Глава 8. Социология семьи




8.1.Сущность социологического подхода к проблеме

Семья, как и другие составляющие предмета социологии, является объектом исследования ряда наук: истории, философии, психологии, демографии, этнографии и антропологии.

Социологи рассматривают семью как социальный институт, что определяется такими видами деятельности, как воспроизводство поколений, трансляция системы социальных ролей, межпоколенная и внутрипоколенная регуляция взаимоотношений. Здесь берётся макросоциологический срез - семья выступает как элемент социальной структуры общества, направляемый господствующими в данном обществе ценностями, идеалами, традициями, обычаями, устоями и т.п. Эта общественная регуляция и значимость семьи подчёркиваются и тем, что в основе семьи лежит брак. При исследовании семьи как социального института обычно используются такие понятия, как функции семьи, типы семьи, образцы поведения различных типов семей и т.п.

Социологи изучают семью и как малую группу. Успешное функционирование семьи определяется взаимодействием родителей и детей, супругов, родственников. Критериями стабильности семьи как малой группы являются её сплочённость, стабильность, наличие общих целей и усилий, направленных на их достижение. Такой подход идёт больше от личности, чем от общества, он сродни микросоциологии. Надо отметить, что выделение двух названных аспектов в изучении семьи относительно и условно.

Специфика изучения семьи состоит ещё и в том, что социологи могут замерить современное состояние семьи, брачности, детности и т.д., обрисовать перспективы развития этой общности.

Итак, семья - социальный институт, выполняющий функции малой группы, реализующий потребность общества в воспроизводстве своих членов и их социализации. Семья - основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных любовью, общностью быта, взаимной ответственностью.

Содержание деятельности семьи может быть описано наиболее полно путём анализа функций, выполняемых семьёй в обществе. Основные функции современной семьи см. в таблице на стр. 49.

Содержание и возможности реализации этих функций меняются с развитием общества. Неизменным остаётся самое главное - воспроизводство поколений, воспитание и уход за ними. Именно эти функции обеспечивают социализацию личности и социальную непрерывность.

 

 

Основные функции современной семьи

 

Сфера семейной деятельности Общественные функции Индивидуальные функции
Репродуктивная Биологическое воспроизводство общества Удовлетворение потребности в детях
Воспитательная Социализация молодого поколения Удовлетворение потребности в родительстве
  Хозяйственно-бытовая Поддержание физического здоровья членов общества Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других
  Экономическая Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества Получение материальных средств одними членами семьи от других
  Сфера первичного социального контроля Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах, ответственность и обязательства родителей перед детьми Индивидуальные функции
Сфера духовного общения Развитие членов семьи Духовное взаимообогащение членов семьи
  Социально-статусная Предоставление социального статуса. Воспроизводство социальной структуры общества Удовлетворение потребности в социальном продвижении
  Досуговая Организация рационального досуга. Социальный контроль досуга Удовлетворение потребности в совместном проведении досуга
    Эмоциональная Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье, удовлетворение потребности в личном счастье и любви
Сексуальная Сексуальный контроль Удовлетворение сексуальной потребности

 

Отношения между членами семьи можно проследить через её структуру: она может быть авторитарной или демократической в зависимости от отношений власти, авторитета, подчиняемости, добровольности выполнения обязанностей. В зависимости от распределения ролей и функций, которые в связи с этими ролями реализуются, можно говорить о традиционной семье, где жена вела хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто - собственником имущества, и кормил семью, и о семье эгалитарной, равноправной, более распространённой в наши дни. В патриархальной, традиционной семье отношения чаще строятся по авторитарному типу, в эгалитарной семье - по демократическому.

Изучение семьи требует её типологизации. Оснований для этого может быть множество: характер супружества, особенности родительства, родства, социального положения и т.п.

Остановимся на некоторых типах современной семьи. Она, как правило, моногамна, т.е. в её основе лежит брак одного мужчины и одной женщины, в отличие от полигамии. По числу детей семья может быть бездетной, малодетной, среднедетной и многодетной. По отсутствию или наличию брачной пары можно говорить о полной или неполной семье. Совместное проживание родителей с детьми или большего числа поколений даёт такие типы, как нуклеарная и расширенная семья. В зависимости от жизненных циклов семьи возможно её подразделение на "молодую", "зрелую" и "пожилую". Период становления семьи чрезвычайно важен для формирования основных ценностей, образцов поведения, распределения функций. Отрадно, что среди мотивов вступления в брак всё большую роль играет любовь, но её часто бывает недостаточно для того, чтобы преодолеть все трудности семейной жизни, поэтому успех брака зависит от таких качеств супругов, как доброта, альтруизм, понимание, радушие.

 

8.2.Некоторые тенденции развития современной семьи

Основными тенденциями развития современной семьи можно считать сокращение брачности, увеличение числа одиноких людей, возрастание доли неполных семей, преобладание малодетных семей, рост числа разводов, распространение эгалитарной семьи, её нуклеаризация. Рассмотрим некоторые из них.

По данным переписи 1989 г. 71,8% общего числа взрослых мужчин и женщин в нашей стране состояли в браке. За 30 лет, прошедших после переписи населения 1959 г., интенсивность брачности уменьшилась в 1,5 раза. Так, в 1959 г. от возможного максимума ежегодных браков (100%) было заключено 22,4%, а в 1989 г. - 14,3%. Причём потенциал брачности за это же время увеличился за счёт более ранних браков, благоприятного изменения соотношения полов и снижения смертности. Если в прежние годы Россию отличало вынужденное одиночество, т. е. перекосы в соотношении полов из-за потерь в войнах, то в последние годы безбрачие становится делом добровольным. Имея потенциального брачного партнёра, не вступили в брак в 1959 г. 6,8% мужчин и 7,2% женщин. В 1989 г. соответственно - 14,2% и 15,1%. Тенденция к снижению интенсивности вступления в брак носит длительный и устойчивый характер. Можно предположить, что сокращение брачности проявится в ближайшем будущем ещё острее: во-первых, безработица в условиях рынка одних людей удержит от вступления в брак, других подтолкнёт к разводу, особенно мужчин, которые не захотят стать иждивенцами своих жён.

Во-вторых, в развитие новых экономических структур в России всё активнее включаются женщины. Интересно, что, анализируя свои мотивы участия в предпринимательской деятельности, женщины на первое место ставят реализацию своих способностей и высокую зарплату, а на второе возможность заниматься любимым делом. Для мужчин самореализация всё ещё остаётся ведущей, опережая стремление к доходам. Если эта тенденция сохранится, то в ней таится определённая угроза браку, т.к. она увеличивает экономическую самостоятельность женщин.

В-третьих, рыночные отношения повысят роль денег в обществе, а это повысит значение доходов мужчин и женщин при вступлении в брак и его сохранении. Это скажется на выборе партнёра из "своего" круга, следовательно, сузит возможность выбора жениха и невесты. Увеличится доля браков по расчёту и брачный возраст, особенно жениха, так как он должен будет создать определённую экономическую базу для будущей семьи. Тенденция к откладыванию первых браков проявлялась у нас и ранее, теперь можно предположить её усиление. Значительнее станет разница в возрасте между женихом и невестой, и чем больше она будет, тем меньше брачных пар получит общество, даже при нормальном соотношении мужчин и женщин.

Чтобы воспроизводство поколений шло хотя бы в прежних масштабах, необходимо 2,6 ребёнка на семью или чтобы 1/4 семей была двухдетной, 1/5 - четырёхдетных и 7% - с пятью и более детьми. Реальная структура семей по детности в России соответствует 1,59 ребёнка на семью. С середины 60-х годов, за исключением 1986-1987 годов, число детей постоянно ниже простого замещения. Основной тип семьи - 1-2 ребёнка до 16 лет в 90% российских семей.

В 1992 г. в России уровень смертности превысил уровень рождаемости, начался процесс вымирания. Это повод для специальной демографической политики. Социологические опросы молодых семей, наиболее перспективных в плане рождения детей, показывают, что желание иметь большее количество детей, чем есть, имеют многие супруги - 12,7% семей имеют одного ребёнка, но идеалом такую детность считают только 6,9%. Двух детей хотели бы иметь 55,4% молодых семей, имеют - 44%.Трёх и более имеют 2,5%, а хотели бы 18,8%. Иначе говоря, однодетная семья непопулярна, но типична, семья с тремя детьми нетипична и непопулярна. Напомним, что семья - социальный институт, в функционировании которого кровно заинтересовано общество, именно семья воспроизводит и социализирует новых его членов, но нерешённые экономические, жилищные и прочие проблемы усугубляют общую для развитых стран тенденцию к сокращению числа детей.

Такой же устойчивой и длительной становится тенденция к увеличению числа разводов. Социологи изучают мотивы и объективные причины разводов и их последствия. Их уровень в крупных городах составляет от 40 до 50% от числа заключаемых браков. Цифра звучит устрашающе, но по отношению к числу существующих супружеских пар распадающиеся составляют 1,5-2%. Если учесть ещё и тот факт, что часто распадаются браки супругов, которые уже имели такой печальный опыт, то картина ещё более смягчится. Тем не менее, 500-700 тысяч детей, которые ежегодно остаются без одного из родителей, это, пожалуй, самое тяжелое бремя развода и для родителей, и для общества. Если учесть, что у таких детей в будущем велика вероятность распада их собственной семьи, то проблема становится ещё острее. Среди причин разводов в нашей стране на первом месте алкоголизм, далее - несовпадение ролевых ожиданий и поведения супругов, сексуальные проблемы, нервные расстройства и т.п. Одной из важнейших причин нестабильности семьи следует считать неготовность людей к браку, их несерьёзное отношение к нему. Не случайно доля разводов среди молодых семей - до 4-5 лет брака - существенно выше.

На смену патриархальной, традиционной семье пришла эгалитарная, основывающаяся на равных правах и участии всех членов семьи в решении всех важнейших проблем. Преобладание таких семей, распространённость их в разных странах неодинаковы, и чем более развита страна, тем выше доля равноправных семейных союзов. Материальной основой для изменения места женщины в семье стало её участие в общественной жизни, производстве. Женщина, мать перестала быть только хранительницей домашнего очага, более половины всех замужних женщин работают вне дома. В России эта цифра была до недавнего времени на уровне 90%. Производственная деятельность даёт возможности более полной реализации талантов и способностей женщин, но ставит новые проблемы. Важнейшая из них - воспитание детей, другая - необходимость разгрузки женщины от домашнего труда.

Названные тенденции развития современной семьи не являются спецификой России, но десятилетиями насаждавшаяся идеология приоритета государственных интересов над интересами семьи, экономические трудности, идеологизация образования усилили проявления этих тенденций и сложности их преодоления. Вмешательство государства, порой подмена им воспитательной функции семьи не позволило последней полностью реализовать себя. Преодоление того кризиса, в котором оказались сегодня семья и всё наше общество, видится в перенесении центра тяжести с семьи как социального института в сторону возрастания её роли как малой группы, как области самореализации личности, перенос акцента с хозяйственно-экономических проблем на моральные и психологические. В мире рушащихся идеалов и общественных институтов, обществ семья может и должна стать для человека оплотом его силы и веры, духовного возрождения и психологическим буфером. Тем не менее, без поддержки государства, без курса на приоритет семьи решить эти проблемы не удастся.

 

Вопросы для повторения: 1.Что представляет собой семья как социальный институт? 2. Каковы основные функции семьи? 3. Какие типы современной семьи Вы знаете? 4. Каковы основные тенденции развития семьи? 5. Как отразится на развитии семьи переход к рыночным отношениям

Библиографический список

Волков, Ю.Г. Социология [Текст]: учебник / под ред. проф. Ю. Г. Волкова. -3-е изд. – М.: Гардарики, 2005. -512 с.

Воробьев, К. А. Социология [Текст]: учебное пособие для вузов / К. А. Воробьев. - М.: Академический проект, 2005.-512 с.

Воронцов, А. В. История социологии: XIX- начало XX века [Текст]: в 2 ч. учебное пособие для студентов вузов / А. В.Воронцов. - М.: ВЛАДОС, 2005.- 423 с.

Дивицина, Н. Ф. Семьеведение: краткий курс лекций для вузов [Текст]: учебное пособие / Н. Ф. Дивицина. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 327с.

Добреньков, В. И. Социология [Текст]: учебник для студентов вузов / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М. 2005.- 624 с.

Забродин, В. Ю. Социология: экзаменационные ответы для студентов вузов [Текст]: учебное пособие / В. Ю. Забродин. – СПб.: Питер. 2006.- 160 с.

Зритнева, Е. И. Социология семьи [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 020300 «Социология» / Е. И. Зритнева. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС. 2006. – 150 с.

Кухарчук, Д. В. Социология: пособие для сдачи экзамена [Текст] / Д. В. Кухарчук. - М.: Юрайт. 2006.-250 с.

Масионис, Джон. Социология [Текст] / Джон Масионис. - 9-е изд. - СПб.: Питер. 2004.- 752 с.

Нартов, Н. А. Социология [Текст]: учебник для студентов вузов) / Н. А. Нартов, В. Ю. Бельский. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 298-328.

Радугин, А. А. Социология [Текст]: курс лекций: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Библионика, 2006.- 224 с.

Рысь, Ю. И. Социология [Текст]: учебник / Ю. И. Рысь, В. Е. Степанов.- М.: Дашков и К°. 2005. С.270-305.

Савинов, Л. И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей [Текст]: учебное пособие / Л. И. Савинов, Е.В. Кузнецова. -2-е изд.-М.: Дашков и Ко. 2006. - 25с.

Социология семьи [Текст]: учебник для студентов вузов / А. И. Антонов [и др]; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова; под ред. А. И. Антонова.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЦСП. 2003. – 339 с.

Харчев, А. Г. Социология семьи: проблемы становления науки [Текст] / А. Г. Харчев.-М.: ЦСП. 2003. - 339с.

Черняк, Е. М. Социология семьи [Текст]: учеб. пособие.- 4-е изд., перераб. и доп. – М: Дашков и К°. 2006.- 240 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: