Приобретение первоначальных навыков игры на гитаре.




Основополагающими навыками в освоении любого инструмента являются: посадка учащегося, постановка рук и извлечение звука. В большинстве случаев и в частности в процессе обучения игре на гитаре эти навыки тесно между собой связаны. Не добившись положительного результата в посадке с инструментом, например, невозможно получить правильной постановки рук, что в свою очередь скажется отрицательным образом на звукоизвлечении. Следует также заметить, что невозможно формировать каждый навык по отдельности, так как такие занятия на первоначальном этапе теряют причинно-следственные связи и только комплексная работа с учащимся по всем трём направлениям (посадка, постановка обеих рук, извлечение звука) -наиболее быстрый способ достижения результата.

При этом необходимо учитывать ещё и психологический аспект обучения. На начальном этапе знакомства с инструментом учащийся желает поскорей начать играть, и долгая отработка элементов посадки и постановки, в которых он не видит связи с его желанием играть, часто приводит к охлаждению стремления заниматься. Рассмотрим азы работы с учащимся на начальном этапе. 1) ПОСАДКА. Стул для учащегося должен соответствовать его физическим данным. Садиться следует на 1/2, 1/3 переднюю часть стула. Правая нога должна доставать до пола всей ступнёй, левая находиться на специальной подставке.(ПОКАЗ) Инструмент нужно положить на приподнятую левую ногу, грудь слегка должна касаться нижней деки. Гриф гитары должен быть приподнят примерно на 45 градусов, головка грифа должна находиться примерно на одной высоте с плечом (ПОКАЗ) 2)ПОСТАНОВКА РУК. ПРАВАЯ РУКА должна располагаться так, чтобы предплечье свободно находилось на большом закруглении корпуса гитары. Такое расположение способствует не только удобной игре, но и придает устойчивость инструменту. Запястье нужно располагать примерно на расстоянии 5 см. от верхней деки. Кисть правой руки должна находиться в расслабленном положении и быть как бы немного выпуклой, располагаться над струнами в отвесном положении около розетки. Отставленный большой палец находится приблизительно по центру розетки. (ПОКАЗ) ЛЕВАЯ РУКА Большой палец придерживает обратную сторону грифа примерно на ее середине. Струны прижимаются кончиками последних фаланг пальцев. (ПОКАЗ)

3) ИЗВЛЕЧЕНИЕ ЗВУКА При игре на классической гитаре основными способами звукоизвлечения является звукоизвлечение с опорой и без опоры. Звукоизвлечение с опорой, или как его еще называют апояндо. При таком извлечении звуки четко выделяющиеся, ясные и громкие. Такое звукоизвлечение можно применять и в упражнениях, и гаммах, и в проигрывании мелодий, там, где требуется громкое выделение звуков. Техника исполнения звукоизвлечения с опорой следующая:

1. Палец правой руки который должен извлечь звук из струны, прикладывается к струне с выпрямленным последнем суставом, а предпоследний сустав должен быть немного согнут

2. Защипывание струны происходит за счет сгибания пальца в предпоследнем и последнем суставе по направлению "к себе". Защипывание струны нужно производить так, чтобы после щипка палец останавливался на на следующей, более толстой струне, вот именно следующая струна и является опорой.

3. Щипок струны нужно производить только при помощи пальца руки, кисть остаётся расслабленной и неподвижной. (ПОКАЗ) Техника звукоизвлечения без опоры или как еще ее называют тирандо заключается в том, что палец который извлекает звук сгибается в последнем суставе и после щипка уходит в сторону а не опирается на соседнюю струну. Способ звукоизвлечения без опоры применяется для проигрывания аккордов и арпеджио. (ПОКАЗ) Следующими упражнениями начинаем практическое освоение инструмента: 1) Пальцы p, i, m, a находятся на струнах6,3,2,1. Сначала учимся извлекать звук приёмом тирандо пальцами i, m, a на 3, 2, 1 струнах (ПОКАЗ) Затем учимся работать пальцем p на 6, 5, 4, струнах (ПОКАЗ) Соединяем работу всех пальцев правой руки (ПОКАЗ) Возможныеошибки и способы их устранения (ПОКАЗ) 2) Пальцы i, m ставим на 2 струну и начинаем защипывать 1струну приёмом апояндо (ПОКАЗ) Правильная работа пальцев, возможные ошибки и способы их устранения (ПОКАЗ) Упражнение для приобретения навыков работы левой рукой 3) Первый палец левой руки ставим на 4 струну 5 лад, соответственно второй ставим на 6 лад 4 струны, потом перемещаем пальцы по очереди на третью, вторую и первую струну (ПОКАЗ) Возможны различные сочетания пальцев (ПОКАЗ) Возможные ошибки и способы их устранения (ПОКАЗ) Упражнения для освоения нот(одновременная работа 2х рук): Следующий этап освоения инструмента- это изучение расположения нот на 1, 2, 3, 4 ладах. (А. Иванов-Крамской Упражнения на всех струнах) Для начала осваиваем 1, 2 и 3струны При этом, для исполнения различных пьес необходимо подготовить пальцы правой руки к переходам со струны на струну. Упражнения для отработки перехода со струны на струну: Пальцы i, m стоят на 6й струне, начинаем извлекать звук от 5 до 1 включительно в восходящем порядке аппликатурой i, m затем в нисходящем от 1 до 5 аппликатурой m, i приёмом апояндо (ПОКАЗ) Возможные ошибки: прогиб запястья, прогиб последней фаланги работающих пальцев. (ПОКАЗ) Для устранения прогиба последней фаланги можно использовать достаточно эффективное упражнение: пальцы i, m (a) ставим на 2ю струну и начинаем защипывать приёмом апояндо 1ю. После щипка 1й и касания 2й струны палец продолжает движение и немного приподнимает 2ю струну. (ПОКАЗ) То же следует делать и приёмом тирандо, но здесь пальцы касаются струн только в момент защипывания и уходят от соприкосновения со второй струной. (ПОКАЗ) После знакомства с расположением нот на 1, 2, 3 струнах рекомендуется изучить простые одноголосные пьесы в этом диапазоне с одновременным дальнейшим изучением 4, 5 и 6 струн. 3 кита гитарной техники. Гитарная техника базируется на 3х видах техники: пассажной, аккордовой и техники арпеджио. Для освоения пассажной техники, а так же для подключения к работе большого пальца(p), кроме вышеупомянутых пьес рекомендуется изучить Этюд a-moll Х.Сагрероса. (ПОКАЗ) Возможные ошибки и способы их устранения (ПОКАЗ) Так же необходимо приступить к освоению гамм, что поможет развитию ориентировки на грифе и координации в совместной работе 2х рук. Для этих целей подойдёт гамма C-dur в аппликатуре М.Каркасси. (ПОКАЗ) Работа левой руки. (ПОКАЗ) Для освоения техники арпеджио (тирандо) к вышеупомянутому упражнению добавляем ЭтюдC-dur А.Иванова-Крамского. (ПОКАЗ) Преимущества этого Этюда в различных вариантах аппликатуры правой руки. (ПОКАЗ) Возможные ошибки и способы их устранения (ПОКАЗ) Следующим этапом рекомендуется освоить технику одновременной работы пальцев p и m (ПОКАЗ) Для этой цели в качестве примера можно рекомендовать Андантино М.Каркасси (ПОКАЗ) Следующим этапом можно считать применение полученных навыков для совмещения 2х видов техники в одном произведении. В качестве примера рекомендуется ЭтюдC-dur А.Иванова-Крамского. (ПОКАЗ) Для освоения аккордовой техники на начальном этапе применяется упражнение, при котором пальцы i, m, a находящиеся на 3, 2, 1 струнах защипывают их одновременно приёмом тирандо (ПОКАЗ) после освоения которого добавляется палец p, сначала работающий отдельно, потом совместно с остальными пальцами (ПОКАЗ) Возможные ошибки и способы их устранения (ПОКАЗ). Хорошим нотным материалом для освоения аккордовой техники служит Этюд a-moll Х.Сагрероса. (ПОКАЗ), а так же Вальс М.Каркасси. (ПОКАЗ) И в заключении надо заметить, что игровой аппарат каждого учащегося индивидуален. При формировании технических навыков какие то могут осваиваться легко, другие получаться с трудом. В этом случае желательно работать с учащимся над тем, что лучше получается, постепенно добавляя недостающие элементы различных техник.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: