Сложно себе представить СССР без советской Коммунистической партии большевиков. А потому разбор вопроса об устройстве ВКП во многом поможет понять политическую систему самого СССР, а также выявить связи между высшим партийным руководством и рядовыми членами партии, которые вместе и представляют собой мощную и монолитную идеологическую и культурную организационную структуру СССР, помогающую ей преодолевать как экономические и социальные проблемы 1930-х годов, так и военно-политические проблемы 1940-х годов.
К сожалению или к счастью, любая организация, каких-бы размеров она ни была и каких-бы политических воззрений она ни придерживалась, будет иметь множество схожих инструментов для поддержания своей деятельности, таких же как и у любой другой организации. Объясню это тем, что зачастую люди не только внутренне устроены практически одинаково, но и думают в большинстве своем схожими образами, в том числе и о том, как должна быть устроена любая человеческая организация и какие роли в ней будут занимать различные её члены, то же будет касаться как мелкой банды, орудующей в пригороде, то же будет касаться и огромных политических партий, международных организаций и государств, в том числе, если этих партий, банд и государств в настоящее время не существует, и они навсегда остались лишь страницей в истории. В этой статье я бы хотел рассмотреть вопрос партийного устройства правящей партии СССР, а именно ВКП(б), в период с 1934-ого года и до конца 1930-х годов.
В СССР, как нам известно, партия ВКП(б) была партией правящей и единственной легальной, даже фракции внутри ВКП(б) были строго запрещены её уставом, по Конституции 1936 года партия провозглашалась передовым отрядом трудящихся в их борьбе. Если устройство самого СССР, как государства с множеством отделений и представительств на местах, было представлено Советами депутатов трудящихся различных уровней от советов сельских и городских, до Всесоюзных Съездов Советов или Верховного Совета СССР, то устройство ВКП(б) представляло из себя систему комитетов разных уровней: первичных, местных, фабричных, сельских, городских, региональных, областных, краевых, республиканских и центрального. Обширность территории и многочисленность населения, требующего своего представительства в правительстве союзных республик создавали витиеватую систему управления СССР, где делегаты от мелких советов направляются в советы более высокого уровня, из которых в свою очередь выбираются и направляются делегаты в совет, стоящий на уровень выше и так далее, из чего получается, что каждая отдельно взятая коммуна, будь то колхоз или предприятие, оказывается вовлечена в процесс управления своей союзной республикой и её нижестоящими инстанциями в представлении городских и областных советов и управления всей страной во время Всесоюзных Съездов Советов или Верховным Советом СССР, но это только на бумаге, в частности, в Конституции СССР 1936 года {1}, на практике же существовали Президиум и ЦИК СССР, которые очень сильно меняли правила политики в СССР и сильно ущемляли реальные политические права граждан СССР. ЦК ВКП(б) в данном случае не сильно противоречил провозглашаемым правам советского народа, так как являлся просто ещё одним уровнем партийных комитетов, просто высшим из возможных, но стоит отметить, что само разделение в ЦК голосов делегатов на голоса решающие и совещательные ставит делегатов разных комитетов в изначально неравные условия, чего по идеологии марксизма как раз и не должно было случиться в советском государстве, основным из принципов которого выступало равенство всех членов составляющих Союз, на деле же, как мы видим, равенства, кроме как связующей идеи из системы ценностей данной организационной культуры, на практике нигде нет, и в основном все самые важные вопросы решаются кучкой единомышленников без проведения совещаний с представителями местных комитетов, которые могли бы хоть подействовать на решение правящего руководства и изменить его.
|
|
Самое наглядное устройство партии может быть продемонстрировано в её программных документах и прежде всего в уставе партии. В СССР устав ВКП(б) был изменен несколько раз, но нас будет интересовать Устав ВКП(б) 1934 года, потому что именно этот устав будет действующим на протяжении всей деятельности партии на протяжении её политической борьбы с НСДАП, которой изначально была посвящена основная идея нашей группы. По Уставу 1934 года партия ВКП(б) официально является секцией коммунистического интернационала (коминтерна), а также высшей формой классовой организации и передовым организованным отрядом пролетариата Союза ССР. Партия является единой боевой организацией, связанной сознательной железной пролетарской дисциплиной. Партия сильна своей сплоченностью, единством воли и единством действий, несовместимых с отступлением от программы, нарушением партийной дисциплины и с фракционными группировками внутри партии.
|
Центральный комитет организует: для политической работы — Политическое бюро, для общего руководства организационной работой — Организационное бюро и для текущей работы организационного и исполнительного характера — Секретариат, так гласит пятая глава Устава ВКП(б) 1934 года, но по факту же партия контролировалась своим собственным органом, Политическим бюро ЦК ВКП(б),которое было от него часто обособлено и в которое входили ближайшие соратники Сталина, имевшие всегда выход на него, но при этом далеко не все из них были всегда Сталину нужны, поэтому в обозначенный срок он мог провести перестановку и чистку, как это было в случае например с Зиновьевым, Каменевым и Бухариным, которые до развертывания широкомасштабных репрессий являлись членами Политбюро.
В 1937 году, после принятия новой конституции и проведения всеобщих выборов,высшим законодательным органом СССР стал Верховный Совет, заменивший Всесоюзный Съезд Советов и избиравшийся по одномандатным округам всеобщими выборами за отдельных кандидатов путем тайного голосования, практиках уже долго не существовавших в советском государстве. Но и тут Верховный Совет был полностью подконтролен ВКП(б) и её правящей верхушке, так как в каждом округе мог быть выставлен только один кандидат — представитель блока коммунистов и беспартийных.
В 4-ой главе Устава заявляется, что основным принципом руководства в партии является демократический централизм, который означает выборность всех руководителей партии, отчетность партийных органов перед партийными организациями, подчинение меньшинства большинству, обязательность решений высших органов партии для всех членов партии. В той же 4-ой главе заявляется, что партийные организации имеют строгую иерархию по территориальным и производственным признакам, партийные организации автономны в ведении дел на своей территории, высшими руководящими органами партии на всех её уровнях являются общие собрания, конференции и съезды, которые избирают свои комитеты, которые являются их исполнительными органами. Там же чётко описано, какие органы партии за какую территорию отвечают, как например, за территорию завода или колхоза отвечают конференции первичных партийных организаций (первичек) или местные общие собрания, которые избирают первичные комитеты или партийное бюро, если речь идет о войсковых частях, за район и город отвечают соответственно районные и городские конференции с райкомами и горкомами, за территорию областей, краёв или республик – областные и краевые конференции или съезды нацкомпартий, которые избирают обкомы, крайкомы или ЦК нацкомпартий, за территорию всего СССР отвечают Всесоюзный съезд ВКП(б) и ЦК ВКП(б).{2}
Так например, могли избираться не только рядовые служащие областных комитетов, но и Первые секретари обкомов, как в Пермской области, образованной в октябре 1938 года, где Первым секретарем обкома был избран Н.И. Гусаров{3}
Необходимо однако сказать, что далеко не всегда секретари региональных партийных структур и другие служащие партийных организаций именно избирались на свои места, зачастую это происходило так, как в своей монографии это описывала американский историк В.З. Голдман{4}, цитируя выступление члена Оргбюро и секретаря ЦК ВКП(б) А.А. Жданова на февральско-мартовском пленуме: «до партийной конференции секретарь первичной парторганизации «уходил куда-нибудь в уголок» и составлял список кандидатов. Список уточнялся заранее на закрытом собрании с небольшим количеством участников, в итоге выборы «превращались в простую формальность» и длились не более двадцати минут»{5}
Итак как мы можем судить реальные связи партии со своими рядовыми членами оставляли желать лучшего до принятия Конституции в 1936-ом году, но многое ли изменилось после того, как на смену назначаемым и кооптированным членам парторганизаций пришли рядовые партийцы? Или же Политбюро, которое Сталин реорганизовал во время политических репрессий 1930-х гг., так и осталось высшим руководящим органом власти в СССР, который никто не мог сдерживать.
Ответом может послужить цитата из работы О.В. Хлевнюка: «Очевидно, что все эти предположения по поводу противостояния "фракций" в Политбюро имеют принципиальное значение для понимания политической истории 30-х годов. Если придерживаться этой точки зрения, то механизм функционирования высшей партийно-государственной власти в СССР описывается при помощи достаточно четкой, непротиворечивой схемы. Прежде всего, наличие и противоборство двух "фракций" объясняет колебания "генеральной линии" в 30-е годы между всплесками государственного террора и "реформами". Понятно, что в том случае, когда верх брали радикалы, усиливались репрессии и преобладала чрезвычайная политика, победа же "умеренных" приводила к попыткам "реформ". Более объяснимыми становятся также обстоятельства подготовки "большого террора" и сам террор 1937-1938 гг. Наличие "умеренных" сдерживало Сталина и его радикальных сторонников. Воспользовавшись ослаблением позиций "умеренных" после убийства Кирова и смерти Куйбышева, Сталин, опираясь на радикалов, сделал окончательный выбор в пользу массовых репрессий. Причем "умеренные" члены Политбюро, ограничивающие власть Сталина, были одной из первых целей террора. Их уничтожение способствовало завершению сталинской "революции сверху", утверждению единоличной диктатуры Сталина.»{6}
Таким образом партийная организация: сложная, разветвленная и всеобъемлющая служила интересам своих органов, выбираемых по итогу в Центральном Комитете, например, Политическому бюро, который через влияние всей партии и за счет её авторитета таким образом проникал во все сферы жизни общества, а многоступенчатая организация самой партии с большею частью назначаемыми, а потом и выборными лицами из рядовых членов партии, не имели реального политического влияния и были лишены многих возможностей, что делало их скорее «демократической ширмой» автократического правления под руководством одного человека И.В. Сталина, который после окончательной победы над всеми оппозиционерами именно в Политбюро, установил свою единоличную диктатуру.
Ссылки:
1. СССР. Конституция (1936).Конституция (основной закон) Союза Советских Социалистических Республик: С изм. и доп., принятыми на 1-й, 2-й, 3-й, 6-й, 7-й и 8-й сессиях Верховного Совета СССР. Конституция (основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики: С изм. и доп., принятыми Верховным Советом РСФСР 16-го июля 1938 г., 29-го июля 1939 г., 2-го июня 1940 г. и 5-го апр. 1941 г. - Грозный: Грозн. обл. изд-во, 1947 (тип. им. 11-го авг. 1918 г.). - 55 с.; 20 см.
2. ВКП(б). Съезд (17;1934;Москва).XVII съезд Всесоюзной Коммунистической партии (б), 26 января-10 февраля 1934 г.: стенографический отчет. - Москва: Партиздат, 1934. - VI, 716 с.: табл.; 26 см.
3. Очерки истории Пермской областной партийной организации. Пермь. 1986. 679 с., С.673.
4. Голдман. В.З. Террор и демократия в эпоху Сталина. Социальная динамика репрессий. пер. с англ. Л.Е. Сидиковой – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Фонд «Президентский центр Б.Н. Ельцина», 2010.С.115-122.
5. Материалы февральско-мартовского пленума / / Вопросы истории. 1993. №5. С. 9-11.
6. Хлевнюк, Олег Витальевич.Политбюро. Механизмы политической власти в 1930-е годы / О. В. Хлевнюк. - М.: Росспэн, 1996. - 294,[1] с., [4] л. ил.; 21 см.