Обзор техногенного воздействия на дюны Анапской пересыпи




 

Анапская пересыпь – уникальный природный объект длиной около 47 км и шириной от 100 м в северной части до 1,5 км в южной. Полоса песчаных пляжей шириной 50-100 м имеет огромную рекреационную ценность не только для Анапы и Краснодарского края, но и в целом для России. Привлекательность курорта и его экономическая состоятельность зависят от экологического состояния Анапской пересыпи.

Анализ современного техногенного воздействия проведен с использованием материалов космической съемки, аэрофотосъемки, материалов маршрутных обследований. Выявлено:

На протяжении 12 км южной части пересыпи (от устья р. Анапка до пос. Витязево) имеются искусственные прорези дюн разного размера и состояния. Прорези сделаны искусственно в разные годы (начиная с середины 20-го века), большая часть из них ежегодно обновляются с целью обеспечения проезда или прохода на пляж со стороны рекреационной застройки. Как правило, возобновление прорезей производится перед началом курортного сезона (май-июнь), как это видно на рисунке 1. Следует отметить, что требование иметь отдельный проезд на пляж для каждого пляжа является частью обязательного благоустройства, без которого пляж не получит разрешение на обслуживание посетителей. Самое печальное, что разрушение дюн не является нарушением, если одновременно не производится изъятие песка.

Прокладка прорезей наносит прямой ущерб растительному и животному миру дюнного пояса, снижает привлекательность ландшафта. Разрушение растительного покрова приводит к усилению эолового выноса песка с пляжа на территорию рекреационных объектов. Кроме того, на участках с прорезями резко снижается устойчивость берега к воздействию штормовых волн. Как показали расчеты, выполненные учеными ЮО ИО РАН, максимальный накат штормовых волн на берег с дюной не превышает 27 м, на берег без дюны достигает 65 м (рисунок 2). Эти расчеты подтверждаются реальными фактами. На рисунке 3 хорошо видно, как по прорезям штормовые волны проникли за дюны, подтопив территорию.

 

Рисунок 1. Прокладка (обновление) прорезей.

Рисунок 2. Расчет штормового наката на берег (вверху – с целой дюной, внизу – с разрушенной)

 

Рисунок 3. Создание прорезей приводит к затоплению территории при сильных штормах.


Строительство рекреационных объектов иногда производится в потенциальной зоне затопления, при этом не выполняются мероприятия по восстановлению дюн. Более того, прорези, позволяющие волнам затоплять территорию, ежегодно обновляются. На рисунке 4 видно, что в 2005 г. во время шторма на участке с нарушенной дюной произошло подтопление территории. В настоящее время на этом участке размещено капитальное здание, при этом защита от затопления не выполнена.

 

 

Рисунок 4. Размещение капитального рекреационного объекта в потенциально затопляемом месте (район Пионерского проспекта, 47).


 

Продолжается разрушение дюн при строительстве рекреационных объектов. На рисунке 5 видно, как происходило разрушение дюн при строительстве новых корпусов в районе Джемете. В настоящее время владельцы вынуждены бороться с засыпающим их территорию песком.

 

 

Рисунок 5. Разрушение дюн при строительстве рекреационных объектов (Джемете).


 

На рисунке 6 видно, что при строительстве военного санатория была разрушена значительная часть дюн. Здания располагаются в пределах основной площадки санатория, а вот при «благоустройстве территории» перед ними полностью уничтожена защитная растительность, предотвращавшая вынос песка с дюн.

Рисунок 6. Разрушение дюн и растительности при строительстве военного санатория (территория бывш. ЛО Южный).


Разрушение дюн происходит не только на юге Анапской пересыпи. На всем её протяжении дюны имеют значительные повреждения, что на некоторых участках приводит к прорыву морских вод и грозит полным разрушением пересыпи. Особенно велика такая опасность на Бугазской пересыпи (рисунок 7).

Рисунок 7. На Бугазской пересыпи поврежденная дюна не может сдержать волны даже при штормах средней силы.

 

Огромный ущерб дюнам наносит движение автотранспорта по пляжам и дюнам. Особенно значительно воздействие при движении квадроциклов и джипов вне существующих проездов (рисунок 7).

Рисунок 8. Дюнам северной части Витязевской пересыпи нанесен огромный ущерб от движения автотранспорта и квадроциклов при организации стихийных «ралли».


Размещение прямо на узкой Бугазской пересыпи новых объектов (как это видно на рисунках 9 и 10), учитывая ее уязвимость к штормам, может привести к их разрушению и человеческим жертвам. Кроме того, это нарушает природный ландшафт пересыпи.

Каждый из этих объектов находится в первой зоне охраны курорта, иногда и в пределах защитной водоохранной полосы моря или лимана. При этом часто отсутствует организованный сбор и очистки ливневой и хозяйственно-бытовой канализации, что негативно влияет на экосистему моря и лиманов.

 

Рисунок 9. «Дельфинарий» на Бугазской косе пока представлен только бетонным забором, но даже при его сооружении были разрушены дюны.

 

Рисунок 10. При размещении рекреационных объектов (панс. Кассандра и др.) на Бугазской косе (к северу от ст. Благовещенская) были разрушены дюны, в результате чего для защиты корпусов от затопления теперь приходится отсыпать дамбу.


На рисунке показаны примеры организации пешеходных мостков через дюны (ст. Благовещенская). Помимо улучшения доступности пляжа (в том числе для маломобильных групп граждан), такие мостки предохраняют от повреждения уникальный ландшафт дюн, что хорошо заметно на рисунке 11.

Рисунок 11. Строительство переходных мостков сохраняет дюны от разрушения.


 

Проведенные в ходе выполнения муниципального контракта Муниципальный контракт №175 от 13.09.2010 г. на выполнение НИР по теме «Исследование современных ветропесчаных потоков с целью разработки мероприятий по стабилизации пляжа и песчаных дюн в районе Пионерского проспекта муниципального образования город-курорт Анапа для использования для разработки документов территориального планирования» исследования показали, что сокращение ширины Анапских пляжей связано с рядом причин антропогенного характера: изъятие песка из пляжной зоны для нужд строительства (незаконное изъятие продолжается до сих пор), размещение объектов рекреационного комплекса в зоне дюн, сплошная застройка Пионерского проспекта (как следствие, нарушение эоловых потоков), ухудшение общей экологической обстановки (как следствие, сокращение воспроизводства ракушечного материала) [см. Отчет по НИР, Том. 4, стр. 76-84].

Таким образом, одним из факторов отступания берега является строительство высотных зданий вблизи дюн. Механизм негативного воздействия таких зданий достаточно прост – они препятствуют возврату к пляжу вынесенного ветром из прибрежной зоны песка. Анализ метеорологических данных за многолетний период показал, что в Анапе ветра распределены по направлению примерно пополам – половина дует с моря, половина – с берега. В естественном режиме песок как выносился с пляжа, так и возвращался на него. После строительства зданий ветер с берега ослабевает, и не может вернуть песок на пляж.

Еще одним фактором является уменьшение высоты ближайшей к морю дюны и уничтожение расположенной на ней растительности. При высокой дюне с растительностью ветровой поток с моря доносит песок к дюне, и там останавливается. Этот накопленный перед дюной в тыльной части пляжа песок во время сильных штормов служит защитой дюны, и не позволяет волнам ее разрушить. При уничтожении дюны или растительности на ней морской ветер без помех уносит песок в сторону суши (откуда он уже не возвращается в результате строительства высоких зданий). Соответственно, защитная песчаная «подушка» отсутствует, и волны без препятствий разрушают дюны. Берег отступает.

Возможно ли обеспечить возврат песка, выдуваемого с пляжа в сторону суши? Такого рода мероприятия применяется во многих странах. Сокращение ветрового выноса песка с пляжа возможно строительством специальных барьеров из легких декоративных конструкций в тыльной части пляжа. Они будут удерживать песок, который по мере накопления необходимо возвращать с помощью специальной техники на пляж. Однако, подобные конструкции могут существенно ухудшить эстетическое восприятие берега, и потребуют постоянных эксплуатационных расходов. Поэтому, следует максимально сохранять естественный природный механизм – прибрежные дюны и расположенную на них растительность.


Выводы и рекомендации

 

1. Анапские пляжи являются составной частью единой литодинамической системы, которая простирается от мыса Железный Рог до мыса Анапский. Подпитка Анапских пляжей песком происходит с северо-запада, со стороны Таманского полуострова. Строительство любых капитальных объектов на берегу Витязевской и Бугазской пересыпей, в ст. Благовещенская или пос. Витязево приведет к нарушению вдольберегового потока наносов. Следствием этого станет усиление деградации Анапских пляжей.

2. Дюны являются важнейшим элементом Анапской пересыпи, где эоловые, гидродинамические, литодинамические процессы находятся в сложной взаимосвязи. Дюны являются природным резервом для естественного пополнения пляжей, защищают лежащую за ними территорию от воздействия ветра и волн. Недопустимо их частичное, тем более полное разрушение. Необходимо восстановить участки дюн, где они были нарушены организацией проходов к пляжной зоне либо строительством рекреационных объектов.

3. Пляжи и дюны на участке Анапа – Витязево в их нынешнем состоянии (без проведения природоохранных и компенсационных мероприятий) просуществуют 20-25 лет, постепенно отступая, потом начнется необратимое разрушение морем дюн и лежащей за ними территории. Для предотвращения дальнейшего размыва Анапских пляжей и разрушения дюн необходима отсыпка песка.

4. При необходимости благоустройства прибрежной части Анапской пересыпи в зоне дюн рекомендуется строительство прогулочных мостков из деревянных конструкций. Для снижения потерь песка за счет его переноса в сторону суши хороший эффект дает посадка древесно-кустарниковой растительности на дюнах.

5. Необходимо уменьшить количество автомобильных проездов через дюны к морю, допускать движение по этим проездам только спецтранспорту и техническим службам для обеспечения работы рекреационных пляжей. Движение транспорта вне существующих проездов и дорог (количество которых также нужно сократить до необходимого минимума) должно быть категорически запрещено.

6. Необходимо ограничить высотность возводимых вдоль дюнного пояса зданий, не допускать их строительство в самих дюнах и вблизи них. Желательно отразить в градостроительной документации особый статус дюнного пояса, ввести в данную документацию полный запрет на строительство капитальных сооружений как на пляже, так и в дюнном поясе.

7. Прописать отдельные архитектурные требования к некапитальным сооружениям, возводимым в зоне дюн, для сохранения привлекательного и уникального для российского побережья ландшафтного облика Анапских дюн, а также для сохранения существующей структуры ветропесчаных потоков.

8. Рекомендовать проведение регулярного (не режа 1 раза в месяц) мониторинга состояния дюн Анапской пересыпи на всем протяжении.

 

 

Заведующий Лабораторией литодинамики и геологии ЮО ИО РАН,

доктор географических наук, профессор Косьян Р.Д.

 

Старший научный сотрудник Лаборатории экологии ЮО ИО РАН,

кандидат географических наук Крыленко В.В.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: