Эстетика. Творческая философия




Философия Аристотеля

Биография

Аристотель (384-322гг. до н.э.) родился в г. Стагира в семье известного врача Никомаха.

367г. Аристотель отправился в Афины, где в 18 лет поступил в Академию Платона, пробыл там 20 лет.

343г. по приглашению македонского царя Филиппа становится наставником наследника (будущего Александра Македонского).

335г. Возвращается в Афины и открывает свою школу – Ликей. 323г. Аристотель покидает Афины.

322г. Смерть Аристотеля на о.Эвбея.

Основные труды: Диоген Лаэрций, историк античной философии (II — 1-я пол. III века нашей эры), перечисляет 146 произведений Аристотеля, сохранилось множество работ по логике, философии (Метафизика), физике (Физика, О небе), биологии (История животных, О движениях животных), психологии (О душе), этике (Никомахова этика, Большая этика), политике (Политика, Афинская полития), экономике (Экономика), искусствоведению (Поэтика), ораторскому искусству (Риторика).

Строил науку как единую систему. Впервые из философии были выделены специальные науки, произведена классификация знания того времени.

Науки
Теоретические (истина сама по себе) Метафизика, физика, математика Практические (практическое знание) Этика, политика, экономика Творческие (создание прекрасного) Эстетика, риторика

Метафизика – учение о вечных началах и принципах бытия, лежащих за миром чувственно воспринимаемых предметов и постигаемых только с помощью разума.

Учение о форме и материи: Форма – неизменна и вечна, именно она делает предмет тем, что он есть. Форма выступала у Аристотеля в качестве общего, а конкретные её воплощения, вещи – в качестве единичного.

Форма – некая идеальная сущность вещи, видовая или родовая, но не индивидуальная.

Первоматерия – бесформенное неопределённое вещество, непознаваемое для человека, но являющееся основой для материи во всех вещах.

Соотношение формы и материи – главная проблема метафизики Аристотеля. Любая возникшая вещь приобретает существование только в результате соединения материи и формы, привнесения формы в материю.

Форма любой существующей вещи является по отношению к этой вещи:

  1. её сущностью;
  2. источником движения;
  3. причиной;
  4. целью.

Причины бытия:

1. материальная

2. действительная

3. целевая

4. формальная

Существует перводвигатель, который вносит движение в мироздание.

Физика: к физике Аристотель относил все естественно-научные вопросы – от теории элементов и движения, структуры космоса до биологии и психологии. Земля шарообразна, это центр Вселенной. Четыре элемента (земля, огонь, вода, воздух) – образуют весь подлунный мир.

природа в целом понимается как единый живой организм, где «одно возникает ради другого».

Учение о душе: душа является формой, способом организации тела, будучи принципом жизни и развития, душа не может делиться на части, но проявляется в виде нескольких функций:

1. растительная (свойственна растениям)

2. движущая (присуща животным)

3. разумная (присуща человеку)

Движущей силой поведения философ признавал стремление к удовольствию.

Учение о познании

Стадии познания:

  1. Чувственное восприятие отдельных вещей и их свойств.
  2. Опыт – несколько воспоминаний об одном и том же предмете.
  3. Искусство (технэ) – знание сущности множества вещей.
  4. Философия (наука) – высшей из которых является первая философия (метафизика).

Знать, по Аристотелю, - значит прежде всего знать общее (формы, универсалии), а также причины сущего. но это постигается только разумом, а не чувствами.

Логика: Аристотель сформулировал ряд правил, следуя которым можно было придти к истинным суждениям. Основой таких суждений стал силлогизм - форма умозаключения, в которой из двух высказываний (посылок) следует новое высказывание (вывод).

Аристотелем сформулированы три закона правильного мышления:

  1. закон тождества (предмет суждения должен оставаться тождественным самому себе в этом суждении);
  2. закон исключённого третьего (два суждения, одно из которых является отрицанием другого, не могут быть одновременно ложными);
  3. закон недопущения противоречия (два высказывания не могут быть одновременно истинными и противоречащими друг другу).

Этика и политика:

Этику Аритотель называл практической философией, т.к. эта норма не может быть выведена теоретически, в отрыве от человеческой жизни.

этика рассматривает благополучие отдельного человека,политика – благополучие человеческого общества. Высшее человеческое благо Аристотель определил как счастье, однако, разные люди по-разному его понимают. Телесное благополучие необходимо, но в обладании материальными благами важна «золотая середина», мера.

Человек – «политическое животное», для которого естественна жизнь в кругу себе подобных, в обществе.

Принцип правления «Правильная» форма «Неправильная» форма
Власть одного монархия тирания
Власть немногих аристократия олигархия
Власть большинства полития демократия

Физический труд – удел рабов, рабство существует «от природы», рабами должны быть в основном варвары (не греки). Дело свободного человека – интеллектуальная, политическая и эстетическая деятельность.

Эстетика. Творческая философия

Искусство Аристотель выделял как особый вид творческой человеческой деятельности, а также продукты этой деятельности. «Искусство частью завершает то, что природа не в состоянии сделать, частью подражает ей».

В работе «Никомахова этика» Аристотель выделил три вида дружбы:

- ради наслаждения,

- ради пользы,

- ради себя самого. По его мнению, первые два вида являются недолговечными, т.к. основываются на корыстных целях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: