Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Московский государственный университет печати
Имени Ивана Федорова»
ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ
Методические указания по выполнению курсовой работы
Для студентов, обучающихся по направлению
Менеджмент
Москва
Утверждено
Советом факультета
экономики и менеджмента
Составители: А.В. Делятицкая, к.э.н., доцент
О.Г. Исаева, к.э.н., доцент
Методические указания по выполнению курсовой работы подготовлены по кафедре Экономики и инноватики
Печатается в авторской редакции
© Делятицкая А.В., Исаева О.Г., 2015
© Московский государственный университет печати, 2015
Введение
Выполнение курсовой работы является самостоятельной работой обучающихся в рамках изучения дисциплины «Экономика организации» для практического закрепления полученных теоретических знаний. Кроме того, при подготовке курсовой работы используются знания, полученные при изучении курсов «Институциональная экономика».
Целью выполнения курсовой работы является расширение и углубление знаний обучающихся по дисциплине «Экономика организации», овладение практическими навыками расчетов экономических показателей, характеризующих состояние организации и эффективность осуществляемой ею деятельности, формирование умения анализировать и оценивать полученные результаты.
Выполнение курсовой работы направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных компетенций:
- ОК-8 Способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность;
|
- ОК-9 Умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
- ОК-12 Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
- ОК-20 Способность учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности.
Выполнение курсовой работы направлено на формирование у обучающихся следующих профессиональных компетенций:
- ПК-8 Способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений;
- ПК-9 Способность анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений;
- ПК-11 Способность использовать основные методы финансового менеджмента для стоимостной оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуре капитала;
- ПК-12 Способность оценивать влияние инвестиционных решений и решений по финансированию на рост ценности (стоимости) компании);
- ПК-13 Способность участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию;
- ПК-18 Владеть методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций;
- ПК-19 Способность планировать операционную (производственную) деятельность организаций;
|
- ПК-26 Способность к экономическому образу мышления;
- ПК-29 Способность анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса;
- ПК-30 Знание экономических основ поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и способностью проводить анализ конкурентной среды отрасли;
- ПК-31 Умение применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели;
- ПК-41 Способность оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения затрат; иметь навыки калькулирования и анализа себестоимости продукции и способность принимать обоснованные управленческие решения на основе данных управленческого учета;
- ПК-43 Способность проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования;
- ПК-44 Способность обосновывать решения в сфере управления оборотным капиталом и выбора источников финансирования;
- ПК-50 Способность оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности.
В результате выполнения курсовой работы обучающиеся должны знать:
- принципы развития и закономерности функционирования организации;
- основные показатели финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности, деловой и рыночной активности, эффективности и рентабельности деятельности;
- принципы, способы и методы оценки активов, инвестиционных проектов и организаций; принципы организации операционной деятельности, основные методы и инструменты управления операционной деятельностью организации;
|
- основные концепции и методы организации операционной деятельности;
- основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микроуровне;
уметь:
- использовать правовые нормы в профессиональной и общественной деятельности;
- использовать экономический инструментарий для анализа внешней и внутренней среды бизнеса (организации);
- анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию;
- ставить и решать задачи операционного маркетинга;
- анализировать финансовую отчетность и составлять финансовый прогноз развития организации;
- калькулировать и анализировать себестоимость продукции и принимать обоснованные решения на основе данных управленческого учета;
- оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения;
- оценивать риски, доходность и эффективность принимаемых финансовых и инвестиционных решений;
- оценивать принимаемые финансовые решения с точки зрения их влияния на создание ценности (стоимости) компаний;
- обосновывать решения в сфере управления оборотным капиталом и выбора источников финансирования;
- проводить оценку финансовых инструментов;
- планировать операционную деятельность организации;
- применять модели управления запасами, планировать потребность организации в запасах;
- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;
- анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений;
владеть:
- экономическими методами анализа поведения потребителей, производителей, собственников ресурсов и государства.
Выполнение курсовой работы направлено на формирование у обучающихся представления о потенциале организации, ее возможностях и их динамике в тех или иных внешних условиях; выработку умений поиска резервов повышения эффективности деятельности организации, навыков использования экономических инструментов управления спросом, ценой, затратами, объемом продукции, используемым основным и оборотным, собственным и заемным капиталом для максимизации прибыли.
Структура курсовой работы и требования к ее оформлению
Курсовая работа должна содержать теоретический и практический (расчетный) материал по одной из тем, представленных в методических указаниях. Тема выбирается обучающимся совместно с руководителем курсовой работы. После утверждения темы курсовой работы обучающийся разрабатывает план работы и согласовывает его с научным руководителем.
Структура работы определяется в каждом конкретном случае, но она должна включать: содержание, введение, теоретическую часть, аналитическую часть, выводы и предложения, заключение и список использованной литературы.
На титульном листе указывается наименование министерства образования, вуза, дисциплины и темы курсовой работы, фамилия исполнителя и научного руководителя, год выполнения курсовой работы (приложение 1).
В содержании последовательно перечисляются все заголовки разделов, подразделов и указываются номера страниц, с которых они начинаются. Разделы должны быть пронумерованы арабскими цифрами в пределах всей курсовой работы. Формирование содержания является важной частью работы, т.к. она свидетельствует о том, насколько внимательно обучающийся проанализировал собранный материал, отобрал самое существенное для раскрытия темы, правильно и логически последовательно расположил его.
Введение должно содержать обоснование важности и актуальности темы работы, цель и задачи работы, объект и предмет исследования.
Содержание теоретического раздела зависит от характера рассматриваемой темы. Здесь могут быть раскрыты сущность рассматриваемых экономических категорий и понятий, дан краткий обзор современного состояния проблемы по литературным источникам, раскрыты методические подходы к проблеме, отраженные в различных нормативных положениях. При выполнении этого раздела необходимо использовать труды ученых-экономистов, законодательные акты РФ, регулирующие хозяйственную деятельность, материалы периодических общеэкономических изданий, инструктивные документы и другие источники.
Методические указания по выполнению расчетной части работы представлены в дополнительном файле.
Заключение содержит краткие выводы по результатам работы, характеристику выявленных резервов, перечень предложений и их эффективность.
При составлении списка использованной литературы необходимо придерживаться общепринятых правил оформления библиографических списков: фамилия и инициалы автора, название книги, выходные данные (место издания, издательство, год издания, количество страниц). Любая приводимая в тексте цитата должна сопровождаться ссылкой на номер источника в списке литературы с указанием номера страницы.
Работа должна соответствовать теме, изложение должно быть последовательным и логичным.
Общий объем теоретической части работы составляет 25-30 страниц формата А4. Работа должна быть распечатана на принтере (размер шрифта – 14, через полуторный интервал), иметь поля, нумерацию разделов и страниц, скреплена.