Следовательно, наполняя содержанием разделы
аргументацией (соответствующей подзаголовкам), необходимо в пределах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной мысли. Хорошо проверенный (и для большинства – совершено необходимый) способ построения любого эссе – использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения: это помогает посмотреть на то, что предполагается сделать (и ответить на вопрос, хорош ли замысел). Такой подход поможет следовать точно определенной цели в данном исследовании. Эффективное использование подзаголовков – не только обозначение основных пунктов,
которые необходимо осветить. Их последовательность может также свидетельствовать о наличии или отсутствии логичности в освещении темы.
4.Заключение – обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.
Правила оформления:
Текстовый материал набирается компьютерным способом в одном из текстовых процессоров и распечатывается на листах формата А4.
Поля документа: - верхнее, нижнее, левое – 2 см; - правое – 1 см.
Гарнитура шрифта: Times New Roman Высота шрифта (кегль): 14 пт.
Цвет шрифта: черный.
Абзацный отступ: 1,25 см.
Междустрочный интервал: 1,5 строки.
Отступ между абзацами: 0 пт.