Модель Курно
Автор: Антуа́н Огю́ст Курно́ Antoine Augustin Cournot (1801 – 1877)
Исследование математических принципов теории богатства (1838).
Cournot A. Recherches sur les Principes Mathematiques de la Theorie des richesses, 1838.
Предпосылки:
1. Дуополия... Только две фирмы-продавца и множество покупателей.
2. Барьеры входа непреодолимы для других фирм-конкурентов.
3. Однородная продукция.
4. Некооперированное поведение продавцов (сговор между ними отсутствует).
5. Стабильность поведения соперника. Каждая из двух фирм, выбирая оптимальную величину выпуска, предполагает, что ее соперник сохранит объем реализации своей продукции на существующем уровне независимо от изменений ее собственного поведения на рынке.
6. Общий рыночный спрос линеен:
Р = Р0 – bQ,
где Q - совокупный объем производства двух фирм: Q = q1 + q2.
Р0 - резервная цена продукции, при которой потребительский спрос равен 0;
k - коэффициент чувствительности цены к динамике объема продаж, который показывает, на какую величину изменится цена продукции при изменении отраслевого объема продаж на единицу;
7. Предельные и средние издержки производства у двух фирм одинаковы. Общие издержки:
TC1 = Cq1
TC2 = Cq2,
где ТС1 и ТС2 - величины общих издержек фирм 1 и 2; С - величина предельных издержек каждой фирмы, равная средним издержкам.
Основная задача модели - определить, при каком объеме совокупного выпуска обе фирмы достигают равновесия.
Суть взаимодействия:
1) Если q2=0, то фирма 1 может располагать всей кривой рыночного спроса. По мере роста q2 фирме 1 достается все меньше рынка.
Фирма 1 определяет кривую спроса на свою продукцию, при том, что объем выпуска фирмы 2 не зависит от принятого фирмой 1 решения и остается неизменным, в общем виде равным q2. (красная часть кривой спроса)
|
Спрос для q1 = оставшийся от 2 спрос (зеленая часть кривой) = кривая остаточного спроса. Спрос на продукцию 1 фирмы
Общий доход первой фирмы в этом случае будет равняться
2) На основе D1 фирма 1 определяет свои MR1 (биссектриса угла А, середина отрезка Q2D).
3) Предельные издержки
4) Оптимальный объем, производимый 1 фирмой – из условия MR1=MC устанавливается = (Q1-Q2). Или аналитически
Аналогично для 2 фирмы:
Функция (уравнение) реакции — кривая, которая показывает, какой объем продаж будет иметь один олигополист при каждом заданном объеме выпуска другого олигополиста.
q1 = r1(q2*)
q2 = r2(q1*).
В нашем случае уравнения – прямые линии в координатах (q1,q2)
Экономический смысл кривых реакции:
Совокупность точек на кривой реакции показывает, какой будет реакция одной из фирм при выборе объема своего выпуска в ответ на решение другой фирмы относительно величины своего выпуска.
Точка пересечения кривых реакции дуополистов, совмещенных на единых координатных осях, называется точкой равновесия Курно – С(q1*, q2*). участники рынка достигают max прибыли. Любые отклонения одного или обоих участников рынка от оптимальных объемов выпуска сократят прибыльность их производства.
5) Найдем отраслевой оптимум
Решим путем подстановки
Параметры отраслевого равновесия:
Модель Бертрана
Жозеф Бертран — в 1883 г.
Joseph Louis François Bertrand (1822 — 1900)
Bertrand, J. Book review of theorie mathematique de la richesse sociale and of recherches sur les principles mathematiques de la theorie des richesses // Journal de Savants. - 1883. - v.67. - P. 499–508.
|
Оставил все допущения модели Курно КРОМЕ:
фирма выбирает не выпуск, а цену: каждая фирма устанавливает свою цену, предполагая, что цена ее конкурента останется неизменной.
Логика:
1) Пусть цена фирмы 1 = p1.
2) Фирмы 2 - три варианта реагирования:
2.1) p2=p1 => q1=q2 и . Поделить рынок
2.2) p2<p1 => q2=Qотр и q1=0. Захватить рынок
2.3) p2>p1 => q2=0 и q1= Qотр. Отдать рынок.
Второй вариант самый привлекательный
3) фирма 2 полагает, что 1 фирма оставит ту же цену. Но p1↓.
Цикл чередующихся снижений цен фирмами, конкурирующими на олигополистическом рынке, - ценовая война.
Война остановится когда p1=p2=C=P*. Q=Qсов конкур. q1=q2
Недостаток моделей дуополии Бертрана и Курно:
предпосылка, что решения, принимаемые фирмой, будут игнорироваться ее конкурентами.
Модель Эджуорта[1]
Модель с ограничением на величину производственной мощности олигополистов.
Равновесие на рынке Q*(P=MC).
Пусть:
1) Дуополия
2) дуополисты делят рынок пополам и это и есть предел их мощности (qk=Q*/2).
3) Затраты на производство продукции сверх предела равны бесконечности (графически – МС после qk бесконечно велики). => каждый устанавливает рыночную цену равную предельным затратам (p01=p02=MC)
Шаг 1: Пусть дуополист 1 повышает цену (p1>MC), а дуополист 2 сохранит цену (p2=MC).
Все покупатели хотят перейти к дуополисту 2, но он не может удовлетворить более половины рыночного спроса. Покупатели вынуждены будут обратиться к дуополисту 1.
Шаг 2: Дуополист 1 будет действовать как монополия на остаточном спросе: D’=Q(P=MC)- qk. Оптимум производства для него определяет точка А. Им будет установлена цена p1 и произведено меньшее количество qk1.=q1-Q(P=MC)/4.
|
Шаг 3: Дуополисту 2 нет резона продавать по такой низкой цене. Он повысит цену p2 до цены, чуть ниже p1, сохранив при этом своих покупателей, а т.к. qk2.≈2 qk1., то прибыли будет в 2 раза больше, чем у дуополиста 1.
Шаг 4: Дуополист 1, видя это, постарается снизить цену до цены чуть ниже p2.
Далее они будут соревноваться в снижении цен.
Предсказания модели: «Ценовая ловушка»: статичного равновесия не будет. Периоды повышения цен чередуются периодами ценовых воин.
Модель ломаной кривой спроса
Модель была разработана в 1939 г. экономистом Полем Свизи
Paul Marlor Sweezy (1910 – 2004)
Sweezy P. Demand under Conditions of Oligopoly // Journal of Political Economy.1939. Vol. 47. Aug. P. 568-573
Основная задача модели - объяснить, почему цены на олигопольных рынках часто остаются стабильными, в то время как происходят значительные изменения издержек производства.
Допущения модели:
1. Дуополия
2. Непреодолимые барьеры
3. Изделия каждой фирмы - близкие, но не совершенные заменители продукции, предлагаемой ее конкурентами.
4. Некооперативное поведение.
5. Фирма 1 в исходной точке (Q*, Р*).
Логика модели:
1. Пусть фирма 1 решила Δp1. Ожидает 3 варианта ответных действий соперников:
1 вариант Другие фирмы отрасли также Δpi.
p1↑→pi↑ в той же степени. Распределение рынка до повышения цен и после практически одинаковы, но Qрын↓. Действительная реакция конкурентов – не последуют.
p1↓→pi↓ в той же степени. Распределение рынка до повышения цен и после практически одинаковы. Фирмы не выиграют от этого, но последуют за фирмой 1 чтобы сохранить рынок.
2 вариант. Другие фирмы отрасли не последуют Δpi=0, так как будут опасаться потерять своих покупателей.
p1↑→ Δpi =0. Рассчитывают увеличить объемы продаж, оставив свои цены неизменными.
p1↓→ Δ pi =0. Соперники опасаются снижения своих прибылей или втягивания в ценовую войну.
Наиболее вероятные действия:
p1↑→ Δ pi =0 | p1↓→ pi↓ |
спрос на продукцию 1 фирмы становится весьма эластичным в случае повышения цены | спрос на продукцию 1 фирмы становится менее эластичным в случае понижения цены |
Кривая спроса ломанная: будет иметь различный наклон выше и ниже уровня преобладающей цены. Выше P* - красный участок, эластичный спрос (покупатели уходят к конкурентам). Ниже P* - зеленый участок, неэластичный спрос (покупатели остаются у нас).
Перегиб кривой спроса в точке преобладающей цены имеет своим следствием разрыв кривой предельного дохода на участке MN на уровне текущего объема производства (Q*) (предельный доход в Q* становится неопределенной величиной).
Следствие: если кривая пре дельных издержек проходит через разрыв MN, цена (Р*) и величина продаж фирмы (Q*) должны оставаться на текущем уровне, независимо от изменений в издержках.
Объяснение: q1<Q*→ MR(q1) > MC(q1) → фирме целесообразно увеличить объем продаж до Q*.
Q*<q2 → MR(q2) < MC(q2) → фирме целесообразно уменьшить объем продаж до Q*.
Следовательно, уровнем продаж, максимизирующим прибыль, будет Q*.
Разрыв в кривой предельного дохода позволяет фирме значительно менять предельные издержки без изменения уровня рыночного предложения и цен, максимизирующего прибыль: MC может смещаться вверх-вниз на MN. Равновесие не меняется.
=> Цены на изделия фирм-олигополий имеют тенденцию к жесткости и стабильности.
Критика модели Суизи:
1) Откуда взялась P*? Модель не объясняет процесс ценообразования на олигопольном рынке. Даже если допущение об асимметричной реакции фирм-конкурентов, приводящей к излому в точке А, верно, остается непонятным, как установилась первоначальная цена Р*, модель ничего не говорит об этом.
2) В целом наблюдения подтверждают модель: в чистой или слабо дифференцированной олигополии существует тенденция к выравниванию цен (рынок алюминия, цемента, стали), в отраслях же сильно дифференцированных олигополисты взимают сопоставимые цены. НО:
Не факт, что наиболее вероятные действия будут выбраны как действительная реакция конкурентов.
p1↑ - результат | p1↓ - результат |
1. Инфляции 2. Серьезных изменений в отраслевых издержках или рыночном спросе | 1. Товар устарел и возникли проблемы с его сбытом 2. Фирма находится в сложном финансовом положении и пытается расширить рынок сбыта |
Вывод: Модель с ломаной кривой спроса является скорее чисто теоретической моделью олигополии, объясняющей некоторую возможность экономического поведения фирмы-олйгополиста.
2. Кооперативное поведение олигополистов
Модель картеля
Крайний случай кооперированной олигополии.
Картель - формальная организация продавцов (производителей) в целях ограничения конкуренции на рынке.
Явный сговор между продавцами относительно:
- принципа установления цен;
- раздела рынков сбыта;
- квот производства и сбыта участников;
- обмена патентами и другой информацией, имеющей коммерческий интерес.
Примеры картелей – на международном уровне - товарные ассоциации экспортеров и производителей сырья разных стран
Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК) The Organization of the Petroleum Exporting Countries; OPEC https://www.opec.org/
международная межправительственная организация, созданная нефтедобывающими странами в целях стабилизации цен на нефть.
12 стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Ангола.
Флаг Штаб-квартира Вена
Министры энергетики и нефти государств членов ОПЕК дважды в год проводят встречи:квоты,
Страны члены ОПЕК контролируют около 2/3 мировых запасов нефти. На их долю приходится 40 % от всемирной добычи или половина мирового экспорта нефти.
Российское законодательство запрещает картельные сговоры (соглашения или согласованные действия, ограничивающие конкуренцию - статья 11 закона «О защите конкуренции» 135-ФЗ от 26.07.2006).
Статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за участие в картельном сговоре установлена административная ответственность:
Ч. 5. Координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, недопустимая в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одного миллиона до пяти миллионов рублей.
Горячая линия – Сообщи о картеле https://fas.gov.ru/pages/soobshhi-o-kartele!.html
Основная цель образования картеля заключается в получении его участниками монопольной прибыли путем сговора.
Модель картеля
Допущения:
1. Дуополия со множеством покупателей
2. Фирмы заключают тайное соглашение. Соглашение касается совместного ↑P. До вступления в картель каждая из фирм опасалась повысить свою цену из страха, что конкурент не последует за ней и переманит ее покупателей, что может привести к убыткам.
3. Барьеры входа непреодолимы для аутсайдеров. Если барьеры низкие, то ↑P привлекло бы на рынок новые фирмы, участники картеля потеряли бы свои доли рынка.
4. Рыночный спрос постоянен и имеет вид линейной функции,
5. Фирмы производят однороднуюпродукцию
6. Фирмы имеют одинаковые издержки (МС1 = МС2).
До картеля: жестко конкурируют: MC1=AC1 при q1к, π1=0, MC2=AC2 q2к, π2=0. На рынке (Qк, Pк).
Картель: 1) определим объем реализации продукции
1.1) На основе рыночного спроса (D) определяют величину предельного дохода (MR).
1.2) Определим картельные предельные издержки путем горизонтального суммирования кривых предельных издержек каждого продавца MC=MC1+ MC2
1.3) Найдем Qm, при котором MR = МС.
1.4) Определим, по какой цене продавать (Pm).
2) Установим квоты продаж для каждого члена картеля. Поделить общий монопольный выпуск (Qm) между двумя фирмами.
Квота - количественные ограничения (производства, сбыта, потребления или экспорта, импорта товаров), вводимые на определенный период времени для продавца или производителя.
Правило «распила» рынка. Установление квот продаж - q1m и q2m, Такие q1m и q2m, что MC(q1m) = MR* и MC(q2m) = MR*
Каждая фирма должна поставлять на рынок такой объем продукции, чтобы ее предельные издержки равнялись отраслевому предельному доходу и сумма квот была равна Qm.
Разрушение картеля:
1. Пусть 1 фирма полагает, что рыночная цена не понизится, если она будет продавать больше, чем ей положено по квоте. Она воспринимает горизонтальную линию на уровне Рm как кривую спроса на свою продукцию. Она определяет свое равновесие исходя из Рм = МС1, предлагает q1n
2. Фирма 2 замечает отток покупателей и тоже расширяет предложение до q2n
3. Итог – в отрасли избыточное предложение = ∆Q. Q↑ до Qn.
4. В соответствии со спросом на Qn распродажа. P↓ до MR*, Убытки.
Даже если немного больше квоты продают, то все равно картель разрушается.
Успех картеля зависит от возможности выявления и пресечения обмана. Основные меры контроля:
· ограничение точек отгрузки продукции картеля;
· работа с небольшим количеством крупных покупателей;
· штрафы (уровень штрафов должен быть достаточно высок, чтобы предупреждать обман, и в то же время, достаточно низок, чтобы не отпугнуть фирмы от картеля);
· ограничение квоты производства;
· формирование пула доходов (которые распределяются между всеми членами картеля на основе специально выработанной формулы);
· наказание увеличением объема производства (когда в ответ на обман участники картеля немедленно увеличивают объемы своего производства и снижают цены). Данная мера считается эффективной, если только удается быстро выявить обман. В противном случае, фирма-нарушитель успевает получить значительную прибыль до того, как понесет издержки от наказания.
После заключения картельного соглашения любой картель сталкивается с проблемами внутреннего и внешнего характера.
1. Внутренние проблемы. Согласование противоречивых интересов между членами картеля и контроля за соблюдением соглашения. Споры о том, кому какая квота положена, какая цена должна быть, кто и в какой мере должен нести издержки по финансированию организации картеля. Фирмы с более высокими средними издержками стремятся к более высоким картельным ценам. У некоторых фирм может появиться мнение, что заключенное соглашение несправедливо и выделенная квота слишком низка.
2. Внешние проблемы. Конкуренция со стороны:
2.1) фирм-производителей, не являющихся членами картеля;
2.2) новых товаров-заменителей продукции картеля.
Факторы, определяющие эффективность картеля:
· Эффективность действующего в стране антимонопольного законодательства. В условиях, когда картели являются незаконными, фирмы не могут заключать явных соглашений, а вынуждены вести секретные переговоры. Тем самым увеличивается риск присоединения к картелю и вероятность неприсоединения к картелю определенного количества фирм. Если же картели являются законными и фирмы могут открыто встречаться и обсуждать взаимные проблемы, риск снижается, а число неприсоединившихся фирм сокращается до минимума
· Количество продавцов и производителей продукции. Чем меньшее количество фирм действует на рынке, тем им легче договориться.
· Однородность выпускаемой продукции и сопоставимость издержек. Если фирмы выпускают однородную продукцию и их издержки идентичны, им легче принять соглашение об образовании картеля.
· Стабильность и предсказуемость спроса. Значительное и непрогнозируемое изменение объемов спроса дестабилизирует рыночную ситуацию и затрудняет переговоры.
· Взаимоотношения между участниками картеля. Чем в более дружеских и доброжелательных отношениях находятся руководители фирм, тем им легче прийти к согласию.
Параллелизм олигополистов
Параллелизм – одинаковое поведение фирм-олигополистов в отсутствие сговора.
Преимущество параллелизма в отличие от картелей:
1) не противоречит антимонопольному законодательству;
2) фирмы сохраняют полную независимость и свободу в своей производственной и сбытовой деятельности.
Формы параллелизма:
1) осознанный параллелизм – при повышении издержек все повышают цены.
2) ценообразование по принципу «издержки+общепринятая норма прибыли»
3) блокирующее ценообразование
4) ценовое лидерство.
2 типа фирм в отрасли:
1. Лидер = доминирующая фирма
2. Фирмы-последователи = фирмы-аутсайдеры
Ценовое лидерство
Ценовое лидерство - лидер рынка устанавливает цену так, чтобы максимизировать собственную прибыль, фирмы-последователи выбирают свой выпуск, который максимизирует их прибыли при данной цене лидера.
Свойства лидера:
· Лидерство доминирующей фирмы. фирма контролирует значительную часть производства и продаж и может оказать воздействие на рынок посредством собственных решений;
· Лидерство в издержках. уровень издержек у лидера является наименьшим в отрасли (за счет лучшей технологии, более совершенного управления, более квалифицированной рабочей силы и т.д.) Лидер может понизить цену до уровня, незначительно превышающего ее средние издержки, и все же получить экономическую прибыль. Прибыль же аутсайдеров при более низкой цене, чем цена, покрывающая издержки, стала бы отрицательной, и им пришлось бы покинуть рынок. Поэтому на олигополистических рынках аутсайдеры вынуждены пассивно следовать за ценами лидера.;
· Лидерство в качестве. дифференциация продукции выделяет фирму в глазах потребителей (за счет высокого качества, рекламы и т.д.). % продукция Apple
· Лидерство барометрической фирмы. Лидер в силу своей особой способности в оценке отраслевого спроса (предстоящий рост или падение цен на ресурсы, используемые фирмами отрасли, изменение цен на товары дополняющие или заменяющие. Этому способствуют более тесные связи менеджмента с правительственными организациями). Другие компании отрасли воспринимают действия данной фирмы в качестве индикатора, или барометра будущей конъюнктуры.
Лидерство доминирующей фирмы
Допущения:
1. Существуют фирма 1 (лидер) и одинаковые фирмы-последователи;
2. Лидер и последователи обслуживают всех покупателей в отрасли.
3. Фирмы поставляют на рынок стандартизованную продукцию.
4. Барьеры входа на рынок являются непреодолимыми для фирм-конкурентов.
5. Лидер знает, как выглядит рыночная кривая спроса D, и имеет возможность правильно оценить издержки фирм-аутсайдеров, а значит, и их кривую предложения.
6. Функции издержек всех фирм и отраслевого спроса являются линейными.
Кратко суть: Фирма-лидер знает рыночную кривую спроса и кривую предложения конкурентного окружения. Она назначает предпочитаемую цену в качестве текущей рыночной цены и позволяет конкурентам свободно торговать по этой цене. Фирмы-последователи определяют оптимальный объем своего выпуска по формуле MC = MR, причем MR равна цене лидера.
Логика:
1. лидер оценивает кривую рыночного спроса D и предложение конкурентных фирмSП ( - сумма индивидуальных кривых предельных издержек выше средних переменных издержек каждой конкурентной фирмы).
2. Лидер оценивает кривую спроса на свою продукцию как кривую остаточного спроса DL. она должна вычесть количество товара, которое продают другие фирмы при всех возможных ценах, из отраслевого спроса. D – SП. Кривая спроса лидера состоит из двух участков - DL1 и DL2.
3. Лидер строит кривую предельного дохода для этого спроса, MRL. Кривая предельного дохода также будет состоять из двух участков MRL1 и MRL2 и иметь между ними разрыв.
4. Фирма-лидер максимизирует прибыль путем выбора цены (pL) в соответствии с правилом MRL = MCL. и продает количество товара qL по цене pL.
5. Горизонтальная линия, проведенная на уровне pL, становится графиком спроса на продукцию последователей. При данной pL фирма-последователь продает свою продукцию в количестве qпi (максимизируя собственную прибыль из расчета pL = MRПi = MCПi, а все последователи продают .
6. Общее продаваемое количество продукции составляет
Риск лидера: Ценовой лидер принимает на себя рискпервым начать приспособление цены к изменившимся рыночным условиям, предполагая, что другие фирмы последуют за его решением. Если этого не произойдет, и фирмы-последователи не согласятся с изменением цены, ценовой лидер будет нести потери до тех пор, пока не вернется к исходному уровню цен. Значительный риск принятия первым решения обуславливает относительную жесткость ценв олигополистических отраслях и их незначительные колебания.
Риск последователей: возможность ценовой войны. Экономическую прибыль извлекает не только лидер, но и его окружение. И если фирмы-последователи считают существующее положение более или менее выгодным для себя, то и предпринимать действия по развязыванию войны цен, связанные с большим риском, для них не имеет практического смысла. Последователи могут воспринять ↓pL как начало ценовой войны.
Привлекательность ценового лидерства: возможность устранять перегиб кривой спроса. Фирма - полный и признанный ценовой лидер может быть уверена, что конкуренты последуют как за повышением, так и за понижением цен.
Сравнение ценового лидера и монополиста
Доминирующая фирма получает прибыль несколькоменьшую, чем в условиях чистой монополии, когда конкурентное окружение отсутствует. Монополист определяет свой оптимальный выпуск, исходя из всего рыночного спроса, тогда как олигополист вынужден иметь дело с остаточной кривой спроса. При одинаковых издержках и выпусках монополист назначает более высокую цену.
Модель лидерства в ценах = частичная монополия, потому что лидер фактически устанавливает рыночную цену, правда, рассчитанную на основе его собственного предельного дохода и его предельных издержек.
Условия сохранения доминирующего положения фирмой
· избегать краткосрочной максимизации прибыли, делать установку на долгосрочную максимизацию прибыли (это означает установление относительно низких цен, чтобы предупредить расширение малых фирм и не допустить входа на рынок новых конкурентов);
· активно использовать неценовые формы конкуренции (выпуск новой продукции, сокращение издержек, улучшение обслуживания покупателей и т.д.);
· ориентироваться на многономенклатурное, диверсифицированное производство (даже если товары доминирующей фирмы будут мало чем отличаться друг от друга, это помешает другим фирмам выйти на рынок с аналогичной продукцией. Пример - деятельность компании Procter & Gamble, продающей различные сорта мыла, чистящих средств и т.д.).
Жесткость цен в условиях олигополии заставляет фирмы делать основной упор на неценовую конкуренцию. Даже имея преимущества по издержкам, олигополисты не стремятся использовать понижение цендля привлечения новых покупателей.
1. снижение цены у одной из фирм может вызвать ответную реакцию у своих конкурентов.
2. неценовые преимущества фирмы труднее скопировать, они имеют более длительный эффект.
Модель блокирующего ценообразования.
Если барьеры проникновения в отрасль низки, то действующие в отрасли фирмы могут искусственно поднять их путем снижения рыночной цены. К примеру, реализуя кооперативную стратегию, фирмы отрасли могли бы получать экономическую прибыль, производя Q продукции и установив цену Р. Однако наличие экономической прибыли стало бы притягательным фактором для проникновения в отрасль новых фирм, за чем последовало бы снижение прибыли, а возможно и вытеснение некоторых фирм из отрасли. ЛОГИКА: зная уровень отраслевого спроса и издержек, а также оценив минимально возможные средние издержки аутсайдеров pA, действующие в отрасли фирмы могут установить рыночную цену Р, на уровне минимальных долгосрочных средних издержек, что лишит фирмы экономической прибыли, но одновременно сделает проникновение «чужаков» в отрасль невозможным. Какой в действительности уровень цены выберут фирмы, зависит как от кривых их собственных издержек, так и от потенциала «чужаков». Если издержки последних выше среднеотраслевых, то отраслевая цена будет установлена на уровне выше минимальных издержек, но ниже минимальных издержек, которые могут обеспечить угрожающие входом на рынок фирмы.
На самом деле вилка между pA и P*.
Следует сказать, что подобная практика может использоваться в целях вытеснения конкурентов из отрасли, когда доминирующая в отрасли фирма устанавливает цены на уровне ниже минимальных краткосрочных средних издержек, рассчитывая компенсировать возникающие убытки в долгосрочном периоде.
Факторы, препятствующие ценовой координации:
· вход на рынок новых фирм, игнорирующих текущие обычаи и практику и разрушающих сложившиеся отношения между продавцами и покупателями;
· нестабильность отраслевого спроса;
· технические нововведения, изменяющие издержки отдельных фирм;
· изменение долей рынка, которыми владеют отдельные фирмы;
· крайняя дифференциация продукции;
· частое изменение продукции;
· появление новых отраслей, в которых фирмам некогда приспосабливаться к поведению конкурентов и т.д.
[1] Гальперин