Глава 1. Социология как наука. Предмет и функции социологии. Социологические исследования.




И.Ф. ОЗНОБКИНА

 

СОЦИОЛОГИЯ

Для студентов, обучающихся

По всем направлениям и специальностям,

Дневной формы обучения

ВОРОНЕЖ

 

 

УДК 316

 

Ознобкина, И.Ф. Социология [Текст]: учебное пособие / Воронеж. гос. технол. акад. - Воронеж: ВГТА, 2009. - 131 с.

Учебное пособие по социологии подготовлено в соответствии с требованиями ГОС ВПО. Оно предназначено для закрепления теоретических знаний дисциплин цикла ГСЭ.

 

 

Автор: доцент И. Ф. ОЗНОБКИНА

 

Научный редактор доцент И. В. ВОСТРИКОВ

 

Рецензенты: Кафедра экономики и менеджмента

(Воронежский государственный институт физической культуры),

 

доцент Л. А. БРИЦКАЯ

(Воронежский государственный технический университет)

 

 

Печатается по решению

редакционно-издательского совета

Воронежской государственной технологической академии

 

© Ознобкина И. Ф., 2009

© ГОУВПО «Воронежская

государственная

технологическая

академия», 2009

 

 

Оригинал-макет данного издания является собственностью Воронежской государственной технологической академии, его репродуцирование (воспроизведение) любым способом без согласия академии запрещается.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Глава 1. Социология как наука. Предмет и функции социологии. Социологические исследования..................  
1.1. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии.......................... ……………………  
1.2. Предмет социологии, его динамика……………………....................  
1.3. Структура социологической науки……………………………............  
1.4. Функции социологии…………………………………........ ………  
1.5. Социологические исследования………………………………………  
Вопросы для повторения………………………………………...........  
Библиографический список……………………………………..........  
   
Глава2.Общество как система…………………………………….............  
2.1. Понятия системы и общества. Признаки общества………………  
2.2. Системные параметры общества………………….………………  
2.3.Типологии обществ……………………………………….....................  
Вопросы для повторения………………………………………...........  
Библиографический список……………………………………...........  
Глава 3.Социальные институты и их значение в жизни общества…  
3.1.Сущностьсоциальных институтов. Типы институтов………………  
3.2. Функции и дисфункции социальных институтов……………….......  
3.3. Развитие социальных институтов……………………………………  
3.4. Социальная организация и контроль…………………………………  
Вопросы для повторения………………………………………............  
Библиографический список……………………………………...........  
Глава4. Социальные изменения…………………………………..............  
4.1. Понятие и виды социальных изменений.................... …..  
4.2. Теории социальных изменений………………… ………………......  
4.3. Теория мировой системы и процесс глобализации……...... ….....  
4.4. Социальные движения…………………………………………...........  
Вопросы для повторения………………………………………...........  
Библиографический список……………………………………..........    

 

  Глава 5. Социология личности................................................... ………..  
  5.1. Понятия "человек", "индивид", "личность", их взаимосвязь.. ……  
  5.2. Личность в системе социальных связей: социальные функции и статус……....................... ……………………………….....  
  5.3. Социальные роли как механизм взаимодействия личности и общества. Социальный тип личности……................... …………  
  Вопросы для повторения………………………………………...…..  
  Библиографический список............................. …    
  Глава 6. Культура: социологический анализ.......………………………..  
  6.1. Культура как объект социального познания………………………..  
  6.2. Основные элементы культуры……………………………………….  
  6.3. Социальные функции культуры……………………………………..  
  6.4. Культурные универсалии. Взаимоотношения культур…………….  
  Вопросы для повторения……………………………………………..  
  Библиографический список... ………………………………………  
  Глава 7. Социальная структура общества................. ………...  
  7.1. Понятие социальной структуры и основные подходы к её изучению……………………………………………………………………..........  
  7.2. Социальная стратификация, её типы…...………………...................  
  7.3.Социальная мобильность: виды, каналы и принципы мобильности…………………………………………………….……………………..  
  Вопросы для повторения……………………………………………  
  Библиографический список………………………………………...  
  Глава 8. Социология семьи.........................................................................  
  8.1.Сущность социологического подхода к проблеме…..........................  
  8.2.Некоторые тенденции развития современной семьи..........................  
  Вопросы для повторения.……………………………………...........  
  Библиографический список…………………………………………  
  Глава 9.Социальные группы и общности……………………………….  
  9.1.Понятие «социальная общность». Типы общностей………………..  
  9.2.Социальная группа: сущность и особенности……..................... …...  
  9.3. Квазигруппа. Виды квазигрупп………………………………………  
  9.4. Классификация социальных групп. …………………………………  
  Вопросы для повторения.……………………………………...........  
  Библиографический список…………………………………………  
Глава 10.Основные социологические концепции………………...    
10.1. О. Конт — родоначальник социологии. Учение о трех стадиях развития общества. Солидарность и согласие. Социальная статика и динамика……………………………………………………    
10.2. Классический тип научности социологии. Учение о методе Э. Дюркгейма………………………………………………………….    
10.3. Нетрадиционный тип научности. «Понимающая социология» Г. Зиммеля и М. Вебера…………………………………………    
10.4. Основные принципы материалистического учения об обществе К. Маркса и Ф. Энгельса………………………………………..    
10.5. Основные этапы и направления развития социологии в США……………………………………………………………………      
10.6.Развитие социологической мысли в России…………………...    
Вопросы для повторения……………………………………...    
Библиографический список……………………………..........    
         

 

Глава 1. Социология как наука. Предмет и функции социологии. Социологические исследования.

 

1.1.Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии.

Социология возникает в конце 30-х — начале 40-я годов XIX в. В социальной сфере это было время крайней нестабиль­ности. Восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии (1844 г.), чартистское движение в Англии, чуть позже революции 1848 г. в ряде европейских стран свидетельствовали о нарастании кризиса общественных отношений. Во времена решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, ответить на вопросы: куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, как обрести свое место и свою роль в этом процессе. К. Маркс и Ф. Энгельс начинали свою теоретическую и практическую деятель­ность в то же время и при тех же обстоятельствах. Они, следуя рационалистической традиции, сформулированной в немецкой классической фи­лософии, и опираясь на свой опыт участия в революционном движении, предложили решить эту проблему на основе концепции научного социализма, сердцевиной которой является теория социалистической революции, О. Конт и другие «отцы-основатели социологии» — Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер — предложили реформистский путь развития общества. Основоположники социологии были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думали не над тем, как разжечь пожар гражданской войны, а наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными социальными группами. Социология как раз и рассматривалась ими в качестве инструмента познания общества и выработки рекомендаций по его реформированию. Методической же основой реформизма, с их точки зрения, является «позитивный метод».

Этими различными идеологическими установками было продиктовано и различие в истолковании тех научных открытий, которые были сделаны в 30-х —40-х годах XIX в. В этот период на первый план развития науки выходят химия и биология. Наиболее значительными открытиями того времени, являются открытие клетки немецкими учеными (1838 - 1839), на основе которого была создана клеточная теория строения живого вещества, и создание Ч. Дарвином теории эволюции видов. Для К. Маркса и Ф. Энгельса эти теории послужи­ли естественнонаучными предпосылками создания диалектического материализма, основным элементом которого является учение о диалектике — «алгебре революции», как ее назвал В. И. Ленин. Для О. Конта, Г. Спенсера и Э. Дюркгейма эти открытия послужили основой для создания учения об обществе, основанного на принципах биологии, — «органической теории развития общества ».

Пока речь шла в основном о социальных условиях и естественнонаучных предпосылках, возникновения теоретической социологии. Однако задолго до этого в Европе закладывались основы эмпирической базы социологии и ее методов познания. Методология и методика конкретно-социологических исследований разрабатывались главным образом естествоиспытателями. Уже в XVII—XVIII в. Д. Граунт и Э. Галлей вырабатывали методы количественного исследования социальных процессов. В частности, Д. Граунт применил их в 1662 г. к анализу уровня смертности. А работа известного физика и математика П. С. Лапласа «Философские очерки о вероятности » построена на количественном описании динамики народонаселения.

Особенно активно эмпирические социальные исследования в Европе начали развиваться в начале XIX века под влиянием определенных социаль­ных процессов. Интенсивное развитие капитализма в начале XIX в. вело к быстрому росту городов. Следствием этого была резкая социальная дифференциация населения, рост числа бедных (пауперизация), увеличение преступности, нарастание социальной нестабильности. В то же время, ускоренно формируются «средний слой» и буржуазная прослойка, всегда выступающие за порядок и стабиль­ность, укрепляется институт общественного мнения, возрастает число различного рода общественных движений, выступающих за социальные реформы. Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились «социальные болезни общества», с другой — объективно созрели те силы, которые были заинтересованы в их лечении и могли выступать в качестве заказчиков социологических исследований, способных предложить обществу «лекарство» от этих «болезней».

Особенно интенсивно развитие капитализма в то время происходило в Англии и Франции. Видимо, этим объясняется, что именно в этих странах появляется наибольшее количество работ, посвященных социальным проблемам развития общества.

 

1.2. Предмет социологии, его динамика

Социология принадлежит к числу общественных наук.

Объект социологии – то, на что направлен процесс исследования - социальная реальность, так же как и других общественных наук: истории, экономики, этнографии и т.д.

Предмет социологии – это стороны, связи, отношения общества и в обществе.

Социология - наука о целостности общественных отношений и обществе как целостном организме.

Предмет науки не может быть стабильным, он находится в постоянном движении, развитии, как и сам процесс познания. Его развитие зависит от процесса накопления самого научного знания, меняющихся потребностей (запросов) общества, изменений, происходящих в самом обществе и, наконец, всякое знание носит субъективных характер, поскольку его носителями являются люди.

Поэтому предмет науки не есть нечто раз и навсегда данное, есть смысл говорить о том, каков предмет на данном уровне развития мировой и отечественной науки.

С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. Телеви­дение, радио, газеты сообщают о результатах социологических опросов населения по самым разнообразным проблемам. Все это внешний, лежа­щий на поверхности уровень социологических исследований, который создает образ социологии как прикладной эмпирической науки, служащей удовлетворению каких-то текущих, сиюминутных потребностей общества. Но можно ли сказать, что этим исчерпывается предмет и задачи со­циологии? Что представляет собой социология как наука? С этим как раз нам и необходимо разобраться.

Начнем с этимологии. Термин «социология» — производное от двух слов: латинского слова societas — общество и греческого 1оqоs — слово, понятие, учение. Следовательно, этимологически социология — наука об обществе. Но это довольно абстрактное определение, поскольку общество в его различных аспектах, изучается значительным количеством гуманитарных и социальных дисциплин: социальной философией, политической экономией, историей, демографией и т. д. Для того, чтобы понять особенности социологии, социологического подхода к изучению общества, необходимо вычленить собственную об­ласть социологического исследовании, а также определить те методы, которыми социология оперирует. Для этого, прежде всего, следует провес­ти строгое разграничение между объектом и предметом социологии.

В качестве объекта той или иной науки всегда выступает определенная сфера объективного или субъективного мира, в то время как предмет любой науки является результатом теоретического абстрагирования, позволяющего исследователям выделить те стороны и закономерно­сти развития и функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки. Таким образом, объект той или иной науки — это часть объективной и субъективной реальности, обладающая собственными свойствами, которые изучаются только данной нау­кой, а предмет науки — это результат исследовательских действий.

Принято считать, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят на­звание социальных. Что же такое социальное? Социальное, с точки зрения российского социолога Г. В. Осипова, — это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индиви­да или их группы (общности) — независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность. Именно в процессе взаимодейст­вия индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуют тем самым тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.

Предмет же социологии, поскольку он является результатом исследовательских действий, не может быть определен столь же однознач­но. Понимание предмета социологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Представители разнообразных школ и направлений выказывали и выказывают различное понимание предмета социологии. И это естественно, так как предмет науки находится в тес­ной связи с исследовательской деятельностью ученых.

Основоположник социологии, французский мыслитель О. Конт считал, что социология — это позитивная наука об обществе. Выдаю­щийся французский социолог Э. Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. При этом социальное, по Дюркгейму, означает коллективное. Поэтому предметом социологии, по его мнению, является коллективное во всех его проявлениях.

С точки зрения немецкого социолога М. Вебера, социология — это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и ис­толковать. Социальное поведение, по М. Веберу, — это отношение человека, иначе говоря, внутренне или внешне проявляемая позиция, ориенти­рованная на поступок или воздержание от него. Это отношение является поведением, когда субъект связывает его с определенным смыслом. Поведение считается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с поведением других индивидов.

В марксизме предметом социологического исследования является научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов — личностей, социальных общностей, социальных институтов. Широкое распространение в отечественной литературе имеет следующее определение социологии. Социология — это наука об обществе как социальной системе в целом, функционирова­нии и развитии этой системы через ее составные элементы: личности, социальные общности, институты.

На протяжении полутора веков в определении предмета изучения социологии идёт борьба, отражающая существование двух основополагающих принципов изучения: микро - и макросоциологического.

Макротеоретики оперируют понятиями "общество", "культура", "социальный институт", "система", "процесс".

Микротеоретики акцентируют внимание на "социальном поведении", "межличностных взаимодействиях", "стимулах действия" и т. п.

Отсюда вытекают два определения предмета социологии:

1) как науки о целостности общественного организма, о социальной организации и социальной системе (цивилизация, социально-политическая система), и

2) как науки о массовых социальных процессах и массовом поведении (изучаются процессы в общностях: классах, семьях, коллективах).

При первом подходе социология кооперируется с политическими, демографическими, экономическими, антропологическими науками, при втором возникает социальная психология.

Вопрос о приоритете этих подходов не решён. В различные периоды развития социологии на первый план выступали проблемы макро- или микросоциологии.

Есть различия в методах, которые используются этими направлениями социологии.

Макросоциология выступает внутринаучным методом, логическим базисом, фундаментом конкретных концептуальных исследований. В марксизме, например, роль общесоциологической концепции играет исторический материализм.

В нашу эпоху, когда человеческая цивилизация переживает радикальные перемены, связанные с фундаментальными структурными изменениями, возникает настоятельная потребность в теоретическом осмыслении происходящих в обществе процессов. Именно в такие периоды возникает необходимость в макротеории.

Если говорить об отечественной социологии, то она прямо связана с диалектико-материалистическим мировоззрением, но имеет свой самостоятельный статус как "нефилософская наука об обществе".

Исторический материализм изучает поступательное развитие человеческой цивилизации в масштабах всемирно-исторического процесса. Он утверждает единство общедиалектических законов развития материального мира, первичность бытия, видит источник общественного развития в противоречии между производительными силами и производственными отношениями.

Социология рассматривает общество в более специфичных категориях и понятиях, соотносимых с эмпирически проверяемыми фактами, что обеспечивает развитие общесоциологического принципа и частносоциологической отрасли.

Социология изучает, во-первых, социальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. К ним относятся: собственность, государство, семья, производственные ячейки общества, наука, воспитание, образование, политика, право, идеология, искусство, армия, труд и т.д.

Накопление социологией знаний по отдельным институтам позволяет сегодня говорить о таких самостоятельных отраслях науки как социология семьи, социология политики, социология труда, социология здравоохранения, социология образования и т.п.

Во-вторых, социология исследует социальные общности – реально существующие, эмпирически фиксируемые совокупности индивидов, отличающиеся относительной целостностью и выступающие самостоятельным субъектом исторического и социального действия, поведения. Социальные группы подразделяются на большие (классы, социальные слои, этнические группы и т.д.) и малые (производственные коллективы, семья и т.д.).

В-третьих, в поле зрения социологии находятся социальные процессы, представляющие собой смену состояний или движение элементов социальных систем и подсистем, любого социального объекта. Процессы могут быть интеграционные и дезинтеграционные, стабильности и мобильности, стихийные и сознательные, целенаправленные и хаотичные.

В-четвертых, социология исследует особенности поведения человека, связанные с его вхождением в различные социальные общности и группы.

Итак, социология – наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, социальных институтов и социальных процессов, наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностями и общностями, наука о закономерностях социальных действий и массового поведения.

1.3. Структура социологии

Помимо внешней институционализации, социология, как и всякая другая наука, должна пройти процесс внутренней институционализа­ции. Внутренняя, институционализация означает совершенствование организационной структуры науки, наличие устойчивого разделения труда внутри дисциплины, формирование правил и норм профессиональной этики, разработку эффективных исследовательских методов и приемов. Все это должно обеспечить действительный процесс производства и систематизации знаний в определенной области познания. Одно из важнейших мест в этом процессе принадлежит разделению труда, наличию в организационной структуре науки трех относительно независимых уровней. Во-первых, уровень фундаментальных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих уни­версальные закономерности и принципы данной области. Во-вторых, уровень прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую ценность проблем, на основе существующих фундаментальных знаний. В-третьих, социальная инженерия — уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий. Данная классификация позволяет вычленить в структуре социологии три уровня: теоретическую социологию, прикладную социоло­гию, социальную инженерию.

Наряду с этими тремя уровнями, социологи выделяют также внутри своей науки макро- и микросоциологию. Макросоциология исследу­ет крупномасштабные социальные системы и исторически длительные процессы. Микросоциология изучает повсеместное поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии. Эти уровни не могут рассматриваться как находящиеся на различных плоскостях и не сопри­касающиеся друг с другом, они тесно взаимосвязаны, так как непосредственное, повседневное поведение людей осуществляется в рам­ках определенных социальных систем, структур и институтов.

Своеобразной формой пересечения всех этих уровней выступают такие структурные элементы социологии, как отраслевые coциологии (социологии среднего уровня): социология труда, экономическая социология, социология организаций, социология досуга, социология здравоохранения, социология города, социология деревни, социология образования, социология семьи и т. д. В данном случае речь идет о разделении труда в сфере социологии по характеру исследуемых объектов.

Оригинальную концепцию развития социологии выдвинул американский социолог Р. Мертон. В 1947 году, полемизируя с Т. Парсонсом, который ратовал за создание в социологии «всеохватывающей теории, опирающейся на теории социального действия и структурно-функциональный метод». Р. Мертон считал, что создание подобных теорий преждевременно, так как еще нет надежной эмпирической базы. Он считал, что необходимо создавать теории среднего уровня, которые выполняют промежуточную роль между малыми рабочими гипотезами, развертывающимися в изобилии в повседневных исследованиях, и широкими теоретическими конструкциями, понятийная схема которых позволяет производить, большое число эмпирически наблюдаемых закономерностей социального поведения. Задачи такого рода теории - аккумуляция эм­пирических данных. Они могут возникать в отдельных отраслях социологии как специальные теории или же могут быть результатом обобщения группы фактов. Примером такого рода теорий может служить созданная Р. Мертоном концепция аномии, объясняющая различные типы откло­няющегося поведения,

Все крупные сферы общественной жизни исследуются на основе социологических методов. Например, социология труда изучает труд как социально-экономический процесс во всем многообразия его связей с социальными институтами. В ней органически связаны теория и практика социального управления трудовой деятельностью людей. В поле зрения социолога находятся социальные формы и условия труда, его кол­лективный или индивидуальный характер, социальная организация совместного труда. Социология труда характеризует различные социально-психологические механизмы включения работника в трудовую деятельность, то есть мотивацию и стимулирование труда, удовлетворение рабо­той и отношение к ней, пути повышения трудовой активности, производительности труда и т. д.

 

1.4. Функции социологии.

Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяются, в первую очередь, функциями, которые она выполняет. Условно можно говорить о теоретических и эмпирических функциях, которые в свою очередь можно конкретизировать.

Одной из важнейших функций социологии, как и всякой другой науки, является теоретико-познавательная. Социология, исследуя социальную жизнь, закономерности её развития, пытается объяснить, обосновать, понять происходящее. Давая знание об обществе, его системах, процессах, человеческих взаимоотношениях, наука обогащает людей, влияет на их культуру, знания. В современном обществе социологические знания всё более необходимы. Эта функция науки называется культурно-просветительной.

Мировоззренческая функция социологии состоит в том, что она вооружает человека системой знаний об обществе, повышает культуру социального мышления, позволяет человеку лучше ориентироваться в происходящих процессах, занимать сознательную позицию. Множество доктрин и концепций, которые дала наука за время своего существования, позволяют представителям различных социальных групп выбирать между ними или синтезировать нечто своё. Социология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает, прежде всего, прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает зако­номерности и перспективы социального развития общества. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания социальных процессов и обобщающих значительный фактический материал, так и непосредственно эмпи­рические исследования, поставляющие этой науке богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях обществен­ной жизни.

Характерной чертой социологии является единство теории и практики. Значительная часть социологических исследований ориентирова­на на решение практических проблем. В этом плане на первое место выступает прикладная функция социологии, в рамках которой проявляется ряд ее других функций. Социологические исследования дают конкретную информацию для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами. Без этой информации возрастает возможность появления социального напряжения, социальных кризисов и катак­лизмов. В подавляющем большинстве стран органы исполнительной и представительной власти, политические партии и объединения широко используют возможности социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общественной жизни. В этом проявляется функция социального контроля.

Практическая направленность социологии выражается и в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденци­ях развития социальных процессов в будущем. В этом проявляется прогностическая функция социологии. Особенно важно иметь такой прогноз в переходный период развития общества. В этом плане социология способна: 1) определить, каков диапазон возможностей, вероятностей, откры­вающихся перед участниками событий на данном историческом этапе; 2) представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбранных решений; 3) рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты, а также долговременные последствия и т. д.

Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальное планирование развито во всех странах мира, независимо от социальных систем. Оно охватывает самые широкие области, начиная от определенных процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран и кончая социаль­ным планированием жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов.

Социология выполняет идеологическую функцию. Резуль­таты исследований могут использоваться в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими определенных социальных целей. Социологическое знание зачастую служит средством манипулирования поведением людей, формирования определенных стереотипов поведения, создания системы ценностных и социальных предпочтений и т. д. Но социология может служить и улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства близости, что, в конце концов, способствует совершенствованию общественных отношений. В этом случае говорят о гуманистической функции социологии.

Описательная и социально-прогностическая функция социологии позволяет как бы "сфотографировать" общество в определённый момент, исследовать и замерить человеческие отношения, взгляды, мнения и т.п. Исходя из имеющейся информации, социолог может строить прогнозы о вероятных тенденциях социальных изменений, поведении социальных групп, сдвигах в экономической и социально-политической жизни общества.

Социология возникла из потребности управлять обществом, изменять его в соответствии с действующими в нём законами. Вследствие существования такой потребности и тех возможностей, которые открыла наука, возникли управленческая и социально-преобразовательная функция.

Сквозь эти функции проходят два уровня социологического знаниятеоретический и эмпирический, которые тесно связаны между собой.

 

1.5. Социологические исследования

Социология специфически изучает общество, стремясь замерить состояние его систем. Процедура анализа социальной действительности, позволяющая систематизировать факты изучаемых социальных явлений и процессов, их связи, отношения и зависимости, называется социологическим исследованием.

Социальный факт – это зафиксированный и описанный фрагмент социальной действительности, представляющий собой продукты человеческой деятельности, состоящий из поведения, отношения, мнения, взглядов, суждений.

Социологи используют различные методы и приёмы, соблюдают определённые требования при изучении этих фактов.

Исследуя различных людей (респондентов), социолог может делать заключение об их взглядах, мотивах их поступков, отношении к существующим явлениям и т.п. Опрашивая по специально разработанной программе немногих (выборочную совокупность), учёный делает выводы обо всех (генеральной совокупности). Генеральной совокупностью выступают различные группы людей. Вывод специалиста будет верен тогда, когда выборка отражает характеристики исследуемой генеральной совокупности, то есть репрезентативна (представительна). Если изучаемой совокупностью является учащаяся молодёжь страны, то в исследовании должны быть представлены все группы учащейся молодёжи от школьников до аспирантов, проживающие в различных районах, учащиеся всех форм обучения и т.п. в тех пропорциях, в которых они имеются в самой совокупности.

Репрезентативность - только одно из требований, предъявляемых к социологическому исследованию. Она достигается с помощью выборок различных типов (случайная, типовая, расслоенная, квотная, серийная и т.д.) Методика исследования – это совокупность научных методов сбора, обработки и анализа фактов действительности, позволяющих реализовать цели и задачи исследования.

Методы, которые используют социологи, можно условно подразделить на методы сбора первичной информации и методы теоретического анализа и общения.

К первым относятся анализ документов, наблюдение, опрос, эксперимент. Собранные таким образом материалы затем обрабатываются: анализируются, систематизируются, сравниваются соответствующими методами.

Используется условное подразделение социологических исследований на прикладные и эмпирические. Эмпирическое исследование – фундаментальное исследование, проведенное в соответствии с требованиями научного метода и направленное на подтверждение частной теории. Главная его цель - приращение научных знаний, открытие новых закономерностей и обнаружение неизвестных социальных тенденций. На подготовку такого исследования уходит от 3 до 10 лет. Прикладное исследование – оперативное исследование, проведенное на одном объекте в короткие сроки с целью диагностики социальной ситуации, объяснений конкретного явления и подготовки практических рекомендаций. Прикладное исследование применяет уже известные теории, методики и т.п.

Социологическое исследование осуществляется через ряд этапов: во-первых, это подготовка исследования, которая включает в себя постановку проблемы исследования, его целей и за



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: