Своеобразие черт личности умного ребенка




 

Характерной чертой личности одаренного ребенка является особая система ценностей, личностные приоритеты, связанные с деятельностью, соответствующей содержанию одаренности. К этой деятельности, составляющей сферу интересов, как правило, существует пристрастно-эмоциональное, личностное отношение.

Одаренные дети, оставаясь детьми, со всеми присущими определенному возрасту особенностями личности, все же имеют отличительные черты. Причем, положительное и отрицательное в личности способного ребенка возникает под влиянием окружающих людей. В сфере психосоциального развития одаренных детей отличает обостренное чувство справедливости; развитая система личных ценностей; хорошо сформированное чувство юмора; мотивация к достижениям, устойчивость к стрессу, упорство в достижении результата.

Отличительной чертой личности одаренного ребенка является социальная автономность, которая, в частности, проявляется в повышенной самостоятельности в процессе обучения, а иногда в неприязни традиционного обучения (если в нем доминирует воспроизводство усвоенных знаний). Самостоятельность может проявляться в планировании и оценке своей учебной деятельности, выборе предметов для более углубленного изучения, ориентации на собственные суждения, а не на общественное мнение (это нередко сопровождается тем, что среди одаренных детей не все являются непременно отличниками).

Становление личности одаренного ребенка порой проходит неоднозначно и болезненно. Ему могут быть присущи и такие свойства и качества, которые станут отталкивать от него окружающих.

Одно из таких качеств эгоцентризм. Наличие этого качества связано с особенностями возрастного развития и выражается в неспособности встать на позицию другого человека. Это связано с ограниченностью опыта ребенка. Однако у одаренного ребенка он проявляется довольно ярко. Исследователями отмечается, что познавательный эгоцентризм является довольно устойчивым. Моральный эгоцентризм преодолевается легче в силу того, что более высокий уровень умственного развития, способность улавливать причинно-следственного связи, глубже и тоньше воспринимать происходящее создает хорошую базу для понимания мотивов поведения других людей. Коммуникативный эгоцентризм проявляется в неумении выслушивать собеседника до конца, прерывании его, привычке исправлять других. Причина этого кроется в том, что нередко ребенок уже в курсе того, о чем идет речь в силу быстрого понимания излагаемого материала, и его стремление продемонстрировать свои знания является отражением скорости восприятия.

Характерной чертой личности одаренного ребенка является стремление командовать другими детьми, брать на себя роль руководителя и организатора групповых игр и дел. Это связано с тем, что в силу его интеллектуального превосходства, гибкости и беглости его мышления он лучше других представляет себе наиболее эффективный характер развития игровых действий, прогнозирует и предупреждает возможные ошибки и несоответствия игрового поведения.

Одним из проявлений одаренности и в то же время чертой личности является чрезмерное упорство в достижении цели, стремление доводить все до полного совершенства. Причем, работы, выполненные на высоком уровне мастерства, оцениваются ребенком нередко как неудачные. Завышенные личные стандарты, неудовлетворенность, оценивание собственной деятельности по взрослым меркам приводят к болезненным переживаниям, личностным драмам.

Самооценка одаренных детей может быть разной: от завышенной до заниженной. У особо эмоциональных детей, самооценка отличается противоречивостью, нестабильностью: от очень высокой самооценки в одних случаях до очень низкой в других. Если дети со стабильно высокой самооценкой нуждаются иногда в некотором «отрезвлении», то дети с неустойчивой самооценкой, напротив, в психологической поддержке.

В исследованиях, посвященных одаренным детям, отмечаются и такие черты, как негативное отношение к школе и учебе; враждебное отношение к руководителям; нарушение отношений с родителями; плохие межличностные отношения, недоверие к другим; тенденция к оправданию своих недостатков, перекладывание вины на других; отсутствие самодисциплины и неспособность нести ответственность за свои действия; недостаток лидерских способностей; недостаток настойчивости, склонность отвлекаться и откладывать дела; низкая самооценка; недостаток увлечений или излишнее внимание к ним; нереалистические цели; склонность к фантазированию; подверженность колебаниям настроения, депрессии; эмоциональная неуравновешенность.

Личность одаренного ребенка может развиваться по гармоничному или дисгармоничному типу, который заключается в очень высоком уровне отдельных способностей и достижений. Процесс становления одаренности таких детей почти всегда сопровождается сложным набором разного рода психологических, психосоматических и даже психопатологических проблем, в силу чего они могут быть зачислены в «группу риска».

Социально-педагогическая работа, направленная на развитие качеств личности одаренного ребенка, должна вестись как с учащимися, так и с их родителями и учителями, чья чрезмерная опека может оказать негативное влияние на ход обучения одарен­ных учащихся, затормозить развитие про­цессов саморегуляции, привести к потере самостоятельности и мотивации к освоению нового.

Необходимо также вовремя оказывать помощь ребенку в правильном самовосприятии. У одних детей понимание собственного отли­чия может прийти рано в семье в сравнении себя с другими детьми. У других сознание своих осо­бых способностей впервые происходит в школе также с неиз­бежным сравнением себя с другими детьми. Важно помочь ребенку осознать, что способ­ности и интересы других людей (как детей, так и взро­слых) могут быть на ином уровне или в иной сфере, не­жели его собственные. Для этого надо развивать чувство общности с окру­жающими его людьми и хотя бы начальное понимание положительных качеств, ценимых в человеческом об­ществе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: