Исторические понятия, их виды, формы работы по их формированию.
Исторические понятия различной широты обобщения относятся к теоретическому компоненту содержания учебного исторического материала. Процесс их формирования всегда являлся важной частью школьного обучения, поскольку в понятиях историки видели и видят «стержень» системы научных знаний. Под понятием понимаем логически оформленную общую мысль о предмете, идею чего-нибудь. Овладение историческими понятиями означает усвоение учащимися наиболее важных, характерных признаков исторических фактов, отражение в их сознании событий, явлений и процессов прошлого и настоящего в наиболее существенных связях и отношениях. Это - основа осмысления огромного множества исторических фактов, с которыми школьники встречаются в курсах истории, их систематизации и обобщения. В свою очередь, это ведет к формированию ведущих мировоззренческих идей, предопределенных целями и содержанием школьного исторического образования. Отбору, характеристике и формированию понятий в школьных курсах истории помогают их классификации, осуществленные по нескольким основаниям. По содержанию исторического материала понятия делят на: экономические, социально-политические, историко-культурные, идеологические. С учетом возрастных познавательных возможностей учащихся, при отборе этой группы понятий и их определении применяются критерии: 1) достаточность для характеристики качественного своеобразия изучаемых фактов данной эпохи; 2) необходимость для элементарного понимания учащимися сути исторических событий и явлений; 3) полезность при познании новых фактов этого же порядка. Для целенаправленной работы с понятиями необходимо, во-первых, четко представлять себе их структуру. Условно ее можно изобразить формулой: понятие = термин + определение, где под термином понимается слово или сочетание слов, обозначающее понятие, а под определением - краткое или развернутое перечисление признаков в их иерархической последовательности: родовые, видовые и дополнительные.
|
Процесс формирования понятий протекает эффективно, если выделенные учителем типические черты создаваемых образов осмысливаются учениками как признаки понятий. Подростки легче усваивают признаки тех понятий, которые можно представить наглядно. Лишь в дальнейшем они передают их содержание в более обобщенной форме.
Понятия в школьных курсах истории делятся на частные исторические (триера, мушкет, пагода, боярин, хоромы), общеисторические (раб, натуральное хозяйство, христианская церковь, крепостное право), социологические (цивилизация, монархия, религия, война, экономика…).
Пути формирования исторических понятий.
Можно отметить два варианта (путя) формирования понятий – индуктивный и дедуктивный. Индуктивный – от 1. изучения фактов, формирования представления к 2. выделению существенных признаков понятий и 3. определению понятий и 4. применению понятий. Дедуктивный путь формирования понятий начинается в обратной последовательности – с 4 пункта и постепенно доходит до 1-го.
Формы и способы работы с историческими датами на уроках истории.
Урок истории не возможно представить без исторических дат. Велико значение хронологии в исторической науке, т.к. даты это то, что устанавливает ход и картину событий, их причины и последствия. Лишь выяснив время свершения события можно определить его связь с предшествующими и последующими событиями. Без хронологии невозможно выявить длительность исторических явлений, периодизацию исторических процессов, время создания исторических источников, в целом создать общую картину развития той или иной страны, народа. Цель изучения хронологии в школе - показать последовательность исторических событий и явлений, протяженность их во времени, подвести учеников к пониманию измерения времени, научить определять место конкретного исторического события на «линии времени».
|
Цель определяет задачи:
1.обеспечить в сознании учеников правильное отражение исторического времени
2.способствовать развитию их временных представлений
3.помочь осознать формулировку «без даты – нет истории»
4.помочь научиться осваивать и запоминать важнейшие даты, а также временные категории – год, век, тысячелетие, эра.
В исторической науке даты условно подразделяются на основные и опорные. Основные даты – это те, которые определяют место исторического события в исторической периодизации. Опорные даты способствую более четкому пониманию конкретного исторического события, помогают определить характер, значимость изучаемого исторического события, раскрывают сложное и объемное его содержание, иногда одна дата может заменить целый рассказ, для учащихся с высокой учебной мотивацией. Самая распространенная форма «исторические диктанты», часто это просто механическое заучивание дат. Но без них на уроках истории не обойтись.
|
«Исторические диктанты» можно разнообразить. Сделать эту форму работы более интересной и полезной, требующей от учащегося не просто зрительно запомнить дату, но и попробовать ее осознать.
На уроках истории эффективно заполнять «хронологические таблицы», что тоже способствует работе над запоминанием и усвоением хронологии события.
Они позволяют учителю:
1. проверить усвоение выученных дат
2. определить пробелы в знаниях тем, или отдельных составляющих этих тем
3. научить учащегося соотносить дату с историческим событием, исторической личностью
4. научить учащегося запоминать не только отдельную дату, но и последовательность исторических событий
Запоминание дат основано на смысловых связях и связях с событием, когда дата заучивается чисто механически. Но чтобы, она закрепилась в памяти ученик, должен хорошо знать факты и причинно-следственные связи, изучаемого события, и должен понимать, что знание временного периода определяет в целом его понимание исторического курса. Учитель должен разнообразить формы работы с датами, на каждом уроке выделять время на эту работу.