Первая советская атомная подводная лодка К-3 («Ленинский комсомол»).




Стратегический подводный флот СССР и России.

В России всегда был интерес к подводному плаванию. Первую лодку (ее тогда называли «потаённым» судном) попытался создать плотник Ефим Никонов. Это было при Петре I. Через несколько лет созданный образец прошел испытания на Галерном дворе, судно опустили на воду, но при этом повредили ему днище. Работы были прекращены, а неграмотный изобретатель был послан на верфи плотником.

Об истории создания атомного флота в нашей стране написано много.

Краткое, но ёмкое описание истории гонки холодной войны под водой можно найти в публикации А.Б. Колдобовского. Это замечательная статья, поясняющая причины этой гонки и грандиозность решенных проблем, потребовавших создания "прорывных" технологий.

К середине 50-х гг. усилия сверхдержав по созданию современного термоядерного оружия увенчались успехом и в США, и в СССР, а форсированное развитие в обеих странах атомной промышленности позволяло непрерывно увеличивать темпы накопления ядерных боеприпасов. Однако такое накопление (да, в общем, и само наличие ядерных боеприпасов) не имело смысла без средств их доставки. И с этой точки зрения позиция США была несравненно более выигрышной, нежели положение СССР.

"Следует отметить, что Обнинская АЭС сыграла выдающуюся роль в истории советского атомного флота. Она стала важнейшей экспериментальной и учебной базой как для технического совершенствования корабельных ЯЭУ, так и для подготовки экипажей АПЛ. А несколько позже, там же, на территории Физико-энергетического института, был построен действующий прототип ЯЭУ АПЛ (стенд 27/ВМ), на котором те же задачи решались предельно направленно и конкретно".

Ценой огромных усилий и затрат было в СССР / России построено за период 1955- 1993г.г. 243 АПЛ различных типов (4 поколения, около 500 реакторных установок). Для сравнения, США-179, Англия -24, Франция -12, Китай-6.

Атомные подводные лодки

Почему они атомные? На первый взгляд, ответ очевиден: ядерная силовая установка лучше. Но, собственно, чем именно? По отношению к весу она не мощнее дизеля. Одной заправки хватает на срок от 2 до 30 лет... Но ведь плавания не продолжаются так долго. Даже двухмесячная автономность считается очень большой. За это время современный корабль и с обычным двигателем может обойти вокруг света.

Запряженный атом

Ядерная силовая установка достаточно компактна, ею можно было бы оснастить даже фрегаты. Но идея создания атомного надводного флота вызвала у моряков умеренный энтузиазм. Некоторые преимущества корабль, разумеется, получил бы, но поплатился бы за них возросшей уязвимостью. Дизельное судно при повреждении машинного отделения в худшем случае окажется обездвиженным, атомоход же с продырявленным реактором станет смертельно опасным источником радиации, и экипажу придется немедленно его покинуть.
Другое дело — подводная лодка. Двигатель внутреннего сгорания плохо подходит для нее, так как в качестве окислителя использует атмосферный кислород. При движении «под дизелем» (с забором воздуха через шноркель) лодка сильно шумит, ничего «не слышит» сама, может вести наблюдение только через перископ, и шансы, что она обнаружит противника раньше, чем он ее, — невелики. Заряд же аккумуляторов позволяет субмарине преодолеть лишь сотню километров, причем самым малым — экономичным — ходом.
Атомный двигатель сделал субмарину по-настоящему подводным судном, а также освободил ее от необходимости экономить энергию. Скорость хода атомной подводной лодки (АПЛ) ограничена лишь мощностью реактора и шумностью. Когда враг близко, ей все равно приходится маскироваться.

Атомные подводные лодки можно разделить на три типа: стратегические (вооружены баллистическими ракетами), торпедные и многоцелевые (вооружены торпедами и крылатыми ракетами). Первые представляют собой одну из важнейших составляющих сил сдерживания, так как субмарины, скрывающиеся где-то на безбрежных просторах океана, слишком трудно поразить превентивным ударом. В этом смысле они незаменимы. Стратегические ракетоносцы очень велики (подводное водоизмещение советских «Акул» достигало 48 тысяч тонн), имеют умеренную скорость (около 25 узлов) и глубину погружения, но рассчитаны на максимально длительное боевое патрулирование.

Торпедные АПЛ предназначены для уничтожения кораблей; в первую очередь — стратегических лодок и авианосцев. Традиционную для субмарин функцию «истребителей торговли» они, кстати, выполнять уже не могут — их слишком мало для этого. Торпедные лодки компактны (водоизмещение их обычно составляет 5-6 тысяч тонн, а у советских титановых «Лир» — всего 3 тысячи) и отличаются высокой скоростью.

Многоцелевые АПЛ скорее следует классифицировать как ракетные мониторы. Ибо если надводные корабли обнаруживают противника на большом расстоянии с помощью радаров и палубных вертолетов, то подводная лодка даже обычными торпедами «стреляет дальше, чем видит». Ракеты, дальность действия которых достигает сотен километров, субмарина способна выпускать только по неподвижным целям, положение которых ей известно заранее.

 

Первая советская атомная подводная лодка К-3 («Ленинский комсомол»).

 

Цель моей статьи - рассказать об уникальном человеке, который в своё время служил на атомной подводной лодке.

Сергей Владимирович Соколов родился в 1958 году в городе Боброве Воронежской области. С детства мечтал о море и, окончив 10 классов, в 1975году поступил в Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище. По окончании училища с 1980 года служил на атомных подводных крейсерах Северного и Тихоокеанского флотов. После службы вернулся в родной Бобров, и с 1990 года работал учителем в школе. Фанат охоты и рыбной ловли.

- Мой отец, - поделился Сергей Владимирович с «Профсоюзным щитом», - после возвращения с фронта всю оставшуюся жизнь работал учителем, поэтому я с выбором новой гражданской профессии особо не раздумывал. С 1990 года по 2009 год работал в Бобровской средней школе № 4 учителем черчения, рисования и технологии. В течение последних пяти лет моей педагогической деятельности мои ученики становились победителями и призёрами областных олимпиад по технологии, а в течение последних трёх лет – призёрами Всероссийской олимпиады школьников по технологии.

Как рассказал Сергей Владимирович, поэзия его позвала, после того как три с половиной года назад он случайно попал на фестиваль авторской песни «Рамонский родник»: хлебнув творческой атмосферы фестиваля, начал писать стихи. Наверное, где-то что-то пробило…». Неизменной музой автора, по его признанию, является жена, Галина Николаевна, с которой они живут в счастливом браке 28 лет. По профессии Галина Николаевна биолог, педагогический стаж - 25 лет, в настоящее время работает директором профессионального училища № 43 Боброва. У супругов Соколовых двое детей.

Замечателен тот факт, что младший брат Сергея Владимировича, Юрий Владимирович Соколов, тоже связал свою жизнь с морем – «от звонка до звонка» служил офицером-подводником, а позже вернулся в родной Бобров. Сын Владимир пошёл по стопам отца – окончил высшее военно-морское училище в Санкт-Петербурге. Так что с полным правом можно говорить о славной военно-морской династии Соколовых.

- Моряк-подводник – это не профессия, а призвание, крик души, - рассказывает Муслимов Ринат Магарифович, командир боевой части № 5, друг лейтенантской молодости Сергея Соколова. - Не каждый человек способен находиться в замкнутом пространстве под огромной толщей воды длительное время. Для этого необходимо, прежде всего, желание, здоровье, выдержка, профессиональная подготовка. Все члены команды подводной лодки должны уметь действовать как один слаженный механизм, ведь ошибка одного может стоить жизни многим. На моряках-подводниках лежит колоссальная ответственность, поэтому им желают, чтобы количество погружений всегда равнялось количеству всплытий.

В последнее время Сергей Соколов – частый гость разных фестивалей, является лауреатом многих из них, в том числе Фестиваля имени Валерия Грушина, был удостоен Гран-при первого Бунинского фестиваля. В 2010 году в издательстве ООО «Пресса ИПФ» вышел его поэтический сборник «Гусиная заря». Много лет послужив на Тихоокеанском флоте, он навсегда влюбился в море. Ностальгией по этому времени (правда, ностальгия – тоска по родине, а может, море и есть вторая родина?) проникнута не одна его строфа, хотя и современные будни бывшего офицера-подводника не менее интересны.

Выйдя в отставку, вернулся в город детства Бобров. Всё здесь – и родная река Битюг, и мамин дом на берегу, и «Залужинка», и «Гусиха» – по-прежнему волнует по-детски впечатлительную душу. Это только кажется, что настоящие мужчины не способны на сентиментальность. К счастью, это далеко не так. Сергей Соколов – истинный романтик, причём романтизм его по-настоящему чистый и светлый, что так редко встречается в нашидни. Также Сергей Владимирович является автором многих бардовских песен.

Стихи Сергея Владимировича необыкновенно музыкальны, что позволяет им легко проникать в самые сокровенные уголки души. А кажущаяся простота и поверхностность поэтического слога, по мере прочтения каждого стихотворения, оборачивается настоящим откровением для читателя.

Он частый гость нашей школы, мы приглашаем его на классные часы, где он с удовольствием рассказывает о своей службе на АПЛ. Мне стало очень интересно узнать, каково это: быть на дне океана. Какие чувства испытывают при этом?

Вопрос: - Расскажите, как вы попали служить на подводную лодку?

Ответ: - Я с детства мечтал стать подводником. После окончания МКОУ БСОШ№ 2 поступил в Севастопольское Высшее военно-морское Инженерное училище. Отучившись 5 лет, служил на атомных подводных крейсерах стратегического значения.

Вопрос: - Сколько лет вы служили на подводных лодках?

Ответ: - Службе на АПЛ я посветил 10 лет своей жизни и нисколько не жалею об этом.

Вопрос: - Куда ходили подводные лодки, на которых вы служили? В каких точках земного шара вы побывали?

Ответ: - Это стратегия. Для того, чтобы ударить по противнику, лодке не надо куда-то ходить. Ей нужно просто скрытно погрузиться и находиться в какой-то точке Мирового океана так, чтобы «супостаты» не увидели. Поэтому в какие-либо страны мы не ходили, а погружались под воду и около 30-ти месяцев скрывали своё местонахождение, должны были быть готовыми в любой момент нанести удар по противнику.

Вопрос: - Что ещё вы могли бы рассказать о Вашей жизни? Может быть, было какое-то знаменательное событие?

Ответ: - Вся моя жизнь сама по себе знаменательна, потому что я живу, и это главное. А чего-то такого конкретного и нет.

Вопрос: - А вы можете описать какую-либо ситуацию, в которой вам довелось рискнуть вашей жизнью? Или таких ситуаций не было?

Ответ: - Человек рискует тем, что он живёт. И в любой момент он может лишиться жизни. Ну, конечно, на службе были такие ситуации, когда жизнь моя и всего экипажа висела на волоске, но это долгая история. Да и в повседневной жизни встречаются такие ситуации. Я занимаюсь многими опасными видами деятельности, такими, как охота, подводная охота и др. И поэтому таких случаев предостаточно. А рассказывать о каждом - это опять-таки отдельная история.

Я поняла, что профессия подводника трудна и опасна, потому что море не прощает ошибок, и члены экипажа несут ответственность друг за друга. Нужно быть собранным и внимательным. Подводники – смелые и надежные люди, никогда не бросят друга в беде!

Подводники – особый народ! Хочется пожелать всем, кто служит и служил на атомной подводной лодке добра, выдержки, терпения, семейного тепла.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: