ТЕМА 3. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ




ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Экономика и система экономических наук

2. Предмет и функции экономической теории

3. Методы экономического исследования

 

1. ЭКОНОМИКА И СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

Современные общества называют потребительскими за их ярко выраженный консьюмеризм (от лат. consumere - потреблять) - чрезмерная озабоченность, поглощённость людей приобретением и потреблением товаров и услуг. И действительно, многие представители " золотого миллиарда "- население развитых, благоустроенных стран (с демократическим, правовым государством, с сильным гражданским обществом и широкими слоями среднего класса), которое имеет очень высокий по сравнению с третьим миром уровень благосостояния и жизненных стандартов, потребляют огромную, всё чаше избыточную массу самых разнообразных благ. Однако прежде чем быть потреблёнными, эти блага должны быть произведены, распределены и доставлены потребителям. Этим многосложным процессом и занимается экономика, создавая материальные условия для жизни людей. Когда она выполняет свои задачи исправно, в обществе царят удовлетворённость, порядок и мир.

Само слово "экономика" происходит от греческого оikonomike - искусство ведения домашнего хозяйство, домоводство (от др.-греч. οἶκος — дом, хозяйство, хозяйствование и νόμος — ном, территория управления хозяйствованием и правило, закон, буквально «правила ведения хозяйства дома»). Однако в современном языке оно более многозначно и имеет по меньшей мере три основных значения.

Во-первых, экономика - это совокупность общественных отношений, связанных с производством, со всей хозяйственной деятельностью людей. По характеру этих отношений, формам собственности, принципам ведения хозяйства и распределения продуктов различают, например, экономику рабовладельческую и феодальную, капиталистическую и социалистическую, рыночную и административно-командную.

Во-вторых, экономика - это та или иная производственная система, хозяйство (отдельного города, района, края, страны, группы стран или всего мира). Говорят, к примеру, экономика Вологды, народное хозяйство Татарстана или России в целом, экономика африканских стран, мировое хозяйство.

Наконец, в-третьих, экономикой называют научную и учебную дисциплину, изучающую какую-либо область хозяйственной жизни общества (экономика сельского хозяйства, промышленности, водного транспорта, экономика труда).

На основе этих трёх значений можно дать и более общее определение нашего термина. Экономика — это любая деятельность людей, связанная с обесп е чением материальных условий их жизни.

Значение экономики определяется тем, что она:

а) выступает как главная сфера удовлетворения потребности человека в труде, как сфера его самореализации в творчестве;

б) является двигателем материально-технического и интеллектуального прогресса общества (на её базе человечество развивает свои способности, культуру и улучшает условия жизни);

в) служит главным источником доходов людей, необходимых для их жизнеобесп е чения;

г) наконец, экономика - это источник самих материальных благ, продуктов, услуг.

Курс экономической теории (ЭТ) имеет дело с экономикой как научной и учебной дисциплиной. Экономика тут выступает как экономическая наука, т.е. как теоретически систематизированные объективные знания о хозяйстве, об управлении экономикой и об экономических отношениях между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ. По мере развития и отраслевого деления экономики усложнялась и разветвлялась экономическая наука. Сегодня экономических наук много - это уже целая система, в которой, однако, можно выделить две главные линии.

1. Экономическая теория. Она служит общетеоретической и методологической базой для всех экономических наук, поскольку разрабатывает основные понятия, определения, термины, а также общие направления и методы научных исследований экономики,

2. Конкретные экономические науки. Они изучают те или иные отдельные области хозяйственной жизни общества (скажем, экономику определённой отрасли национального хозяйства, сферу финансов или хозяйственного учёта, историю экономики страны и пр.).

Таким образом, если экономическая теория изучает основы и общие принципы экономики, то все другие экономические науки - проявление этих основ и принципов в конкретных областях (в промышленности, сельском хозяйстве, торговом, банковском деле).

 

2. ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

У всякой науки свой предмет, то есть своя главная тема исследований. ЭТ - наука социальная, или общественная. Это означает, что наряду с другими такими же науками (историей, педагогикой, социологией, политологией) она исследует мир общества, совместную жизнь в нём людей. При этом, однако, у каждой общественной науки (кроме социологии, изучающей общество в целом) своя сфера действия, свой круг проблем. К примеру, у политологии - сфера политики, у педагогики - проблемы духовной жизни (образования, обучения, воспитания).

В центре внимания ЭТ - хозяйственная, производственная жизнь общества: экономические связи и отношения между людьми в процессе создания, распределения, обмена и потребления благ. В то же время наука обязательно связана с поиском чего-то нового и более оптимального. В хозяйственной сфере это поиск наибольшей социально-экономической эффективности, т.е. того, чтобы общество получало максимум нужных ему жизненных благ при минимуме ресурсных затрат и социальных издержек (бедность, безработица; кризисы, рост цен, вредное воздействие производства на природу, на здоровье людей и пр.). Отсюда предмет экономической теории - изучение хозяйственной жизни общества и определение путей достижения максимальной социально-экономической эффективности.

Из многих функций экономической теории выделим четыре самые важные:

1. Эмпирическая функция. Она говорит о том, что, как и всякая научная деятельность, экономические исследования носят эмпирический характер (от греч. empeiria - опыт), т.е. основываются на живом, практическом опыте. Ученые-экономисты постоянно ведут сбор и обработку конкретной экономической информации, следят за реальными хозяйственными процессами (ростом или падением производства, за изменениями себестоимости продукции и цен, за потоками капиталов, товаров, денег и другими событиями). Только на такой, фактической, базе можно делать научные, объективные выводы и строить правильные, жизненные теории.

2. Теоретическая функция (иногда её называют теоретико-методологической). Проявляется тогда, когда ученые обобщает и систематизируют эмпирические данные, выявляют закономерности н принципы экономики, представляют полученные знания в виде тех или иныхпонятий, терминов, определений (или дефиниций) и методов, а также в виде теорий, концепций, доктрин. Без всего этого наши знания неизбежно оставались бы путаным нагромождением фактов, а конкретные экономические науки не получили бы теоретическую и методологическую базу для своих исследований.

Отдельного упоминания заслуживают законы, которые выявляются при теоретических разработках. Экономические законы – это устойчивые причинно-следственные связи между явлениями хозяйственной жизни. К примеру, цена товара и спрос на него чаще всего связаны взаимообратной зависимостью: ниже пена - выше спрос и наоборот. Такую связь и называют законом спроса.

Экономические законы, как и законы природы, объективны, то сеть не зависят от сознания и воли людей. Но люди могут их познавать, чтобы действовать не наперекор, а заодно с ними, повышая тем самым эффективность своей деятельности. Так, зная закон спроса, разумный продавец гибко снижает цены по мере падения спроса на свой товар и, ускоряя торговый оборот, увеличивает доходы.

3. Образовательная функция. Благодаря ей многие люди самых разных профессий могут овладеть экономической культурой. Жизнь современного человека пронизана экономикой. Знание её законов и принципов дают людям уверенность и возможность самостоятельно принимать оптимальные хозяйственные решения в разных жизненных ситуациях (например, при покупке товаров, найме на работу, размещении сбережений, при пользовании кредитом и т.д.).

4. Практическая функция. Её также называют прикладной или прагматической, потому что она заключается в выработке конкретных форм, принципов и методов рационального хозяйствования, в составлении научных прогнозов развития тех или иных процессов в экономике, а также в разработке социально-экономических программ для проведения эффективной политики государства.

 

3. МЕТОДЫЭКОНОМИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследуя хозяйственные процессы, ЭТ применяет ряд общенаучных методов познания. Важнейшие из них для экономики - девять (рис. 1).

МЕТОДЫИССЛЕДОВАНИЯ

· наблюдение и сбор фактов

· эксперимент

· моделирование

· метод научных абстракций

· анализ и синтез

· индукция и дедукция

· исторический и логический методы

· графический метод

· системный подход

Рис. 1.1. Основные методы экономических исследований

1. Так, очевидно, что эмпирическая функция ЭТ предполагает наблюдение (преднамеренное, целенаправленное восприятие экономических явлений, процессов в их реальном виде) и сбор фактов, происходящих в действительности. Именно благодаря полученной таким образом информации можно, скажем, проследить, как изменились товарные цены за тот или иной период, как возросли объёмы производства, торговли и пр и былей предприятий.

2. В отличие от этого эксперимент предполагает проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект ставится в специально созданные и контролируемые условия. Например, для проверки эффективности новой системы оплаты труда, проводят её пробные испытания в рамках той или иной группы работников.

3. В свою очередь моделирование предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому, виртуальному образцу - по модели, которая замещает сам объект исследования (особенно эффективно моделирование на компьютерах).

4. Метод научных абстракций (абстрагирование) - особый мыстельный прием, позволяющий формулировать те или иные отвлеченные понятия - абстракции (от лат. abstractio - отвлечение), или категории (стоимость, цена, деньги, рынок, дорогой, дешёвый и др.).

К примеру, понятие товара - как его определить? Если отталкиваться от магазинных прилавков, ничего не получится. Каких только вещей нет в тамошнем разнотоварье - больших-малых, съедобных-несъедобных, жидких-сыпучих. Как привести это к "общетоварному знаменателю"? Как ухитриться объединить, условно говоря, круглое и зелёное? Только с помощью абстрагирования, т.е. отвлечения от конкретных, но второстепенных в данном случае свойств этих вещей (размеров, веса, формы, цвета). Выполнив это, мы одновр е менно зафиксируем объединяющие их признаки, а именно: ТО, что все они являются продуктами труда, которые предназначены для продажи. Это и есть ответ на вопрос, что такое товар.

5. Методы анализа и синтеза предполагают изучение экономических явлений как по частям - это анализ (от греч. analysis - расчленение), так и в целом - синтез (от греч. synthesis - соединение). Например, сопоставление экономических показателей работы отдельных шахт - это анализ, а определение общеотраслевых результатов хозяйствования всей угольной промышленности России - синтез.

Благодаря сочетанию методов анализа и синтеза обеспечивается системный, комплексный подход к сложным (многоэлементным) объектам исследования. Такие объекты (системы) рассматриваются как комплекс взаимосвязанных частей (подсистем) единого целого, а не как механическое соединение каких-то разрозненных элементов. Это важно, ибо вся экономика (и не только она) состоит из множества больших и малых систем (народное хозяйство - из отраслей, отрасли - из предприятий, предприятия - из цехов, стоимость товара - из элементов затрат, рынок - из многих секторов, ниш, участников).

С анализом и синтезом логически связано деление ЭТ на микро- и макроэкономику. Оно предполагает два разных уровня рассмотрения хозяйственных систем. Так, микроэкономика имеет дело с отдельными элементами (частями) этих систем. Она изучает:

а) такие обособленные экономические единицы, как отрасль, предприятие, домохозяйство;

а также б) отдельные рынки (скажем, рынок зерна), производство, сбыт или ц е ну конкретного продукта и т.п.

Микроэкономический подход, таким образом, близок к методу анализа.

В отличие от этого макроэкономика исследует хозяйственные системы в целом, или так называемые агрегаты, то есть совокупности экономических единиц. К таким агрегатам относятся мировая экономика, национальное хозяйство, а также крупные подразделения последнего - госсектор, домохозяйства (взятые в совокупности), частный сектор и пр. Макроэкономика, базируясь на методе синтеза, оперирует обобщающими (агрегатными) показателями типа валовой объём продукции, национальный доход, суммарные расходы. Кроме того, в макроэкономическую сферу входит и рассмотрение таких общих понятий, как стоимость, рынок, бюджет, налоги и пр.

Образно говоря, если микроэкономика изучает разрозненные деревья, то макроэкономика - образовавшийся из них лес. В то же время деление экономической науки на микро- и макросферы не следует абсолютизировать, поскольку они тесно взаимосвязаны, переплетены. Многие проблемы вторгаются в обе сферы, хотя и на разных уровнях обобщения. Куда, к примеру, отнести вопросы прибыли? Ведь чтобы сравнить доходы двух конкретных заводов (микроэкономика), надо использовать общее понятие прибыли, а его вырабатывает макроэкономика.

6. Далее индукция и дедукция. Это два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения. Движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу-это индукция (от лат. inductio - наведение), или обобщение. Рассуждение же в обратном направлении (от общего положения к частным выводам) называют дедукцией (от лат. deductio - выведение). Так, когда мы видим в какой-то стране, что почти все граждане имеют работу, что их растущие доходы опережают повышение цен, а магазины наполнены отечественными товарами, то это наводит на мысль об экономическом росте (индукция). И обратный пример по дедукции. Если страна слывёт отсталой и бедной, то из этого общего представления можно наверняка сделать выводы: в ней царят произвол и продажность чиновников, беззаконие и преступность, безработица и хозяйственный застой.

7. Исторический и логический методы (подходы) тоже применяют в единстве. Здесь подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности сопровождают логическими обобщениями, т.е. оценкой этих процессов в целом и общими выводами. Например, детальное исследование конкретного хода и особенностей строительства социализма в XX веке в разных обществах - это исторический подход. А выводы на его основе (о неэффективности экономики в соцстранах, о повсеместной утрате стимулов к труду, о товарных дефицитах и пр.) - подход логический.

8. Широкое применение в ЭТ получил графический метод. Он отображает хозяйственные явления с помощью схем, таблиц, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость и наглядность в представлении сложного теоретического материала.

 

 

 

МИКРОЭКОНОМИКА

Понятие экономики. Термин «экономика» обозначает два разных понятия. В первую очередь называют реальную, совершающуюся в практической жизни хозяйственную деятельность, которая протекает в домашних хозяйствах, на предприятиях. В другом случае под экономикой подразумевают науку, экономическую теорию, которая углубленно изучает эту реальную деятельность.

 

Основные этапы и направления развития экономической теории. В становлении экономической науки прослеживается несколь­ко этапов.

В Древнем мире экономической науки не существовало, как наука не оформилась. Экономическая мысль оставалась составной частью общих представлений об окружающем мире. Зарождение традиций экономического анализа и первые попытки систематизации экономических знаний связаны и древнегреческими мыслителями – Аристотелем, Ксенофонтом, Платоном.

Однако еще очень долго, вплоть до эпохи позднего средневековья, экономическая мысль, так сказать, "растворялась" в философских, правовых, медицинских знаниях и религиозных проповедях.

Исторически первой научной школой, претендовав­шей на роль экономической науки с 1615 г., стала школа меркантилистов.

Меркантилисты основное внимание уделяли сфере обраще­ния. Поэтому политическая экономия рассматривалась ими как наука о торговом балансе, предусматривавшем превышение вы­воза товаров над их ввозом.

Физиократы главный предмет политической экономии виде­ли в создании «чистого продукта» (прибавочной стоимости) в сельском хозяйстве.

Представители классической политической экономии (У.Петти, А. Смит, Д. Рикардо) считали ее наукой о богатстве, об усло­виях его производства и накопления.

Мелкобуржуазные критики капитализма (Сисмонди, Прудон) основное назначение политической экономии видели не в иссле­довании источника богатства, а в поисках путей его справедли­вого распределения.

Наряду с определением политической экономии как науки о богатстве существовали и другие мнения. Так, представители «Исторической школы» (В.Рошер, Зомбарт, М.Вебер и др.) оп­ределяли ее как науку о народном хозяйстве. Они отстаивали приоритет не общих, а национальных начал в науке, отрицали саму возможность наличия общей для всех стран экономичес­кой науки. Предметом исследования экономической теории они считали хозяйственную эволюцию и национальные особенности каждой отдельной страны, ее народное хозяйство.

Предметом исследования марксистской политэкономии явля­лись производственные отношения и экономические законы, регу­лирующие общественное производство, распределение, обмен и потребление. Основным объектом изучения К. Маркса был сов­ременный ему капиталистической способ производства, который под тяжестью своих внутренних противоречий, по мысли Маркса, должен уйти с исторической сцены и погибнуть.

 

 

Конец XIX — начало XX вв. обозначил новую развилку в эко­номической теории. Отказ от теории трудовой стоимости, мес­то которой заняла теория предельной полезности, привел к за­рождению новой научной школы с соответствующими термино­логическими изменениями. Наряду с термином «политическая экономия» стало широко использоваться более узкое понятие

«ЭКОНОМИКС».

В англо-американской литературе «экономикс» и политиче­ская экономия рассматриваются как синонимы. Однако между политической экономией и Экономиксом имеются значительные смысловые различия.

К. Ф. Макконнелл и С. Л. Брю пишут, что предмет экономикс — поиск эффективного использования редких ресурсов в произ­водстве товаров и услуг для удовлетворения материальных пот­ребностей.

По мнению Г. Мэнкью, экономикс — это наука о том, как об­щество управляет имеющимися в его распоряжении ограничен­ными ресурсами.

Как наука экономикс создавался усилиями многих поколений экономистов Западной Европы и США. Он имеет собственный предмет изучения и оперирует особым понятийным аппаратом. Экономикс как наука есть теория и практика рыночной органи­зации производства.

Переход России к формированию цивилизованного рынка сде­лал востребованной эту отрасль экономических знаний и у нас.

Как учебная дисциплина экономикс представляет собой кон­гломерат разных научных школ, иногда отличающихся в мето­дологии, но имеющих объединяющее начало, заложенное еще в трудах А. Смита: они базируются на принципе рациональности, которым руководствуется «Экономический человек» в своей хозяйственной деятельности.

 

 

Суммируя различия двух ветвей экономической науки, мож­но сделать следующие обобщающие выводы:

• Политэкономия изучает глубинные причинно-следственные связи в производстве с целью раскрытия его сущностных характеристик. Ее ключевой категорией является стоимость. Экономикс изучает поверхностные отношения и описы­вает функциональные зависимости на основе принципа рационализации потребительского выбора. Для Экономикса ключевой категорией является цена.

• Политэкономия большое внимание уделяет социально-классовым отношениям, ее интересует, как распределяет­ся собственность и складываются в обществе экономичес­кие отношения между индивидами, группами и классами. Экономикс — социально нейтральная дисциплина. Ее основ­ная проблема — экономический выбор агентов производства (продавцов и покупателей) в мире редких и ограниченных ресурсов. Поэтому главная задача Экономикса — поиски рав­новесия между спросом и предложением.

• Политэкономические исследования основаны на воспро­изводственном принципе, который отражает движение общественного продукта по стадиям: производство, рас­пределение, обмен и потребление. В учебниках Экономик­са объект исследования сосредоточен в основном на двух уровнях — микро- и макроэкономики.

«Микро» - «малый» - раздел науки в центре внимания которой находится человек экономический (фирма, домохозяйство), с его потребностями, желаниями, приоритетами, поведение которого определяет и отражает цена товара.

Макроэкономика – «макро» - «большой», раздел экономической науки в центре внимания которой функционирование экономической системы в целом. В центре ее внимания – национальный доход и его динамика, денежная система и инфляция, рынок труда, занятость, социальная защита населения т.д.

Позитивная экономическая наука имеет своей задачей объяснения следствий, вытекающих из реального изменения обстоятельств. Экономикс описывает, объясняет экономическую действитель­ность и отвечает на вопрос «что может быть» — это позитивная экономическая теория.

Нормативная экономическая наука – заключает в себе целеполагание, долженствование. Политическая экономия, изучая анатомию и развитие эконо­мического организма, отвечает на вопрос «что должно быть». Это нормативная наука.

Эволюция идей о предмете экономической теории. На протяжении многих веков развивалась и изменялась сама наука экономика, и соответственно менялись взгляды на предмет науки экономики.

Первоначально в древней Греции и Риме экономика определялось как умение вести домашнее хозяйство.

Определение Адама Смита в книге «Исследование о причинах богатства народов», экономику определял как науку, изучающую причины богатства и бедности нации.

На данный момент можно выделить два подхода к определению предмета экономической теории.

В соответствии с первым подходом: э кономическая теория – это наука, изучающая экономические отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

В соответствии с другим подходом: экономическая теория – это универсальная наука о проблемах выбора ресурсов и экономическом поведении человека.

Напрашивается необходимость обоснования собирательного понятия экономической теории как общественной науки, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах.

Функции экономической теории. Экономическая теория выполняет три важные функции: методологическую, познава­тельную и практическую.

Методологическая функция — это разработка методов и средств научного инструментария, необходимых всем экономическим наукам. Назначение этой функции — отделить предмет эконо­мической теории от объектов, которые изучаются смежными дисциплинами.

Познавательная функция заключается в том, что позволяет расширить знания в области сложных экономических процессов.

 

Практическая функция заключается в том, что позволяет применять принципы и методы рационального хозяйствования. Ее содержанием является обеспечение экономической по­литики и управления производством на различных уровнях эко­номики.

 

Методы экономической теории. Методы изучения хозяйственной жизни могут быть разделе­ны на общенаучные и частные.

Общенаучные методы — это диалектико-материалистические принципы, основанные древнегреческими философами и развитые последующими поколениями ученых. Согласно этим мето­дам все экономические процессы противоречивы и находятся в постоянном движении.

При изучении этих процессов используется сочетание исто­рического и логического подходов.

Исторический подход помогает анализировать явления в той последовательности, в которой они возникли, развивались и сме­няли друг друга.

Логический (теоретический) подход исследования этих же яв­лений не служит зеркальным отражением их исторического пути. Он предполагает проникновение в сущность изучаемого явления и абстрагирование, т. е. отвлечение от второстепенных его свойств. В результате возникает научное представление об этом явлении, т.е. формируется логическое понятие или экономическая кате­гория, например, товар, цена, деньги, конкуренция и т.п. Такой способ изучения называется методом научной абстракции, философско-сущностным методом.

К частным методам научного познания относятся: наблюдения, обработка полученного материала посредством синтеза и анализа, индукция и дедукция, конструирование системы законов и кате­горий, их проверка, проведение экспериментов, конструирование моделей, их математическая формализация и т. п.

Под индукцией (от лат. inductio — наведение) понимается вы­ведение принципов (теории) из фактов. Другими словами: индукция идет от фактов к теории, от частно­го к общему.

Вновь обратившись к фактам, ученый проверяет свои выводы (теорию), подтверждая или отвергая их. Это уже дедуктивный, или гипотетический, метод.

Под дедукцией (от лат. deduktio — выведение) понимается умо­заключение от общих суждений к частным выводам.

Доскональному изучению фактов помогает мысленное рас­членение категории на составные части. Такой прием называется анализом. Например, изучая категорию «товар», экономист вы­деляет в ней «потребительную стоимость» и «стоимость». Метод, обратный анализу, когда предмет изучается в единстве составля­ющих его частей, называется синтезом.

Метод научной абстракции используется и для построения экономических моделей. Экономических модели – упрощенные представления о взаимосвязях между экономическими переменными. Экономические модели создаются для выявления принципов, лежащих в основе экономической деятельности и предсказания последствий изменения тех или иных ее элементов. Математические модели выражаются с помощью графиков иматематических уравнений.

Метод функционального анализа - используется при построении экономических моделей. Отражает принцип взаимной зависимости экономических явлений. Функция выступает как зависимая переменная (у) от аргумента (х) – независимой переменной. Зависимость между величинами может быть прямая и обратная, линейная и –нелинейная

 

 

Рисунок 1.1 – Связи между переменными

Ограничение «при прочих равных условиях» - Это ограничение применяется для выявлении функциональной связи между экономическими явлениями. При этом анализируется связь двух переменных, игнорируя множество других факторов, которые могут оказать на них влияние.

Методы количественного анализа экономических переменных предполагают под собой расчет общих, средних, предельных величин.

Абсолютное изменение экономической переменной показывает насколько изменилась ее величина за определенный период времени

 

Относительные величины это всегда отношение двух одноименных, но относящихся к разным периодам величин, либо разноименных величин, относящихся к одному периоду времени.

Предельная величина (MU) – это дополнительная величина, показывает насколько изменяется одна величина при изменении другой на единицу при условии, что все прочие условия остаются неизменными. (сопоставления абсолютных изменений)

 

Эластичность (показывает, на сколько процентов изменяется одна величина при изменении другой величины на 1% при прочих равных условиях (сопоставления относительных приростов)

 
   

В экономических исследованиях ученым приходится иметь дело не только с отдельными, изолированными фактами, но и с их большим массивом. Факты необходимо классифицировать, обобщить и проверить, что достигается с помощью индукции и дедукции. Многократно проверенные и подтвержденные обобще­ния экономических процессов принято называть законами.

Экономические законы. Экономические законы— это форма выражения эко­номических отношений. Они являются законами общественных действий людей.

Это значит, что: 1) экономические законы не существуют и не действуют вне общества; 2) у общества есть возможность поз­нать (не отменить!) закон и использовать его действие в своих интересах.

Экономические законы относятся к социальным, общественным, и этим они отличаются от законов природы. Второе отличие — в том, что естественные законы — вечные, а экономические носят исторически ограниченный характер.

В зависимости от продолжительности действия экономичес­кие законы разделяются на специфические и общие.

Специфические экономические законы характерны для каждой отдельно взятой формации. Например, законы распределения ма­териальных благ при рабстве или феодализме.

Общие экономические законы действуют во всех экономиче­ских формациях. Например, закон роста производительности тру­да, закон экономии времени и другие.

Взаимосвязь экономики и политики. Экономическая политика(economic policy) — это целенаправ­ленная система мероприятий государства в области производства, распределения, обмена и потребления благ. Она призвана отра­жать интересы общества, всех его социальных групп и направле­на на укрепление национальной экономики.

В основе экономической политики лежит экономическая стра­тегия государства, т. е. искусство управлять экономикой для до­стижения своих экономических целей.

Между политикой и экономикой существует тесное взаимо­действие. Экономика проявляется в политике, что позволило В. И. Ленину заметить: «Политика есть концентрированное вы­ражение экономики»4.

В то же время экономическая политика не может не иметь первенства над экономикой, так как без правильного политиче­ского подхода экономика обречена на провал.

Экономическая политика занимается нахождением вариан­тов решения экономических целей как на макро-, так и на мик­роуровне.

Содержанием экономической политики (достижения целей) правительства на макроуровне являются:

• стремление к полной занятости населения (борьба с безра­ботицей);

• обеспечение стабильности цен (борьба с инфляцией);

• достижение экономического роста и равновесия платежного баланса;

• проведение разумной фискальной политики (изменение налоговых ставок и государственных расходов);

• обеспечение оптимальной кредитно-денежной политики (контроль над денежной массой и процентными ставками);

• управление валютным курсом.

На более конкретном уровне к ним добавляются мероприятия, направленные на стимулирование инвестиций в промышленность, в исследования и разработки, поощрение предпринимательства и защиту интересов потребителей.

Содержанием экономической политики правительства на мак­роуровне является эффективное использование ограниченных ресурсов.

В реальной жизни одновременное достижение всех этих це­лей практически невозможно, поэтому необходимо выделение приоритетов, которые зависят от идеологии правительства.

План

Введение

1. Предмет экономической теории

2. Методы экономической теории

3. Экономические законы

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Первым поводом к изучению экономической теории является то, что эта теория имеет дело с такими проблемами, которые касаются нас всех без исключения:

- какие виды работ нужно выполнять?

- как они оплачиваются?

- сколько товаров можно купить на доллар заработной платы сейчас и в период скачущей инфляции?

- какова вероятность наступления такого времени, когда человек не сможет находить подходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока?

В прошлом люди, начинающие изучать экономическую теорию, обычно требовали, чтобы им было дано краткое, в одном предложении, определение этого предмета. И надо сказать, что этот сильный спрос не испытывал недостатка в предложении. Вот некоторые из таких определений:

1. Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

2. Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например, машины, технические знания) для производства различных товаров (таких как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.

3. Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечения ими средств к существованию и использовании этих средств.

4. Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.

5. Экономическая теория есть наука о богатстве.

Этот перечень достаточно велик сам по себе. Однако, проведя час в соответствующем отделе хорошей библиотеки, грамотный человек сможет во много раз удлинить его. Втиснуть в несколько строк точное описание любого предмета, которое четко отделило бы его от смежных дисциплин и дало бы представление начинающему во всех вопросах охватываемым этим предметом дело весьма нелегкое. Экономическая теория, несомненно, включает в себя все элементы, указанные как в этих определениях, так и в тех, которые могли бы войти в более длинный перечень.

Если заставить специалиста выбрать из всех приведенных выше дефиниций лишь одну, то в наше время он, по всей вероятности, остановился бы на второй.

Экономическая теория есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: