Психическое развитие и личностное становление на разных этапах онтогенеза




МУЗ

Теоретико-методологические основы возрастной и педагогической психологии

Лекция: Основные учения в возрастной психологи. Периодизация.

Практические:

Сравнительный анализ подходов к психическому развитию в зарубежной психологии.

Проблема развития в отечественной психологии. Возрастная периодизация.

Самостоятельная работа:

Подготовить реферат по проблеме возрастного развития.

Темы рефератов и презентаций

1. Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину.

2. Периодизация развития личности по Э. Эриксону.

3. Концепция связи обучения и развития Л.С. Выготского.

4. Новорожденность. Комплекс оживления. Его значение для психического развития ребенка.

5. Младенчество: познавательное развитие, эмоциональное развитие, речевое развитие.

6. Условия возникновения потребности в общении у младенца. Развитие средств общения.

7. Влияние дефицита общения на психическое развитие младенца.

8. Теория раннего развития ребенка.

9. Кризис 1 года.

10. Работа по психическому развитию ребенка в раннем детстве.

11. Развитие речи в раннем возрасте.

12. Особенности развития предметных действий в раннем возрасте.

13. Развитие психических процессов в раннем возрасте.

14. Кризис 3-х лет. Личностные новообразования раннего возраста.

15. Особенности депривации психического развития в раннем возрасте.

16. Психологические особенности дошкольника.

17. Сюжетно-ролевая игра, ее значение для психического развития дошкольника.

18. Познавательное развитие дошкольника.

19. Эгоцентризм как познавательная позиция ребенка дошкольного возраста.

20. Развитие познавательных процессов и речи дошкольника.

21. Проблема психического развития и обучения детей дошкольного возраста.

22. Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности дошкольника.

23. Особенности и пути развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.

24. Роль игры в появлении психологической готовности к школе.

25. Психологические трудности дошкольника.

26. Кризис 7 лет.

27. Особенности детских страхов.

28. Общение в младшем школьном возрасте.

29. «Внутренняя позиция школьника» как новообразование младшего школьного возраста.

30. Мотивационная готовность к школе: содержание и способы развития.

31. Особенности психического развития младших школьников, воспитывающихся вне семьи.

32. Работа с одаренными детьми в начальной школе.

33. Психологическая готовность к школе. Диагностика готовности к школьному обучению.

34. Структура и генезис учебной деятельности.

35. Психологические особенности младшего школьника.

36. Мотивация учения. Условия ее формирования.

37. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту.

38. Кризис 13 лет.

39. Развитие самосознания подростка.

40. Специфические подростковые реакции.

41. Акцентуации характера (А. Личко, К. Леонгард).

42. Отношения со сверстниками и взрослыми в подростковом возрасте.

43. Личностное и профессиональное самоопределение.

44. Характеристика учебной деятельности школьников в подростковом периоде.

45. Развитие самосознания и самовоспитания в подростковом возрасте.

46. Девиантное поведение в подростковом возрасте.

47. Социальное самоопределение старшего школьника.

48. Юношеская субкультура.

49. Психологические особенности детей шестилетнего возраста.

50. Современный подросток.

51. Школьная дезадаптация в подростковом возрасте.

52. Конфликты в подростковой среде.

53. Побег подростков из дома.

54. Особенности самосознания современной молодежи.

55. Самооценка старшеклассников.

56. Любовь в юношеском возрасте.

 

Требования к структуре реферата:

1) титульный лист;

2) план работы с указанием страниц каждого пункта;

3) введение;

4) текстовое изложение материала с необходимыми ссылками на источники, использованные автором;

5) заключение;

6) список использованной литературы;

7) приложения, которые состоят из таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем (необязательная часть реферата).

Реферат оценивается научным руководителем исходя из установленных кафедрой показателей и критериев оценки реферата.

Правила оформления:

Текстовый материал набирается компьютерным способом в одном из текстовых процессоров и распечатывается на листах формата А4.

Поля документа: - верхнее, нижнее, левое – 2 см; - правое – 1 см.

Гарнитура шрифта: Times New Roman Высота шрифта (кегль): 14 пт.

Цвет шрифта: черный.

Абзацный отступ: 1,25 см.

Междустрочный интервал: 1,5 строки.

Отступ между абзацами: 0 пт.

Психическое развитие и личностное становление на разных этапах онтогенеза

Лекция: Познавательное и личностное развитие в различных возрастных категориях.

Практические:

1. Познание и развитие личности в раннем возрасте.

2. Познавательное и личностное развитие в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте.

Самостоятельная работа: Подготовить эссе по проблеме понимания процесса развития в теории и образовательной практике.

1. Сравнительный анализ научения в разные возрастные периоды.

2. Обучение как решающее условие развития.

3. Сравнительный анализ моделей обучения.

4. Как использовать гуманистические принципы в образовании?

5. Стимуляция при обучении – «кнут» или «пряник»?

6. Техники и технологии в обучении.

7. Требования Л.С. Выготского к развивающему обучению.

8. Развивающий характер учебной деятельности в концепции В.В.Давыдова и Д.Б. Эльконина.

9. Нейролингвистическое программирование в обучении.

10. Неуспевающие школьники (причины, диагностика, эффекты).

Построение эссе

Построение эссе – это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической системе доказательств.

Структура эссе

1.Титульный лист.

2.Введение – суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования. При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», «Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?». Например, при работе над темой «Экономика России времен Петра I: традиционная или командная» в качестве подтемы можно сформулировать следующий вопрос: «Какие признаки были характерны для экономики того периода?».

3.Основная часть – теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ. Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы. В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий: причина – следствие, общее – особенное, форма – содержание, часть – целое, постоянство – изменчивость. В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен

содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом. Следовательно, наполняя содержанием разделы

аргументацией (соответствующей подзаголовкам), необходимо в пределах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной мысли. Хорошо проверенный (и для большинства – совершено необходимый) способ построения любого эссе – использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения: это помогает посмотреть на то, что предполагается сделать (и ответить на вопрос, хорош ли замысел). Такой подход поможет следовать точно определенной цели в данном исследовании. Эффективное использование подзаголовков – не только обозначение основных пунктов,

которые необходимо осветить. Их последовательность может также свидетельствовать о наличии или отсутствии логичности в освещении темы.

4.Заключение – обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.

Правила оформления:

Текстовый материал набирается компьютерным способом в одном из текстовых процессоров и распечатывается на листах формата А4.

Поля документа: - верхнее, нижнее, левое – 2 см; - правое – 1 см.

Гарнитура шрифта: Times New Roman Высота шрифта (кегль): 14 пт.

Цвет шрифта: черный.

Абзацный отступ: 1,25 см.

Междустрочный интервал: 1,5 строки.

Отступ между абзацами: 0 пт.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: