МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
Высшего образования
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
По подготовке реферата
По дисциплине «Организация командной работы»
Для студентов направления
Государственное и муниципальное управление»
Магистерская программа «Государственное управление»
Очной формы обучения
Ставрополь, 2018
Цели и задачи реферата
Реферат является самостоятельной работой студента, выполняемый под руководством преподавателя. Реферат выполняется в 1 семестре. Тема реферата выбирается студентом из ниже рекомендуемых, в соответствии с его научными интересами.
Целевое назначение реферата состоит в развитии у студентов навыков теоретических исследований, обобщения и оценки полученных результатов.
При выполнении реферата студент руководствуется следующими задачами:
- использует практические навыки выявления личностных и организационных источников основ власти в организации;
- формирует навыки координации взаимоотношений лидера, трудового коллектива и отдельного работника;
- овладевает навыками углубленной проработки поставленной проблемы, использования методов управления, оценки альтернативных решений, формулирования выводов и предложений по решению управленческих проблем.
Формулировка задания и его объем
Реферат должен иметь теоретическую и практическую направленность.
Выполнение реферата представляет собой творческий процесс, в котором можно выделить несколько общих основных этапов:
|
1. выбор темы;
2. составление и согласование плана;
3. проведение теоретических исследований;
4. анализ исследуемой проблемы в конкретном регионе;
5. обоснование выводов и предложений;
6. написание и оформление работы.
Темы реферата обычно предлагает кафедра, но студент в праве самостоятельно выбрать тему, либо изменить ее формулировку или пункты плана по согласованию с преподавателем.
Объем реферата должен составлять 15-20 страниц машинописного текста.
Темы рефератов
Базовый уровень
1. Современные концептуальные подходы к командообразованию
2. Управление процессом командообразования в организации.
3. Организация деятельности проектных команд в государственном управлении.
4. Формирование и организация деятельности проектных команд в службе персонала государственного учреждения.
5. Деятельность руководителя организации по созданию команды
6. Факторы командообразования в органах государственного регионального управления.
7. Командный менеджмент и его отличия от классической иерархической системы управления.
8. Командный менеджмент как вид опосредованного управления.
9. Командный менеджмент как компонент системы управления организацией.
10. Управленческая команда как инструмент мотивации на государственной гражданской службе.
11. Технологии формирования команд в условиях различных организационных культур.
12. Управление изменениями в команде.
13. Формирования эффективных команд при внедрении проектного управления в государственной сфере.
14. Динамика и развитие команды: стратегические аспекты.
|
15. Место и роль командообразования в современной системе государственного и муниципального управления.
16. Концептуальные основы моделирования ролевого взаимодействия в команде.
17. Организация и координация эффективной работы в команде.
Повышенный уровень
1. Технология проектно-ориентированного обучения в образовании студентов государственного и муниципального управления.
2. Совершенствование процесса подготовки руководителей инновационных проектовв государственной сфере.
3. Региональные аспекты технологии организации проектного офиса в государственной сфере.
4. Формирования технологий командного взаимодействия руководителей государственных структур.
5. Система поддержки принятия решений при формировании команды проекта с использованием компетентностного подхода в государственной сфере.
6. Преодоление бюрократизма через построение управленческих команд на государственной гражданской службе.
7. Управление командообразованием в государственных инновационных организациях.
8. Формы сотрудничества государственных гражданских служащих в органах государственной исполнительной власти.
9. Роль волонтерской деятельности в формировании эффективных команд при внедрении проектного управления в государственной сфере.
10. Компетентностный подход при формировании управленческой команды.
11. Добровольческая деятельность как основа формирования рабочих команд в государственной и муниципальной сферах.
12. Модели формирования рабочих команд в государственном управлении.
|
13. Совершенствование организации труда государственных служащих на основе формирования локальных управленческих команд.
14. Метод дорожного картирования в деятельности региональных управленческих команд субъектов РФ.
Основное содержание реферата
Содержание реферата должно отвечать выбранной теме, раскрывать ее полно и последовательно. Между разделами должна существовать логическая связь, и вместе с тем каждый раздел предполагает свое начало и завершение, т.е. в нем должны содержаться предпосылки и выводы.
Общая структура реферата слагается из следующих составных частей: введение; основная часть; заключение.
Основная часть в свою очередь состоит из трех параграфов.
В реферат могут быть включены приложения, содержащие таблицы и графический материал.
Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность и значимость. Определяются объект и предмет исследования, формулируются цели и задачи реферата.
В основной части осуществляется исследование выбранной темы. Формулируется проблема, анализируется степень ее теоретической разработанности, изучаются различные точки зрения на рассматриваемую проблему, обосновывается собственная точка зрения автора, определяются пути решения проблемы, оценивается их эффективность.
Круг исследуемых в работе вопросов обуславливается целью и характером изучаемой проблемы. Они рассматриваются в логической последовательности и в неразрывной связи друг с другом.
Предложения автора могут носить как теоретико-методологическую, так и практическую направленность, что предопределяется целью исследования и наличием тех материалов, которыми он располагает.
Рекомендуется увязывать рассмотрение основных теоретических положений с конкретными примерами из хозяйственной практики, ситуациями из периодической печати.
В заключении обобщаются результаты исследования, формулируются основные выводы, отражающие сущность проведенной работы.
В списке литературы указываются использованные при написании реферата источники (не менее 10), на которые имеются ссылки в тексте.
Приложение оформляется при необходимости, чтобы не загружать основной текст реферата большим количеством иллюстративного материала. В основном же тексте следует оставлять только тот графический материал, рисунки, таблицы, которые позволяют непосредственно отразить сущность и раскрыть содержание излагаемой темы. Материал же, являющийся иллюстрацией к теме, целесообразно выносить в приложение. Это могут быть различного рода ситуации, подробные таблицы, доказательства, варианты схем, нормативно-правовая документация и др. Объем приложения не ограничивается.
Общие требования к написанию реферата
Реферат выполняется на бумаге стандартного формата А4 (210х297мм). Писать следует четко и разборчиво на одной стороне листа с оставлением необходимых полей (в рукописном виде: правое – 1,5 см, верхнее, нижнее- 2 см, левое - 3 см). Все страницы должны быть пронумерованы (титульный лист считается, но ставить номера страниц начинают с введения). Титульный лист оформляется согласно Приложения 1.
Текст реферата должен быть оформлен с помощью текстового редактора Microsoft Word (через 1,5 интервала, шрифт - 14 пунктов, переплет - 0 см, ориентация книжная, шрифт - Times New Roman, красная строка - 1,25 см, поля: слева – 3 см, сверху, снизу - 2 см и справа - 1,5 см).
Номера страниц и приложений ставят в правом нижнем углу, нумерация должна быть сквозная.
Номера разделов основной части реферата обозначают арабскими цифрами без точки и записывают с абзацного отступа.
Перед содержащимися в пункте перечислениями следует ставить дефис. Заголовки начинают с прописной буквы и не подчеркивают. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
Слово «Содержание» записывают в виде заголовка (симметрично тексту) с прописной буквы. В содержание включают все разделы и подразделы реферата, как они идут в тексте.
Ссылка в тексте на источник выглядит следующим образом: [18, с. 175]. Первая цифра указывает на порядковый номер источника, вторая означает номер страницы.
Текст должен быть кратким и не допускать различных толкований. Термины, обозначения и определения должны соответствовать установленным стандартам, как и символы, употребляемые в формулах. Формулы подлежат сквозной нумерации арабскими цифрами, которые записывают в одной строке с формулой в круглых скобках справа. Ссылки в тексте на порядковые номера формул тоже заключают в скобки, например: «в формуле (1)». Допускается нумерация формул в пределах одного раздела.
Иллюстрации обозначаются словом «Рисунок» и нумеруются последовательно арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. При ссылках на иллюстрации следует писать: «рис. 1...». Слово «Рисунок» и подрисуночную подпись помещают после пояснительных данных: «Рисунок 1- Этапы коммуникационного процесса». Точка в конце подписи под рисунком не ставится.
Цифровой материал оформляется в виде таблиц в соответствии с рисунком 1. Название следует помещать над таблицей. При переносе части таблицы на другие страницы вместо названия пишут: «Продолжение таблицы 1.2…» или «Окончание таблицы 1…».
Таблица 1 – Характеристика функций управления
Рисунок 1 – Пример оформления таблиц
Если в конце страницы таблица прерывается и ее продолжение будет на следующей странице, в первой части нижнюю горизонтальную линию, ограничивающую таблицу, не проводят. На все таблицы должны быть сделаны ссылки в тексте работы, при ссылке следует писать: «таблица1…».
Приложения оформляют как продолжение работы на последующих страницах или в виде отдельного документа, располагая в порядке появления ссылок на них в тексте. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его обозначения и иметь в обоснованных случаях содержательный заголовок. Приложения обозначаются заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением Ё, 3, И, О, Ч, Ъ, Ь, Ы. Если в работе есть приложения, то на них делается ссылка в основном тексте, а в содержание включают все приложения с обозначением и заголовком.
Реферат должен показать умение студента работать с литературой, делать самостоятельные выводы, анализировать и обобщать различного рода материал.
В процессе работы студент должен опираться на методологию системного и комплексного подхода, широко использовать арсенал современных методов анализа проблем управления.
Титульный лист реферата оформляется в соответствии с установленными требованиями.
Порядок защиты реферата
Полностью подготовленный реферат подписывается студентом и представляется руководителю на проверку. Проверка работ руководителем осуществляется в течение недели после их сдачи.
Если работа не соответствует требованиям, имеет ошибки, плохо оформлена, она возвращается студенту для доработки или переделки. Замечания руководителя доводятся до студента в письменном виде. На титульном листе ставится резюме: «Доработать» или «Переделать». В этом случае студент обязан в установленный срок устранить все замечания и вновь представить реферат на проверку.
При положительной оценке руководитель ставит на титульном листе резюме: «К защите».
Защита рефератов проводится в назначенный день и час. Студент должен показать достаточные знания и по теме ответить на дополнительные вопросы. Защита рефератов может проходить в различных формах. Наиболее целесообразно проводить ее в присутствии группы студентов. Автору реферата предоставляется 10-15 минут для доклада основных положений, после чего ему задают вопросы по существу работы.
Допускается защита рефератов в индивидуальном порядке и в форме обсуждения проблемы темы.
Оценка «отлично» выставляется студенту, если компетенции ОПК-3, ПК-1 освоены на повышенном уровне (обнаруживший всесторонние, системные и глубокие знания, изучаемой темы и учебно-программного материала, правильно выполняется задание, рассмотрена как основная, так и дополнительная литература, рекомендуемая программой).
Оценка «хорошо» выставляется студенту, если компетенции ОПК-3, ПК-1 полностью освоены на базовом уровне (которые обнаружили полное знание, изучаемой темы и учебно-программного материала, успешно выполнено задание, использована рекомендованная программой основная литература).
Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если компетенции ОПК-3, ПК-1 частично освоены на базовом уровне (обнаруживший знания основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшего обучения и будущей работы по профессии, который справляется с выполнением задач и ознакомлен с основной литературой, рекомендованной программой).
Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если компетенции ОПК-3, ПК-1 не освоены (обнаружены пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допущены принципиальные ошибки при написании реферата).
В процессе защиты и при оценке реферата обращается особое внимание на:
- обоснование выбора темы работы и четкое формулирование ее целей и задач;
- степень соответствия объема и содержания темы реферата его целям и задачам;
- понимание современного состояния рассматриваемых в работе проблем, глубину их проработки;
- самостоятельность мышления и творческий подход к проблеме;
- логику и четкость изложения;
- обоснованность основных положений, выводов, предложений;
- знание литературы по разрабатываемой теме;
- правильность ответов на вопросы в ходе защиты реферата;
- умение отстоять свою точку зрения.
Рефераты, имеющие творческий характер, отличающиеся особой глубиной исследования и качеством оформления, могут быть:
- выдвинуты на кафедральный конкурс студенческих работ, проводимый ежегодно;
- рекомендованы к дальнейшей разработке темы при написании научно-исследовательской работы по кафедре экономики и менеджмента.
Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Авдеев, В.В. Управление персоналом. Оптимизация командной работы: реинжиниринговая технология: учебное пособие / В.В. Авдеев. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 960 с. - ISBN 978-5-279-02687-6; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=68925
Дополнительная литература:
1. Мелихов, Ю. Е. Управление персоналом. Портфель надежных технологий: учебно-практическое пособие / Ю. Е. Мелихов, П. А. Малуев. – 2-е изд. – М.: Дашков и К, 2012. – 342, [1] c.: ил., табл.; 20. – Библиогр.: с. 342-343. – ISBN 978-5-394-01758-2.
2. Мельников, С.Б. Управление проектом: «Инкорпоративное развитие территорий, направленное на повышение уровня качества жизни населения: жизнь в достатке каждого гражданина Российской Федерации»: учебное пособие / С.Б. Мельников. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 159 с.: табл. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-4883-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=288833
3. Ильин, В.В. Руководство качеством проектов. Практический опыт / В.В. Ильин. - М.: Интермедиатор, 2015. - 178 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 5-9626-0048-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453966
4. Чанько А.Д. Команды в современных организациях. - СПбГУ. - СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2011. – 408 с.
5. Управление персоналом: учебник для вузов / Е.А. Аксенова, Т.Ю. Базаров, Б.Л. Еремин и др.; под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 561 с. - ISBN 5-238-00290-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118464
Методическая литература:
1. Савченко И. П. Организация командной работы [электронный ресурс]: Учебно-методическое пособие. – Ставрополь: СКФУ, 2017.
Интернет-ресурсы:
1. https://минобрнауки.рф (Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации).
2. https://ecsocman.hse.ru/ (Сайт федерального портала «Экономика. Социология. Менеджмент»).
3. https://www.iteam.ru/publications/ (Сайт компании ITeam «Технологии корпоративного управления»).
4. https://ecsocman.hse.ru (Сайт федерального портала «Экономика. Социология. Менеджмент»).
5. https://biblioclub.ru (Сайт Университетской библиотеки ONLINE)
6. https://www.expert.ru (Сайт федерального портала журнала «Эксперт»).
7. https://www.aup.ru (Сайт федерального административно-управленческого портала).
8. https://www.hrmguide.net (Сайт международного портала по управлению персоналом).
9. https://www.atkinson.yorku.ca (Сайт федерального портала научных исследований в области управления персоналом).
Приложения 1